Дом ученых Объединенного института ядерных исследований Водный маршрут по Северному Приладожью.Связка рек Лоймола и Сюскюянйоки.Версия в формате MS Word (.doc) тут. Руководитель похода – А.В. Таскаев. Состав участников по экипажам: К-2 : А.В. Таскаев, А.А. Федорова К-2 : А.Д. Злобин, Е.С. Бородянская К-2 : П.Е. Колесов, Т.Е. Астахов К-2 : Ф.Г. Сухарев, М.М. Сухарев «Егерь»: А.П. Буллах Дубненские туристы систематические исследуют реки Карелии и Кольского полуострова, начиная с 1996 года. Оказывается, есть много эферных рек, которые представляют интерес для спортивного сплава только по весне. В половодье расход возрастает в 3 - 4 раза и водопады и плотины становятся внушительными порогами, в коньонах возникают мощные шиверы. Особенность майских походов - капризы погоды. Холодная весна 2003 года встретила туристов прочным льдом на реках и озерах, наледями и малым расходом на порожистых участках. В классификации водных маршрутов эти факторы не учитываются, а зря. Влияние капризов межсезонья должно учитываться при определении категории сложности маршрута. Мы считаем майские маршруты тренировочными для прохождения рек Кольского полуострова в июле-августе. Западная Лица и Титовка очень достойные реки. Авторитеты МКК до сих пор так и не определились в их категорировании. Введение понятия о коротких маршрутах - попытка найти выход из положения. Наша идея - убедить МКК в том, что туристы, прошедшие маршрут (связку рек) с 4 - 6 порогами пятой и даже 6 категорий трудности могут повышать мастерство вплоть до Мастера спорта по туризму. Ныне на Чемпионат России выставляются маршруты, пройденные десятки лет назад с довесочками, а маршруты Карелии и Кольского игнорируются. В конце концов, в походы ходят не ради значков, но при таком отношении организаторов гибнет массовый туризм. Именно поэтому сегодня в Интернете сосредоточены сведения о новых маршрутах, в отличие от библитотек турклуба и сайта Туристско-спортивного союза России. Сроки похода с 30 апреля по 9 мая продиктованы набором майских праздников. На этот раз мы пройдем две реки Лоймолу и Сюскюянйоки. После утряски определился состав - 11 человек, пять катамаранов и лодка"Егерь". 11 человек - столько перевозит Ольга, водитель из Питкяранты, на УАЗе с прицепом. В Лодейном Поле такса на автотранспорт на реки Северного Приладожья от 5000 рублей. Транспорт из Карелии почти в 2 раза дешевле. Если местные кретины-маркетологи не поймут законов рынка, то туристы просто будут игнорировать жлобов из Лодейного Поля. Заброска в Лоймолу возможна по ж/д через Петрозаводск, но местный поезд придется ждать часов 10. Поезд из Лодейного Поля в Питкяранту идет в 6.30 и стыкуется с поездом Петрозаводск- Москва. Лоймола протекает через шесть озер, при этом наиболее интересные препятствия - пороги Веер, Табун и шивера в каньоне перед автомобильным мостом. По нашей воде Веер оценивается до 3 категории трудности, Табун -до 4. Ниже Табуна, на правом берегу, обелиск каякеру. Как это ни странно звучит, но прохождение через льды на озерах даже в эту теплую весну - тяжелейшая работа. Лоймола популярна у водников: на Веере при прохождении было человек 40 , а на Табуне - около 100. По берегам изрядно снега, но место для стоянки можно найти. На береговой кромке озер собирали зимовальную клюкву. Погода стояла солнечная теплая. Только 7 мая поморосило с 16 до 17 часов при солнце. Днем было теплее 20 градусов. Общее представление о реке СюскюянйокиВ марте определится интерес к сплаву по реке Сюскюянйоки в Северном Приладожье. Этот район дубненские туристы стали исследовать с 2001 года. В весеннее половодье пройдены Тохмайоки, Колласйоки, Уксунйоки, Тулемайоки. Теперь предстояло пройти связку Лоймола - Сюскюянйоки. Если Лоймола