в начало
       статьи
        видео
       ссылки



Дом ученых Объединенного Института Ядерных Исследований
Дубненский Городской Клуб Туристов

Дневник похода

и описание рек Терского берега Белого моря:
Индель - Юлица - Кица (июль-август 2007 года).
Автор отчета- А.Д.Злобин, Заслуженный путешественник России
Дубна -2004

Идеология похода отрабатывалась в январе - июне 2007 года на основе информации, извлекаемой из Интернета. Павел Колесов выполнил большую поисковую работу, из которой следовал что:

  1. Реки Терского берега Белого моря начинаются в труднодоступных районах Кольского полуострова, на значительной части протекают среди болот и их эстуарий подвержен воздействию приливов и отливов.
  2. Реки эти нерестовые - ход рыбы в конце августа и начале сентября.
  3. Места безлюдные, но на реках появились турбазы для лицензионной ловли лосося.
  4. Местные инспекторы рыбоохраны при встрече с туристами не прочь штрафовать за отсутствие у них лицензии на рыбную ловлю, за отсутствие регистрации туристских судов, за отсутствие разрешения на пребывание в этом районе. Побережье Белого моря контролируется пограничниками, поэтому надо оформлять соответствующие документы.
  5. При завершении водного маршрута из Варзуги выбраться проблематично-самолетом столь же дорого, как на автомашине или на моторной лодке.
  6. Вариант прохождения участка от поселка Варзуга до Умбы (около 80 км) на катамаранах маловероятен (ветер, приливные и отливные течения при перепаде около 2 м).
С учетом этих обстоятельств стратегия похода была ориентирована на:
  • Четкие сроки начала и завершения похода;
  • Использование одного перевозчика к началу сплава (пос. Индель) и для выезда из Варзуги.
  • Для выхода на Юлицу использовался сплав по рекам Индель - Пана, подъем против течения по реке Варзуге до Падуна, волок по болотам в Сергозеро и, далее, в исток реки Юлица.
  • Сведений о реке Юлица в Интернете не обнаружено, а на карте был обозначен водопад в каньоне;
  • При успешном прохождении Юлицы планировался радиальный выход в Кицкое озеро и на водопады на реке Кица;
  • Сплав по реке Кица до залива в устье реки Варзуга, где находится поселок Кузимень
  • 5 августа 2007 года в 16.00 у навигационного знака на берегу Белого моря нас должен был встретить УАЗ перевозчика.
  • На случай неудачи маршрут можно было укоротить за счет сплава по р.Серге , либо отказаться от выхода на водопады на реке Кице.

Участники похода по реке Рынде на Кольском полуострове в 2006 году, имея опыт волоков и движения по рекам против течения, озадачились проблемой волока по болотам и решили пройти реки в районе Сейдозера и погулять по местным тундрам.

Алексей Булах решил пройти экстремальный маршрут. В июне месяце была укомплектована команда из шести человек:

  1. 1. Булах Алексей
  2. 2. Константинов Дмитрий
  3. 3. Злобин Александр (А.Д.)
  4. 4. Подшибякин Александр (Шура)
  5. 5. Родин Александр (Саша)
  6. 6. Дудников Илья.

Для сплава были приобретены три двухместных катамарана, обновлено личное снаряжение. Для хождения по болотам были использованы неопреновые носки и кроссовки вместо резиновых сапог в комплекте с непромокаемыми штанами. В группе было два фотоаппарата, одна видеокамера, три спиннинга. Было желание свести к минимуму стартовый вес рюкзаков за счет минимального веса личных вещей и продуктов питания. Сплав начался 22 июля и закончился 5 августа. Самые тяжелые рюкзаки весили под 50 кг, а катамаран в сборке при волоке весил около 40 кг. Каждый экипаж имел палатку, катамаран, морковку, ремнабор, миниаптечку, комплект питания на каждое дежурство, перекус и завтраки.. Для коллективного пользования имелись тент, топор, кухонный комплект котлов, сковорода, ножовка и гибкая пила, аптечка.

Краткие записи на маршруте сведены в форме дневника и приводятся ниже. Александр Подшибякин (Шура) путевую информацию записывал на цифровой диктофон, Александр Злобин вел краткие записи и учитывал ходовое время. Каждый экипаж имел комплект карт М 1 :200000, а на некоторые участки- М 1 :100000.

20 июля 2007 года. Стартуем в Дубне от подвала клуба туристов на Московской, 4. Водитель микроавтобуса "Тойота" с удивлением взирает на наше добро, которое предстоит разместить в миниатюрном автобусе и доставить на Ленинградский вокзал города Москвы. Потом поинтересовался сколько человек поедет. Помимо нашей шестерки нас провожали мама Илюши, жена Алексея - Ольга с двумя детишками и дочка Саши Родина.

У нас 18 мест с учетом рюкзаков, катамаранов и железных каркасов к ним. Длинномерное железо загрузили через заднюю дверь, а потом и рюкзаки. У Алексея, Шуры и Саши рюкзаки узкие, высотой 1,2 м. У Димы и Ильи несколько короче, а я пользуюсь старым добрым рюкзаком от Николая Телегина. Он широкий, вместительный и без многочисленных лент и аксессуаров. Шура сшил упаковку для гондол катамарана, удобную для транспортировки в автобусе и при переноске на руках. После загрузки имущества всем удалось разместиться почти нормально. Водитель не роптал. В 20-20 стартуем. В пятницу в это время москвичи едут на дачи, (в область), поэтому мы едем без помех. Даже в Москве не стояли в пробках. В 22-25 мы разгрузили "Тойоту" и перекинули наше добро на перрон Ленинградского вокзала. Отправление нашего поезда 242 Москва -Мурманск в 01-17. Четверо в 13 вагоне, Саша - в 13, а Илья во втором. Как сыны Израиля по свету, так и мы раскиданы по боковым местам в плацкартных вагонах этого поезда.

Время до отправления предостаточно. Желающие перекусить удовлетворились необходимым. Мне доставило удовольствие наблюдение вокзальной толпы. Одиночные пассажиры на вокзале всегда сосредоточены и напряжены. Это проявляется в походке, в высматривании информации на табло. Походка девушек и молодых женщин- это же психологический тест. Особый интерес вызывает коллективное поведение туристских групп. По тому, как встречают прибывающих, как здороваются и помогают снять рюкзаки можно судить о схоженности и микроклимате в группе. Интересно наблюдать, как люди носят тяжелые рюкзаки, байдарки, железо катамаранов и весла. Опытные туристы несут рюкзаки щеголевато и легко. Иные же опускают голову ниже рюкзака, уподобляясь невольнику или вьючному животному. Весла и упаковки железа одни несут как цветочек, другие же как-то через силу и неудобно. В этом зеркале есть место и для самокритики. Погода теплая и все одеты легко.

21 июля 2007 г. Поезд подали за полчаса до отправления. Перед закрытыми дверьми сразу же возникли горы рюкзаков и упаковок. Для обладателей боковых мест важно пораньше войти в вагон и занять жизненное пространство. Есть маленькие хитрости как этого достичь. Мы сумели разместить железо на полках поперек вагона, а несколько рюкзаков между полками, поперек купе. Появившиеся туристы из клуба "Глобуса" подобным образом расположили свои огромные рюкзаки. За счет такого размещения груза под потолком удалось сохранить нормальное жизненное пространство в купе.

