Совместный поход клубов "Вертикаль" (г.Серпухов) и "Азимут" (г.Пущино) ДУБНА-2000Отчет о водном походе (90км, н/к) по маршруту: совершенном 30.09-02.10.2000 группой в составе:
Автор А.Дещеревский, Содержание отчета:1. Характеристика реки ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКИДавно уже я не попадал в такие тоскливые места! То есть мы, конечно, знали, что русло верхней и средней Дубны местами спрямлено, но не до такой же степени! Да и обозначенный на 2-км картах лес трудно назвать лесом. Фактически от Ченцов до сущевского моста река представляет собой типичную осушительную канаву с крутыми 2-5-метровыми земляными берегами, в паре мест перегороженную невысокими плотинками. Глубина реки в межень меняется от 0.5 до 1-2м, течение не превосходит 1-2км/ч. На всем протяжении пути трудно найти место, чтобы пристать; об удобном лагере не может быть и речи. Поверху реку сопровождает береговой вал, образовавшийся при спрямлении русла. Обращенный к реке склон местами порос ивняком. Сразу за полосой кустарника начинается бурьян-поле, сырое и заболоченное; чуть поодаль оно переходит в приречное чернолесье. Сухие деревья, поваленные стволы, чертополох и крапива образуют труднопроходимые заросли, и только зеленые лианоподобные сапрофиты слегка разнообразят безрадостный e унылый пейзаж. В первые два дня пути нам не попалось ни одной сосны или елки, а березы можно было пересчитать по пальцам. Единственное, что хоть как-то разнообразит сплав - это полоса небольших порожков в 4-5км выше устья Сулоти. Русло перегораживают гряды гладких, хорошо окатанных валунов; между валунами есть сливы высотой до 0.5м. Общее падение реки не превосходит одного-двух метров; совершенно очевидно, что весной или после дождей все камни скрываются под водой и на этом месте остается просто небольшой участок быстротока. Ниже сущевского моста Дубна резко меняет характер. По берегам появляются сосны, а затем и ели; то тут, то там у воды стоят пауки, с помощью которых рыбаки ставят сети; почти у каждого паука можно найти песчаный пляжик и неплохое место для лагеря. Вдоль речки идет малоезженая, но чистая проселочная дорога - мечта велотуриста. Деревень и дач на удивление мало, они появляются только перед Вербилками. В периоды, когда не идут активные рыбозаготовки, здесь вполне можно плавать и ездить, особенно если у вас нет антипатии к излишне окультуренным, хотя и безлюдным берегам. ТРАНСПОРТ И ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ ПУЩИНСКОЙ ГРУППЫ
* - общие расходы пущинской и серпуховской групп Итого расходы пущинской группы: 347р, совместные расходы 376р, в том числе: пущинская группа - 156р, серпуховская группа - 220р. Всего расходы пущинской группы составили 503р, или по 70р/чел, + перерасход 13р - взят из фонда секции. ОПИСАНИЕ МАРШРУТАИзначально мы планировали начать сплав от Федорцево, чтобы затем по Сулоти выйти в Дубну и - вперед, до Вербилок. Однако выехать с шестичасовой электричкой не получилось, в Сергиев Посад мы попали к двенадцати и нужный автобус упустили , а цена, заломленная газелистами - 600р - показалась нам несоразмерной (автобус стоил бы около 200). Мы сочли за лучшее не сидеть на автовокзале, а доехать за те же 200р до Ченцов и проплыть лишние 20км до устья Сулоти своим ходом . У моста дороги Ченцы-Селково Дубна похожа на небольшой ручей. Под мостом в русле натыкано множество свай, при низкой воде невозможна даже проводка, а проплыть здесь можно, наверно, только в пик паводка. Стоит отметить, что описание маршрута по Дубне, сделанное в 1967г (книжка "На байдарках по Подмосковью"), содержит множество неточностей, в частности, там сказано, что сваи находятся не под этим, а под следующим, константиновским мостом . Стапель занял чуть меньше двух часов, и в три последняя байдарка двинулась в путь. Воды достаточно, плыть можно. Первые 5-6км до моста около с.