уже хорошо изучена, то Сюскюянйоки пройдена группой Славы Завьялова в 2003 году впервые. По карте эта речка всего-то 54 километра, но каких! Мы планировали на нее три ходовых дня. Истинная длина ее раза в два больше за счет генерализации карты. При сплаве придется преодолеть десятка два "деревянных" препятствий. В одном случае это заграждения, сотворенные бобрами. Их хаток на маршруте предостаточно. Встречались препятствия из-за падения могучих деревьев с берега на берег, когда высокая вода подмывает крутые берега. Из этого материала создаются прочные завалы. Чем ниже вода, тем их больше и больше хлопот с преодолением. Крутые берега и густые заросли затрудняют обнос. Мы предпочитали прорубаться и перекидывать суда через бревна. К одиночным бревнам подходили перпендикулярно, становились на бревно и с обоих бортов поднимали катамаран. Топор и портативная пила всегда были наготове. Похоже, что кроме нас на реке никого не было. В 1939 - 40 годах здесь велись кровопролитные бои с финнами. Война была короткая и бесславная. Финляндия потеряла 1/6 часть своей территории и около 40 тысяч человек, наши потери около 120 тысяч человек. Гранитные надолбы линии Маннергейма недалеко от моста через Сюскюянйоки. Недалеко от Питкяранты, у развилки дорог, где шли кровопролитные бои, установлен чугунный памятник "Крест скорби". На день Победы у него встречаются финские и наши ветераны - время примирило бывших противников. Сплав можно начинать от моста, что ниже истока из озера Сюскюянярви. После серии простых шивер - три небольших уютных озера. Выход из третьего озера не просматривается. Он прослеживается в юго-западной части озера на четко выраженной границе хвойного леса и березняка. С этого места и до конца река проходит в глубокой долине, которая часто сужается. По карте это воспринимается как каньон. Места глухие. Береза, ольха, рябина, иногда ива, часто залиты водой, сразу от кромки воды начинаются заросли елей и сосен. Здесь рай для исследователей-экологов. Деревья воспроизводятся самосевом и умирают от старости. Много сушин стоящих, поваленных ветром или упавших с берега на берег. В береговых обнажениях видна белая или голубая глина. В увлажненном состоянии она становится пластичной, вязкой и даже жидкой. Когда деревья вырастают, то корни перестают удерживать их в вертикальном состоянии. Как только дерево наклоняется - оно обречено на падение. Вот почему количество "деревянных " препятствий может сильно меняться от расхода, от метеоусловий. Удобных мест для стоянок много, а сушняк в изобилии повсеместно. Набитых троп и дорог мы не наблюдали до ж/д моста. По косвенным признакам можно утверждать о пребывании в этих краях зайцев, лосей, бобров, глухарей и тетеревов. Певчие птички заливаются с восхода солнца. Временами по воде бьет хвостом крупная рыба. Говорят, сомы глушат таким образом мальков, а потом их пожирают. Ниже второй плотины наблюдали массовый лов рыбы сачками. Рыболовы от 10 до 60 лет на двухкилометровом участке правого берега возле берега работали сачками. Размер сачка сравним с мешком из-под сахарного песка. Сачек закрепляется на конце деревянного шеста. Нужна ловкость, чтобы поймать момент для подъема сачка, когда в него попадает рыба. Как и любая рыбалка "сачкование" азартно и увлекательно. Некоторые рыбаки в гидрокостюмах заходят в воду по грудь. По весенней воде, а она была на 0,6 м выше межени, шиверы обозначались валами на быстротоке, летом обнажатся камни и завалы. Единственный, но достойный порог Кайтакоски. Урез озера Сюскюярви 79 м, при впадении левого притока Канаваоя ниже дач - 29, а Ладожское озеро - 4м. Казалось, что на первом участке уклон составит 2.4 м/км. В Карелии это означает, что будут встречаться значительные