Дубненский Городской Клуб Туристов ОтчетО водном туристском походе 4 категории сложности в межсезонье по рекам Северного Приладожья: Уксунийоки и Тулемайоки ( 29 апреля - 10 мая 2003 года) Руководитель похода - А.П.Булах Автор отчета- А.Д.Злобин, Заслуженный путешественник России Отчет в формате ms word - здесь. Содержание 1. Паспорт маршрута……………………………………………….. 3 1. Паспорт маршрута.Выпускающая организация - Дом ученых Объединенного Института Ядерных Исследований. Группа, в составе 11 человек, защитила маршрут четвертой категории сложности и выпущена на маршрут МКК Федерации спортивного туризма Московской области, маршрутная книжка № 1 - 2003. Маршрут: г.Дубна - г.Москва - Лодейное Поле - г.Питкяранта - заброска на р. Уксунийоки по дороге Р-21 до моста, сплав до пос. Уксун - переезд на реку Тулемайоки, сплав до пос. Салми, выезд в Лодейное Поле на автомашине - поезд до Москвы и автобус до Дубны. Протяженность активной части маршрута 180 км. Длительность похода: с 29 апреля по 10 мая 2003 года. Средства сплава: лодка "Егерь", четыре катамарана - двойка (К-2 ) и катамаран - единичка ( К - 1 ). Поход совершен в экстремальных условиях позднего ледохода на реке Уксунийоки и средней воды. Река Тулемайоки была свободна ото льда. График движения
2. Перечень препятствий.Лоция реки УксунийокиСплав 1 - 6 мая на К - 2, К -1, надувной лодке Егерь
Курсивом отмечены изменения в лоции в связи запоздалым ледоходом на реке. Лед кончился ниже «Розового Слона». До него шли по разводьям под правым (выпуклым) берегом. Ледовые поля по течению утыкались в вогнутые берега. 3. Состав туристской группы
Замечания по туристскому опыту: Тавойоки, Писта, Войница, Куржма, Карельский Башкаус, Кутсайоки, Тумча - определяющие пороги 4-5 к.с. Шлина и Мста - 2 к.с., Прут и Северная Шуя - 3 к.с.усл. 4. Информация о районе похода.Снятие запретов и ограничений для посещения туристами районов, ранее считавшимися приграничными, закрытыми, позволило открыть новые водные туристские маршруты в Карелии и Северном Приладожье, в частности. Благодаря совершенствованию средств сплава (КНБ, надувные лодки "Егерь" и "Скаут", рафтов, катамаранов, пластиковых каяков) и роста технического масте-рства туристов реки с водопадами, каньонами при уклоне до 20 м/км и расходе до 250 кубов/сек стали популярными для майских походов. В Интернете, на сайте Константина Бекетова, появилась содержательная информация о водопа-дах Северного Приладожья, возникла интригующая информация о реках Тохма-йоки, Колласйоки, Уксунийоки, Янисъйоки, Тулемайоки. Туристы "Интернет-чики" проходили эти реки в свое удовольствие, без утверждения в МКК. Их отчеты имеют все необходимое для туристов, но официальные каноны "Правил" игнорируются. Ныне "дикие" туристы более оперативно используют Интернет. Официальные лидеры спортивного туризма упустили новое направление спортивного туризма в Европейской части России, которое ранее классифици-ровали как "как двойка с элементами 6 категории сложности". Особенность рек Северного Приладожья проявляется в сезонном изменении расхода и, соответственно, категории сложности. Летом он падает в 3 - 5 раз, а по высоте воды в каньонах - на 2,5 - 3 м. Именно поэтому эти реки интересны в межсезонье, в половодье. Угадать его наступление с точностью до 3-4 дней непросто. При холодной погоде на озерах еще не сходит лед, а по берегам лежат сугробы снега. Вода невысокая и препятствия становятся высшей категории сложности - еще открыты камни в порогах и шиверах, а стоячие валы и бочки достаточно мощные. При пике паводка на Уксунйоки, например, расход на нижних порогах достигает до 250 -300 кубов/сек. Водопадные сливы становятся водоскатами, шиверы - мощные стоячие валы и бочки. Возникает ситуация, когда категория сложности локальных препятствий может меняться от 3 до 5 в течение нескольких дней, недели. Представляется интересным исследование категории сложности этих рек, которые в ближайшее время станут местом паломничества туристов Европейской части России. Первые обелиски уже появились. Очень важно не только бросать вызов природе, но делать это грамотно, расчетливо, с должным запасом туристского опыта. Прохождение коротких маршрутов на реках с высоким расходом большого числа локальных препятствий высшей категории сложности за 7-8 дней, именно в майские праздники, ставит вопрос о введении нового (спринт) класса водных походов, требующих спортивного мастерства и напряженной работы в экстремальных метеоусловиях. Такое решение сблизит спортивный туризм с туристским многоборьем, будет способствовать росту спортивного мастерства и совершенствованию технических средств сплава. Чемпионат России по водному туризму на реке Белой (Кавказ) еще недавно собирал сильнейших водников страны. В пороге Киши -1 в 1999 году оверкиль наблюдался у 70% каякеров ( все встали на киль!), у 60% катамаранов К-2 и 40% - у К- 4. На ключевых препятствиях рек Северного Приладожья вероятность оверкиля 50% (в порогах Мельница, Каньонный, Храмина, например). Безусловно, мастерство туристов определяет многое, но замечено, что в пульсацию стоячих валов невозможно точно высчитать. Оверкили чаще происходят при кульминации стоячих валов ниже бочки. При большом стечении туристов на мощном пороге нарабатывается статистика оверкилей катамаранов через корму, через нос и относительно диагонали. Нарабатывается коллективный опыт. Интересно, что шестиместные мастодонты уходят под воду и опрокидываются там, где проходят К-2. Более того, возникают такие нагрузки, что их мощная оболочка лопается. Разработчикам катамаранов, несомненно, это интересно знать. На таких порогах встречаются разнообразнейшие конструкции катамаранов - разные конструктивные решения силового набора, конструкции гондол, сидений, упоров, не говоря уже об индивидуальном снаряжении и средствах безопасности. Если не увлекаться болтовней о пользе спорта для физического и духовного здоровья россиян, то самое время проводить на этих реках УТП, массовые соревнования, ралли. Зима 2003 года оказалась суровой. Достаточно припомнить тяжелую ледовую обстановку в морском порту С-Петербурга. Поздняя весна сопровождалась медленным таянием снега. Переписка с Петрозаводском и Уксуном, изучение прогнозов в Интернете приносили неутешительные вести. Из-за этого менялся состав группы, но было интересно пройтись по этому маршруту в экстрмальных погодных условиях. Планировалось пройти Лоймалу, Тулемайоки и Уксунйоки. Надежный "извозчик" гарантировал заброску 11 человек на любую реку. На Ленинградском вокзале 29 апреля встретились 11 человек, имеющих четыре катамарана К-2, лодку "Егерь" и катамаран К-1. В поезде было только три плацкартных вагона, поэтому пришлось ехать в разных вагонах. В Лодейном Поле нас ждал УАЗ с прицепом и последний метеопрогноз- снег с дождем и лед на реках, не говоря уж об озерах. Имено поэтому, было решено начать поход с Уксунйоки, на которой нет озер и нам уже знакомую по высокой воде 2002 года. Основные впечатления от этой поездки приведены в дневнике похода. Этот раздел отчета заканчивается анализом содеянного и выводами. Планируя связки рек с переездами в этом районе, надо учесть несколько обстоятельств:
Район путешествия хранит следы боевых действий 1939 -1940 годов и Великой Отечественной Войны. Повсеместно траншеи, огневые точки и инженерные сооружения. Трофеи собраны, но в земле есть еще боеприпасы. Для нас нашлись старые патроны и даже целый дот, ныне замаскированный под жилой дом. Метровый бетонные стены, бойницы для пушек и стрелкового оружия. Три подземных этажа укрывали защитников дота. Маскировка, система вениляции, колодец, освещение все это сохранилось. В округе остались еще 5 таких дотов, укрепрайонов в Линии Маннергейма. Такие экскурсионные объекты полезно осмотреть , а на досуге осмыслить. Рядом скамейка и кострище на большом камне. Очевидно, здесь был один из узлов обороны линии Маннергейма. Кстати, барон Маннергейм был русским офицером в первую мировую войну. В 30-е годы создал линию обороны Финляндии на границе с СССР. В мемуарах маршала Мерецкова дана высокая оценка этой оборонительной системы, насыщенной огневыми средствами и новейшими инженерно-техническими решениями. Им отмечается, что финны использовали минные поля, минирование домов и коммуникаций, снайперов "кукушек". Финские снайперы (кукушки) имели директиву не убивать, а только ранить. Одного раненого обслуживали 2-3 человека, да и моральное воздействие от их страданий снижало боевой дух. На этой "незнаменитой" войне погибло около 120 тысяч советских военнослужащих, потери финнов в 3 - 4 раза меньше. После финской войны наши военные стали сторонниками развития лыжного спорта и туризма в стране, а опыт рейдов лыжных батальонов использовался в первые годы Великой Отечественной Войны. . Немцы предлагали Маннергейму в 1941 году принять участие в артобстрелах блокадного Ленинграда, но он отказался. Вот и пойми где проходит граница между любовью и ненавистью к России в душах людей. Пришло время примириться. Ныне финны не ропщут, что лишились 1/6 части территории в 1940 году. Наш поход закончился в поселке Салми 9 мая. На местном братском кладбище захоронено около 750 человек, погибших в июле 1941 и в июле 1944 годов. Установлены в человеческий рост валуны с указанием, что павшие были десантники из морской бригады, а рядом такой же камень с надписью на финском языке. Скромный венок и ничего более не напоминало о Празжнике Победы. На всем пути не попало на глаза ни одного флага. С кем это мы сводим счеты? Неужто с нашими праотцами? При сплаве в этом районе населенные пункты встречаются редко. Проблем в общении с местным населением нет. Природа здесь замечательная. Скальные холмы спускаются к болотам, еловые леса соседствуют с сосновыми борами. Удивляет обилие бобровых хаток и поваленных ими деревьев. Кажется порой, что попал в бобровый заповедник. Часто пролетали утки, но другой живности не видели. В этих краях есть зайцы, лоси, кабаны, да и медведи. Поскольку теперь и здесь ведутся интенсивные лесозаготовки, а древесина вывозится в Финляндию, то животный мир лишается привычной среды обитания, мигрирует. Местные жители используют льготы от приграничной торговли. Жизнь налаживается. Люди начинают чувствовать интерес к развитию туризма. В праздничные дни транспортные проблемы решаются явочным порядком. Можно договориться с владельцами МАЗа, ГАЗЕЛИ или УАЗа с прицепом для перевозки катамаранов в собранном виде с одной реки на другую. В местной прессе с беспокойством обсуждается новый статус приграничья. Если недавно зона ограниченного доступа была полосой в 8 - 10 км вдоль границы, то теперь этот режим распространяется на административные районы. ЕСЛИ ЭТО ПРОИЗОЙДЕТ, то развитием приграничной торговли и туризма в этих районах можно забыть. Местное расписание железнодорожного сообщения, к сожалению, для туристов неудобно. Московские поезда прибывают в Лодейное Поле в полдень, а в Питкяранту местный поезд идет вечером. Приятный вокзал в Питкяранте в 18.00 закрывается - не предусмотрен дежурный по вокзалу. Кружной путь на Лоймолу через Петрозаводск и долог и дорог. С учетом этих обстоятельств наиболее приемлем вариант заброски из Лодейного Поля автотранспортом. Нас, 11 человек, до Питкяранты и, далее, до моста через Уксунийоки, доставила Ольга наУАЗе с прицепом. Выезд с маршрута (из Уксы) на Тулемайоки и после сплава по ней до пос. Салма тоже предпочтительнее автотранспортом. Местный поезд не совсем удачно стыкуется с поездами на Москву в Лодейном Поле. Северяне уже начали движение на юг - свободных мест на поездах в Москву мало. В июне - это уже проблема! 5. Задачи, решаемые в походе.Дубненский городской клуб туристов с 1996 года систематически исследует реки Карелии и Кольского полуострова. В нашем активе первопрохождение Тавойоки, Куржмы, верховий Печи, Улиты, Войницы (здесь могут быть споры), Аккима и верховий Западной Лицы. Летом планируем пройти короткие реки Кольского полуострова, впадаюшие в Баренцево море: Западная Лица, Титовка, Ура. Мы уже знаем, что их пороги схожи с порогами рек Северного Приладожья. Ожидаются проблемы с погодой, древесной растительностью, транспортом, рыбнадзором и пограничниками. В майском походе 2002 года апробована конструкция каркаса из составных деревянных элементов, способы вязки каркаса резиновыми кольцами (из автомобильных камер) и лентами. Отработаны конструкции упоров, личное и групповое снаряжение. На этот раз мы обкатывали два новых фирменных К-2. В связи с подготовкой кадров для туризма в Международном университете природы, общества и человека "Дубна" предстоит разработать учебно-тренировочные маршруты для студентов и тех, кто захочет пройти подготовку по программе Базового, Специализированного или Высшего уровня обучения в Европейской части РФ в Интернете. Вопросы взаимодействия нескольких туристских групп с целью отработки различных методов страховки и обеспечения безопасности на новых маршрутах и в экстремальных условиях имеют важное прикладное значение. В этом походе были решены некоторые организационно-методические вопросы - усиленные экипажи, нижняя страховка катамараном и с берега в каньоне. Особое внимание уделяется подготовке туристов к участию в Чемпионате, сбору материалов для каталога туристских маршрутов Карелии и обновления сайта в Интернете. 6. Лоция реки Уксунийоки