Алексей наблюдал за происходящим из пустого купе, что рядом с проводником. Я подсел к нему. Поезд тронулся, а купе так и осталось пустым. Я соблазнился на халяву, и перетащил в это купе свой рюкзак и постель. Сладкий сон был нарушен в Твери в 3-16. Вот уж действительно: "С чужого коня среди грязи долой!" Я поплелся со своей постелью на верхнюю боковую полку. В купе вселилось общество: мужчина, две женщины и ребенок. Рюкзак мой остался в их купе и мой пояс - в рундуке. Все это предстояло забрать утром.

Утро 21 июля 2007 г.

С высоты боковой полки наблюдаю за жизнью соседей в купе. Вначале у стола неспешно обосновались четверо. Извлекают разную снедь из дорожных запасов, принюхиваясь. Начали трапезничать. Потом с полотенцем на плече подходит их коллега. Опирается руками на верхние полки купе и приветствует. После ключевых слов присаживается и получает что-нибудь выпить и закусить. И таким образом купе заполнялось шестью людьми. Потом одни уходили и их место занимали другие. В"моем" купе народ спал. На рундуке возлегал рослый малый, а мне надо бы из-под него забрать мой пояс.

В день отъезда щенок уделал мои носки так, что они зло пахли. Я считал невозможным доставить этот запах к трапезе соседей и потому возлегал на полке, пока хватило терпения. Потом все устроилось. Все нашлось и обрело свое место. Шура в этом походе решил быть кормильцем, ибо 3500 ккал, которые он получал на Рынде в прошлом году считал "слону дробиной". В поезде он обеспечивал лапшой и кашей быстрого приготовления. На остановках мы чего-то покупали к столу.

В конце дня установили добрые отношения с соседями из "Глобуса". Они ехали на реку Винчу. Я даже им написал кое-что:

"Глобусу" до Винчи.

Закаты здесь теперь бывают рано.
Зато румяно рдеют облака,
И сумеречным, призрачным туманом,
Как покрывалом рядится река.
А белой ночью солнце неустанно
Клонится к сопкам, зацепясь слегка.
Не потому ли птицы постоянно
Наведывают здешние места.
Наши суда мы правим неустанно.
Где бал играет белая вода.
Адреналин здесь разольем в бокалы
И словим кайф на взлете стояка.

Спать отошли в 00-30, а ведь вставать надо рано.

22 июля 2007 года.

"Глобус" пришел в движение в 4 часа утра. Первое мое просыпание - снятие упаковки с колесами с верхних полок. Второе - в пустом купе на нижней полке в полный рост лежит Шура. Наконец-то он может блаженно вытянуться во весь рост. Это я "middle" нормально помещаюсь на боковой полке в плацкартном вагоне, а он испытывает неудобства. Проснувшись в третий раз, обнаружил проснувшегося Шуру. Понятным жестом он предлагал позавтракать. Нам предстояло дегустировать изыски производителей сублиматов. Широким жестом он предложил аптечного формата пакеты с фаст-фудом. Я выбрал то, что обещало чашку харчо. С торжествующим видом он дал еще и пластиковый пакет "Пюре". Шура движением фокусника сыпанул "Пюре" в миску, добавил кипятку раз и два, и три. Серая масса разбухала на глазах, обещая излиться из миски. Лицо Шуры сияло. Он урчал от удовольствия: "Много!". После первой ложки он сник, а потом изобразил чувство отвращение, как после принятия алкоголя. Я предложил облагородить продукт "Чашкой супа". Шура был категорически против. Я соединил два этих состава. Такой продукт солдат мог бы использовать вместо топора при приготовлении каши. Один пакет пюре - эквивалент 0,7 кг картофеля. Это пресная масса, подобная замазке. В нее обязательно нужно добавлять масло и что-то острое. Дегустация закончилась тем. что Шура отправил пюре в пакет на выброс. Голодными мы не остались, но выводы сделали.

При солнечной погоде поезд прибыл в Кандалакшу. Выгрузились и воссоединились в 5 - 50. Саша и Алексей отправились на поиски извозчика, с которым была предварительная договоренность. Иномарка с прицепом ждала нас в 300 м. от вагона. В 6-15 груз в прицепе был закрыт тентом, и мы покатили по асфальту в Умбу Надо заметить, что в автомашине может разместиться не более 7 человек с грузом, а для шести - даже комфортно.. Временами справа по движению открывались виды на Кандалакшский залив.

В 7 - 20 пересекли реку Умбу. Вода высокая после прошедших дождей. В 7-30 прибыли в поселовк Умбу. Это районный центр, сочетающий в себе особнячки, бараки, хрущебы и бунгало разных времен. Улицы здесь с названиями Горная, Победы и Дзержинского, наверняка есть Советская, Пушкина и Ленина, Гоголя и Розы Люксембург.

Игорь, наш извозчик, меняет иномарку на УАЗ, ибо впереди тяжелая дорога до Индели. В салоне шесть мест и одно рядом с водителем. Весь груз располагается в салоне. Стартуем в 7-42. В 7 - 52 конец асфальта. Грейдер устремлен на север. 8-03 - река Рума среди болота. 8-50 - озеро слева. Шура изрек: "В большой воде - большая рыба". Дискутировать на эту тему желания не было, и было решено это записать, как афоризм. В 9-30 обогнали туристов пешеходников. Человек 9 шли в сторону Индели с солидными рюкзаками. Среди них был замечен мальчик лет 10. Дорога из грейдера превратилась в типичный проселок со следами былого обустройства. УАЗ уверенно форсировал обширные лужи и ветхие мосточки. Игорь разведывал сомнительные участки. Только в одном месте мы из соображений безопасности прошли по мосточку пешком. Общее впечатление от дороги - болота, леса и озерные котловины.

10 - 20 -приехали. Некогда в этом месте был деревянный мост над истоком реки Индель из озера.. Здесь стояло несколько лодок и мотоцикл Дома располагаются по обе стороны реки. Комары радостно накинулись на новеньких. Обладатели накомарников стали напоминать уличные фонари, прочие применили аэрозоль. "Запасов репеллентов хватит на первые два миллиона комаров" - предсказал Шура.

Солнце. Зной. Комары. На мотоцикле промчался абориген, не пожелавший пообщаться с нами. Саша и Илья готовят обед. Собираем катамараны и готовимся к сплаву по Индели. Вода высокая, но спадает. Это большая удача, ибо многочисленные перекаты забиты камнями и при низкой воде потребуется проводка.

В турфирме "Простор" перед походом были куплены два двухместных катамарана. В паспорте написано, что это туристские спортивные суда, но инспектора ГИМС могут штрафовать за отсутствие регистрации. Эта проблема до сих под на высшем уровне не решена, а на местах прав тот, у кого больше прав. Мы наслышаны о турбазах на здешних реках для лицензионных рыбаков и о местной рыбоохране. Лицензий на рыбалку у нас нет, а спиннингов три. Следовательно, встреч с рыбаками и инспекторами нами надо избегать.

17-00 Мы с Шурой на загруженном катамаране прошли перекат против течения. Выгребли и потренировались для разминки. Он разместил свой тяжеленный рюкзак на гондоле, а я на сетке, которую сплел из веревок и закрепил между гондолами. Асимметричная загрузка вызвала циркуляцию по левому борту. Договорились, что впредь будем размещать рюкзаки между гондол на сетке.

Старт в 18-15.На карте Индель в зарубках порогов. По нашей воде идем их без разведки, как перекаты, увертываясь от подводных камней. Ширина реки около 50 м, расход около 12 м3/сек. На ночлег встали в 22 часа на левом берегу перед разрушенным мостом в районе бывших лесоразработок. На карте это не отмечено. Место посещаемое - следы кострищ. Много грибов. Шура и Саша порадовали хариусами и окунями. С оптимизмом отметили начало похода. Шли 3 часа 45 минут, опережая расчетный график движения.

