в начало
       статьи
        видео
       ссылки



Общественное объединение клуб "Азимут", г.Пущино

Отчет о водном походе по рекам

ШУЯ-НЕМДА-2001

(Костромская обл., 150км, н/к)

Маршрут: Пущино - Москва - ст.Николо-Полома - Долматово (Бор) - р.Шуя - р.Немда - Горьковское вдхр. - Угорново - Нежитово - Кинешма - Москва - Пущино

совершенном 5-18.08.2001 группой в составе:

1-3. Дещеревские: Леша, Олег (10), Оля (12)

4-6. Ананчев Валера, Наумченко Ксюша (11), Наумченко Максим (13)

7-9. Зверевы Ирена, Саша (10), Женя (12)

10. Панков Андрей (13)

11. Парубенко Илья (12)


Автор А.Дещеревский,
e-mail:deshere@uipe-ras.scgis.ru

Содержание отчета:

1. Характеристика рек, варианты заброски-выброски

2. Финансы и транспорт

3. Дневник похода

3.1. Подготовка

3.2. Николо-Полома - Долматово (Бор)

3.3. Долматово (Бор) - устье Пезы

3.4. Устье Пезы - устье Тожиги

3.5. Устье Тожиги - ур.Никитино

3.6. Пеший поход Никитино - Пасьма - Серпиониха

3.7. Никитино - устье Шуи

3.8. Устье Шуи - Большой Сосновый Косогор

3.9. Большой Сосновый Косогор - начало водохранилища

3.10. Водохранилище: Новый Березовец - Самылово

3.11. Отъезд: Самылово - Нежитино - Кинешма - Москва

1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕК, ВАРИАНТЫ ЗАБРОСКИ-ВЫБРОСКИ

Шуя и Немда текут по юго-востоку Костромской области, по районам, издавна славящимся обилием ягод, грибов и рыбы. Лето здесь относительно теплое, если не сказать жаркое, осадков обычно меньше, чем в Москве. Даже в августе, когда в лесу уже полно ягод, вода еще теплая и можно купаться. Кругом - глухие сусанинские леса, мечта дикого туриста.

Населенки по берегам практически нет, особенно на Шуе. Обозначенные на картах деревни почти все заброшены. На Шуе людно только в перенесенном с Немды поселке Бор (местные по-старому называют его Долматово) и в Коммунаре. В обоих поселках есть магазины. Автобусное сообщение отсутствует, но к железной дороге довольно часто ходят грузовики и вахтовки. В Пасьме постоянно живет 4-5 человек. Других деревень, кроме трех названных, выше Михеево на маршруте нет.

Ниже Михеево деревни, наоборот, преимущественно жилые. Почти в каждой есть магазин, иногда сразу несколько штук. Ассортимент стандартный, цены умеренные, хлеб во все магазины привозят из Кадыя около 11 утра.

Даже в засушливое лето у Долматово воды в Шуе хватает, но русло узкое и часто перегорожено упавшими деревьями. После Соры и особенно Пезы река расширяется и в любом завале можно найти чистый проход. По Немде еще недавно сплавляли лес, и местами в русле много коряг и бревен, но сейчас промышленный сплав повсеместно прекращен и реки постепенно очищаются от мусора. Опасность наткнуться на многокилометровую запань с бревнами отошла в прошлое.

Несмотря на обилие упавших деревьев, рыбацких заколов и низких наплавных мостиков, настоящий обнос за весь маршрут нам встретился всего один раз, у моста дороги Бор (Долматово)-Афонино. Правда, выше Коммунара мы по несколько раз в день перетаскивали груженые байдарки через лежащие прямо в воде стволы. Частенько приходилось ложиться на дно лодки, чтобы пройти под низкими ветками и бревнами. Вылезать из байдарки при подобных проводках я бы не советовал - облегченная лодка всплывает и может застрять там, где она бы легко прошла с экипажем.

Берега Шуи в верховьях песчано-глинисто-каменистые, ниже чаще встречается песок и на поворотах реки - пляжи. Дно почти везде песчаное. Слева и справа от главного русла реку постоянно сопровождают многочисленные заводи и старицы, что способствует рыбалке, но осложняет сухопутную коммуникацию. Чтобы найти сосновые мшары и ягоды, иногда надо отойти от лагеря на несколько километров. Впрочем, смородина, костяника и малина попадаются и возле воды.

Комаров и гнуса умеренно, весной попадаются клещи, но случаев энцефалита, как нам сказали в нежитовском медпункте, в последние годы в районе не было. Лес по берегам смешанный, сосновых боров немного, но хорошее место для лагеря найти можно, в том числе и на водохранилище.

Недостаток маршрута - медленное течение в начале и его полное отсутствие в конце, на водохранилище. Туристов на речке немного - в пик сезона 1-2 группы в неделю, - но на полное одиночество рассчитывать не приходится. Изредка встречаются и рыбаки, в основном приезжие из Кадыя или Макарьева. Рыба хотя и есть, но сама на крючок не лезет, и чтобы прокормить одиннадцать голодных ртов, рыбак должен обладать определенным умением и опытом. У нас такого профессионала не оказалось, и мы весь поход ели мальков размером с ладошку, которых к тому же обычно было меньше, чем едоков...

Протяженность пройденного нами участка реки, если верить "Водным маршрутам Европейской части СССР", близка к 150км, однако мне кажется, что эта цифра немного занижена. Как показывают замеры по двухкилометровой карте Костромской области и расчет фактического ходового времени, эту цифру надо увеличить, как минимум, еще на 30км.

Для москвичей заброска на Шую несложна и недорога (примерно вдвое дешевле, чем в Карелию). От ст.Николо-Полома нужно подъехать попутным транспортом или пройти до реки около 8км. Кроме того, можно начать сплав от пос.Коммунар (33км от ст.Нея). Нея -крупная станция, и там легче нанять такси или автобус.

Обратный выезд возможен из Кадыя (автобус до Костромы - 150км). Кроме того, ежедневно утром (около 5 утра) ходит автобус Кадый-Завражье-Кадый, а в понедельник, среду и пятницу он идет до Курдюма, и заходит при этом в Столпино, откуда можно на пароме переправиться на кинешминский берег Волги. Паром ходит два или три раза в день, последний рейс около 16 часов.

