Общественное объединение клуб "Азимут", г.Пущино ПРОТВИНО - 2002Отчет о пешевелосипедной (-ном?) поездкоходе в г.Протвино на школьный туристический слет памяти Е.И.Украинцева совершенном 13-15.09.2002 группой в составе: 1. Алябьева Алиса (12) 2. Бадаев Никита (14) 3. Гирин Саша (11) 4. Дещеревский Леша (рук., автор отчета) 5. Дещеревский Олег (11) 6. Дещеревская Оля (14) 7. Дручков Андрей (10) 8. Наумченко Ксюша (12) 9. Наумченко Максим (14) 10. Селезнев Илья (12) 11. Флотский Саша (14)
Автор А.Дещеревский, Уже второй раз в истории нашей группы поход начинается в пятницу, тринадцатого числа. Казалось бы, случайность - но как и в прошлый раз, неприятности нас буквально преследовали. Собирались мы в большой суматохе. Первая встреча после летних каникул, и вот на тебе: завтра отправляемся на слет в Протвино! Не понятно даже, как ехать: на автобусах или велосипедах? У троих участников велосипедов нет, но и автобусы тоже есть далеко не у всех. Решили, что половина группы поедет своим ходом - это и интереснее, и быстрее, и гораздо дешевле. Четверо будут добираться через Серпухов на автобусах. Выходит, велосипедистам тоже придется заглянуть на серпуховский рынок, чтобы проконтролировать пересадку "автобусников" в протвинский пазик. Собрание закончилось в девять вечера. Наутро - школа, и уже в три часа - старт. А ведь еще нужно собрать вещи, купить и упаковать продукты, проверить велосипеды! Словно сговорившись, шесть человек из одиннадцати оставили дома миски (правда, выяснилось это только на слете). Тем не менее в назначенный срок к месту сбора прибыли все, кроме Флотского Саши. Он появился на пять минут позже и тут же исчез - поехал покупать фотопленку. А задерживаться нельзя - мы можем опоздать к электричке, которая должна перевезти велосипедистов через Оку. Отправив велогруппу в сторону Мещериново, я дождался Сашу и уговорил его ехать автобусом (безлошадные туристы стартовали на час позже велосипедистов). Полуразвалившийся сашин велосипед остался ждать хозяина у меня на балконе. Так, с приключениями, злоключениями и умозаключениями мы двинулись в неизвестность. Настоящие неприятности начались, когда мы прибыли к месту слета. Никогда еще я не останавливался на ночевку в таком неуютном месте! На мокрой от росы поляне - ни одного дерева, к которому можно привязать палатку. Вокруг - овраги, крапива и чернолесье. Все мало-мальски пригодные для стоянки места уже заняты другими командами. В сгущавшихся сумерках мы с трудом нашли свободный пятачок на берегу Протвы и начали обустраивать лагерь под незатихающий шум Кислинского переката. А я-то думал, что Протвино по всему периметру окружено прекрасными сосновыми лесами! Интересно, как устроители отыскали для слета такую площадку, где нет ни одного хвойного дерева? А мы ее вовсе и не искали! - успокоила меня Химочкина Татьяна. - Раньше наш город действительно стоял посреди соснового леса. И тогда мы решили пригласить сюда КСП-шников. Приехавшие на слет толпы туристов за несколько дней спилили и сожгли все сухие деревья, пни, корни, ветки и даже щепки в радиусе нескольких километров от речки. Теперь здесь единственное место в окрестностях Протвино, где начинающие туристы могут попрактиковаться в поисках дров... Утром начались соревнования. Первым делом участников отправили на "контрольно-туристский маршрут" - единственную дистанцию, где мы надеялись побороться за призовое место. Трое из шести членов нашей команды неплохо ориентируются, и у всех есть серьезный опыт многодневных походов. Однако зачет шел не по времени (оно вообще не учитывалось), а по количеству набранных штрафных баллов. На каждом этапе участникам предлагалось дополнительное задание: переправа, движение по азимуту, изготовление носилок, лечение и транспортировка пострадавшего... За ошибки начислялись различные штрафы. Не избежала этих штрафов и наша команда. Например, один из узлов на носилках развязался, в другом месте участник, не пристегнувшись к страховке, заступил в "опасную зону". На этот эпизод команда даже пыталась подать протест, так как у "опасной зоны" отсутствовала ясная маркировка. Однако протест был отклонен, и вполне справедливо: первому участнику судья все говорил и показывал! Тем, кто шел сзади и прослушал объяснение, лучше было бы не "махать кулаками после драки", а уточнить условия конкурса у судьи или у капитана... Но самый большой и обидный штраф наша команда получила на "поляне знаний". Согласно заранее объявленным условиям конкурса, в задачу участников входило "определение азимута по топографической карте". Уж с чем-чем, а с этим азимутяне могут справиться просто великолепно! Еще бы - в отличие от других юных туристов, они не просто свободно "читают" любые карты, они сами их составляют! В прошлом году мы своими силами провели топосъемку всех тропинок