30 апреля - 6 2003 г мая на К - 2, К -1, надувной лодке Егерь 7. Выводы1. Маршрут оказался интересным и полезным для подготовки туристов водников Дубненского городского клуба туристов. 2. Погода для сплава была неудачной - снег с дождем и лед на реке до 3 мая. На Ладоге при заезде еще лежал лед со снегом, то и при отъезде его почти не убавилось. В чернолесье еще был глубокий снег. Поверхностный сток обеспечивался таянием при теплой погоде, либо от дождей. 3 мая под вечер на Уксунийоки на пороге «Розовый Слон» в пороге крошило обширные льдины. 3. По метеоусловиям последовательность прохождения рек Уксунийоки, а затем Тулемайоки при этих услових - оптимально. 6 мая озеро было еще подо льдом и река Лоймола была недоступна для сплава. 4. Маршрут из связки трех рек - прекрасная возможность адаптироваться экипажам к гладкой воде в начале сплава, освоиться с ориентированием в затопленном вешней водой лесу и на озерах, пройти локальные препятствия со стоячими валами и бочками. Каньоны с мощными порогами логично завершают сплав на каждой реке, подготавливая к прохождению более мощных порогов. На Тулемайоки на ключевых порогах построены плотины. В итоге образовались такие препятствия, что их прохождение становится проблематичным. 5. Межсезонье создает экстремальные условия для сплава:
6. Использование разных типов и конструкций судов позволило сделать уточнения технических характеристик и выработать особые технические приемы для прохождения препятствий при надежной страховке с воды. 7. Массовое присутствие туристов на ключевых препятствиях позволяет получить хорошее представление о снаряжении, технической подготовке и тактических действиях экипажей, учиться на чужом опыте. Есть возможность для организации нижней страховки для безопасного прохождения препятствий. 8. Изменения в запланированном графике движения группы:
9. Автотранспортное обеспечение одним "извозчиком" (заброска на реки этого маршрута и выезд в Лодейное Поле) можно считать оптимальным по цене и затрат времени. 10. Медицинское обеспечение на основе общей аптечки и индивидуального набора (бинты, “fervex”, лейкопластырь, индивидуальные лекарства) проблем не вызывало. Жалоб на здоровье и травмы не было. 11. Ремонтных работ в походе почти не было. Усиление каркаса катамарана - устранение конструкторской недоработки. 12. Чрезвычайных ситуаций не было. Первыми сложные препятствия проходили опытные экипажи. Ключевые препятствия проходили по 2 - 3 раза. Оверкили были на порогах «Мельница» и «Каньонный». 13. На маршруте взаимодействовали с проходящими группами, а на пороге «Мельница» организовали спасработы по вытаскиванию опрокинутого груженого катамарана соседней группы из мощной бочки на выходе из порога. 8. Дневник похода29 апреля 2002.Задача группы - к 24.00 прибыть со снаряжением на Ленинградский вокзал города Москвы и в 00.36 уехать на поезде № 15 в Лодейное поле. 19.00 Сбор в подвале турклуба на ул. Московской. Солнечно. 180 С. Последние приготовления и тест-контроль. Назревает дождь. 20.00 Загрузились в автобус ПАЗ. Радуга - признак удачи. Едем в Мытищи за Аленой (у нее катамаран), потом в Москву на Ленинградский вокзал. Шоссе свободно. Едем без помех. 22.25 - Мытищи. Пасмурно и темно. Промышленный район. Ищем обитель Алены. Фары осветили произведение граффити на длинной стене. Запретный плод на древе, длиннющий аспид, Адам и Ева. Рядом с ними любовно выписан контрабасист. Вокруг - разные прибамбасы. Вскоре появилась Алена, потом и катамаран. Она предсказала: "На вокзале будем через 30 минут". 22.40 Лампинионы Ярославского шоссе. Вакханалия световых реклам у ВДНХа, мистическое переплетение железнодорожных путей, наблюдаемых с Крестовского моста в дождливой полутьме и Комсомольская площадь. Для многих из нас она была воротами в новую жизнь. Официальный блеск и неофициальная нищета, духовые оркестры для целинников, притоны и малины для бомжей и беспризорников. Это же площадь трех вокзалов! Мы влились в плотную армаду автомобилей с намерением продвинуться подальше в сторону Каланчевки. Там проще выгрузиться и короче путь к перрону поездов дальнего следования. 23.30 Разгрузились и начинаем волок на перрон. Здесь все знакомо и привычно. Первая радость - наш поезд у перрона, следовательно наш вагон в голове поезда. Вход на перрон перекрыли пять полнотелых служительниц железной дороги. Алексей вступил с ними в объснения и полез в рюкзак за билетами и списком. Накопитель рюкзаков мы организовали в сторонке. Озабоченный Алексей сказал, что потребовали предъявить билеты и взвесить груз. Слухи о взвешивании давно уже беспокоят туристов, но здесь нас Бог хранил. Через некоторое время появился Женя и сопровождающие его лица, а Алексей просочился через кордон и порысил к головному вагону. Законопослушный Паша предрек организационные хлопоты и взвешивание. Возникло напряжение. Применили испытанный метод. Наблюдение убедило нас в том, что кордон обеспечивает посадку на "Красную стрелу", а у нас посадка еще не объявлена. Тогда мы взяли по рюкзачку и весла в руки и уверенно пошли на кордон. Передний уверенно изрек:"Билеты у начальника …" Так солидно и организованно мы прошли вдоль всего перрона. Алексей ждал открытия дверей И был рад нашему появлению. Второй ходкой операция была завершена. Список группы, заверенный печатью был воспринят уважительно и все наше имущество стало исчезать в нескольких вагонах. Наши места расположены россыпью по всему вагону. Рюкзаки и упаковки катамаранов заложили на свободные места и расслабились. Минут за 10 до отправления появились еще две туристских группы с фантастических размеров упаковками. Наверное это были рафты человек на 10. Пришлось еще раз поработать с рюкзаками и вот Москва позади. 30 апреля 2003 года. Среда30 апреля 2003 года. Среда Наша задача: встретить Ольгу в Лодейном Поле, получив последний метеопрогноз определить стартовую точку маршрута. В 5.40 наши коллеги высадились, а мы пробудились к 9 часам. После завтрака еще раз рассмотрели возможные варианты похода. За окном пасмурно, моросит. Поезд в Лодейное Поле прибыл вместо 11.00 только в 11.30. Белый УАЗ Ольги с зеленым прицепом был готов к загрузке. 