Речной трамвай, на котором мы рассчитывали пересечь водохранилище, уже несколько лет как не ходит. Но в Новом Березовце и Меленках сохранились грузовые терминалы, и при случае можно уехать с попутной баржей или катером.

Скоростные суда по линии Кострома-Кинешма-Юрьевец-Сокольское ходят дважды в день, но в Завражье они не останавливаются. Билет стоит примерно как на автобусе.

В пятницу и воскресенье в Нежитино прилетает самолет (или вертолет) из Костромы. Его полный маршрут выглядит так: Кострома-Кинешма-Красногорский-Нежитино-Юрьевец-Нежитино-Красногорский-Кинешма-Кострома. Когда мы летели (т.е. летом 2001г.) билет Нежитино-Юрьевец стоил 34р, Нежитино-Кинешма - 104р. Билеты продаются непосредственно перед посадкой, но по предварительной записи. Более дешевые билеты на Юрьевец обычно в дефиците, а вот на Кострому нам удалось улететь относительно свободно, хотя мы пришли записываться всего за два дня до вылета. К этому моменту в самолете оставалось лишь семь вакантных мест (плюс еще одно место освободилось в день вылета), но поскольку дети весят меньше, нас взяли всех и с байдарками.

В прошлом (2000-м) году каждую неделю было три рейса: в среду, пятницу и воскресенье, но теперь по средам рейс отменили. Наиболее загружен воскресный рейс, на него надо записываться чуть ли не за месяц.

Пока пассажиров мало, летает вертолет Ми-2. Он берет на борт всего семь человек, но у него в Нежитино есть бак с соляркой. Поэтому он может дозаправиться и сходить через водохранилище в Юрьевец столько раз, сколько нужно. При увеличении пассажиропотока вместо вертолета пускают АН-2. Он берет 11-12 человек, но в Юрьевец летает не больше одного раза, иначе ему не хватит горючего, чтобы вернуться в Кострому. Поэтому на самолете проще улететь в Кинешму, а на вертолете - в Юрьевец.

Записаться на самолет или вертолет можно заранее. Для этого нужно позвонить в Нежитино начальнику аэропорта Николаю Васильевичу Тараканову. Если звонить из Макарьева, его телефон 90-572. При звонках издалека нужно сначала набрать код г.Макарьев.

2. ТРАНСПОРТ И ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ

Автобус Пущино-Серпухов (14.15-15.10): 140

Электричка Серпухов-Каланчевка (15.37-17.25)

Итого на 7 чел20р=

140
   

Мороженое (28) и газеты (22) на вокзале

50

Машина Николо-Полома – Долматово (поселок Бор, 8.00-8.30)

50

Молоко в Долматово (поселок Бор), 3+5л

40

Молоко и картошка в пос.Коммунар, 6л+1кг

35

Дубки: молоко (6л), сгущенка (2б), конфеты (1кг), печенье (2кг), супы (6шт), хлеб (8шт), гречка, рис (1+1кг)

225

Панково: молоко (6л), шоколад (3шт), конфеты (1кг), тушенка (0.5кг), мороженое (11шт), рулеты (3шт)

200

Текун: сушки (1кг), сухари (1кг), сгущенка (2б), мороженое (11шт), сахар (2кг), изюм (0.5кг)

140

Нежитово: хлеб (5+3шт), молоко (7.5л), изюм (0.3кг), огурцы (2кг)

105

Компенсация за потерянный тент

570

Машина в аэропорт (9.00-10.00)

150

Самолет Нежитово-Красногорье-Кинешма (13.00-13.30)

1040

Кинешма: автобус из аэропорта, автобус на рынок, мороженое (30шт), арбуз (13кг), хлеб (8шт), кукурузные хлопья (1кг), газировка (3л), быстрая вермишель (0.5кг), колбаса (0.5кг)

320

Итого на 11 человек11х266 =

2925
   

Поезд Москва–Николо-Полома (160р/чел)11х160=

1760

Поезд Кинешма–Москва (102р/чел)11х100=

1100
   

Электричка Москва- Серпухов (6.53-8.43)

30

Мороженое в Серпухове

30

Газель Серпухов- Пущино (9.36-10.10)

130

Итого на 8 человек 24=

190
   

Итого общие походные траты в расчете на 1 чел. составили:

проезд Пущино-Москва 20р, расходы в походе, в т.ч.авиабилеты, 266р,

поезд “туда”+”обратно” 160+100р, проезд Москва-Пущино 24р.

Итого /чел: 570 р/чел + раскладка

3. ДНЕВНИК ПОХОДА

3.1. Подготовка

Этот маршрут до сих пор не описан ни в одной книге. Нет (точнее, не было) его описания и в интернете. Никто из наших знакомых никогда раньше по Шуе и Немде не плавал и даже близко не посещал эти края. Как же мы все-таки узнали про эту речку? Ответ до удивления прост: мы нашли ее на карте!!!

Точнее, речку нашла Оля. Проштудировав целую кипу 2-километровых атласов, она добралась до Костромской области и пришла в восторг от изображения Шуи на карте. На всем протяжении пути поля практически нигде не подходят к берегу! Кроме того, нам очень подошел теплый, но ягодный северо-восток, а заброска представлялась едва ли не идеальной.

Единственный минус маршрута состоял в том, что мы абсолютно ничего про Шую не знали! Меня это весьма настораживало. Если такой идеальный маршрут, к тому же почти рядом с Москвой, начисто выпал из поля зрения туристов, значит, на то должны быть весьма серьезные причины. В качестве возможных скрытых дефектов предполагались ужасные многокилометровые лесосплавные запани, секретные военные объекты или, что еще хуже, тайные резиденции высоких чиновников. Также мы опасались лесных завалов и отсутствия воды, хотя сравнение с соседней Неей и оценка площади водосбора указывали на необоснованность подобных страхов.