23 июля 2007 года.

Солнечно и тепло. Ночь была теплой. За сеткой изнемогают от нетерпения тучи комаров. Мой спальник слишком теплый для такой погоды. Надо бы было взять самый тонкий, в котором на Рынде в прошлом году я околевал от холода. Стартуем в 9-50. Ветер в спину. Иногда "хватаем" камни - вода темная и они в ней не просматриваются. До Паны 4 каскада "порогов". Все препятствия шли сходу, по струе. Перед слиянием с Паной на Индели появляются острова. Завалов и заломов нет.

11-10. Индель впадаеь в реку Пана справа. Расход увеличился раза в три, да и ширина раза в 2,5 - до 120 м.. В 11-20 на правом берегу увидели домики турбазы для лицензионной рыбалки. На возвышенном берегу около 20 домиков и строений разного назначения. На берегу деревянная беседка. Две собаки выбежали к воде и облаяли нас, но никто из людей не появился. Мы с Шурой решили пройти в ворота между двумя надводными камнями. Между ними оказался подводный и мы на него сели. Вот уж Бог шельму метит! Хотели красиво пройти под взглядом обитателей турбазы, а так нелепо застряли. Зрители, к счастью, не возникли и через минуту мы уже были наплаву.

13-50. Обед. Встали на правом берегу. Характер реки - каменистые перекаты и простые шиверы. Растительность: ель, береза, можжевельник, сосна, ольха. У воды заросли ивы и осоки. Кроме того, на болотах морошка (еще красная), черника, брусника, шикша, голубика. Ягоды созревают вначале августа. Места для стоянки, в принципе, есть. Оборудованных стоянок почти нет - народ здесь ходит нечасто. Наши квартирьеры выбирают места привередливо, чтобы было ровное и удобное, на мысу, продуваемое и освещаемое солнцем. Проблемы с дровами нет.

У нас с Шурой дискуссии по части управления катамараном. Моя идеология при прохождении плесов - каждый гребец держит свой борт при движении на дальний ориентир. В стоячей воде оба борта движутся с одинаковой скоростью. Если борт работает слабо - нос уходит в сторону слабого гребца. Чтобы выдерживать курс с этого борта надо грести энергичнее, либо второй борт должен грести слабее, но при этом и скорость движения падает. Если дует ветер, то нос катамарана уводит в наветреную сторону. Следовательно, грести нужно с наветреной стороны мощнее, а гребец подветреного борта помогает, отбрасывая корму на ветер. Шура не склонен обращать на это внимание, и катамаран уводит влево (он на левом борту). Когда мне надоедает компенсировать его недоработку, то я гребу слабее и даже делаю паузу, чтобы он встал на курс. В такой ситуации он командует: "Греби". Дискуссия прекратилась, когда он стал демонстрировал мощь своих гребков. Дважды демонстрировалась мощь и дважды Шура не смог меня перегрести, что поколебало его веру в собственную мощь. На катамаране - двойке он впервые, а на четверке проблемы управления решаются несколько проще. Наши дискуссии носили эмоциональный характер и заканчивались дружескими жестами и шутками.

14-52. Алексей (дежурный) зовет к столу. Принята его идеология питания на маршруте. Утром дежурные кипятят воду, делят плитку шоколада, дают сахар. Каждый их своих запасов извлекает сухой паек (лапшу, кашу, пюре, сыр, колбасу, сухари, карамель). Считается, что каждый может потворствовать своим прихотям и получать удовольствие от завтрака. С другой стороны дежурные не обременены утренними хлопотами и мытьем котлов. Мне такая организация не по душе - происходит разобщение коллектива. Исторически еда объединяла людей, особенно в военных походах. При коллективном питании утром в пищу употребляют подножный корм (грибы, рыбу, ягоды). Теперь даже рыбу откладывали на обед. В обед варили сублимированный суп с добавлением пакета картофельного пюре, добавляли грибов и рыбу, что было под рукой. Кроме того, выдавалось сало, халва, сухари черные и белые. Чай зеленый с сахаром или без оного. На ужин варили кашу (рисовую, гречневую, пшенную) с банкой тушонки, сухари, чай, сахар и дары природы. Перекус каждый экипаж обеспечивал по своему усмотрению. Тушонку можно было бы заменить на сублимат.

16-30. Стартуем. Через 500 м. речка слева. Это Варзуга. Расход раза в полтора больше, чем в Пане. Нам предстоит идти против течения. При небольшом уклоне можно идти на веслах. На перекатах приходиться уходить от струи.

20-40, Остров. Левая протока. Становимся на ночлег на левом (орографически) высоком берегу. Выше, слева, должен быть приток. Комары дружны и обильны.

24 июля 2007 года.

Солнечно и сухо. Ночью из-за духоты просыпаешься. Горят брови и правая щека от солнца и комариных укусов. Две ночи это доставляло неудобства, потом организм адаптировался. Кстати, марлевое (матерчатое) "кашне" - хорошая защита шеи от комаров. Когда совсем невмоготу, то марлю накидываешь на голову, повязываешь платком и вокруг шеи. Если на это и шляпу фукнуть аэрозолью, то химия не попадает на кожу, долго сохраняясь на марле. Алексей почти постоянно в накомарнике, Шура одевает его и перчатки при ловле рыбы. Саша во время дежурства подпалил свой накомарник.

Кстати, на Полярном Урале был опробован неплохой способ защиты от комаров. Брали х/б авоську, смачивали диметилфтолатом и одевали на шляпу (каску). Крупная ячея хорошо вентилировалась, но х/б удерживал мерзостный запах репеллента и кровососы не нападали. Любители сигарет получали при этом особое удовольствие. Этот метод для Терского берега вполне приемлем.

10-30. Стартуем. Через час на левом (орографически) берегу турбаза. Безлюдно. Собаки облаяли, а потом долго сопровождали нас по берегу. Видимо им не знакомы волки и медведи. Уклон реки возрос - используем бечеву. Вначале я тащил катамаран, а Шура управлял им в струе. Бечевник на изрядном расстоянии удобный, а тропа проходит возле самой воды. Потом Шура взялся за бечеву, а я начал рулить, руководствуясь своим пониманием взаимодействия с потоком. Отпустишь нос катамарана в поток - уводит от берега. что полезно при обходе прибрежных камней и береговых выступов с локальными сливами. Уводишь нос судна из потока - его прижимает к берегу. Надо нос ввести в поток - подтягиваешь корму. Часто приходиться удерживать гондолы против струи, не давая развернуть судно как влево, так и вправо.

13-45. Встали на обед. Солнечно. Народ пользуется возможностью подсушить обувь и одежду. После обеда все снова погрузится в воду, но процессувлеквает. Позы у костра при этом самые забавные.

Я неустанно благодарю Шуру за то, что он порекомендовал мне купить неопреновые носки. В магазине "Простор" я присмотрел гидроштаны, легкие, прочные, по грудь и с резиновыми подтяжками. Даже карман дырчатый есть. Для полного счастья я приспособил к ним ремень. Неопреновые носки, " сделано в Китае", трудно одевать и снимать. Я купил самый большой размер из имеющихся в продаже, с мягкой подошвой. Одеваю их на босую ногу, а на них кроссовки. Гидроштаны плотно охватывают носки. Однажды попавшая в них вода согревается и не вызывает дискомфорта. Под гидроштаны я одевал капроновые, тонкие, или штаны от тренировочного костюма. Вечером все это аккумулировало пот с тела. Требовалась просушка. Скоро стало ясно, что гидроштаны в теплую погоду надо надевать на голое тело. Проблема гидрозащиты и тепла была решена. Особенно удобно это было при движении по болотам при волоке. От резиновых сапог я, практически, отказался.