12.20 . Наш экипаж тронулся. Возле моста через Свирь пост ГИББД. От греха подальше часть пассажиров прогулялась до моста. При этом было замечено,что к флагштокам вальяжно привалился плоский манекен мента. Вода в Свири не очень высокая, по берегам снег и льдины, на воде бакены - навигация началась. 14.00 Олонец. Небольшой и бедный населенный пункт. Магазинчики (типа "сельмаг") неказисты, но все необходимое для туриста есть. 14.20. Едем. Дождичек прекратился. 15.00. Дорога подходит к Ладожскому озеру. Традиционная остановка. В прошлом году нас встретил грязно-серый лед, а в этом - белый снег, лед, по которому раскатывали на велосипедах рыбаки. Прямо как у нас зимой, на Московском море. 15.20 Едем. От увиденного оптимизма не добавилось, да и терять нам нечего. Вот сейчас увидим низовья Тулемы и Уксунийоки, Сравним их состояние и определимся с маршрутом окончательно. Перед пос. Пограничное Ольга обратила наше внимание на одиноко стоящий дом. Что-то было в нем таинственное. Был он на мощном бетонном основании, какой-то косоугольный. Это был дот. Здесь проходила Линия Маннергейма. Три из шести дотов в этом укрепрайоне сохранились. Мы получили позволение хозяйки дома посмотреть дот внутри. Доты маскировались всяко, вплоть до таких жилых помещений. Две орудийные амбразуры теперь замурованы, есть амбразуры для стрелкового оружия. Внутри дот на три этажа заглублен в землю. Все сделано по науке: метровые бетонные стены, система жизнеобеспечения, колодец, боезапас, система вентиляции. Накануне Дня Победы такая экскурсия напоминает не только о той "незнаменитой" войне, но и о Второй мировой войне. 15.50 Едем. 16.50. Железнодорожный переезд. Мост через реку Тулемайоки. Льда нет, вода не вышла из берегов. Позднее то же самое мы увидели с моста через Уксунийоки. 17.35. Суоярви. На этой дороге ведется и денно и нощно интенсивная работа по отсыпке полотна и инженерному оборудованию. Раньше так интенсивно строили военные объекты. Неужто эта дорога являет собой часть строящейся трассы Юг - Север (от Астрахани до Петербурга и далее в Финляндию)? 18.00. Мост через Уксунийоки. Вот он порог Мостовой. Воды меньше, чем в прошлом году. Под левым берегом бурно, но мелко и идти не стоит. Под левым берегом у опоры моста внушительная бочка, ниже кудрявится шивера там, где в прошлом году были мощные стоячие волны. Метрах в 200 ниже моста река уходит под лед, который закрывает огромную чашу подпорожья. Под правым берегом прослеживается промоина. Далее - ледяное поле. На левом берегу снег. На правом, ниже поля, группа туристов спускает катамараны на воду. По пути к этому месту встретили 6 человек из Москвы - ждут погоду. Ниже стояла еще одна группа при собранных катамаранах. Мы решили встать на обжитом месте. С Ольгой договорились, что в лучшем случае мы появимся в Ууксу у бани в 14 часов 4 мая, а в худшем - 6 мая. Договорились о связи по мобильному телефону. Дежурят Павел и Алена. Кругом снег. Обнаружили бруснику с ягодами. У нас от холода брусника осыпается, а здесь, видимо, эндемик. Вкус привычной брусники. Костер развели быстро, но дрова сырые. Приходиться делать костер с подсушкой дров. К этому надо приспособиться. Если всяк норовит подвеселить костер, то он хиреет. Вообще-то все считают себя спецами по кострам. Гондола раскачивается лягушкой за 15 минут. Детали каркаса (трубы и жерди) привезены с собой. Каркас у Феди собирается на болтах, другие на резиновых кольцах и вязках. "Егерь" Алексея собирается быстро. Он его модернизировал. Сделал спинки. Это и удобно и повышает жесткость конструкции. Катамараны Антона и Данила почти одинаковые, совершенно новые. Как выяснилось потом их каркас слабоват, да и для повышения жесткости нужна жердь по диагонали. 21.30 Ужин. Изрядно светло. Работа с катамаранами продолжилась и после ужина. 1 мая 2003. ЧетвергНаша задача: стартовать в 13.00 и пробиваться вперед насколько можно часов до 20. Предстоит освоить технику движения во льдах и дать ответ на вопросы:
У нас есть контактные телефоны с автоизвозчиками: Сергей Максименко -342 - 44 и диспетчер Ольга - 318 -74. Пасмурно. Изо рта пар. Вода по нашему водомеру почти не прибыла, промоина во льду стала длиннее. В 9.00 позавтракали по методу Алексея Булаха. Дежурные приготовили кипяток и чай. Каждый из своих запасов брал fast food заливал кипятком и получал удовольствие по собственному рецепту. Дежурные угощали бутербродами с салом и колбасой, луком и чесноком. Алена угощала витаминами. Первый выход на воду велся неспешно. Появилась московская группа с детьми школьного возраста и еще одна группа. На нашем пятачке столпотворение. У Паши аптечка и оптика, поэтому укладка идет медленно. Организуем взаимопомощь. 13.00 Фотографирование и видеосъемка у ледового поля. Алексей сказал:"Вы думаете такого льда впереди не будет?" Думалось, что если люди ушли и не вернулись, то может и не быть. Если же будет - это же так необычно и поучительно. Алексей вводит "Егеря" в промоину первого ледяного поля и устремляется к открытой воде. Все осторожничают - не порезать бы катамаран о кромку льда. Оказывается , они оплавляются льдом и не опасны. Отпал первый вопрос. Второе ледовое поле прошли пешком, суда несли на руках. При этом отработали технику высадки на лед и посадки на суда со льда. Лед выдерживает вес людей, переносящих суда. 14.00 Приток справа. Воды меньше, чем в прошлом году. На берегах погрызы бобров. Ледовые поля утыкаются в вогнутые берега, разворачиваются и перекрывают всю реку. Промоины образуются под выпуклыми берегами. Иногда вода течет по придонному дну, иногда такого льда не обнаруживается. Кусты и расчески с берега доставляют массу хлопот. 15.00 Поле № 8. Мы уже освоили технику работы во льдах. Передний разгоняется и катамаран въезжает на лед. От нагрузки он гнется и ломается или трескает. При повторном заезде кат въезжает на прочный лед. Страхуясь за судно выходишь на лед. Сначала брали за каркас и тянули как санки. Потом передний тянул за чальный конец, а задний толкал веслом. Передний мог зацепить рюкзак рукояткой весла и буксировать кат вперед. Так работать удобнее и продуктивнее, а кроме того обеспечивается самостраховка. Вначале мы решали проблемы самостоятельно, а потом стало ясно - надо идти плотно, ибо разводья на глазах закрывались и судну приходилось пробиваться как впереди идущему. Головному судну надо давать для разгона метра четыре, зато другие должны идти вплотную друг за другом. Там, где катамараны можно везти по льду, лучше этим воспользоваться. Двигаться через битый лед, расталкивая или разбивая льдины, тяжелая работа. Если льдина изрядной величины, ее можно притопить взаимодействуя двумя катамаранами. Ледяные мосты метров до 10 шириной можно сокрушать при наезде вместе 2-3 катамаранами. Когда они все вместе заезжают на лед он начинает прогибаться, лопается и разрушается. КАМАЗовская ткань ведет себя отлично. Никаких царапин и повреждений на гондолах не замечено. 