Все же я вряд ли рискнул бы поехать с детской группой на незнакомую речку, если бы не случайно найденная выписка из книги "Водные маршруты Европейской части СССР". Звучала она так: "Маршрут 78. Немда. 136 км. От Палкино до Завражья. Заброска 25 км на автобусе от ст. Антропово. О выезде из Завражья данных нет. Маршрут 79. Шуя, Немда 185 км. Шуя от Пестово 106 км. По Немде 79 км. Заброска от ст. Антропово 5 км. или ст. Ножма далее 13 км. по Пезе. Далее по М78."

Ага, - сообразил я, - оказывается, по Шуе все-таки плавают! Причем начиная от Пестово! Выходит, возле Николо-Поломы это уже достаточно большая река!

Последней каплей, окончательно склонившей нас к выбранному маршруту, оказалась информация о действовавшей в прошлом году вертолетной переправе Нежитово-Юрьевец. Шанс впервые в жизни прокатиться на вертолете, причем за чисто символические деньги, перевесил все возможные риски и неприятности, связанные с неизвестной, и возможно труднопроходимой рекой.

На всякий случай, билеты мы взяли до ст.Нея. Цена такая же, как и до Николо-Поломы, но если вдруг уже в поезде мы узнаем у местных про Шую что-нибудь страшное, можно будет оперативно переключиться на запасной вариант маршрута по Нее, от Парфеньево или прямо от станции Нея.

К счастью, информация, полученная в поезде, оказалась, наоборот, весьма благоприятной. Во-первых, еще на перроне ярославского вокзала мы встретили группу байдарочников, собиравшихся плыть тоже по Шуе, но от Коммунара (с заброской от ст.Нея). Во-вторых, отыскав в соседнем вагоне пассажиров, выходящих на ст.Николо-Полома, мы узнали, что с речкой все в порядке, воды хватает и вообще, ничего ужасного не предвидится.

3.2. Николо-Полома - Долматово (Бор)

В 6.30 вышли из поезда. На станции - ни души. Машин, которые могли бы отвезти на речку груз, тоже нет. Автобус, как и ожидалось, ходит только в Парфеньево (отправление около 9, 14 и 19 часов). В нашу сторону пассажирского движения нет, но в 7.30 утра вахтовка повезет рабочих из Бора на грузовой терминал. Потом она поедет обратно, и если мы выйдем на дорогу, она наверняка сможет нас взять.

После долгого ожидания решили идти к перекрестку, где должна проехать вахтовка. Не ждать же три часа, пока освободится случайно встреченный нами "Москвич", который к тому же сможет взять только вещи.

К несчастью, сначала мы пошли не на тот перекресток, до правильного от станции почти километр. Наконец, около 8.30 мы в нужном месте. Пока носили вещи, поселок внезапно проснулся, машины идут одна за другой и если бы мы остались на вокзале, могли бы уехать прямо оттуда. Впрочем, дело уже сделано, и не дожидаясь вахтовки, мы садимся в попутный ГАЗ-66. Машина принадлежит Центррегионлесу, водитель - Анатолий Юников - высадил нас у первого моста через речку и взял всего 50 рублей. На лужайке есть удобное место для сборки байдарок, рядом деревня, магазин и молоко. Но лучше все же было выгружаться не здесь, а проехать через поселок до второго моста. Так можно избежать одного обноса и целой кучи проводок и перетасков (два километра между мостами мы шли два с половиной часа), а заодно и стапелиться в некотором отдалении от деревни.

Отплыли в 16.00 - полдня чинили старые "Салюты", усиливали лагами кильсоны, потом с непривычки долго паковали вещи. После обеда к нам заглянули какие-то люди - как оказалось, Лена Котлярова и Дима, педагоги СЮТУР Южного округа г.Москва (!) Бывают же встречи в этом мире! Но что самое удивительное, они, приезжающие в Долматово отдыхать чуть ли не каждое лето, пытались у нас (!!!) выяснить, проходима ли Шуя для байдарок...

У второго моста устроили перекус (18.40-19.10). Еще через полчаса сплава остановились на правом берегу перед большим деревом, упавшим в воду и перегородившим почти всю реку. Лагерь не очень удобный, - берег крутой, наверху сыровато и как-то не очень красиво, но выбирать не приходится. Дальше будет лучше!

3.3. Долматово (Бор) - устье Пезы

Чтобы вставать утром попозже, но и не терять светлое время, перевели часы на "местное" (походное) время, то есть на час вперед. Теперь солнце будет вставать в семь, а садиться в десять, а мы сможем по утрам дрыхнуть хоть до восьми, не рискуя проспать самую хорошую, утреннюю погоду.

Дежурные встали в семь, остальных подняли в полдевятого. На этот раз сборы прошли быстрее и в десять мы уже отплыли. Река узкая, петлистая, препятствий - куча. За шесть с половиной часов, проведенных на воде, собственно сплава было часа полтора. Остальное - проводки, подныры, заколы... Зато ни одного обноса!

В 16.30 встали на правом берегу в 2-3км к СЗ от устья Пезы. За день прошли всего 7-8км, коэффициент извилистости реки порядка двух. Зато лагерь, наконец-то, приятный: сосны, дров - завались, вместо причала лежит большое удобное бревно.

3.4. Устье Пезы - устье Тожиги

Сегодня дежурные завели будильник на 6.40, нас разбудили в 7.40, отчалили в 9.40. За два дня пути от Долматово до Коммунара не встретили ни одного человека. Но природа не очень дикая: по берегам рыбацкие тропы, засидки (места, где удобно забрасывать удочку), заколы... 3км (по воде) до устья Пезы шли 45 минут. Летом по Пезе вряд ли можно проплыть - рекомендацию из "Водных маршрутов" начать сплав от ст.Номжа можно отнести разве что к весеннему паводку. К тому же от станции до реки там тоже несколько километров. Имеющаяся на карте узкоколейка, которая идет от Номжи в пос.Коммунар и местами довольно близко подходит к реке, сейчас разобрана. Так что реальных вариантов заброски на Шую не больше двух: ст.Николо-Полома-Долматово и ст.Нея-Коммунар. Остальное приемлемо только в пик паводка, но лично мне не очень понятно, какой смысл плавать по этим краям весной, когда легко можно подобрать более близкие к месту жительства и интересные в спортивном плане маршруты.