15-30. Отобедали. Налетел дождь.

15-40. Солнце. Отчаливаем. Течение сильное. Идем от мыса к мысу, пересекая реку перед вогнутыми берегами. Мы увлеклись и ушли от Саши и Ильи из зоны зрительной связи. Здесь острова и протоки образуют хитрый треугольник. Появились скальные выходы на берегах. Начали с 19 часов присматривать место для ночлега, а подходящего так и нет. Впереди должен быть справа (орографически) приток, а это означает, что там может быть турбаза. После обследования местечка напротив приголовка остров пришли к заключению, что три палатки можно поставить возле воды, в зарослях ивы. Минут через 15 подошли Саша и Илья. Обсудили место возможного ночлега. Решили ждать Алексея с Димой. Они подошли минут через 25. Сначала сообщили, что у Алексея сломалось фирменное от "Простора" весло, потом было сказано, что надо идти на зрительной связи. Вопрос о биваке решился сразу положительно. Мы с Шурой дежурные. Костер развели на отмели, используя большой отщеп на пне. Он горел вечером и утром. Вообще, таежный костер из толстых поленьев рациональнее обилия сучьев.

25 июля 2007 года.

Вышли в 10-30. В 10-43 - приток справа. Безлюдье. Никакой турбазы. Пасмурно. Начались именные пороги. Некоторые тянут на 3 категорию трудности. Для байдарок это серьезные препятствия.

13-45. Разведка. Скальная гряда в пороге. Встали на обед. Налетел дождичек, но опять солнце.

15-40. Отчаливаем. Река местами со 120 м. сужается до 30 и приходиться идти бечевой среди густых зарослей ивы. При этом не только застревает веревка, но она поднимает на крыло тучи комаров, которые кидаются на возмутителей спокойствия. Шура в накомарнике. У меня под рукой веничек, которым комаров сметаю как мусор с лица. Встречный холодный ветер затрудняет движение.

21-35. Встали на ночлег на правом берегу выше порога.

День выдался трудный. Места мало. Тесно. Проходим в зоне болот. Метрах в 200 от реки проходит зимник.

27 июля 2007 года.

Вышли в 11-05. Пасмурно. Острова, протоки, крутое падение. Пробуем бечеву, но берега плотно заросли и труднопроходимы. За каждым выступом берега образуется мощная струя. На ее преодоление тратится много усилий. Временами Шура кричит: "Не табань!". Когда я пытаюсь гондолу поставить против струи приходиться подтягивать корму. Вот ему и кажется, что я табаню. Это иллюстрация дискуссии на пределе сил. Временами ползем со скоростью перекидывания весла по берегу или в зарослях ивы.

16-15. Мы выбрали место для обеда на левом берегу.. Алексей пошел на разведку Падуна. Вернулся через 40 минут. Впереди Падун. Будем смотреть после обеда. Стало быть, здесь полудневка. Осмотр порога и разведка зимника для волока. До Падуна около километра, но вдоль воды тропы нет. Идти приходится по болоту с завалами. Лучше отойти от реки с набором высоты. Там есть тропа. По пути собирали подосиновики. Потом брали только самые свежие. Их хватило на ужин и завтрак.

Падун произвел сильное впечатление. Варзуга здесь имеет расход около 60 - 70 кубов в секунду. На 300 м. она имеет перепад около 10 метров, врезаясь в горную гряду. То, что мы видели, начиналось с острова с деревьями. Мы были на левом (орографически) берегу. Ниже острова продолжались скальные выходы в форме огромных глыб. Самая впечатляющая глыба-скала была украшена красным флагом. Не будем в этом искать политический мотив. Безумству храбрых поем мы песню. В протоках острова уклон резко возрастает и при слиянии образуется крутой водоскат. Часть потока из правой протоки прорывается под левый берег. Эта белая вода круто падает по скальному ложу, отвесно метра на три. Поток образует прижим на вогнутый левый берег и через камни сливается в обширное подпорожье. Правый поток менее мощный, но имеет хороший набор сливов с бочками и водопадный сброс. При осмотре с нижнего бьефа кажется, что Падун - большой водоскат и водопад на его проекции кажется не очень серьезным. Мы основательно отсняли Падун. Проходить его не входило в наши планы. Впереди предстоял волок по болоту с отметками "Глубина более 2 метров". Забросить катамараны в верхний бьеф - занятие трудоемкое. Падун проходим. Это локальное препятствие 5 -6 категории трудности, в зависимости от воды.

Алексей, Шура и Саша отправились на разведку зимника. Вернулись часа через три. Уверенности в выходе на зимник не было. В точке привязки было несколько старых следов от вездеходов. Дело в том, что на болоте по одному следу не очень-то идется даже зимой. Летом зимник может быть труднее проходим, чем по болоту, выбирая путь по карте.

28 июля 2007.

27 и 28 июля Дубна отмечает День города в 51 раз. Карнавал, дым коромыслом, соревнование воднолыжников и конкурс фейерверков. Если смена занятий отдых, то предстоящий волок по болоту после Варзуги -лучший отдых.

10-00. Мы с Шурой уже уложились. Прохладно. Пар изо рта. Ветер восточный. Спуск по Варзуге к месту начала волока занял минут 20.Это уж точно, отдых и даже праздник. Потом все остальное.

11-00. Начали переход с рюкзаками. Шура в этом деле мастак. Он тащит рюкзак под 42 кг. Даже в конце похода он облегчился незначительно. Я знал. что его рыбацкое счастье с набором блесен весило около 3 кг. Большую часть продуктов он изъял из моего рюкзака. Кроме того, была палатка и одежда на все случаи жизни. Одним словом рюкзак вначале приходилось поднимать с помощью коллег. Мой добрый старый рюк вмещал разное добро, которое весило килограмм 35. Первая ходка была неуверенная. Направление следов вездехода было уж очень на восток и уводило в болото, а взор зацеплялся за мысочки с сосной и березой. Таким образом, мы пошли не по азимуту, а по карте и компасу - это ведь болото с глубиной свыше 2 м., отклоняясь на запад. С рюкзаками шли друг за другом до места передышки. Возвращались к катамаранам и здесь пути каждого экипажа могли отличаться. Саша предложил использовать весла, как поперечины в носу и на корме катамарана, удобные для переноски на плечах. Если со всем такелажем кое-каким грузом катамаран весил около 45 -50 кг, то для переноски по твердой тропе это не очень тяжело. На болоте идущий впереди выбирает стратегическое направление и место для постановки ноги при каждом шаге. Болото может быть с мшистыми кочками. Становишься на кочку, нога погружается до некоторого уплотнения и можно делать очередной шаг. Оступишься между кочками, нога уходит в трясину и нужно немалое усилие, чтобы ее вытащить. На залитых водой местах можно идти уверенно, разводя волну. Хуже когда кочки плавают между жижей темного или зеленоватого цвета. Иногда выходишь на зыбучий мох. При этом возникает опасение, что торфяная подушка может разрушиться и залипнешь, как муха в меду. Позади идущий не имеет перед собой обзора и заботиться о том, чтобы ступать на кочки, сохраняя темп движения ведущего. На 3 шага Шуры я делаю четыре, он выше меня. Если я оступаюсь, то приходиться быстренько выдергиваться из жижи и при этом вытягивать шею, нагруженную катамараном. Когда залипаешь основательно, то наклоняешь голову и перебрасываешь через нее опорное весло. Конечно. Ведущий получает толчок со всеми неприятными ощущениями. Это занятие - не элемент соревнования "преодоление кочек". При приближению к зарослям нас атаковали полчища комаров. Вот уж им была лафа - руки-то наши заняты!