16.00 Обед. Стоим напротив острова. Ледовое поле № 11. 18.00 Длинный переход по льду. Впереди Федя, Данил, Миша, Булах, Паша. Мы замыкаем шествие. На льду иногда видим следы первопроходцев, но воспользоваться их путем не удается. Все готовы к погружению - одеты в гидрокостюмы или гидрозащиту. Погружения по пояс были ( Антон, Миша, Федя). 22.30 Пора вставать на ночлег. Выбрали левый берег. Он низкий , заснежен, но места для постановки палаток на земле есть. Кроме того много сушин и бобровых погрызок. Обработана старая береза так, что ворох бересты, пригодной для костра. Таганка нет. Земля мерзлая. Используем опору на сучки и закрепление перекладины веревкой к дереву Паша раскачал с утра кат до звона. Сейчас обнаружилась дырка в оболочке. По шву прорезалась капроновыми нитками ткань, сложенная вдвое. Паша наложил шов длиной 4 - 5 см стежками, фиксируя узлом каждый. Его кат с пониженной "палубой" удобен тем, что гребец ближе к воде и работает эффективнее, фиксация в упорах очень хорошая, а непромокаемый фирменный рюкзак удобен для сиденья. При работе на коленях на цилиндрической гондоле стандартное весло коротковато и снижается эффективность гребли. 2 мая 2003 года. Пятница.Наша задача: продвинуться за световой день как можно ближе к порогу "Розовый слон". В поселке Ууксу баня работает в пятницу и субботу и в любом раскладе мы остаемся без бани. 13.10 Стартуем. Моросит. Тяжелый лед. Бьем и ломаем. По нашим следам лихо гонит катамаран четверка. Они бесцеремонно влезают в нашу колонну, расталкивая суда и льдины, уходят по чистой воде. Четыре человека плюс собака вызвали неприятное впечатления такой деловой бесцеремонностью. На следующем ледовом поле мы догнали их в саночном варианте и обогнали. Я спросил:"Вы из Москвы?" - Да из Москвы. - Узнаю фирменное Московское хамство. Потом мы их догнали на "Розовом слоне". Они при выходе из порога ударились в камень и пробили гондолы. В душе я им посочувствовал, но их бесцеремонность не располагала к общению. Тонкая эта вещь - вежливость. 17.00 Порог блюдце. Слева и справа подходят дороги, к воде спускаются осыпи устоев бывших мостовых конструкций. Моста нет. Ниже поперек реки скальный уступ. Через понижения в нем формируются языки сливов, образуя бочки. Первое препятствие с белой водой. Федя и Алексей на левом берегу и ведут разведку, наши суда на правом берегу. Разведали порог. Пойдем правее центра. Алексей показал, что первым пойдет Федя, потом мы. Федя пошел левее центра. Мы стартовали после него сразу, обеспечивая взаимную страховку. По высокой воде над ним мощные стоячие валы, а сейчас сливы и бочки едва второй категории трудности. Суда зачаливались у левого берега. Алексей предложил остановиться на ночлег, покататься на пороге. После обсуждения решили идти вперед. Не менее приятные места для ночевки были отмечены на правом берегу. 20.00 Преодолев 9 ледовое поле встаем на ночлег на левом высоком берегу. Надо льдом - туман. У воды терраска, а потом взлет на высокий берег. Выбор Феди был одобрен. У воды снег, а на верху сухая земля. Старое кострище было в луже. Сделали на песке отмостку из бревен, благо сухих дров было достаточно. Под правым берегом в промоинах прошли три катамарана. Потом они встали ниже на правом таком же высоком берегу. 22.00 Ужин. Сегодня буханка черного для бутербродов с салом и шпротами, с луком и чесноком, рис с тушенкой, соус острый, чай с кренделями и спирт с лимонадом. 23-10 Отходим ко сну. 3 мая 2003 года СубботаУтро выдалось солнечное. Настроение соответственное. На радостях побрился. Тимофей сделал снежный куличик, украсил его угольками и получился славный снеговичек. Тотальная сушка спальников и снаряжения. Мы стоим несколько ниже заливчика (ламбины) на правом берегу. Алексей ведет видеосъемку, но самое-самое обычно остается за кадром. 11-45. Мы с Антоном вытащили катамаран на льдину и млеем на солнце. Лепота. Народ канителится в промоине под левым берегом и почему-то не хочет последовать нашему примеру. 12.05 Ведется видеосъемка на льду 12.20 Перекат. Слева к реке подходит дорога. Продавили ледяной мост. Далее вода. Птички голосят. Весна! 12.32 Поле № 2. Поверхность льда раскисает. Все чаще проваливаешься с молодого льда на матерый. Ниже остров. Пошли в левую протоку. На входе, на правом повороте, очень неслабая «Лососевая» шивера. На выходе каменистый островок. Отпустив катамаран Данила метров на 100, мы с Антоном вошли в шиверу. Я заметил, что Данил с Женей не набирают скорость, а только рулят. Назревает сближение. Я крикнул им, чтобы гребли. Без толку. И перед островком мы стали на них наезжать. В итоге лишились пространства для маневра и ткнулись в приголовок острова. Пустяк, конечно, но поучительный. 15.30 Порог «Розовый Слон». Причалили к правому берегу. Четверо москвичей с собакой заканчивают починку катамарана и готовятся уйти. Алексей пошел на разведку левой протоки и попросил его оценить возможность стоянки на скальном мысу ниже водопадного слива. Данил убедил меня встать на ночлег на правом берегу тем, что здесь такой замечательный стол и лавки. Алексей сказал, что на скальном мысу нам будет тесно и мы впервые на маршруте встали на ночлег под солнцем. Место это замечательно и заслуживает особого описания. 17-30 Отобедали. Ведутся разговоры о катании на «Розовом Слоне», но как-то вяло, неохотно. Прошла группа, которая ночевала ниже нас. Их серебристый катамаран в левой протоке прыгнул с водопада, провалился в белую воду и с трудом выгреб из бочки. Москвичи. Которые с собакой, пошли в левую протоку по центру. В бочке застряли. Их развернуло вправо и они выгребли к "слоненку". Данил сказал, что хочет пройти по правой протоке. Я попросил Мишу встать на страховку. Он взял морковку и приготовился. Я хотел сфотографировать этот момент. Поднимаю глаза и вижу мак Данил ступает с берега на катамаран и ДЕЛАЕТ ОВЕРКИЛЬ!!!. В такой ситуации у всех одинаковые рефлекторные действия и похожие выражения лиц. Удивленный Женя выудил своего капитана. Начался процесс осушения. Эпизод очень поучительный даже для ступающих на борт К - 4. После этого мы прошли правую протоку с Антоном. Узковато коленям между продолинами, когда подушка-сиденье сильно надута. Прошли по центру. Почти не почувствовали торможения в бочке и нас выбросило на "слоненка" - скалу красного гранита, что в подпорожье. Здесь мощные улова и пена, в которой могут быть деревья и бревна с гвоздями. Присмотритесь к этому внимательно. Потом прошли Алексей и Женя на катамаране Данила, Алексей и Оля. Федя с Тимофеем попросили подстраховать их прохождение в левой протоке. Мы с Алексеем стояли ниже щели у скального мыса. Ребята шли на скорости по центру. Выскочили на косой вал. Их притормозило. Развернуло вправо. Они провалились в бочку, но сумели ее пробить. Рядом с нами расположились две группы. Ярославские ребята на К-4 и К-2 действуют четко и рационально. Быстро разбили лагерь и костер. Часов в 20 началось интенсивное прибытие ледяных полей. Льдины более 100 м в длину ускорялись в предпорожьи, обреченно и неотвратимо шли в левую протоку. На косом валу они, перегибаясь, ломались и сбрасывались в водопадный слив. Было что-то гипнотическое, завораживающее в этом действе. Не так ли судьба правит нами. Солнце падало за лес. Багряный закат принимал золотистые оттенки, столь желанные для фотографа. В сумерках, в 22.10 в левую протоку прошли два катамарана. Создавалось такое впечатление, что они даже не разведали этот порог. Прошли и сразу же встали на ночевку, поняв, что испытывают судьбу. Оверкиль в этой ситуации опасен. Могли кильнуться оба катамарана и застрять в бочке. Вставшие на ночлег могли их просто не заметить. Чтобы прийти на помощь, надо было переодеться, одеть гидру, спасжилет, каску. Через 400- 500 м порог «Мельница», более мощный. 4 мая 2003 года. Воскресенье.Наша задача: поработать на "Розовом Слоне" и определиться, куда мы пойдем 6 мая. Дневка. Утром - пар изо рта. Отдельные снежинки, снег с дождем. Нет счастья в жизни! Вяло позавтракали. На подвиги позыва нет. Сходил на "Мельницу". Там еще дымился оставленный костер. Никого. Порог не столь могуч как в прошлом году, когда наш К-4 кильнулся. Тогда проход под левым берегом был проще, а в центре был мощный котел. Теперь слева открылся водопадный слив с мощной бочкой-котлом, а по центру - проносная бочка. Прошелся по окрестностям. Пытался узреть следы оборонительных сооружений. Нет того, что было "Мостового", там где мы разгрузились. Там столько нарыто траншей и укрытий. Кое- что есть у «Храмины». На Тулеме у ГЭС-1 столько разбитых дотов! В к нам полдень подошли на двух катамаранах парни из Москвы, Щелково и Королева. Два парня были равной комплекции, а в другом экипаже один атлет, а другой в весе барана. Этот экипаж кильнулся в Лососевой шивере и под великоватую гидру парнишке подлило холодной воды. Тем не менее они попросили подстраховать их прохождение по правой протоке. Пошли и кильнулись. Выловили мы их быстро, но они упустили весло. Со второй попытки порог они прошли, но парня били озноб и мы его всяко согревали. Потом их второй экипаж чисто прошел левую протоку и они ушли на «Мельницу». После полудня началась разминка в правой протоке и потом в левой. В этом не приняли участие только мы с Антоном. Я все на страховке. Активно работали Федя с Тимофеем, Женя с Даниилом, экипаж Булаха. Мы с Мишей. Будучи на страховки, в пене усмотрели весло. Получалось, что это весло наших земляков. Миша не поленился сходить на «Мельницу». Весло было принято с благодарностью, наш подвал полнился бутылкой дарственного спирта. К вечеру погода стала разъясняться. 5 мая 2003 года. Понедельник.Наша задача: поработать на пороге «Мельница» и на «Каньонном», отработать страховку и провести спасработы при оверкилях. Утром солнышко. На веревках сохнут спальники и бльишко. Знает человек, что через час будет мокрым, но все равно "до того как" он постарается все просушить. В 12.00 мы вышли к «Мельнице». 13.00. Мы с Алексеем на нашем катамаране открыли движение на пороге. Он, видимо, хотел пройти через мощную бочку под левым берегом, а я по центру, по проносной струе. Так, собственно, и прошли. Алексей огорчился: "Не так прошли". После этого он с Олей пошел на "Егере" левым вариантом. На косом валу их притормозило, потом они пошли в в/п слив. Бочку не пробили. Лодку чуть развернуло, а потом положило килем вверх. Алексея и Олю отнесло на мелководье под левым берегом. "Егеря " таскало в бочке минут 15. Была попытка его зацепить и вытащить. Миша с Женей при этом попали в эту бочку. Легкий катамаран вскинулся на дыбы. Ребята удержали кат, выйдя из бочки. Однако, "Егерь" сам выскочил из котла и мы его подхватили. Все нормально. Потерь нет. Потом мы прошли на катамаране Паши. Зашли чуть левее и нас стало затаскивать в бочку. Раза четыре гребанули, а потом закололись и вылезли из бочки. Подошла группа москвичей на двух катамаранах. Стали рассматривать порог. Потом появился третий К-2. Ребята как-то небрежно вошли и не противились затягиванию левее центра в котел. На косом валу они потеряли скорость, занырнули в бочку. Катамаран кильнулся, а ребят выбросило на мелководье под левый берег. Увидев, что мощный улов проходит вдоль берега и замыкался в котле, они прыгнули в поток. Он доставил их к трепещущему катамарану. Их коллеги смотрели на происходящего и до них не доходило, что надо что-то предпринимать. Федя с Тимофеем переправились на левый берег и пытались бросить на катамаран «морковку». Когда это удалось сделать, то вытащить кат из котла силами двух человек оказалось не под силу. Подошли мы с Мишей. Безуспешно. Появился Алексей. Мы подошли к катамарану и я пытался убедить ребят спрыгнуть, а мы их примем. Они упорно оставались на судне. Когда удлинили веревку и завели под острым углом к струе - то 8 человек вытащили бедствующих и приняли на берег. Все, что поток срывал с катамарана, мы вылавливали и складывали на берегу. Спасработы проходили в течение 40 минут. За это время можно получить жестокое переохлаждение и от этого погибнуть. Ребят перевезли на правый берег. Угостили горячей пищей. Они презентовали нам спирт с медом. 17.15 Обед окончен. Уходим с «Мельницы». Порог прошли ярославцы и стали играться в мощных бочках. Они очень уверенно входят в бочки, даже лагом. Все это делают технично, красиво, азартно и озорно. Молодцы! 18.15 Встали перед островом. Обнесли рюкзаки на правый берег порога «Каньонный». Разбили лагерь. Появился боберчик, позволивший себя снимать. Прошли порог в левой половине. Кажется. Что он при такой воде сложнее, чем при высокой. Первыми прошли Федя с Тимофеем. Потом мы с Артемом. Даниил с Женей прошли на катамаране Павла, их кат требует ремонта. Потом прошли Миша и Булах на "Егере". Лодка взлетела на пульсирующем валу на пол корпуса и кильнулась. Мы, а потом Федя с Тимофеем пошли на перехват. Струя в подпорожье под правым берегом мощная. Выгрести возле камней у мыса никто не сумел. Суда обносили или проводили. У Алексея согнулась под прямым углом байдарочная лопасть вместе с цевьем. 