перепады высот на локальных препятствиях. Порог Туккоянкоски не произвел впечатления наверное потому, что камни были залиты водой, а валы - только удовольствие. Зато порог Кайтакоски удивил. Слава Завьялов его сравнивает с удвоенным Веером. Они, упершись в поток, уходящий под лед, решили этот порог обнести. У нас наледи были только на шивере, ниже кульминации порога. Перед порогом над рекой проходит ЛЭП. Господствующей высоты 102 (Келиваара) с воды не видно. Мы шли довольно беспечно. Впереди было два экипажа. После затяжной и довольно мощной шиверы река уперлась в черную стену. Алексей Булах, идущий на "Егере", сразу пошел на чалку к правому берегу. Когда мы сквозь чащу прошли к кульминации порога, то увидели два наших экипажа. Они приходили в себя и делились свежими впечатлениями - ведь сходу влетели в порог. Мишу на кульминации порога выкинуло на плиту правого берега. Федя провел катамаран по шивере довольно успешно. Павла с Тимофеем развернуло в прижиме. Они прошли слив кормой вперед. На правом повороте шиверистого участка река врезается в скалы, совершая зигзаг W. На крутом падении в узости около 5 м под левым берегом сброс с плиты в котел и прижимом на стену, перекрывающую поток. Он отражается и метра через 3 выдавливается на плиту, выступающую с правого берега. При заходе в порог выжимает под левый берег. Может в худшем случае прижать и перевернуть у стенки, а потом бросить на плиту и острые камни ниже нее. Далее язык водоската около 1.5 метров высотой, мощная бочка и могучая шивера метров на 300 среди наледей. В начале ее сильный прижим к правому берегу. Именно в этом месте то ли залом, то ли подводная плита, выступающая в поток метра на 3. Вылетаешь из этого местечка и прямо в наледь. Часть ее несколько над водой, часть омывается водой и кромки льда острые. Препятствие получается мощное, тесное, с сочетанием разнообразных поражающих факторов. Попавший в поток может быть затянут под наледь. Страховали подошедшие экипажи морковкой с правого берега ниже кульминации порога. При прохождении на "Егере" в котле тряхнуло очень внушительно. Почти все катамараны выбрасывало на плиту правого берега. Легкий катамаран Антона столкнули в поток только со второй попытки. Прохождение отсняли на фото и видео. На 14 километрах река на этом участке падает на 12 м. На реке есть две взорванные железобетонные плотины. Первая находится в зоне меандров после принятия Кулисмайоки, правого притока . Разведка велась по левому и правому берегам. Есть два прорана под левым и правым берегами и маломощный - в центре. Под правым берегом прохода нет. Шли под левым берегом. Сначала казалось, что бочка в конце водоската пробивается. Когда зашел разговор о возможности попасть в эту бочку в случае аварии, решили навести страховку морковками. Береговая страховка неэффективна из-за густых зарослей. Мы прикинули - расход в этом месте составлял около 40 кубов в секунду. Перепад около 2 м. на 4 метрах водоската. Катамараны и лодка прошли это место по центру без проблем, но динамика потока с высоты плотины впечатляет. Разведка этого препятствия нужна хотя бы потому, что может возникнуть завал в створе. Целесообразно для этого пристать к левому берегу метров за 100 до плотины. Вторая взорванная плотина ГЭС находится чуть выше моста, обозначенного на карте перед Ладожским озером. В этом месте все признаки каньона и удобных мест для стоянки нет. Мощная 400-метровая разгонная шивера после короткого плеса и улова под правым берегом круто уходит к плотине с двумя проранами. Высота плотины около 7 метров. Дорога и разведка велись с правого берега. В правом проране - непроход. В левом лежит железобетонный обломок, но проход просматривается. Ниже мощный водоскат и бочка, далее шивера