Японцы считают отдых полноценным, когда люди могут отключиться и не активизируют ни одной мысли. С этой точки зрения наш отдых был полноценным. После обеда и в конце дня при солнце и сопровождении комаров буквально тупеешь, как вьючное животное. Жажду утоляешь водой из собственного следа. В один прекрасный момент одолела усталость и тупое безразличие, жажда. И тут друг мой заклятый Шура подает кружку с пивом: "Пей все!" Наверное, никогда более я не буду пить такого пива. Я бы не удивился, если после волока он достал "Советское шампанское". Шура - король пешеходки. Он это сможет. Я снимаю перед ним шляпу до той поры, пока не сяду на катамаран. К концу дня мы вышли на зимник. Увы! Это не наш путь. Колеи глубокие и вязкие, а бугор между ними совершенно не дренирован. Так что его преимущество в заданности направления (не надо думать), а идти придется по обочине. Это путь зимний. Не исключено, что могут быть зыбучие места.

Солнце клонилось к закату. Сергозеро угадывалось впереди, но не было уверенности в тверди его берегов. Было решено с рюкзаками выйти на господствующую высоту и там заночевать. Последний переход с рюкзаками был метров 600. Зато твердь земли. Камень. Могучие деревья. Грибы и мшистые лежанки. Все это стало доступно в 23 часа. Сюда вели следы вездеходов, ибо лучшего места для ночлега поблизости не было.

29 июля 2007 года.

Подъем в 10.00. Первая ходка за катамаранами. Местечко с зыбучим болотом. Катамараны несли и временами тянули по влажному мху юзом. При переноске удельное давление в следе создается собственным весом и частью веса катамарана. Когда тащишь его по мху, то удельное давление на 25% меньше. При продергивании по мху нет опасности провалиться. Если же провалишься, то катамаран лучшая страховка. Это было опробовано при прохождении по тающему льду на озерах весной в Северном Приладожье. Однако,. народ не оценил преимущества волочения катамарана по сырому мху. От места стоянки до озера мы сделали два волока. Здесь много спелой морошки. Берег Сегозера зарос ивой, какой-то сырой и неуютный. Мы поспешно переправились через озеро. Обедали на острове, где Шура отличился: поймал 6 рыб, потом еще 2 окуня мы поймали на дорожку при движении по озеру. Место посещаемое. На мысу оборудована засидка на деревьях. Большой муравейник разорен медведем. Много подосиновиков. Прошли в ручей с островами. Для стоянки место не очень удобное - сдвинулись метров на 300. В 19-50 встали на ночлег. Сияет солнце, а закат был расцвечен позже невообразимо экспрессивными красками. Наконец-то можно было помыться и постираться. Неопреновые носки за это время стали флаконом с убийственным амбре. Не догадался опробовать ЭТО как средство от комаров. Выяснилось, что Саша изрядно натер ноги. Он неопреновые носки одевал на хлопчатобумажные. При этом возникало масса неприятностей. Расписал свои ноги Саша зеленкой и заклеил лейкопластырем. Под гидроштаны одевал х/б штаны, которые при намокании вызывали потертости.

30 июля 2007 года.

Солнечно. Тепло. Возле берега вода зеркально светла, а метрах в 70 легкая рябь от ветра. На завтрак Шура в очередной раз угощал меня пшенной кашей в пакетиках. Первый пакет он поедал смакуя, как мороженое в зной. Мне казалось. Что к этому "топору" надо бы маслица и сальца. Если в разваренное в пакете пшено добавить мелко нарезанную колбасу и еще потомить в кипящей воде, то она становится соленой и скоромной. Лучше пакет заряжать мелко нарезанным салом, чтобы был кондер, но сало было в обед. Я не привередлив к еде и пища от Шуры если не была изысканной и вкусной, то уж 3500 ккал сгорали в моем бренном теле, как в двигателе внутреннего сгорания.

Делаем две ходки через лес и по сухому болоту, ибо ручей непроходим.

12-30. Пятая ходка через болото. Ветерок встречный. Комары во множестве.

14-35. Шура приготовил эксклюзивный обед - с натуральной картошкой. Два килограмма картошки он с утра извлек из моего рюкзака и тащил по плавням болота. Перед походом я сказал ему, что при суровой работе должны быть праздники для желудка. Было решено прикупить сухой зелени, специй и картошки, благо лук и чеснок был в штатном рационе. Обед удался на славу. От пресыщения закрывались глаза, и, казалось, невозможным вставить себя в рюкзак, чтобы шагать по болоту к желанному Сахарному озеру. И все же медленно, но идем. Возникло сумление: "Камо грядеши?". Предприняли глубокую разведку. Погода угрожающе портилась. Назревал дождь с ветром. Стало ясно, что нам нужно идти почти на восток , к лесу. Уверенность придала силы и мы продолжили путь.

19-50. Мысочек леса. Здесь оставим рюкзаки. Я обнаружил недалече яму в которой оказалась проточная холодная вода. Это было славное угощение и предвещало, что озеро близко.

23.00 Мы на озере. Алексей нашел щелочку ручья, а мы то надеялись что по нему можно будет плыть. Разведка не обрадовала - волок продолжается. Закат играл светомузыку. Можно долго созерцать вакханалию разноцветья тонов, полутонов и отливов, создаваемых солнцем, опускающимся за щетину леса.

31 июля 2007 года.

На завтрак пшенка от Шуры. Он мужественно поглощает культовую крут разваренную пшенку, я разбавляю ее пожиже и облагораживаю колбасой и растительным маслом.

9-50. Общее направление движения 1200. Сначала через лес, а потом болото, сырое болото, просто болото через лес к ручью. Ручей слева от нас. Он очень узкий. Вдоль него ленточный лес.

11-40. Мокрое болото. Для рюкзаков делает специальный помост. Вода по колена, но ноги не вязнут.

12-56. Бросок через болото к гряде с лесом.

14-00. Бросок через лес к болоту. Места здесь глухие, но ни тебе птиц, ни зверей, ни ягодников.

14-35. Обед. Солнце. Около 250С. У Алексея термометр, только им мы почти не пользуемся. В ожидании обеда представил, что сейчас на маршруте Инна с Алешкой на Умбе, Паша с сотоварищи - на реке Афанасия, Мошков И.Н. на Соловках, по ту сторону Белого моря рыбачат Толя Жуков и Виктор Гребенюк. В ожидании обеда можно понежиться на мшистой постели.

16-12. Идем против ветра.

18-15. Второй цикл волока после обеда.

20-00 Катамараны у воды. Ширина ручья около 30 метров. Неужто зря волочились? Поднимаемся вверх по ручью, чтобы обнаружить слияние ручьев. Через 5 минут уперлись в две протоки , бурные и узкие, по которым катамарану не пройти. Это не слияние проток, а остров. Следовательно, сплав целесообразен только ниже него и наши действия правильны. Так что "Здравствуй Юлица!" На карте на ней сплошные зарубки порогов. Играючи вода подхватила наши суда и увлекла по капризнейшим меандрам, шириной от 2 до 5 метров. Потом появились обширные разливы и узкие протоки, в которых даже камни объявились. Очень даже это разнообразило сплав. Наконец-то вода наша помощница. Потом мы встретили острова и даже разбои. Это было прекрасным разнообразием. В некоторых местах приходилось проводить суда.