Константиново мы шли чуть больше часа, не торопясь и поджидая друг друга. Короткий обнос под мостом занял еще 15-20 минут. Дальше река почти не петляет, и к полшестого мы прошли на удивление целый железный автомобильный мост, отмечающий примерно половину пути от константиновского моста до устья Сулоти. Вечерело, и мы стали приглядывать ночевку, однако на всем протяжении пути так и не встретили ни одного мало-мальски подходящего места. Под конец я даже вылез наверх и пошел по берегу, однако как говорили знаменитые китайцы, трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Примерно в километре выше устья Сулоти Дубну перегораживает еще одна плотинка, проходимая в большую воду или на разгруженной байдарке (слив 0.5м), и заночевали на правом берегу прямо возле плотины, поскольку времени идти дальше уже не осталось. Всего в первый день шли три часа, прошли около 20км. Вечером нам пришлось немного помучаться, устанавливая мой семиместный капроновый "домик". Чтобы поставить его на стойках, а не на деревьях (как положено по "проекту"), нужны очень мощные колышки, которые мы не могли ни вырубить, ни забить из-за отсутствия топора . К счастью, на этот раз удалось выкрутиться, привязав оттяжки к перевернутой байдарке. После ужина Андрей решил "посвятить" детей в туристы, рассказав им на сон грядущий несколько страшных историй. Про двуликую женщину, которая потеряла детей и по ночам ходит по палаткам, ощупывая лица и вытаскивая наружу тех, кто спит ногами ко входу; про белого спелеолога, который снимает плохо закрепленные веревки, прячет раскиданное снаряжение, а если кто-то оставил на ночь неубранные башмаки, то один башмак из каждой пары уносит или прибивает к деревяшкам гвоздями; про черного альпиниста и всякую другую нечисть, шебуршащуюся в темноте под кустами с самыми подозрительными намерениями. Предполагалось, что ночью кто-то из взрослых должен будет отправиться за палатку и продолжить мероприятие. Но как это обычно бывает, дети никак не пугались и не засыпали, и вскоре все взрослые, утомившись, разошлись по своим палаткам, так и не приступив ко второй части плана. Впрочем, кто сейчас верит во всякие россказни! К утру об этих историях наверняка бы забыли, если бы только часть неубранных взрослыми на ночь сапог не обнаружилась утром в чужих гермомешках и байдарках... Во второй день похода дежурные встали в начале восьмого, завтрак и общий подъем - в полдевятого. Вышли в десять, кое-кто перед выходом даже успел немного покататься на плотине. Устье Сулоти больше напоминает болотную заводь, чем речку; пройти по ней осенью, пожалуй, можно, но вряд ли это было бы быстрее, чем по Дубне. Зато на Сулоти мы, наверно, нашли бы более приличное место для лагеря... От устья Сулоти до следующего моста не более получаса хода. Сразу за устьем Сулоти на левом берегу есть несколько рыбацких стоянок, но ничего общего с байдарочной "классикой" (песок, сосны, ...) они не имеют. Мы со свежими силами резвимся, толкаемся, обгоняем друг друга на поворотах. В каждой шикане нашей байдарке удается отыграть несколько мгновений, но на очередном пит-стопе - а как еще могут поменяться местами наши матрос и балласты - конкуренты опять уходят вперед! Около моста, где мы собрались в 11.30, устроили короткий перекус. Ниже характер реки не меняется. Несмотря на нарисованный на карте лес, приставать, а тем более вылезать на берег не хочется. Двенадцать километров до окоемовского моста мы плыли около двух часов, но и до, и после моста по берегу тянется все то же сырое и противное чернолесье. Сразу за окоемовским мостом останавливаемся на большой привал. Уже полвторого, пора обедать, но как назло, байдарка с канами отстала. Странно: наш детский бревноут с полутора гребцами совсем не напоминает гоночный скутер! Быть может, ребята завязли в прибрежной глине, на них внезапно напало ГИБДД, или они