метров на 120 и низкий деревянный мост. На левом высоченном и крутом берегу водоотводной канал и двухэтажное здание бывшей ГЭС. Рядом жилое или административное здание. Все это заброшено. Ниже в километре то, что на карте обозначено пионерским лагерем. Местные жители, благо день предстоял субботний, спешили расположиться на обоих берегах в предвкушении рыбалки. Очевидно, к бурной воде у плотины устремляется рыба с Ладожского озера. Было около 21 часа. Препятствие это весьма достойное - протяженное, входная и выходная шиверы мощные с жесткими косыми валами, проход в плотине и бочка в водоскате - предмет особого исследования. Береговая страховка целесообразна с левого берега, а низкий мост через шиверу - дополнительная проблема. На такое прохождение нужно потратить изрядное время для организации страховки. Из-за недостатка времени мы обнесли плотину и около 23часов вышли в Ладожское озеро. В мае на этих широтах уже довольно светлые ночи. Мы этим воспользовались для того, чтобы пройти по заливу до ближайшего места, к которому подходит шоссе, связывающее полуостров Сюскюянсаари с материком. Было безветрие и наша флотилия спокойно прошла вдоль скальных стен материка. Заночевали на скальном мысу, где наутро все просушили и приготовили к отъезду. До шоссе по тропе 15 минут хода. До Лодейного Поля на УАЗе с прицепом около 5 часов езды. При въезде в Питкяранту в кафе "Ладога" приняли пива и окунулись в суету привычной жизни. Хроника.30 апреля.Старт из Дубны в 13-30. Нас трое с тремя катамаранами на микроавтобусе. От кольцевой автодороги до вокзала едем час. У Ленинградского вокзала в 18-30. Семь москвичей присоединились на вокзале. Федя Сухарев на этот раз пригласил своего родственника Михаила, студента ВЭШ и Настю, студентку МИФИ. Тимофей порекомендовал Катю, студентку МГУ. Опыт у студентов невелик, но капитаны всех катамаранов на здешних реках бывали. Наш вагон 13 на сей раз оказался в хвосте состава из 18 вагонов. У нас целых два купе. Туристы из соседних групп подтягивались до самого момента отправления. В поезде выяснилось, что экипаж Полины Песковской оставил дома упаковку с рамой катамарана и веслами. По мобильнику срочно связались с Алексеем Булахом, который должен был нас догонять в Лодейном Поле. 1 мая.Выгрузились в Лодейном Поле в 7 часов утра. Ясно, но зябко. Туристы кучкуются. Подъезжает Ольга на УАЗе с прицепом и наши соседи отбывают на Тохмайоки. Мы в сумлениях относительно встречи Булаха. Изучили местные предложения извозчиков. С утра предлагают услуги иногородние перевозчики. Можно уехать за 3 тысячи на карельском транспорте, если он заказан заранее. Мы, собственно на это и рассчитывали, ибо местное АТП назначает цены с 5 тысяч за рейс. Мы по нерасторопности карельский транспорт прозевали, пол дня пытались найти хоть что-то, в конце концов согласились ехать на "дорогом" ПАЗе. Вывод – в сезон договариваться поздно, столбите транспорт по меньшей мере за месяц. Костю оставили встречать Алексея Булаха. Они должны догнать нас 2 мая на Лоймоле. Справедливости ради, надо сказать несколько слов о городе на Свири - Лодейном Поле. Прибывающие поезда никогда не подаются, как это принято повсеместно, на первый или второй путь - это привилегия товарных составов. Все пассажиры со своим скарбом обязаны совершить восхождение на пешеходный мост и с высоты птичьего полета любоваться на обилие составов и товарно-вещевой рынок на вокзальной площади. Просторный вокзал неуютен, но есть комната отдыха, где за небольшую плату можно переночевать. На одной двери извещение "Туалет не работает", на второй - "Туалет на санитарном обслуживании". На вокзальной пощади двухэтажное идолище - Ильич идущий. Башня вокзала, как в Риге, имеет часы, но уже не имеет стрелок для указания времени. Новое всегда уязвимо для критики, особенно если это узнаваемые приметы нашей жизни. Подошел ветеран в костюме и штиблетах, в тельняшке и шляпе. Посетовал, что Первое мая, а нет тебе ни поздравляю, ни здравствуйте, ни флага, ни цветочка. Разделил с ним ностальгическое чувство. Вот, приучили человека радоваться и рапортовать 1 мая, а теперь бросили. А он-то, законопослушный, ныне чувствует себя обкраденным. 