21-20. Озеро. Крепкий восточный ветер. Становимся на ночлег на восточном берегу. Обнаруживаю кучу белых перьев то ли гуся, то ли лебедя. Погода неустойчивая, ветряная. Удобное место нашлось после поиска. Места низкие, сырые и болотистые.

1 августа 2007 года.

10-51. Стартуем. Ветер встречный крепкий. Пена на волне. Идем медленно к истоку из озера. Река проходит через болота, но в высоких берегах. Чем-то напоминает Созь, но нет заломов и завалов. Там. где ленточный лес хилый прорывается ветер и заявляет о своей мощи, но это происходит эпизодически. Заночевали на левом берегу перед обширными зарослями водорослей. Событием дня было лидирование белого лебедя. Сначала он появлялся раза три перед нами, а потом плыл на расстоянии около 300 м. Временами он поднимался "во весь рост" и махал крыльями. Алексей, шедший первым, снимал это на видео. Мы с Шурой стали укорять Алексея, что он не дает нам возможности делать снимки. Этот базар лебедю не понравился и он исчез.

2 августа 2007 года.

Утро пасмурное. Вода в Юлице спадает.

10.00 Стартуем. После часового сплава через разбои и мелководные перекаты на левом повороте показались рыжие скалы на правом берегу. Зачалились на каменистой отмели левого берега. Это начало каньона. Протяженность его около 800 метров. Русло реки врезается в горный хребет, образуя скальные стены до 30м высоты. На дне в ущелье мечется поток, зажатый скальными выходами и упавшими глыбами. Ярко выражены два водопадные слива. Один около 2,5 м и через 60 м. мощный отвесный водопад около 5 м. По отмывке на скалах видно, что высокая вода еще недавно поднималась на 3 м. При такой воде весь каньон становится трубой с мощными сливами и бочками.

12.40. Закончили обнос рюкзаков за каньон.

15.15. Прошли каньон тремя катамаранами. Прохождение отснято на фото и видео. Водопады обнесли по скалам под левым берегом. Ниже водопадов нормальный порог. Каньон - сплошной порог пятой категории сложности по нашей воде, и шестой - при паводке. Поскольку туристами он ранее неописан, то традиционно будет каньон "Дубна". Водопад основной - Ядерный, а малый водопад - ядреный. Ну это мы еще обсудим.

15-30. Обед.

16-20 Стартуем. Затяжная мелкая шивера без выраженной струи. Делаем проводку с эпизодическим сплавом. Это шивера Бяка.

18-00. Красная стена на левом берегу при правом повороте. Надо отметить, что справа до самой Кицы возвышается скальный отвесный берег, высотой 6 -10 м. Река разливается метров на 80-100. Мелкая затяжная шивера. Над нами пролетел вертолет. Большая ее часть шиверы - проводка. Двумя днями раньше была более высокая вода и возможность для сплава. Если вода упадет сантиметров на 15, то будет большая морока с проводкой. Может быть ее имя "Проводка"?

Кица раза в два полноводнее Юлицы. В ее устье остров. Для ночевки он не понравился. Поскольку нам предстоял подъем в Кицкое озеро, то мы поднялись километра на 2 по левой протоке Кицы и встали на левом ее (орографически) берегу. Прибрежный лес густой, на удалении 100 м. лес сосновый. Светлый, звонкий бор. Много набитых троп. Возможно, что они звериные (лоси, олени), возможно натоптаны рыбаками и охотниками. Много грибов. Шура изловил щуку и окуней. Вечером запекали рыбу в фольге.

3 августа 2007 года.

Ильин день. Илья с утра поймал 8 рыб. Щука оказалась внушительной величины. Илюша до этого дня как-то не мобилизовался, хотя тащил в рюкзаке изрядную коробку с блеснами. И вот наступил на его улице праздник. Мы его поздравляли и одаривали кто чем мог. Он чувствовал себя героем и был счастлив. Это же событие в его жизни и незабываемое событие в походе.

10-54. Стартуем на Кицкое озеро. Течение довольно мощное. Начали с проводки. Потом налегли на весла и медленно шли вверх к озеру.

11.54. Стрекот вертолета. Мы входим в Кицозеро и идем вдоль северного берега на восток. Встретили двух рыбаков, промышляющих сетями. Высокий мыс остался слева. Мы остановились перед заливом на мысу у южного берега озера. Разбили лагерь. Помылись. Постирались. Обсушились. Отсюда четверо сделают радиальный выход для разведки каньонов с водопадами на реке Кице.

16-49. К водопадам уходят Алексей, Илюша (со спиннингом) и мы с Шурй. Берега Кицы достигли через час. Шли около часа без троп. На болотах спелая морошка. Переход включал набор высоты, спуски и преодоление болот. Перед рекой набитая тропа. Зеркало воды увидели через чащу, когда спустились с крутого берега. Солнце освещало яро красные скалы на выходе из пятого каньона. Пять водопадов расположены в каньонах почти через 1 км.

Каньон с Кицким водопадам великолепен. С высоты птичьего полета распахивается ущелье. Река, шириной около 150 м. зажата между скальными стенами и прорывается через три ступени с водопадами и водосбросами. Ниже них могучий плес с водоворотами. Его замыкает створ скальных берегов, шириной около 40 м. Белая вода прорывается через теснину, образуя бочки в сливах. Вид на все это грандиозный.

Мы прошли по нижней тропе вдоль реки и снимали то, что казалось интересным. Четвертый каньон (второй сверху) поражал воображение дикостью и мощью. На правом повороте среди скальных стен вода прорывалась водопадными сливами через скальный хаос. Ниже него скалы сужались до 25 - 30м. Белая вода кипела и пучилась в теснине, а ниже вскипала на подводных камнях. До каньона № 1 надо подниматься еще километр. Пора было возвращаться в лагерь. Этот каньон и водопад мы не видели, но снимки есть в Интернете. Обратный путь занял 45 минут. Вышли восточнее лагеря метров на 600. Шли . практически, на заходящее солнце. В 21-44 были в лагере.

4 августа 2007 года.

Стартуем в 10-15. Солнце ветер юго-западный, несильный. Попытка ловить рыбу на дорожку безуспешна. У нас с Шурой дискуссия об управлении катамараном. Его правота приводит к тому, что мы отстаем от катамарана Саши почти на километр. По Кице из озера шли как-то неспешно, но потом перекаты и пороги следовали один за другим и мы лихо покатили. Чего-то необычно, после увиденного, не возникало. На левом берегу увидели катамаран с деревянной рамой, а ниже человек 8 туристов. Единственная туристская группа на маршруте.

14.00 Обед у протоки в озеро Птиримское. Рыбалка оказалась безуспешной. Ниже река разливалась метров на 200. Возникали острова и разбои с обширными мелями и мелкими перекатами. Это не так уж и плохо. Берега реки часто вырождались в скальные стены. Неожиданно на правом берегу возникла турбаза, Мы быстренько проскочили это место. По карте получалось, что скоро будет поселок Кузимень. Стали присматривать место для ночлега. Перед островом, от которого открывается вид на поселок, мы встали на правом (орографически) берегу. Напротив, в кустах, краснело объявление "Зона лицензионной рыбалки" и стрелка, указывающая вверх по реке. Мы расположились на высоком обрывистом берегу, на бывшем покосе. Высокая, ласковая трава не кошена. Собственно, конец похода. Помылись. Постирались. Упаковали имущество с учетом транспортировки.

5 августа 2007 года.