прилегающего к Пущино леса, а недавно трое членов команды без всякой помощи с моей стороны составили точную карту довольно большой и разветвленной пещеры, которую мы открыли на берегу Оки. Увы, вместо настоящей топографической карты участники конкурса получили бумажные карточки с тремя нарисованными объектами. Заранее определенный азимут от туриста на каждый объект был подписан тут же, на карточке, и по существу требовалось только выбрать из трех вариантов ответа нужный. Чтобы задание не выглядело уж совсем тривиальным, организаторы постарались с выбором объектов. Как геофизик-практик с десятилетним опытом полевых работ, могу утверждать, что многие из этих обозначений почти никогда не встречаются на реальных топографических картах. Говорят, все эти знаки судьи нашли в школьном географическом атласе. Очевидно, в пущинской школе дети учатся по другому атласу. Во всяком случае, те таблицы обозначений, которые отыскала у себя наша учительница географии, оказались заметно беднее. Но вернемся к соревнованиям. Величина штрафа оказалась несоразмерно большой: двенадцать балов! Ошибка одного участника в этом конкурсе обошлась нам вдвое дороже, чем максимальный штраф, полученный самой неумелой командой при реальном движении по азимуту через лес! Сгоряча я наговорил судьям много обидных глупостей, которые они совершенно не заслужили . Но ведь правила были одинаковыми для всех. Собираешься в чужой монастырь - не поленись, раздобудь и изучи сначала устав. Надо было заранее, до начала соревнований точнее выяснить суть конкурсного задания... В итоге незнание нескольких злополучных значков принесло нашей команде почти половину всех штрафных баллов! Если бы не они, мы вполне могли бы занять чистое второе место сразу вслед за более взрослой командой "Осторожно, дети-1", набравшей всего лишь 26 штрафных баллов. А так наш "Азимут" вошел в плотную группу из пяти команд-"середнячков", притащивших к финишу от 38 до 47 баллов штрафа. Разрыв очень маленький, что свидетельствует о ровной и достаточно хорошей подготовке всех команд (нет откровенно слабых), но в то же время налагает особую ответственность на судей, от которых требуется поистине аптекарская точность в оценке действий участников на дистанции. Что ж, тем интереснее будет вновь встретиться с этими командами через год! Конкурс капитанов мы тоже проиграли вчистую (пятое место из восьми команд), но здесь у нас есть оправдание: наша команда единственная из всех выставила на конкурс действующего капитана - девочку, в то время как от всех остальных команд выступали мальчишки. По условиям конкурса, оцениваться должны были "туристские навыки в многодневном походе". Но по-моему, переноску напарника на закорках (в этом заключался первый этап соревнований) лишь с большой натяжкой можно подвести под это определение. Затем капитаны должны были набрать в ручье кружку воды, отнести к "базе" и так за несколько рейсов заполнить двухлитровую пластиковую бутылку. Тропинка оказалась достаточно узкой, и хотя капитаны вели себя корректно и не толкались (во всяком случае, специально) младшим было довольно сложно уворачиваться от несущихся обратно к ручью более рослых "шкафов". К финишу капитаны пришли практически точно в порядке старшинства: более взрослые участники "сдали" свои бутылки первыми, младшие оказались в числе последних. Наверно, в этом конкурсе было бы справедливо ввести поправки на возраст. Но вообще-то, если бы конкурс точнее соответствовал своему названию (то есть оценивались именно туристские навыки, типа разведения костра, постановки палатки или составления продуктовой раскладки), то еще неизвестно, кто кому должен был бы давать фору. Понятно, что провести такой конкурс гораздо сложнее, тем более, что судей было всего двое, и работы у них, мягко говоря, было "выше крыши". Может быть, стоило шире привлекать к подготовке конкурсов руководителей команд? А вот главным судьей, во избежание разных пристрастий , назначить одного из организаторов... На полосе препятствий у нашей команды не было никаких шансов. Ведь фирменные обвязки с двумя "усами" пущинцы увидели здесь впервые, а с "пруссиком" мы не ходим по веревке принципиально. Все же нашей команде удалось пройти дистанцию достаточно аккуратно и с минимальным количеством штрафов (многие другие команды набрали больше), и только по скорости мы отстали от победителей больше, чем в два раза. Вечером в субботу все участники собрались на "костер дружбы". Изначально планировалось по ходу дела провести конкурс на лучшее бревно для "костра имени бензопилы "Дружба"", но одна из команд неловко уронила принесенное полено прямо на судью - оценщика конкурса. По счастью, рядом оказались участники медицинского конкурса, которые всю ночь приводили пострадавшего в чувство с помощью некоторых неизрасходованных днем жидких