в начало
       статьи
        видео
       ссылки



КАК МЫ ПЕРЕХОДИЛИ ИЗ НЕРЛИ В ДУБНУ, 1993г.

Воспоминания о попытке пересечь водораздел на байдарках.

Автор А.Дещеревский,
e-mail:deshere@uipe-ras.scgis.ru

Нитка маршрута: Москва - Хотьково -- Переславль-Залесский - р.Трубеж - оз.Плещеево - р.Векса - оз.Сомино - р.Нерль (волжская) - р.Кубрь - р.Мечка - р.Шуста - р.Мечка - р.Кубрь - р.Нерль - Москва, 10-15 мая 1993г.

Отчет написан по памяти, спустя примерно семь лет после похода. Поэтому кое-что я мог подза-быть, а что-то - напутать. Но Шуста оказалась так хороша, что было бы обидно просто забыть эту удиви-тельную, абсолютно дикую и чарующую лесную речку, расположенную всего лишь в двух часах езды от нашей шумной и перенаселенной столицы.

В поход мы отправились большой и дружной компанией. Часть судов (пожалуй, теперь я даже не вспомню всех, кто тогда с нами плавал) должна была спуститься по Нерли до Скнятино, а несколько самых отчаянных сорвиголов собирались под моим чутким руководством прокопаться по древней (?) канаве из бассейна Нерли в Сулоть и затем спуститься по ней в Дубну. Помимо меня, моей жены Лены, пятилетней Оли и трехлетнего Олега, штурмовать водораздел отправились Янин Леня, Свистунов Боря (с ним шли Лера и Дима), Ростовцев Андрей с "женой-гадалкой и дочерью-каратисткой" ((с) не мое), и Зверева Ирена с семилетним Сережей. А вот Степановы (их Пете и Паше было тогда по семь лет) и Дубовские (их Диме и Игорю было уже почти десять), как все нормальные люди, поплыли вниз по течению... Андрей при встрече в Переславле обронил несколько фраз по-немецки, за что потом до конца похода назывался не иначе, как германским шпионом. В разоблачении оного особенно усердствовал известный следопыт и поисковоотрядовец Леня Янин, который под конец похода был премирован вырезкой из самой лакомой, филейной части шкуры байдарки германского шпиона. (По случаю покупки новой шкуры старая при разборке байд была торжественно разделана на мелкие части).

...Это была первая наша попытка перейти на байдарках из одной речки в другую. Меня заинтриговала странная канава, соединяющая на карте исток Шусты - оз.Большое - и реку Сулоть. Как, неужели вода может из одного места течь сразу в двух направлениях?

Когда-то в детстве я прочел несколько журнальных статей о древнерусских водных ходах. Оказывается, знаменитый путь "из варяг в греки" вовсе не был единственным торговым маршрутом древней, а потом и средневековой Руси. Буквально каждый водораздел пересекали многочисленные естественные и рукотворные водные смычки. В верховьях реки были связаны сухопутными переходами - волоками, по которым перетаскивали суда, а иногда просто товары, из одного бассейна в другой. До сих пор в таких местах сохранились остатки поселений, жители которых промышляли работой на волоке.

Теперь, после нескольких "перевальных" водных походов, у меня складывается впечатление, что наиболее крупные волоки надо искать не в самых верховьях, а чуть пониже, там, где реки уже достаточно полноводны. Проще было протащить деревянную ладью несколько километров по суше, чем пробираться по длинным, мелким и заваленным буреломом ручьям, вода в которых держится лишь несколько недель в году. Конечно, из всякого правила есть исключения, но сулоцко-нерлинский водораздел явно к ним не относится. И правда, чего ради потащили бы сюда древние купцы свои лодки, если чуть ниже обе эти речки благополучно впадают в одну и ту же Волгу, и там куда проще перейти с одной стороны на другую?

Но в девяносто третьем году я еще об этом не думал. По двухкилометровой карте не всегда можно отличить современные мелиоративные каналы и спрямления русла от древних копанок. Да и наш байдарочный народ не слишком хотел ехать в какие-то дальние края, а Нерль - вот она, рядом, два часа на автобусе с Щелковского автовокзала.

По предложению Свистунова Бори, в поход мы отправились не первого мая, а на неделю позже. Честь и хвала этому мудрому человеку! Благодаря этой хитрости нас всю неделю сопровождало по-летнему теплое солнце и двадцатиградусная жара - можно даже было купаться!

Байдарки собрали в Переславле-Залесском у моста через Трубеж. Город все уже видели, поэтому не теряя времени, мы сразу двинулись в путь. Описание маршрута по р.Нерль можно найти в любой книжке. Исток Нерли - быстрая красивая узкая речка (здесь она называется Векса). Первые пятнадцать километров (после оз.Плещеево) для стоянки действительно весьма неудобны. Мы заночевали на северном берегу оз.Сомино, но выход из воды был на слабо покатый полузатопленный луг, что совсем неудобно. Подходишь к берегу в метровых сапогах, ноги проваливаются в топкую жижу, а до чистой воды еще с десяток метров. Ни умыться, ни котелок набрать, разве только с байдарки.