От устья Пезы до Коммунара шли два часа, не считая остановок, проводок и привалов. Речка стала заметно шире, глубина 1-1.5м, течение до 3-4км/час. Препятствий довольно много, но все преодолеваются без обносов. По берегам - березы, сосны, елки, осины, местами дубы. Встречаются и полосы чернолесья. Даже около глинистых берегов дно почему-то песчаное. В русле - водоросли, коряги.

От Коммунара шли еще два часа (это чистое время, не считая остановок и проводок). На ночевку встали в 18.20 в березняке на левом берегу речки в 2км ниже устья Тожиги. Из восьми с лишним "рабочих" часов 2.5ч ушло на привалы и отдых, еще 2.5ч - на преодоление препятствий, собственно сплав занял не больше 3.5ч.

Вечером пожарили щучек. Запаха, в отличие от мяса, хватило на всех...

Ввиду хорошей ясной погоды тент решили не ставить. А зря - если бы его отсутствие обнаружилось сегодня, у меня были бы все шансы найти тент в предыдущем лагере, до которого по берегу здесь не больше 15км.

3.5. Устье Тожиги - ур.Никитино

Отплыли в 9.30. До Серпионихи проскочили так быстро, что первая байдарка у деревни не остановилась, и мечту полазить по заброшенным садам пришлось отложить до следующих развалин. Впрочем, как выяснилось позже, искать в этих деревнях нечего. Оставшись без людей, былые сады в несколько лет посохли, так что никаких яблок найти здесь не удастся. Даже дома не сохранились - то ли сгнили, то ли сгорели. Лишь заросли бурьяна на местах бывших фундаментов напоминают о том, что когда-то тут жили люди.

Около Серпионихи в русле видны сваи - остатки двух мостов, и чуть ниже - старая плотина. После короткой проводки отплыли в 11.00. Меньше, чем через час - лесной завал. Слева - красивый высокий берег, сосны, поляна. Пока дежурные варили обед, мы с Валерой провели байдарки под бревнами.

До устья Ингири шли 1.5часа (14.00-15.30), затем еще час до Хвыщевки (16.00-17.00). Деревню не нашли, даже дорога к ней заросла, зато вдоволь наелись костяники. Она здесь крупная и обильная, почти как ежевика.

От Хвыщевки до Пасьмы шли полчаса (18.30-19.00). Еще через час встали на плановую дневку в 2км ниже Никитино. Хороших, подходящих для дневки стоянок с соснами, пляжами и ягодами не так уж много. Как правило, они попадаются на извилистых участках реки, а вот длинные прямые в этом смысле малоинтересны.

3.6. Пеший поход Никитино - Пасьма - Серпиониха

Накануне весь вечер искали тент, но так и не нашли. Говорят, его вроде бы видели на прошлой стоянке. Значит, завтра вместо ремонта байдарок у меня будет приятная 50-километровая прогулка к устью Тожиги. А приклейкой заплаток займутся дети, прежде всего Андрей и Максим, больше других причастные к потере тента.

Утром еще раз проверили все вещи, тента точно нет. В 9.00 я отправился в Пасьму, и скоро убедился, что наш - орографически левый - берег Шуи здесь труднопроходим. К счастью, случайные рыбаки перевезли меня на правый берег, где есть дорога - я уже подумывал перебираться к ней вплавь. По этой дороге ходят, и даже ездят в Пасьму с большой земли, через Иваньково-Турово-Никитино-Знозди. Из всех этих поселков люди остались только в Иваньково.

Иду по дороге, вдруг слышу страшный треск в малиннике. Но зверь не бежит, сломя голову, а то дернется, то замирает, как будто следит за мной и раздумывает, что делать. Судя по звуку, животное основательное, медведь то ли кабан. На всякий случай, я поджег припасенную бересту, но останавливаться не стал, пошел дальше с "факелом". Зверюга тоже не захотела со мной знакомиться, занялась своими делами.

Вот и Пасьма. Раньше здесь был большой колхоз, в гараже и сейчас может поместиться самолет, а первый километр дороги на Коммунар до сих пор выложен промасленными шпалами от действовавшей когда-то узкоколейки. Только вот людей в поселке почти не осталось. Сады засохли, бывшие огороды и поля где заросли, а где подболотились. А дома пока еще стоят, и даже электричество есть.

Когда из девственного леса внезапно выходишь к брошенной деревне, кажется, будто все здесь пропахло глубокой древностью. Из болотной тины на полузаросшем прудике вот-вот выглянет русалка, в развалившемся сарайчике караулит путников леший, а в единственной покосившейся, но пока еще целой избушке непременно живет баба Яга. Но вот открывается скрипучая дверь, выходит хозяин, и сразу становится не до русалок. Все гораздо проще, прозаичнее и страшнее. Нет, вовсе не из тьмы веков пришли к нам эти старики и старухи! Горожанину трудно себе представить, как быстро обращаются в прах постройки, дичают сады, зарастают непролазным бурьяном тропинки... Всего лишь несколько лет назад здесь кипела жизнь. Машины до Серпионихи ходили по несколько раз в день. Но мне придется идти пешком... Сперва - мимо дома, хозяйка которого умерла в прошлом году. У фундамента другого дома, сгоревшего несколько лет назад - повернуть влево, к огромному сараю с обвалившейся крышей. Там было пожарное депо, чуть дальше - Большие Колхозные Ворота и нужная мне дорога... Пока живы последние старики, живет и память о тех людях, руками которых некогда обустраивался этот уголок русской земли. А пройдет еще несколько лет, и от цветущего прежде села останутся только безымянные гниющие бревна, редкие кучи камней да густая крапива на пепелищах...

До Серпионихи я шел три часа. Лес очень красивый, много ягод, в том числе есть брусника. У речки она еще белая, да и рановато, но на вырубке ее уже вполне можно собирать. Первые километры от Пасьмы дорога сыровата, есть глубокие колеи с лужами, кое-где валяются неубранные деревья. Потом начинаются чудеса: мосты через Песту, Корнеж и еще один безымянный приток свежепочинены, дорога расчищена, на развилках стоят дощатые навесы со скамеечками и большие плакаты на тему "берегите лес". Справа и слева от дороги - свежая противопожарная борозда.