Солнечно и тепло. Ночью в палатке душно. Вышли в 10-30. Прошли сеть, которая перегораживает весь залив метров на 400. В середине есть проход и плавает бревно, через которое свободно проходит катамаран. В этих воротах, говоря, считают идущих на нерест рыб и организуют промышленный лов. На правом берегу, на мысу несколько домиков, обитатели которых видимо, наблюдают за этим хозяйством. Шура перед прохождение покричал, чтобы получить разрешение на прохождение. "Добро" было получено и мы благополучно вышли из зоны лицензионного лова без штрафа и неприятностей. Алексей подошел минут через 20, и мы отправились в поселок. В нем около 40 домов. Издали смотрится сурово, так как почти нет зелени. Причалили напротив большого двухэтажного заброшенного дома. Алексей с Сашей поднялись к домам и получили нужную информацию. Игорь приедет за нами к16.00. Мы двинулись по заливу к Белому морю. Возникли мели. По берегам пустынный пейзаж. За счет приливов почва засаливается, а это сказывается на росте деревьев. Их здесь уже нет. Только трава. Вошли в Белое море и причалили у навигационного знака на мысу. Здесь стояло несколько грузовиков-вахтовок, УАЗ и иномарки. Разобрали катамаранаы, высушили, упаковали. Посмотрели местное кладбище кораблей. Между прочим в 12 часов начался отлив. По карте прилив здесь около 2 м. Солнце. Жара. Песочный пляж. Жажда. На всех предусмотрительный Саша захватил около литра пресной воды. Она-то и украсила наш обеденный стол.

16-15. Появился УАЗ Игоря. Быстренько загрузились и в путь. Проселок накатан, но есть лужи и колдобины. Дорога, в целом, более спокойная, чем на Индель. Она долго идет вдоль моря. Местная достопримечательность - часовня в память о неизвестном иноке и святом источнике по-соседству.

18-20. Асфальтоукладчики кладут асфальт. По нему прибываем в Умбу в 19-00. Здесь перегружаемся в иномарку с прицепом.

21-15. Разгружаемся на вокзале в Кандалакше. Наш поезд 212 появится в 22-50. Я зарылся в газеты. Новостей важных нет. Преобладают светские сплетни и всякий вздор. Все отдыхают и нет желания напрягаться.

Поезд прибыл точно, и мы загрузились без помех. У нас первое от проводника купе и два боковых места. Сутки в пути и утром 7 августа в Москве. В 10-00 прибываем электричкой на Большую Волгу. Здесь нас встречает "Волга" и транспортные проблемы решаются просто. Вот и подвал. Последние хлопоты… Вот и сказке конец, а кто все прочитал - молодец!

ВОДНЫЕ МАРШРУТЫ НА КОЛЬСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

Туристы Дубненского городского клуба туристов с 1996 года систематически исследуют реки Кольского полуострова, Карелии и Северного Приладожья, в частности. Этот интерес связан с транспортной доступностью этого региона, социальной стабильностью и возможностью разработать новые маршруты с элементами первопрохождения. В связи с открытием во время перестройки приграничных территорий с Финляндией и Норвегией мы "открыли" для водного туризма реки: Тавойоки, Акким, Наворожь, Куржму, Войницу, верховья Западной Лицы и Уры. Наши туристы были среди первых, прошедших Печенгу, Титовку и Западную Лицу, Кутсайоки. Отчеты о походах представлялись на Чемпионаты России по водному туризму.

Реки Северного Приладожья (Тохмайоки, Уксунйоки, Лаймола, Сюськянйоки, Наворож) хороши для сплава весной, по высокой воде. Этот район имеет развитую сеть автомобильных и железных дорог, что удобно для заброски в верховья рек и для выхода с маршрута. Специфика весенних походов - поздняя весна, позднее вскрытие рек и озер от льда. Движение на катамаранах по тающему льду и во время ледохода - это особая техника и острые впечатления.

Наступило время исследовать реки восточнее Мурманского меридиана. Этот регион характеризуется не только более суровым климатом, но и транспортными проблемами. Регулярных рейсов вдоль побережья по Баренцеву и Белому морям после перестройки не стало, заброска вертолетом дорога. На плноводных реках (Териберка, Воронья) построены ГЭС и они потеряны для водного туризма. На огромной территории Кольского полуострова и ныне нет мобильной связи. Туристы в этом районе оказываются в положении наших предков. Маршрут планируется с учетом собственных сил и средств, по кольцевой схеме. Так было в 2006 году при походе на реку Рынду, впадающую в Баренцево море. В условиях безлесной тундры использовались Серебрянское водохранилище, ручьи и речки, озера и волоки через водоразделы. При планировании водных походов были включены "силовые" компоненты пешеходных походов, движение по рекам против течения. Когда-то байдарочники проходили реки в этом районе, но каньоны и водопады обносили, считая их непроходимыми. Ныне на катамаранах и каяках возможно спортивное прохождение многих таких препятствий. Если на Алтайских и Памирских реках глубокие каньоны, мощные валы и бочки определяют категорию трудности локальных препятствий, то на Кольском полуострове локальные препятствия такого типа обычно более короткие и менее мощные в межень. Зато препятствия в виде комбинаций подводных и надводных камней и водопады - явление обычное.

В 2007 году наше внимание было обращено на реки Терского берега Белого моря. Выбирая из возможных зол меньшее решили пройти связку рек Индель- Пана - Варзуга - Юлица -Кица и выйти к Белому морю. В этом районе развитая гидрографическая сеть - лесные сосновые и еловые леса соседствуют с болотами, глубина которых местами более двух метров. Дорожная сеть сформирована за счет лесоразработок. В устьях рек издавна существуют селения, жители которых промышляют охотой, рыбой, заготовкой грибов, ягод, животноводством. При перестройке инфраструктура хозяйств и поселков изменилась и, похоже, не в лучшую сторону. Об этом свидетельствуют разбитые дороги, руины мостов и брошенные дома. Реки Терского берега издревле славились семгой, которая поставлялась в столицу к царскому столу. Старый уклад жизни нарушен. В Кузимени, например, сохранились старые деревянные дома. Двухэтажные, по пяти окон по фасаду, обращенному к реке, пять окон по солнечной стороне и примыкающие к дому надворные постройки. Все делалось по уму и с размахом, с расчетом на многодетную семью. Православие было идеологической основой воспитания. В селе Варзуге ныне действует старинный храм. По пути из Кузимени в Умбу есть указатель на шоссе: к часовне неизвестного инока, похороненного на берегу Белого моря и к святому источнику. Часовня поставлена Мурманской православной епархией. Трудно представить более эстетичный символ веры у безлюднго моря. Архитектурная лаконичная форма, пропорции золотого сечения, функциональная целесообразность, интерьер. Все сделано по уму, с религиозным чувством. Три иконы. Символический гроб похороненного неизвестного инока, рушники, историческая справка о происшедших событиях. Все проникнуто храмовым чувством. Часовня часто посещается - к ней ведут тропы и съезд автомашин шоссе. В ней чисто, опрятно и никакого намека на вандализм.. Это эффект святости или метро еще в недавние времена. Этот пример, единственный в походе, вселяет веру в духовное здоровье россиян. Святой источник сделан добротно. Закрывается доступ к нему крышкой. Рядом ведро, чтобы зачерпнуть воды. По обилию монет на дне источника можно судить о частом его посещении людьми с "большой дороги".