просто заехали в боксы для замены байдарочной резины, и не могут найти выход обратно? После почти часового ожидания вверх по речке отправляется разведка в лице Никиты и Максима. Вот наконец и каны, но время упущено. Дойти до сущевского моста сегодня явно не удастся, значит, ночевать опять будем на болоте... В начале пятого стартуем. До следующего - нушполинского - моста шли 1.15, скоро шесть, придется вставать в первом же приемлемом месте. Вскоре таковое обнаруживается в устье Нушполки. До темноты еще больше часа, и мы успеваем спокойно поставить палатки и заготовить дрова на ночь. Голый безлесный берег по-прежнему готовит нам сюрприз за сюрпризом: рогулины нарубить нечем, а чтобы натянуть тросик, недалеко от костра приходится устроить баррикаду из байдарок. Зато на ужин мы сегодня будем есть плов: Роман специально взял с собой рис и специи. После ужина свободные от дежурства члены экспедиции устроили по-ка-тушки на разгруженных байдах. С фонариками они гонялись друг за другом и за течением, а Катя даже сплавала вниз до следующего моста. Чтобы дойти до него и хороших стоянок, нам не хватило как раз одного часа. Стыдно признаться, но уже второй день похода, а я так и не понял, кто из серпуховичей работает на Штази, кто - на Моссад, а кто - все еще на Абвер. Чем иначе, кроме как хитро продуманной конспирацией, можно объяснить, что Андрея здесь все называют "Художник", Катю - Га(л)кой, а Сергея - (дядей) Федором? По непонятной причине русская Мария превратилась в испанского Марио, и только старший матрос Лом сохранил в прозвище часть своего настоящего имени. Ночь выдалась морозной, не в пример предыдущей. Но опасение не успеть на последний автобус гонит нас из палаток. Дети уговаривают меня не торопиться и остаться еще на один день, но как бы в таком случае этот первый для многих самостоятельный байдарочный поход не стал одновременно и последним... Хочется спать, и хотя накануне я не пил ничего, кроме чая, события прошлой ночи вспоминаются с трудом. Одно ясно: меня тоже завербовали, теперь я называюсь "дед Мазай - вождь краснокожих (зайцев)". Скорее бы найти резидента, может, подкинет деньжат на конспиративную работу! Синие от холода краснокожие мазайцы медленно грузят вещи в обледенелую байдарку. В начале восьмого завтрак уже готов, и в полдевятого мы выплываем. Около сущевского моста - перекус и короткий (по плану) привал, но народ уже расслабился и не торопится: возможно, здесь ходит автобус, и наш маршрут наконец-то окончен? Увы, несмотря на наличие остановок, автобусом здесь не пахнет, придется плыть дальше. А впрочем, оно и к лучшему: вместо болотной канавы мы наконец-то увидим настоящую лесную речку, да и новички, впервые севшие за весла, поймут, что не все байдарочные маршруты идут через торфяно-болотную канализацию! Наш детский "титаник", как обычно, идет в первых рядах. Совсем рядом с мостом на правом берегу стоит реставрируемая церковь, около нее уже можно поставить нормальный лагерь. Народ не торопится, и сзади никого не видно, поэтому сразу за устьем Вели мы вылезаем на огромный правобережный пляж, размяться и сходить на экскурсию в ближайшие кустики. Через несколько минут появляется остальная флотилия: все, можно плыть дальше. Ближе к дороге Москва-Кимры по берегам появляются рыбаки. Все они на велосипедах - автобус Вербилки-Дмитров, на котором мы рассчитывали уехать, уже несколько лет как не ходит. Что ж, пойдем до моста, там должен ходить автобус Вербилки-Талдом... Под мостом - последнее на нашем маршруте серьезное препятствие: искусственный порог, сложенный насыпанным в реку бетонным мусором. Можно разобрать байдарки прямо здесь и уехать на станцию на автобусе, но ходит он не часто, остановки поблизости нет и было бы очень неприятно стоять с вещами где-нибудь возле моста, зная, что до электрички остались считанные минуты... После короткого совещания