В одном месте на всех соснах что-то белеется. Ба, да это же полиэтиленовые пакеты со смолой! Над каждым пакетом - аккуратные насечки на деревьях, и везде поставлены ровные щепочки, чтобы ни одна капля не упала мимо. Это лесозаготовители собирают живицу перед тем, как рубить очередную делянку. А на старых вырубках - аккуратные ряды свежепосаженных сосенок. Даже пни убраны! А вы говорите - медвежий угол! Где - мы, а где - Европа! Еще неизвестно, кто кого здесь должен учить культуре производства!

Вот и наша прошлая стоянка. Увы, тента нет. Скорее всего, его забыли в лагере у впадения Пезы. Там я упаковал вещи в байдарку раньше других, и чтобы освободить удобный причал, отчалил первым. А среди тех, кто остался, никому не пришло в голову еще раз прогуляться по лагерю перед отплытием, собрать мусор и поискать забытые вещи. Что впрочем не удивительно: последними отчаливали новички, едва ли не впервые оказавшиеся в байдарочном походе. А как известно, тщательность, с которой туристы проверяют покидаемое место, прямо пропорциональна суммарной ценности снаряжения, потерянного ими в предыдущих экспедициях...

Впрочем, моя прогулка все же небесполезна: в куче дров я нашел не замеченные дежурными и поэтому не сожженные конфетные фантики, костровую рукавицу с крючками для тросика, а также иренкины перчатки. За этот поход она теряла их не меньше трех раз, считая только те случаи, когда потерю обнаруживал я. Интересно, как часто находили забытые Иренкой перчатки другие участники похода?

На обратном пути меня застал дождь (сказывается отсутствие тента в лагере!), пришлось пережидать ливень под большой елкой. Чтобы освободить себе место, я обломал нижние сухие ветки и прямо из них развел костер. Но дождь промочил траву, поэтому в лагерь я все равно пришел мокрый и почти в темноте.

Несмотря на дождь, вода в Шуе удивительно теплая. По сравнению с предыдущим лагерем около Серпионихи здесь она теплее на несколько градусов!

3.7. Никитино - устье Шуи

Сегодня отчалили с опозданием, в 10.30, - дежурные проспали. Оказывается, они всю ночь куда-то плыли! Когда все уже легли спать, а я еще подсушивал у костра одежду, промокшую во время похода за тентом, из ближней палатки внезапно раздался голос Максима:

—Валера! Куда мы плывем!!?

Сны в эту ночь всем снились похожие, поэтому Валера спокойно ответил:

—Что, не видишь? Там костер, Дещеревский сушится у костра!

—Но мы же сейчас в него врежемся!!!

—Спокойно! Греби правым, не суетись, и все будет нормально!

Видимо, после этого Максим действительно гребнул правым, потому что в костер палатка не врезалась, а ее экипаж спокойно заснул дальше.

Через полтора часа после старта прошли Шуйский Починок (12.00). Если бы не карта, мы бы и не догадались, что это ничем не примечательное место имеет название. Видимо, раньше здесь тоже жили люди.

После следующего перехода (12.30-14.00) встали на большой привал в 3-4км к СВ от устья Шуи. Продукты кончаются, поэтому варим только чай.

Последний переход по Шуе (15.00-16.30), - и мы в Немде!

Вода в Немде такая же теплая, как в Шуе, но стало заметно глубже: теперь речку надо не переходить, а переплывать. На слиянии - поляна, кострище, закол, чья-то лодка. Наверно, могут появиться и люди. Поэтому лагерь здесь не ставим, плывем еще полчаса до красивой правобережной поляны. Правда, тут совсем нет ягод, маловато дров, и до леса надо еще дойти, зато есть пляжик и висящая над водой береза, а ветерок сдувает мошек и комаров и хорошо сушит байды. Их придется доклеивать - накануне, пока я бегал за тентом, дела делались кое-как и ремонт все еще не закончен. Насколько лучше было один раз сделать все хорошо и больше до самого отъезда не иметь проблем с проклейками! Но на чужом опыте дети учиться не хотят, предпочитают сэкономить несколько минут сейчас, чтобы потом целыми вечерами вместо купания и ягодничества просиживать над одной и той же заплаткой, приставляемой на место в надцатый раз...

3.8. Устье Шуи - Большой Сосновый Косогор

Компенсируя вчерашнее опоздание, дежурные встали в 5.50 и в 8.10 мы уже вышли. Течение постепенно слабеет, надо постараться побольше пройти до того, как поднимется ветер. На сегодня у нас обширная программа, но если все пойдет по плану, завтра будет еще одна дневка.

За полтора часа (8.10-9.40) дошли до Михеево. Первая деревня после Пасьмы. Привал, молоко, доедаем последние три шоколадки... Страшно подумать, что бы мы сейчас ели, если бы Ксюша на первом же перекусе разом раздала все одиннадцать шоколадок (как это изначально планировалось завхозами - чудом отговорили!) Но теперь можно не экономить продукты. Ненаселенный участок кончился, впереди - куча деревень, где мы пополним запасы.

10.30-11.50 пришли в Селище. Магазин не работает - воскресенье. Второй завхоз - Андрей уже начал нервничать. Вчера весь вечер он ругал нашу походную диету (как будто раскладку составлял не он, а кто-то другой):

—Вечером - гречка с тушенкой, утром - рис со сгущенкой, в обед - суп с колбасой или молоко с хлебом! Я не могу больше терпеть эту гадость! Я хочу нормально питаться! Ну когда, когда же мы наконец сможем поесть нормальной, полезной, питательной, вкусной и здоровой пищи!?!?!?!

—Какой, например?

—Ну... Больше всего мне сейчас не хватает конфет, мороженого и газировки....

В деревне - перетаск через наплавной мостик, а то мы уже начали отвыкать от завалов и проводок. 12.20-14.00 плывем в Дубки. После понтонного моста - большой привал. Переход был очень сложным, почти без течения и при сильном встречном ветре, и все здорово устали. Андрей впервые за поход сел капитаном на детскую байдарку (до этого капитанское место делили Оля, Олег, Максим и Ксюша) и сразу попал на один из самых продолжительных переходов. В итоге детская байдарка отстала на целый час, да и взрослым лодкам несладко.