13-10 Остановка в Видлице. Через 4 км. дорога подходит к Ладожскому озеру. В прошлом году взору открылся лед, по которому на велосипедах ездили рыбаки. Ныне теплее. Лед только у берега . Здесь Антон обнаружил три патрона, а другие подобрали стреляные гильзы. Видимо человек с ружьем при встрече с Ладогой считает необходимым дать салют Наций. 14-30 Раймала. В лесу обилие снега.На озере лед. 15-35 Питкяранта. В заливе лед. 15-45 Койриноя. 16-00 Памятник "Крест скорби". 16-12 Слева от дороги через поле к лесу надолбы линии Маннергейма. Это гранитные глыбы в четыре ряда на расстоянии метров в 800 - заграждение на танкоопасном направлении. 16-20 Мост через речку Сюскянйоки. Ширина по мосту метров 8, веселая шиверка. Здесь начнем сплав после прохождения Лоймолы. 16-37 Асфальт кончился. Грейдер. В районе Уксунйоки едем по новому прекрасному шоссе. Старая дорога и мост, ниже которого порог остались выше по течению. 17-13 Асфальт. Поселок Лоймола. 17-18 Мост через Лоймолу. Выгружаемся. Разведка и сборка катамаранов. Место для этого на левом берегу только что освободила туристская группа. 21-00 Катамаран готов к загрузке. 21-45 Стартуем последними. На катамаране с деревянной рамой сегодня идем втроем. 22-55 Наконец-то догнали лидера. Федя, как дежурный, выискивал комфортабельную стоянку, да так и не нашел. Чалимся к левому берегу. Кругом обилие снега. Поднялись на возвышенное плато. Под елками нашли пятна без снега. Сушняка много. Костер развели между огромными камнями. Экзотично, но неудобно, да и дым от костра одуревающий. Будет холодная ночевка. Павел и Тимофей палатку поставили внизу, поближе к воде. Там будет теплее. (Пришлось прорубаться сквозь еловые ветки, расчищая место для палатки, при этом оценил фонарик – циклоп на светодиодах, рекомендую* :)) 2 мая.Солнце! На спальник перед сном надел рюкзак, а сверху накрылся непромокаемой курткой. Ногам было тепло, а на куртке образовался конденсат и спальник увлажнился - было прохладно. Связались с ребятами по мобильнику. Они на поезде приехали в Питкяранту и выезжают в Лоймолу. Там будут в 13-30. Нам нет смысла спешить. 14-00 Выходим. Прошли низкий мост. Лоция не обещает серьезных препятствий. Прошли 3 - 4 шиверки. Нас настигли рафты с экипажами по 8 человек. Линкоры! 16-20 На правом повороте началасьшивера. По берегам лед. Проход около 5 метров шириной. Это впечатляет на большой скорости. 16-55 Озеро. Слева возвышенная гряда на длинном узком полуострове. Встали на обед. 19-00 Подошли Алексей Булах и Костя на "Егере". Они шли от Лоймолы до нас 2.5 часа. Стоимость проезда в поезде до Питкяранты 75 рублей. До Лоймолы на Газели они ехали два часа. Костя собирает катамаран. Обследование полуострова показало, что здесь можно собирать зимовальную клюкву. С дровами здесь бедно, но найти все же можно. Мимо нас проплывают отдельные катамараны, каяки и флотилии. В заливах озера лед, а проточная вода образовала канал среди них. 3 мая.10-25 Стартуем. Погода чудесная, что не может не радовать, особенно после прошлогоднего ледовитого начала. Настороженность уступает место курортному настроению. 