6 мая 2003 года. Вторник.Наша задача: в 14.00 быть у бани в пос. Ууксу, пройдя порог Храмина. В Ууксу решить вопрос о прохождении реки Тулемы. Солнце сияет. Тепло. После завтрака Даниил ремонтирует каркас катамарана. Это нужно было делать еще до ужина и даже до завтрака, но мы не торопимся. 12.00 «Каньонный» проходят Женя и Алексей.\ 12.25 Разгружаемся перед «Храминой» на левый берег. Обнос. Разведка. Обнесли кат на нижнюю страховку. Мы прошли с Алексеем порог под левым берегом. Миша стоял на К-1 на страховке. Мы его сменили. Федя и Тимофей прошли из под самого правого берега через серию бочек. Героическое прохождение. Мы с Пашей прошли после Даниила с Женей. 15.20 Сборы. Созваниваемся по мобильнику с Ольгой. Она нас встретит. Оценка реки. В этом году островок ниже порога возвышается более метра. Ширина реки около 70м. Скорость потока не менее 2 м/сек. Следовательно, разница в расходе с прошлым годом около 140 кубов/сек. В паводок расход возрастает в 3-4 раза. Следовательно, при низкой воде расход в Уксунийоки около 70 кубов/сек, при средней 140, а при высокой 210 и выше. Перепад в пороге около 4,5 м. До бани хода 40 минут. Прошли 3 или 4 шиверы с мощными стоячими валами. Нас встретил мальчик Ваня и передал письмо от Ольги. Она уведомляла. Что уехала в Салму ремонтировать УАЗ и постарается побыстрее вернуться. Попросила ее подождать. Погода стала портиться. Брызнул дождичек. Данил сделал операцию на лапке трясогузки и отнес ее подальше от кошки, которая приходит в баню. Ольга появилась в 22.20. В 23..00 стартовали на Тулему. В этом районе транспортные коммуникации проходят в широтном направлении. Железная и шоссейная дороги от Лодейного Поля идут вблизи Ладоги через Питкяранту и Костомукшу в Финляндию, пересекая при этом все реки, впадающие в Ладожское озеро с севера. Параллельно им, севернее почти на 80 км, проходит шоссе, а еще севернее километров на 40 - 50 - железная дорога Петрозаводск -Костомукша . Дорог в меридианальном направлении нет, деревянные мосты разрушены и район имеет совершенно глухие и недоступные места. Именно поэтому едем на Питкяранту, мост через Уксунийоки к Тулеме. На трассе работают экскаваторы и мощные бульдозеры в свете прожекторов. 7 мая 2003 года. Среда.Наша задача: поставить бивак на Тулеме и в полдень стартовать. 01.20 Мост через Тулему. Вода течет - можно сплавляться. Ни луны. Ни звезд. Северная сумеречность. Посчитали левый берег справа от дороги пригодным для бивака. Разгрузка по-темному. Согласовываем с Ольгой место и время встречи в Салми (17.00 часов 9 мая у моста в Салми). Ставим палатки. По глотку чая из термоса и спать. 9.00 Алексей призывает к завтраку. В палатке тепло и комфортно. На улице холод, ветродуй с покрытого льдом озера, из которого вытекает Тулема. Призыв начальника и великая нужда заставляют покинуть палатку. Серо, пасмурно, хмуро. Светлый березовый лес карабкается на высоченный склон с елями. Там была чья-то стоянка. Было человека четыре , а мусора развели! На высоте окопы и траншеи - она господствует и над озером и над дорогой. После завтрака поддуваем катамараны, проводим доводочные работы, свертываем лагерь. Вода в реке на среднем уровне - из берегов не вышла. Ширина реки метров 26. Потом на ГЭС-1 узаем, что там расход 160 кубов/сек. Здесь расход около 60, ибо слева впадает почти такой же водности приток ниже моста. 12.00. Контрольное время. 12.10. Мы с Антоном получили добро на выход до первого препятствия. Там подождем всех, либо они нас настигнут. 12.20. Прошли полноводный приток слева. Что-то заблестело на левом повороте среди высоких берегов. Разведка по левому берегу. Окопы и траншеи. Вода моршинится на затопленном перекате и впереди препятствий не видно. 12.30. Пошли. Нас уже настигают. Крепчает встречный ветер. Проходим 14.00 Солнце. Встали на обед на левом берегу. Река широченная. Скальные стены метров в 15 вертикально обрываются к реке на расстоянии 200 - 300 м. Мыс Антоном дежурим. Я занялся бутербродами, а он костром. Я все приготовил, а вода не кипит. Антон куда-то убежал с топором и пропал. Пришлось делать импровизированный очаг, ставить котлы на бревнышки и обкладывать дровами. Мы с Мишей улучшали костер и он от этого горел скверно. Время терялось бездарно. Зато народ оттягивался на солнышке, на сухом мху. Алексей посокрушался, что "суповый набор" не соответствует его замыслу. Поскольку получилось в итоге съедобное и достаточно вкусное варево, то вопросов не возникало. Питание у нас без затей, но калорийное (около 2700 ккал) и достаточно разнообразное уже потому, что ежедневно дежурили представители разных кулинарных школ. 17.00 Отчалили. Ветер столь же силен. Как будто едем на мотоцикле - он всегда в лицо. Дело в том, что на Ладоге тает лед холодно и оттуда воздух устремляется вверх по реке. Вот потому он и встречный и никуда от него не денешься. Прошли шиверу на правом повороте. Перед ней с левого берега подходит дорога. Когда-то здесь был мост. Алексей внимательно просмотрел и разведал шиверу. Она длиной около 700 метров. Камни затоплены. Течение резвое и хорошо качает на валах. На выходе остров. Шли разными протоками. Места здесь более живописные, чем на Уксунийоки. Присутствие бобров проявляется часто. Запомнилось местечко с разливами и заливами. На изящном полуострове летняя база отдыха. Все убого, на скорую руку, грязно и тупо. А местечко может доставить много радости рыболовам и охотникам, приятно для отдыха. Для этой глухомани уток здесь не очень много по сравнению с Уксунийоки. 20.20 На левом повороте следы от бывшего моста и шиверит. Алексей дает отмашку зачаливаться на левый берег. Здесь есть столик и кострище. Берег сухой, хотя в лесу лежит снег. Место посещаемое, но дрова есть. На обширном полуострове разместились хуторами. Ужин приготовили оперативно, призвали народ к столу. Данил приготовил аперитив. Разлили, а начальника все нет. Он проканителился им угощался с запозданием. Как учил Расул Гамзатов, это ситуация, в которой мужчины седеют (все готово, а начинать, почему-то, нельзя). Погода скуксилась и завершение ужино продолжилось под тентом. Потом дождичек кончился. Разведка окрестностей показала, что недалече есть карьер и к нему ведет накатанная грунтовая дорога. От нашей стоянки, у бывшего моста, тоже дорога. Она погребена обильным снегом, непроходима. 