На второй день мы вошли в устье Кубри (она почти такая же, как Нерль), поднялись по ней с километр и увидели Мечку. Летом это просто ручей, а весной - быстрый и многоводный поток. Скорость течения, когда мы шли, была 3-5км/ч, на отдельных быстринах до 6-7. Так что местами выгребались с большим трудом. Берега песчаные, крутые, с кустами (проводка на бечеве малореальна) и лесом. В пик паводка течение на стремнине может быть еще сильнее, но за счет того, что речка разольется по пойме, идти, возможно, будет даже легче.

К счастью, подниматься по Мечке не так далеко, километров семь-восемь. Извилин на Мечке немного, так что расстояние можно определить по 2-км карте. Ближе к устью Шусты (устье отыскивается без труда) проходит граница областей, и это сразу заметно: берега становятся поприятнее, можно поставить комфортный лагерь, особенно на стрелке.

Третий день начался с подъема по Шусте. В ее устье воды было совсем мало - едва-едва для байдарки. Глубина ручья (иначе его здесь не назовешь) - не больше тридцати сантиметров.

Дно и берега в устье Шусты песчаные. В нескольких десятках метров от устья - первый завал (обнос над бревном 2-3м). Еще через пару десятков метров - первая бобровая плотина, обнос. Разница уровня воды до и после плотины - метра полтора! Дальше начинается самое интересное. Речка становится на порядок глубже, течение почти исчезает, по берегам пропадают всякие признаки деятельности человека - просто фантастика!

На первых 1-2 км подъема по Шусте надо обнести еще 2-3 бобровые плотины. Река тут глубокая, тихая, по берегам стеной стоит лес. Вода - чистейшая, талая с примесью болотного черноводья. Все очень дико и красиво, как из сказки. Правда, бобров все-таки надо выслеживать, (легче это сделать по утрам). Эту особенную, необычную красоту стоит увидеть хотя бы раз в жизни.

Примерно на полпути от устья Шусты до шоссе на правом (орографически) берегу реки есть большой сосновый остров (бугор), где можно поставить лагерь. Ночевка получилась мрачноватой, таежной. Даже не верится, что до Москвы - всего сто километров!

Выше "острова" течение совсем теряется, и мы заблудились в полузатопленном лесу, не сумев найти главное русло. Не обнаружив за весь день ни одного сухого места, где можно поставить палатку, решили на ночь вернуться обратно к соснам. Детям наскучило сидение в байдарках, да и энтузиазм взрослых начал угасать. Прикинув, что такими темпами мы вряд ли успеем добраться до Дубны, решили идти обратно в Нерль и продолжить сплав по запасному варианту. Но о потраченных на Шусте днях никто не жалел. Я такие чудеса, может, впервые в жизни увидел - очень сильное впечатление было!

Еще надо сказать пару слов по поводу нашей тактики. Мы шли вперед всей группой, и это было неправильно. Пока первая байда рубила завал, остальные стояли и ждали. Часто их экипажам, особенно детям, даже некуда было высадиться, разве что карабкаться на деревья. Видимо, оптимальная тактика на Шусте, да и вообще малых лесных речках-ручьях, должна быть иной. Пока основная масса народу, дети и женщины сидят в лагере и варят завтрак или обед, штурмовая байда с пилой и топором налегке идет в разведку, чтобы найти оптимальный проход, а где надо, и завал разобрать. Первопроходцам очень не повредят болотники, хотя я в тот раз ходил везде в кедах и по колено мокрых штанах, благо погода позволяла. Но то, что при обносах и разведке гулять приходится по колено в воде, а то и глубже, это факт. Когда речка на 2-3 км расчищена, и найдено следующее место, где можно удобно высадиться и устроиться, штурмовая группа возвращается, после чего все вместе плывут дальше.

В целом, маршрут по Шусте можно охарактеризовать как очень достойный и красивый. Когда едешь по шоссе, хорошо виден пересекающий дорогу канал, и воды в нем хватает. Так что пройти этот водораздел, наверно, все-таки можно. Правда, это потребует не меньше 4-5 дней напряженной работы, но река того стоит. Разумеется, байдарок должно быть меньше двух, а мужиков - не меньше, чем трое, чтобы обноситься, не разгружая лодки. Естественно, выше "острова" нужна разведка, чтобы не оказаться в сумерках посреди болота, где "и вблизи и вдали - все вода да вода..."

Вот, сейчас пишу, и так меня эта Шуста за душу берет... Моей Оле было тогда лет пять (сейчас двенадцать), и с тех пор мы на байдарке каждый год по несколько раз плавали, но она до сих пор Шусту вспоминает. Понятно, нам в тот раз не хватило времени, опыта и везения. Будем надеяться, тем кто пойдет вслед за нами, повезет больше....





Copyright © Аркадий Копаница 2000-2002 

счетчик посетителей сайта contadores sexcams videochat
Экстремальный портал VVV.RU
Hosted by uCoz