11-00 Порог Веер. Чалимся на левом берегу метрах в 200 перед порогом. Левая протока острова узкая. Ее можно перепрыгнуть или перейти с веслом. Вся река в правой протоке, сужающейся до10 -12 м. Перепад метров в 4 на.15 метрах, на правом повороте. Прижим на правый берег, в прижиме косые валы. Под левым берегом россыпь камней. Идти по темному языку водоската через бочку. (Выглядит не страшно, но в бочке на катамаране Антона переломилась передняя поперечина из дерева, поменял быстро, но энергии в потоке явно с избытком). За полчаса здесь собралось многочисленное общество. Начался парад-сплав и активные фото и видеосъемки. Конечно, это не Мельница на Уксунйоки или каньон на Колоссйоки, но возбуждает. Наледь на правом берегу, наледь на острове в нижнем бьефе - это антураж Веера в мае. Порог шли с грузом. 13-15 Продолжаем сплав. Солнце. 14-00 Обед 15-30 Сплав. Идем по озеру. Лед на озере близок к точке таяния и при небольших возмущениях рассыпается на кристаллы высотой на всю толщину в 10 – 15 см. При этом образуется каша из карандашей, загребание которой веслом сильно напоминает перемешивание бетона. Особенно угнетает синусоидальность фарватера, проложенного в ледяном поле первопроходцем* :) 16-30 Вышли на чистую воду. 16-35 Шивера. 16-45 Порог "Ядрена вошь". Перед ним серия из четырех шивер. Вход в порог из левого поворота в правый. Перед порогом, на правом берегу, стояло много судов. Был соблазн пойти сходу, но благоразумно зачалились. Кульминация порога - бочка через основную струю в центре. По статистике прохождений можно пройти через бочку, а можно обойти ее левее центра, что и было сделано. 19-45 Серия шивер. После правого поворота открывается широкая долина реки. Основной поток сваливается под вогнутый правый крутой берег. Здесь и надо чалиться на быстротоке. На берегу есть место для палаток и много дров. Вокруг сугробы. Далее просматривается сужение реки. Перед ним островок с кустами. Ниже него плавный правый поворот на 300 м, прижим к левому берегу на резком правом повороте. Это и есть порог Табун. Ниже острова на входе косые валы и бочки, кульминация порога ниже входного острова метрах в 80. Мощный слив и впечатляющего размера бочка. Байдарочники прошли между ней и правым берегом, есть шансы пройти между ней и левым берегом, но сразу же уходить на центр. Сплошная белая вода. С наплыва камней не видно. В 15 часов слепит солнце на входной части, а с 17 - на выходной. В конце порога на правом берегу обелиск Шмелеву Александру, погибшему 4 мая 2000 года. На нем нет ни даты рождения, ни города. Ниже - площадка, удобная для стоянки. Мы встали на стоянку перед порогом. 4 мая.На пороге собирается много народу. Это достойный порог, безусловно 3, а при средней воде и 4 категории трудности. В общей сложности его протяженность около 600 метров. Крутой уклон, высокая скорость, маневрирование на входе при заходе в бочку, мощнейший прижим к левому берегу и многочисленные обливные камни на выходе. Оверкилей при пяти десятках прохождений не наблюдалось. Конечно, всегда интересно наблюдать прохождение на катамаранах разной конструкции. Прослеживается тенденция к остроносости судов и повышения объема кормы. Утопленные посадочные места для экипажа - это вне обсуждений. Металлический каркас - тоже не обсуждается, как и надувные сиденья в комплекте с упорами. Облегченные конструкции катамаранов приходиться усиливать деревянными палками. 16-12 Стартуем. Прошли 4 шиверы и вошли в озеро. Ждем экипаж Колесова. 17-00 Поднимается ветер с запада. Уходим под прикрытие берега. 20-00 Деревянный мост. Дорога завалена снегом. След КАМАЗа. Пошли вперед 21-00 Крупная рыба бьет хвостом по воде. Это надо видеть и слышать! 21-50 Солнце прячется в тучку. Становимся на крутом левом берегу озера. На противоположном берегу просматривается лесосека - лес вырублен. Остались только единицы для самосева сосен и берез. Замечены клещи. Лакомимся березовым соком. Черемуха еще не распустилась, но розовые цветы на кусточков без листьев встречаются и прелестно пахнут. 