В деревне два магазина, но ни одна из продавщиц не соглашается открыть заведение и чего-нибудь нам продать. Тогда вместо Валеры в дело вступает Иренка с наиболее жалобными детьми. В результате мы приобрели минимум самых необходимых продуктов, а также двойную (по сравнению с потребностями) порцию уже весьма несвежего хлеба. Но мы все равно довольны: на хлеб - коммунизм, и две буханки из восьми сразу же расходятся под свежее молоко.

Через полчаса (16.00-16.30) мы в Паньково. Какая неожиданность: тут тоже есть магазин, и он открыт, не надо никого уговаривать! По такому случаю закупаем еще немного продуктов, мороженое, и конечно, снова пьем деревенское молоко.

Последний переход целиком посвящен поиску места для дневки. Опять появилось течение, река стала мельче и шире. Все русло завалено бревнами, иногда проплыть можно только с большим трудом. Через полчаса хода появляются обозначенные на карте острова и протоки. При низкой воде их не видно, не говоря уж о том, чтобы заплыть внутрь. Но опытный турист легко может угадать положение этих огромных заводей по четким переменам в приречной растительности.

После одного из поворотов на правом берегу появляются лодки, принадлежащие, очевидно, жителям села Чапыги. До села отсюда меньше двух километров по хорошей лесной дороге. Чуть ниже по течению на правом берегу - огромный и очень красивый песчаный косогор с великолепным сосновым бором. Нигде больше на Шуе и Немде нет ничего подобного этому месту.

Правда, до идеала стоянка все равно не дотягивает. Недавно бор горел, поэтому ягод совсем мало. Кроме того, ощущается близость деревни, да и родник бы тоже не помешал. Поэтому я попытался сплавать к следующему повороту - судя по карте, там тоже должны быть высокие обрывистые берега, а чуть дальше по левой стороне нарисован еще один бугор, где могут быть ягоды. Увы, разведка вернулась ни с чем. Сразу за поворотом - плотина, а хороших мест больше не видно. Значит, дневка будет здесь, на крутом косогоре.

3.9. Большой Сосновый Косогор - начало водохранилища

На дневке шел дождь, поэтому большую экспедицию за ягодами решили отложить на потом. Между тем, если отойти подальше от речки, бруснику и чернику можно брать ведрами. Но нам столько не надо: желающие собрали по бутылке брусники на чудом уцелевших полянках вдоль берега, да и поесть не забыли. А Женя, Оля и Ксюша еще и набрали по кружке ягод для вечернего варенья.

От Косогора до поселка Текун - один переход. В поселке купили молоко и продукты). Еще через час безостановочной гребли подошли к большой ветвистой излучине Немды, вытянутой с востока на запад. Течение исчезло полностью и окончательно, дальше затопленная долина Немды постепенно переходит в водохранилище.

По водохранилищу плыть скучновато, все время надо грести, но нам помогает песенка дежурного, досочиненная накануне Олей и Ксюшей:

Ничего на свете лучше нету, Чем дежурным быть, вставать с рассветом

И будильник, пикавший противно, Бросить в чащу заросли крапивной!

Нам ковер - цветочная поляна Наши стены - сосны-великаны

Наша крыша едет год от года Мы привыкли жить - ходить в походы!

Мы свое призванье не забудем Чай и кашу мы приносим людям

Городов заманчивые своды Не заменят никогда природы!

На излучине ставим лагерь, здесь будет полудневка. Формально мы на полуострове, но по берегу от лагеря отойти сложно: вокруг нашего соснового бугорка - чернолесье, крапива, бурьян и кустырник-густарник. Местные - из Полом, Березовца - плывут мимо лагеря на восток, к огромной излучине, плавно загибающейся на север, а затем на север и северо-запад. В середине излучины - что-то вроде причала. Оставив лодки, старатели отправляются в лес по ягоды, и за пару часов берут целое ведро, а то и два. Говорят, между Воршинским болотом и Азаровичами в лесу есть и черника, и брусника, и клюква.

Мы тоже идем по ягоды, но не все, а только я, Оля и Ксюша. В глубину леса идти некогда, опять ограничиваемся несколькими полянками на берегу.

Паромом-перевозчиком для нас работает Максим, а остальное время они с Валерой ловит рыбу. Но куда им до одного здешнего дедушки, по пути к ягоднику выловившего на тащившуюся за лодкой блесну сразу трех здоровенных щучек! Каждая из этих рыбин превосходит по весу все, что мы поймали за целую неделю...

3.10. Водохранилище: Новый Березовец - Самылово

Утром встали раньше обычного. Одновременно с восходом солнца садимся в байдарки. Ветра еще нет, и спустя полтора часа мы в Новом Березовце. Пассажирское сообщение уже семь лет, как снято, леспромхоз стоит, но у берега пришвартовано несколько катеров, а один из них на наших глазах снялся с якоря и ушел в сторону Завражья. Несколько катеров (Андрей говорит, что по-правильному это называется "ботик") валяются на берегу. На вид они еще вполне целые, и дети с радостью полезли на борт, чтобы чего-нибудь отломать на память. К счастью для ботика, в этот момент я вернулся и все пошли садиться в байдарки, чтобы плыть дальше.

Следующий переход - опять длинный и довольно трудный. В Меленки не заходим (это большой крюк), попробуем сразу дойти до Хороброво. Чтобы купить молоко на обед, пропускаем очень удобную стоянку на мысу в 1км к СВ от Хороброво, где я думал устроить большой привал.

Увы, в Хороброво нам не дали даже высадиться на берег. Здесь теперь не деревня, а крутая база отдыха, принадлежащая какому-то нижегородскому начальству (губернатору то ли автозаводу). За забором беснуются здоровенные цепные псы, под навесом стоит десяток снегоходов и лежит штук шесть перевернутых байдарок типа "Таймень", аккуратно прикрытых от солнца какой-то тряпкой.