ингредиентов из медицинской аптечки. Процесс сопровождался поеданием арбуза и всем очень понравился, однако протоколы конкурса под шумок куда-то исчезли, и в итоге все команды получили одинаковый балл. Конкурс песни прошел не очень интересно. Некоторые команды вообще не приняли в нем участие, а другим, которые все-таки пели, позволили спеть только по две песни. Как только слушатели вошли во вкус, конкурс неожиданно кончился, и детей чуть ли не силком разогнали по домашним кострам. Очень жаль - мы бы с удовольствием еще посидели у огня, послушали замечательные веселые "самоделки", да и сами бы тоже попели, но до утра вызывать юных конкурсантов "на бис" тут, похоже, как-то не принято. Поздно вечером к нам в лагерь пробрались лазутчики из соседней команды. Из кустов они кидали небольшие камешки в тенты наших палаток. Очевидно, это было такое нестандартное приглашение поучаствовать в ночной военной игре, но пока мы это сообразили, пошел уже двенадцатый час и оппонентов отправила спать их руководитель. Утром Андрей и Саша Гирин, которым не удалось посоревноваться на полосе препятствий, предложили задержаться на слете подольше. Судьи пообещали дать им обвязки и пустить немного полазить после того, как дистанцию пройдет последняя команда. Увы, в этом случае мы вернулись бы в Пущино только в семь вечера. Поэтому большинством голосов дети решили ехать домой, не дожидаясь закрытия слета. Ведь за уроки никто еще не садился, а в понедельник всем в школу... Надеюсь, другие участники не обиделись, если в предотъездной суматохе мы с кем-то не попрощались... Что же касается Андрея и Саши, то им тоже не надо уж очень расстраиваться. Во-первых, главную конкурсную дистанцию соревнований - контрольно-туристский маршрут - они все-таки прошли! Правда, собрали при этом по тридцать штрафных баллов на человека - вчетверо больше, чем все остальные команды, - но все-таки это отличная школа и подготовка к следующим слетам. Во-вторых, во всех остальных конкурсах, начиная от лучшего палаточного лагеря и кончая самодеятельной песней (и прочей неформальной туристской программой) ребята участвовали наравне с остальными, и уже только поэтому я бы на их месте не говорил, что поездка не удалась. В-третьих, они внимательно изучили полосу препятствий, посмотрели, как ее проходит наша и все другие команды. Я надеюсь, что теперь во время выходов в лес Андрей и Саша будут активнее участвовать в технических скальных и веревочных тренировках, приобретут нужную подготовку и добьются того, чтобы на следующих соревнованиях именно их включили в команду. Ведь "старички" - Максим, Оля, Никита - скоро перейдут в старшую возрастную группу, а равноценной замены им у нас пока нет... Как в целом оценить наш поход? Соревнования прошли интересно и весело. И хотя что-то не получилось, а что-то, на мой взгляд, можно было сделать лучше, видно, что к постановке дистанции и проведению конкурсов судьи отнеслись с душой. Если маятник - так через ручей, с прыжком с полутора метров; если спортивный спуск - то по настоящему крутому откосу, а не пологой тропинке, где можно кататься на велосипеде (как это иногда бывает на некоторых детских соревнованиях...). Конечно, опыт поездок на всякие слеты и соревнования у нас небольшой, но такой разнообразной и интересной программы мы еще не встречали. Поэтому - спасибо организаторам, ведь это благодаря им и поход, и сам слет получились такими интересными. Что же касается нашего слабого результата - без специальной подготовки трудно было бы рассчитывать на лучшее. Это в десятилетнем возрасте любой побывавший в относительно сложном походе ребенок может успешно конкурировать со сверстниками на любых стартах. В двенадцать-четырнадцать лет такой номер уже не проходит, ведь состязаться приходится с настоящими юными спортсменами, которые заранее тренируются и готовятся к тем заданиям, которые встретятся на соревнованиях. Наша секция изначально задумывалась как "всеядная". Понятно, что "универсалы", знакомые со всем понемногу, в каждом конкретном виде всегда будут проигрывать более узким "специалистам"... На обратном пути неожиданностей не произошло. Проводив "автобусников", мы переехали в серпуховский речной порт и на трехчасовом пароме вернулись на правый берег Оки. Продукты давно кончились, но мы спасались собранными по пути дикими сливами. Казякеалось бы, все неприятности тринадцатой пятницы позади. Увы, дома выяснилось, что это не так. Разобрав рюкзаки, я обнаружил, что два налобных фонарика, которые я так берег и которые мы брали на слет, бесследно исчезли. То ли мы забыли их где-то в кустах, то ли они выпали по дороге, теперь это уже не важно. Ясно одно: тринадцатого числа мы больше никуда не поедем! Особенно если этот злосчастный день придется на пятницу. |
Copyright © Аркадий Копаница 2000-2002 |
|