Среди туристов бытует мнение, что дорог на Терском берегу нет, да и Индель недосягаема. Надо отметить, что дороги есть, проселочные и асфальтированные. Причем некоторые проселки в Тверской области куда хуже Терских.. Наш перевозчик пользуется иномаркой с прицепом для доставки туристов (6 - 7 человек) по асфальту до поселка Умба, а по проселкам везет на УАЗе без прицепа. Заброска в Индель и выезд из Кузимени занимают 4 часа.

В июле, перед нашим приездом, прошли затяжные дожди и Индель была полноводной. Спад воды происходил медленно, благодаря задержки воды в болотах. По высокой воде сплав по Инделе и Пане прошел без проблем, зато Варзуга была полноводна, а нам пришлось идти против течения. Высокая вода давала о себе знать и на болотах. Зато на реке Юлице после каньона и до слияния с Кицей была затяжная мелководная шивера. Пришлось делать проводку катамаранов и эпизодически идти на веслах..

Река Индель вытекает из озера, и на 40 км. до впадения в реку Пана принимает 4 притока слева (с севера) и три справа (с юга), вытекающих из болот. На топографической карте М1: 200000 на реке показаны пять порожистых участков. Широкая троговая долина реки заросла елями и березами, возле воды по берегам заросли ивы, а на мелководье заросли осоки. Ширина русла меняется от 30 до 50 метров. В межень скорость течения 0,5 м/сек, при средней глубине 0.6 м. В истоке ее расход около 9 м3/сек. Перепад высот от истока до устья 27 м. Средний уклон 0, 54 м/км. Общее направление реки с запада на восток. Вода в реке темно-коричневая, пригодна для питья. Завалов и заломов на реке, практически, нет. Исключение - залом на руинах моста под левым берегом. По берегам реки сохранились лесовозные дороги. Некогда в бассейне Индели велись лесозаготовки. Для этого была создана транспортная сеть и инфраструктура. Ныне работы свернуты. В прибрежной зоне на порубках преобладают березовые заросли и самосевом восстанавливаются сосновые боры. Следы лесозаготовителей сохранились до сих пор: гниющие бревна на лесосеках, тросы, металлолом. В реке водится хариус, щука, окунь и лосось. Администрация Мурманской области для 81 реки Кольского полуострова установила статус нерестовых рек и ограничила их посещение. Законопослушные туристы должны получить разрешение на сплав по таким рекам и лицензию на вылов рыбы. Поскольку организационно этот вопрос не решен и неясно кто и где выдает разрешения (лицензии), то туристы предпочитают предстать перед инспекторами рыбоохраны и сразу решить все проблемы без бюрократии и потери времени.

Пять каскадов порогов на реке представляют собой препятствия для лесосплава и прохождения на моторных лодках. По нашей воде, почти уровень паводка, и низкой осадке катамаранов пороги проходили без разведки. Это были каменистые перекаты с четко выраженной струей, по которой и надлежало идти. При слиянии с рекой Пана расход достигал 16 м3/сек, в русле появились острова. Средняя скорость движения катамаранов около 6 км/час.

Первая стоянка на Индели была на левом берегу перед левым притоком с отметкой уреза 104,6 м., перед руинами моста. На карте он не обозначен, но видно, что к реке подходят лесовозные дороги к обоим берегам. Место грибное. Рыбаки ловили хариусов и окуней. Ягоды еще неспелые. Сохранились следы кострищ. От озера до Паны Индель пройдена за 4,5 ходовых часа. При низкой воде ее прохождение усложнится существенно.

Река Пана от устья Индели до впадения в Варзугу.

На 30 км она падает с 88 метров до 76 м. Ширина около 100 м., глубина 0,9 м при скорости 0,6 м /сек. Расход при устье Индели 54 м3/сек. Ниже устья перед правым притоком, на правом берегу расположена турбаза. На высоком берегу видны крыши дюжины бревенчатых домиков, несколько больших домов и беседка на берегу. Турбаза обслуживает обладателей лицензий на вылов лосося,. Поскольку учет рыбы ведется по "хвостам", а лицензии выдаются для ловли "поймал - отпусти" то при клиентах должны быть представители рыбоохраны. Туристам без лицензий нет резона входить в контакт с обитателями таких турбаз. Собаки выбегают к воде и приветствуют лаем, а после долго сопровождают по берегу. Видимо чувствуют себя вне опасности от волков и медведей. Общее направление реки на юго-восток. Она принимает три притока слева и два справа. Наиболее крупный приток Пунзуй. Порогов отмечено на карте 13. Они представляют собой каменистые перекаты с четко выраженными струями, по которым и следует проходить. Необходимости в просмотре препятствий не было - шли сходу. Привал на обед на левом берегу в 700 м. перед впадением Паны в Варзугу. Рыбалка при этом оказалась безуспешной. При входе в Варзугу плеснула рыба солидных размеров.

Река Варзуга от устья р. Пана до Падуна.

Протяженность около 60 км., перепад высот от 76 до 113 м ( 37 м), средний уклон 0,6 м/км. При устье р. Паны ширина Варзуги 48 м, глубина 1 м и скорость течения 0,5 м/сек, что создает расход 24 м3/сек. Протекая среди болот, Варзуга принимает 6 притоков (орографически) справа и 7 - слева. Порогов, включая Падун, 19. Пороги 3 - 4 к.с. именные. Вдоль реки в зоне болот ленточные леса. При планировании движения по реке против течения полезно обратиться к графику уклонов на этом участке. По мере приближения к Падуну расход несколько сокращается, река сужается, а уклоны возрастают, обуславливая динамический напор. При этом важно правильно "читать" динамику водного потока - учитывать "тень" от камня, мыса, острова. Известно, что под вогнутым берегом скорость течения выше, поэтому целесообразно уходить траверсом под выпуклый берег. По обстановке шли либо на веслах, либо проводили катамараны на бечеве. Анализ картографического материала по Варзуге представлен в таблице.

Точ-ки Длина участка (км) Урез (м) Перепад (м) Приток Примечание
1. 0 74   правый Устье реки Паны
2 5       Порог Силуянский
3 2,5     правый Ильмаручей
4 6 77,3 3,3   Уклон 3,3 : 12,5 = 0, 26 м/км
5 4 78,2 0,9 правый Кичесара
6 4     правый Ручей
7 4       Порог Тюберьюга. Начало каскада из 6 порогов.
8 3       Порог Котельня.
9 4 95,2 17   Уклон 1,1 м/км. 4 порога.
10 6,5     правый Порог Ливка и еще 9.
11 6 100 4,8   Уклон 0,4 м/км. Пороги  Мал. Ретун, Юзня и еще 4.
12 3 103,2 3,2 правый Уклон 1,1 м/км. Ручей.
13 29 122 18,8   Уклон 0,62 м/км. Порогов44
14 10       Порог Ревун и еще 15
15 8 128 6   Уклон 0,55 м/км. Порогов 2.
16 34 130,4 2,4   Уклон 0,08 к/км
17 16 134 3,4 правый Уклон 0,21 м/км. Ручей Фомкин
18 4 144 10,0   Порог Падун
  149   70   Средний уклон 0,48 м/км

В таблице использованы данные об урезах и гипсометрии. Данные об уклонах усредненные, но дают представление об энергии водного потока и трудозатратах при планировании графика движения. Для упрощения таблицы сделаны привязки только к устьям правых притоков Варзуги.

Согласно графику движения пройдено 70 км (не149 !) в течение 5 дней, 37 часов, т. средняя скорость была менее 2 км/час. НАДО РАЗОБРАТЬСЯ С КАРТАМИ.



Copyright © Аркадий Копаница 2000-2002 

счетчик посетителей сайта contadores sexcams videochat
Экстремальный портал VVV.RU
Hosted by uCoz