решаем плыть до железной дороги: по времени это всего час, зато мы будем зависеть только от себя. Несмотря на торчащую арматуру, при некотором везении порог проходится без проблем. Нам повезло, а вот следующим двум байдаркам - не очень, но дырки незначительные, плыть можно. Полчаса до центра Вербилок и еще сорок минут до железнодорожного моста каждая байдарка идет в своем темпе. Течение все такое же медленное, только в самом конце, чуть ниже принадлежащего пионерлагерю футбольного поля, речку разнообразит небольшой перекат. Сушить и собирать байдарки удобнее всего на футбольном поле, но ради переката я, шедший в тот момент впереди, решил пройти лишнюю пару сотен метров. Расстояние от реки до станции почти такое же; более-менее приемлемый выход из воды обнаружился в двухстах метрах выше моста, где мы и остановились. Площадка для сборки и сушки байдарок не слишком просторная, причалить одновременно могут максимум две лодки, зато кругом - уютный сосновый лес, мимо не шумят электрички и на деревьях полно удобных сучков, чтобы развесить на солнышке вещи и шкуры. Обе трешки разгрузились и выбрались на берег в полтретьего, и вовремя: через несколько минут к антистапелю подошли "двойки". Как ни странно, адмирал прибыл последним. Наверно, он отстал, потому что боится засады, сообразил я! Ну и зря: как известно, террористы всегда сначала атакуют первую и последнюю байдарку, а уж потом расстреливают заблокированные в середине конвоя мирные грузовые суда. Впрочем, нас сия участь миновала: все вернулись обратно живыми и здоровыми, никто не утонул, и спустя несколько дней только рваные дыры в байдарочных шкурах будут напоминать об очередной экспедиции... На обед мы сварили двух щук, пойманных безо всяких снастей буквально голыми руками. Сперва одну щуку замочили на мелководье Максим с Ксюшей, а чуть позже вторая нашла свой конец в цепких лапах Паши и Димы. Суп получился наваристым и вкусным, но времени, чтобы нормально поесть, не осталось, и последнюю миску супа мне пришлось, собрав в кулак остатки мужества и напрягая всю свою волю, вылить на землю. За пятнадцать минут до отправления электрички мы, наконец, увязали последние тюки и двинулись на станцию. Если бы не мое прошлогоднее расписание, мы бы, скорее всего, опоздали. К счастью, вместо указанных в расписании 33 минут электричка теперь ходит в 44 (мы вышли на платформу в 17.35). Вскоре мы уже устроились на рюкзаках и байдарках в одном из не очень забитых вагонов (лавки были заняты - две предыдущие электрички из Вербилок отменили). Одна бабушка, возвращавшаяся с дачи, угостила нас яблоками, а контролеры взяли всего 70 рублей вместо полутора сотен, которые мы должны были бы заплатить за билеты. Чтобы не спускаться в метро с рюкзаками и не идти в Царицыно через турникеты, мы решили доехать до Каланчевки на электричке по октябрьской железной дороге. Если бы нам чуть-чуть повезло на станции Петровско-Разумовское, мы даже могли бы успеть на восьмичасовую тульскую электричку, но и девятичасовая серпуховская привезла нас домой с комфортом и без проблем, причем на этот раз наш взнос в фонд помощи ревизорам составил всего 50рублей. После перекуса (жаль, на последнем привале мы не сделали достаточно чая) все разбрелись по лавкам и принялись добирать упущенное ночью спальное время. И только старший матрос Лом не спал, а скромно сидел в уголке, поглядывая вокруг осоловевшими глазами и тихонько бормотал себе под нос какую-то фразу. Он что, верующий, - промелькнуло у меня в мозгу? Или... Или это и есть Секретный пароль?! Сейчас, сейчас я узнаю Страшную Тайну Разведчика!!! Я незаметно подкрался поближе и прислушался... "Нет!", - с трудом разобрал я. - "Нет, это не дети, это какие-то монстры! Живую щуку - руками! Изверги! Изверги!!! Нет!! Нет, это не дети... Это какие-то монстры!!!!!!!" |
Copyright © Аркадий Копаница 2000-2002 |
|