После короткого отдыха и небольшого перекуса вместо обеда плывем в Самылово. За одним из поворотов острова внезапно расступились, и из-за покрытых лесом берегов открылась голубая гладь горизонта. Вот оно, настоящее безбрежное водохранилище! Для нас это почти океан, хотя сильный ветер и на километровом плесе может разогнать волну, смертельную для байдарки. Но погода нам пока благоприятствует, на воде лишь легкая рябь, да и идем мы все время не дальше двухсот метров от берега, даже если напрямик короче. Только Валера иногда пытается срезать угол, и мне приходится все время корректировать курс и поторапливать отстающих, чтобы группа не разделялась. Кстати, вечером выяснилось, что вдоль берега мы шли не зря: несмотря на внешнее спокойствие, по прогнозу в этот день были возможны грозы, шквальные усиления ветра и даже смерчи.

В районе Самылово берег покрыт лесом, обозначенная на двухкилометровке поляна отсутствует, да и конфигурация островов не такая, как на карте. Но мне все же удается вывести флотилию точно к намеченному пункту. Странно, у берега совсем нет деревенских лодок. Неужели и в Самылово теперь тоже никто не живет?

Двигаясь обратно от Самылово к Угорново, наконец находим мыс, где можно пристать. Берег вытоптан, кругом следы бурной деятельности, но это потрудились не селяне - в Самылово действительно теперь никто не живет, - а отдыхающие из объединения "Радуга". В июле тут был слет, и на поляне остались вигвамы, деревянные штурвалы, скульптуры, рисунки и другие ритуально-магические символы. Как мы поняли из общения с двумя припозднившимися адептами и рассказов здешнего лесника то ли рыбака (он зашел в наш лагерь вечером), их слет - это нечто среднее между тусовкой хиппи и семинаром какого-нибудь новомодного гуру. Как это часто бывает в подобных компаниях, среди участников есть и люди, искренне сдвинувшиеся на пропагандируемых сектой идеях, и те, кто просто приезжает побалдеть и расслабиться в обстановке полной свободы и отсутствия запретов. Ну, а руководство, естественно, хорошо знает цену всему этому псевдомагическому антуражу, и просто развлекается, а заодно и сшибает деньгу с излишне доверчивых обывателей.

Еще лесник рассказал, что раньше в заливе действительно были обозначенные на карте островки. Но пару лет назад во время сильного зимнего шторма почвенно-торфяной слой прямо с березками сорвало с песчаной подложки и прибило к берегу. Вообще, по его словам, после затопления водохранилища берег довольно быстро отступает - песок постоянно размывается волнами. Из-за этого низкие берега превращаются в обрывы, а под ними формируются песчаные мелководья и пляжи. Интересно, изучают ли современные географы эти спровоцированные человеком и протекающие буквально на наших глазах ландшафтообразующие процессы?

3.11. Отъезд: Самылово - Нежитино - Кинешма - Москва

Едва высадившись на берег, мы отправились в Нежитино записываться на самолет. Перед отправлением долго решали, что делать, если в билетов на всех не хватит. Решили, что если в самолет возьмут хотя бы половину детей (с одним взрослым), то мы разделимся на две группы: кто-то полетит, а кто-то со мной и Валерой останется и пойдет на байдарках. Когда дети разыгрывали, кто полетит в первую очередь, не обошлось даже без слез. Проигравшие мужественно пытались продемонстрировать свое великодушие и порадоваться за тех, кто летит, но честно говоря, у них это плохо получалось.

От нашего лагеря можно идти в Нежитино двумя способами. На развалинах Самылово начинается хорошая тропа (ей пользуются отдыхающие из Радуги"), но там неудобно идти с тележкой. Из Угорново (эта деревня тоже вымирает) можно дойти в Нежитино по дороге. По пути будет два хороших ориентира: водонапорная башня на СВ окраине Угорново (от берега до башни чуть больше километра) и так называемый "грибок" в том месте, где угорновская дорога выходит на гравийный тракт Нежитино-Починки.. Грибок - местная достопримечательность и излюбленное место отдыха возвращающихся из леса нежитинцев. Это красивая четырехсторонняя деревянная лавочка с навесом, сооруженная местными лесниками. От грибка до аэропорта можно дойти за 15-20 минут.

Аэропорт в Нежитино находится в 1км к СЗ от церкви, поблизости от обозначенной на карте высоты 128м. Летное поле поразило нас своими ухабами, но особенно впечатлил аэровокзал: ржавый, без стен, стекол и пола железный вагончик, на котором угольком нацарапано расписание полетов. Правда, полосатый колдунок на чудом уцелевшей рейке гордо указывал направление ветра.

В свободное от полетов время начальника аэропорта можно найти дома, в 500м к ЮЮЗ от церкви - дорогу легко покажет любой местный житель. По счастью, Николай Васильевич Тараканов обнадежил нас, сказав, что скорее всего мы улетим все, хотя окончательно это могут решить только летчики перед рейсом. Поэтому наутро мы собрали и подремонтировали байдарки (полностью просушить шкуры не удалось из-за послеобеденного дождя) и договорились с машиной, которая утром отвезет нас в аэропорт. Пешком до него пришлось бы идти не меньше четырех километров.

В свободное время все развлекались, как могли: кидались шишками, купались, играли в шахматы, ходили по ягоды. Остатки сахара извели на леденцы: в стальную ложку нужно капнуть чуть-чуть воды, насыпать сахарного песка и плавить на медленном огне до готовности. Единственная проблема - использованную ложку нельзя потом отмыть никаким способом...

Ягод на этой стоянке было больше, чем в любом предыдущем лагере, причем впервые мы увидели промышленные количества черники. Деревенские собирали ее по ведру в час и жаловались на неурожай (засуха). В Нежитино в любом магазине (а их там не меньше десятка) чернику принимают по 17р/кг, и в сезон заготовка ягод является основным промыслом местных жителей.

Вечером ребята долго не могли утихомириться, а когда стемнело, продолжали возиться прямо в палатке. Когда человек полностью отдается игре, трудно вовремя остановиться и шутки легко могут перейти в большую обиду. На этот раз игра закончилась настоящим ЧП, самым серьезным за весь поход. Саня, которого все толкали и подначивали, долго терпел, потом молча вылез из палатки, нашел палку и несколько раз прямо через палатку ударил Илью, разбив ему лоб до крови.