5 мая.Солнце. Тепло. Утром дежурные приготовляют бутерброды, кипяток и чай. Каждый имеет запас быстро приготовляемой картошки или лапши, к ней рыбные консервы. При необходимости позавтракать можно очень быстро. Мы отсыпаемся до 8 часов С 8-30 до 9 завтрак. Потом расслабление и неспешные сборы. Это дорогая роскошь, ибо приходиться идти допоздна. Проявлять жесткость и стоять над душой так не хочется, так что согласились на компромисс. 11-20 Стартуем.. Из одного озера переходим в другое. Каньон начинается на крутом правом повороте. Заглубляется метров на 8. Через 400 м крутой поворот влево. Чалиться метров через 600. Падение крутое. Разгоняется катамаран лихо. Разведка и фото по правому берегу. По правому берегу от начала каньона тянется узкая, как отсыпка полотна железной дороги, гряда. Неужто это следы оледенения? После получаса движения по гладкой воде пройдены две шиверы. 13-20 Мы у автомобильного моста через Лоймолу. Конец сплава. Отсюда предстоит переброска на Сюскюянйоки. Связь по мобильнику с Ольгой назначена с утра, но мы в зоне неустойчивой связи. Сходили в соседнее село - видов на транспорт нет. По шоссе проходят тяжелые машины, лесовозы, но интереса к нам не выказывают. Уповаем на Ольгу. Она откликнулась - приедет. 20-15 Загрузились. Едем. 22-30 125 км от Лоймолы. Мост через Сюскюянйоки. Разгружаемся. Подъехал охотинспектор на “Жигулях”. Реку он хорошо знает. Дал некоторые полезные рекомендации. Рассказал, что в Карелии началась приватизация природных ресурсов. Не означает ли это, что самодеятельному туризму перекроют кислород? 6 мая.Костя и Полина решили ехать в Москву. Нас остается 9 человек. Для безопасности этого достаточно. 10-20 Стартуем. Шиверки, отдельные деревья через реку, замечательные крутые берега. Прошли три миниатюрных озера. Бобровые хатки и погрызы встречаются часто. Ширина реки временами до 8 м. Урез озера Сюскюянярви 69 м, а Ладожского озера – 4м. Первая треть реки срабатывает половину перепада высот, при незначительном меандрировании, потом - зона меандрирования до железной дороги и, наконец, участок с минимумом поворотов русла до Ладожского озера. 11-10 Приток слева. Заливчик. Оборудованная стоянка. 11-30 Автомобильный мост. Низко. Обнесли. Ниже моста шивера. Завалы - 12 штук. 14-30 до 17-00 Обед. Прорубились через могучий завал. 19-30 Встали на левом берегу. Катамараны поставили на снег, а потом утром с него съезжали в реку. Бивак разбили в сосновом бору. Следы выборочной вырубки сосен. (Вырубка ведется финнами по финской технологии, вместо леса остается парк с дорогами и ровными пеньками. Разительное отличие от советской системы, когда гусеничными тракторами уничтожается все.* :( ) Солнечно. 7 мая.10-00 старт. Масса замечательных для стоянки мест. 12-00 Плотина. Разведка. 12-45 Закончили прохождение первой плотины под левым берегом. Оказалось просто. 13-45. Уходим от плотины. 13-45 Прочный завал. Павел с Тимофеем обнесли катамаран и по снегу съехали в реку. 15-00 Прошли многочисленные меандры. Солнце. Марит. 15-30 Обед. 17-10 Пошли. Накрапывает дождь при солнце. 18-45 Железнодорожный мост. 19-00 Дома на правом берегу. 19-15 Автомобильный мост. Попытка связаться по мобильнику с Ольгой удалась. Она заберет нас завтра в 13.00 на Ладожском озере. 21-00 Подошли к шивере перед второй плотиной. Разведка. Обнос. 22-00 Стартует от моста на Ладожское озеро. 23-00 Вошли в Ладогу. 24-00 Вошли в залив. Ищем место, удобное для стоянки. Конец сплава. Анализ ходового времени: Общее ходовое время 49 часов 05 минут. Чистое ходовое время. - 30 часов Дневник вел А.Д. Злобин. |
Copyright © Аркадий Копаница 2000-2002 |
|