В походе нет и не может быть отдельной палатки для каждого, и конечно, тот, кто хочет спать без помех, имеет на это право. Поэтому Илья, Олег, Оля и Женя по меньшей мере должны разделить ответственность за случившееся. Но Сашино поведение не лезет ни в какие рамки. Исподтишка бить спящего товарища нельзя ни при каких обстоятельствах. А если уж тебя обидели, дай сдачи лицом к лицу. Только так можно заслужить уважение и друзей, и даже врагов.

Конечно, Саше нужно учиться общаться. Нельзя же всю жизнь прожить в одиночку! Видимо, что-то не так в датском королевстве, если и друзья, и даже родные значат для тебя меньше, чем любимая компания из телевизора, компьютера и суперсовременного ноющего пылесоса...

В тот вечер Сашу в палатку больше не пустили, и спал он на улице. А Илью мы утром отвели в медпункт. Рана, по счастью, оказалась несерьезной, хотя кровь вечером шла довольно сильно. Лена и Оля из нежитинского медпункта сняли наложенные накануне бинты, остригли волосы вокруг раны, чтобы они не мешали заживлению, промыли все перекисью водорода и положили заживляющую мазь. Но новую повязку Илье делать не стали, ограничились кусочком пластыря. А жаль - с перебинтованной головой и следами незажившего герпеса на губах он выглядел так колоритно, что в аэропорту нас могли бы принять за партизанский отряд времен И.Сусанина, и взять в самолет бесплатно...

В день вылета мы встали пораньше, чтобы поесть, как минимум, за шесть часов до рейса. Собрали лагерь, поиграли в футбол пустой баночкой из-под клея, сожгли мусор. Несколько человек не утерпели и по пути в аэропорт еще раз поели черники - потом она мучительно выходила из них в самолете.

Всем очень понравился момент взлета: хотя своем на велосипеде я бы не рискнул проехать по этой полосе даже со скоростью 20км/час, самолет не очень бросало, и после короткого разбега мы поднялись в воздух. Хорошая все-таки машина этот АН-2! Жаль только, что окна в салоне не открываются, а через форточку, открытую в кабине пилотов, к нам почти не дуло.

Сначала летели с комфортом, но вот один из пилотов закурил, а после посадки в Красногорском в самолете стало жарко и душно, и почти всех укачало. Что довольно странно: полет был на удивление ровным, без болтанки, лишь однажды мы ощутили заметную воздушную яму. Видимо, кроме ускорений, в маленьком самолете есть какие-то другие факторы, отрицательно влияющие на самочувствие. В итоге троих стошнило, но в общем, процент надо признать удовлетворительным.

В Красногорском и даже Кинешме аэропорты, к нашему удивлению, оказались ничуть не лучше, чем в Нежитино. Голое поле, на нем несколько красных флажков, обозначающих полосу. Естественно, о том, чтобы разровнять ее трактором, не могло быть и речи: просто когда-то здесь сажали пшеницу, а потом бросили и разрешили сажать самолеты. Интересно, что флажки нужны не столько пилотам - рядом с полосой ухабов, пожалуй, даже меньше, - сколько местным пастухам: если гуляющие по полю коровы подойдут слишком близко, их отгоняют от флажков в сторону. Говорят, что корова, задавленная на полосе, безо всякого суда отдается пилотам на шашлыки, а если задавить ее в поле, то будет разбирательство, как при обычной дорожной аварии.

Несмотря на то, что наш багаж в самолет взяли бесплатно (а груза в сумме у нас было почти 160 кг вместо положенных 110), за билеты пришлось выложить по сотне с носа, и на обратную дорогу денег осталось впритык. А тут еще железнодорожные билеты вышли дороже, чем написано в интернете: за общий вагон с нас взяли не восемьдесят, а сто рублей с носа. К счастью, после долгих подсчетов финансовых остатков вдруг выяснилось, что Илья до сих пор не сдал деньги в общак, и благодаря этому мы не только смогли купить еду в поезд, но и рассчитались с Иренкой, у которой - единственной из нас - был при себе 500-рублевый резерв.

Московский поезд приходит в Кинешму утром и стоит у перрона весь день. К вагону мы подошли в пять, за три часа до отправления, и были первыми, что очень пригодилось при посадке. Когда едешь в общем вагоне, важно зайти внутрь пораньше, чтобы занять хоть какую-то полку. Нам здорово помогла сложенная из рюкзаков баррикада вокруг входа - в результате на одиннадцать человек мы заняли не только целое купе (шесть плацкартных мест), но еще и две верхние полки поблизости. Благодаря этому ехали с комфортом - ни мы, ни нам никто не мешал. Удивительно, но вагон попался новенький, с иголочки, всего пяти месяцев от роду! Раньше под общие места обычно отводилась самая старая, грязная и раздолбанная часть подвижного состава....

В Кинешме всем запомнилось дешевое, но вкусное мороженое и 35-рублевая вареная колбаса (мы думали, что такой уже не бывает), а также огромный 13-килограммовый арбуз. Хотя расстояние от Астрахани до Кинешмы лишь немногим меньше, чем до Москвы, арбузы здесь стоят не 6р/кг, а всего лишь 3.50. Как известно, отпускная цена на арбузы в Астрахани (на бахче) сейчас, в августе, 80-90коп/кг. Если посчитать стоимость солярки для Камаза, амортизацию автомобиля и зарплату водителя, привозная цена в Москве должна была бы быть не больше 2-2.50р/кг (что и подтверждается кинешминским рынком). Получается, что покупая арбуз в Москве или Пущино, две трети своих денег мы отдаем гаишникам, собирающим дань на дорогах, и перекупщикам, которые "держат" овощную торговлю. А водителям, продавцам, и всем тем, кто работает, чтобы вырастить этот арбуз и доставить его к нашему столу, с каждого килограмма достается не больше двух рублей из шести. Все вместе это называется мафиозно-бандитское государство.

И после этого вы хотите, чтобы мы брали билет в электричке?



Copyright © Аркадий Копаница 2000-2002 

счетчик посетителей сайта contadores sexcams videochat
Экстремальный портал VVV.RU
Hosted by uCoz