8 мая 2003 года. Четверг.Наша задача: Пройти до ГЭС-2, чтобы подойти поближе к Салме. Ночь была теплая. Утром солнце. У нас дома уже 22 градуса тепла по Цельсию! Ветер вроде бы с юго-западного поменялся на северный. Увы! После завтрака он опять задул в лицо. 12.00 Неспешно собрались и вышли. Миша обнажился по пояс. Кайфовал на солнце и скукоживался в тени - ветер-то холодный. Я знаю цену этим майским соляриям и потому вполне доволен уютом моего спасжилета. 13.45 Солнце и ветер. Становимся на обед на правом берегу. Вот оно - расслабление после галерной гребли. Антон приспособил запасное весло в качестве руля. Он стабилизирует катамаран на курсе. Пустячок, но приятный. Берега высотой 2-3 метра образуют естественные откосы, заросшие травой и деревьями. Тростника по берегам нет. Нет подмытых берегов, осыпей и скальных выходов. Очень симпатичные, веками сформированные берега. 15.35 Отчаливаем. 18.50 ГЭС-1. Причалили к правому берегу и на разведку туда, где клубился водяной пар и метались радуги. Место это замечательное. Река прорезает гранитный хребет. Когда-то здесь был мощный порог с перепадом высот 8 - 9 метров. Сейчас над ним возвели плотину метра 4 высотой, пробили водоотводной канал у правого берега к турбинной камере. Мощность ГЭС-1 1200 кВт. Входит она в энергосистему Карелэнерго. Энергохозяйство аккуратно и компактно. Жилой дом для персонала - под зеркально блестящей металлической крышей. Парень, красивший оконную раму, оценил расход воды как низкий 140 -160 кубов в секунду. На здешних реках мы не встречали водомерных постов - видимо их повсеместно уничтожают. Обнос по правому берегу нам не понравился. Кстати, перед плотиной следы дотов у реки и на крутом берегу. Сколько здесь полегло народу! Перегнали суда под левый берег. Туристы здесь ходят не часто, и наторенного прохода для обноса судов нет. Зрелище переливающейся через гребень напорной плотины воды завораживает. От подножья плотины открывается мохнатый водяной ковер на скальном ложе. Великая мощь потока неистовствует , создавая водяную пыль для радуг. Под левым берегом образуются мощные водопады с кручеными продольным для потока валами. Любители экстрима могут здесь найти много интересного. Прохождение такого препятствия в наши планы не входило, но зрелище достойное. По берегу проходил длинный деревянный лоток. По всеобщему разумению это был когда-то рыбоход для рыбы, идущей на нерест. Сейчас он высох и сгнил. Бедная рыба! Обнос по левому берегу канительный. Вдоль берега протока с двумя островами. Протоки забиты плавником. Заломы и завалы. 19.20 ГЭС-2. Причаливаем к левому берегу. Алексей сходил под правый, к зданию ГЭС-2. Посмотрел на адскую кипень воды. Здесь та же напорная плотина. Избыток воды сбрасывается через гребень плотины. Под левым берегом при желании можно устроить катание. Для этого на выходе надо убрать заломы и расчески. Здесь есть все: крутой уклон, скорость, бочки, камни в русле, ворота среди камней. Замечательная трасса для туристского многоборья и ТВТ. Обнос неудобный, через лес . Сразу за мысом встали на ночлег на левом берегу. Место удобное для стоянки. Много дров. Следы погрызок бобров. 9 мая 2003 года. Пятница.Наша задача: к 15 часам быть в Салми. В 17.00 встретить Ольгу и в 20.00 быть в Лодейном Поле. Солнце за облаками. Сухо. Тепло. День Победы. Место изобилует распадками среди высоких береговых гряд. 8.45 Завтрак. 10.00 Сборы. Я сходил и отснял плотину с левого берега. 10.40. Пошли. 11.40. Прошли очень мощную шиверу длиной более км. На левом берегу отводной канал для малой ГЭС. Она, похоже, не работает. На правом берегу дома. Это - Салми. Потом видны мачты ТВ и радиорелейной линии. Вот и обнажения на берегах - следу человеческого усердия. Автомобильный мост. Шивера. Обилие ребятишек. На левом берегу множество свай. Причаливаем. Солнышко прячется в тучу. Ветер холодный. Молодежь отваливает в поселок. Мы разбираем катамараны после просушки. Упаковываем. Приходят наши барсы. Назревает дождь. Мы с Мишей уносим рюкзаки под крышу строящихся рядом погребов. Тимофей и Федя натягивают тент и все перекочевывают туда. Совершаю экскурсию на правый берег через мост. Здесь братское кладбище. Захоронения относятся к июлю 1941 и июлю 1944 годов. На плитах выбиты имена свыше 700 погибших. Каких только фамилий нет! Весь Советский Союз! Воины Чингисхана, отправляясь в поход, в ключевых местах клали по камню, создавая курган ушедших, а при возвращении создавали таким же образом курган вернувшихся. По их виду можно судить о потерях без бюрократии. У нас Все иначе. До сих пор еще около 1000 героев Советского Союза так и не получили награды, а сколько без вести пропавших и невесть где похороненных. Скромный венок. Огромный камень с табличкой о павших десантниках. Недалече второй такой же камень (в рост человека) - надпись на финском языке. Неужто наступило время, когда мир не делится на наших и фашистов? Неужто мы подошли к пониманию, что войну затевают фюреры, а большинство солдат - подневольные? На всем пути от Питкяранты и до Лодейного Поля мы не видели флагов и символов Праздника. Неужто кому-то показываем как нам на это наплевать? Неужто нет чувства и потребности обратиться к памяти, к нашим родичам, павшим в Великой Отечественной Войне? Что же с нами происходит? Мертвые сраму не имут, а живые? 17.00 Проглянуло солнышко. На реке ребятишки рыбачат, взрослые работают на подъемках. Появились лодки. Моторки уходят на Ладогу. 18.00. Вот и Ольга. Загружаемся. 20.55. Лодейное Поле. Вокзал. На вокзале только одна туристская группа. Берем билеты на поезд Петрозаводск - Москва. Пробежка по магазинам. В округе здесь работает допоздна только один. Посадка в Лодейном поле обычно ведется не с первого пути. Приходиться подниматься на железнодорожный мост, спускаться вниз и совершать длиннющий путь к головному вагону. Это детали. Нам с Пашей пришлось пару часов ждать, пока в Волховстрое освободятся два места. Проводница при виде нашего добра сначала не хотела нас пускать в вагон, но мы ее уговорили и все обошлось. 10 мая 2003 года. Суббота.Наша цель: прибыть в Москву и уехать в Дубну. Вот и Москва. На Каланчевке поезд через час. Народ хочет ехать на метро. Это морока великая. Успеваем загрузиться в автобус на Дубну. Это 80рублей билет и 30 рублей - за груз. Удобство в том, что выгружаемся у порога подвала. Солнечно. 22 градуса тепла. Лето. Москвички обнажаются. Сексреволюция обрушивается на искателей приключений. Жизнь бьет ключом и не только им. В 14.30 разгружаемся на Черной Речке в Дубне. Вот теперь - походу конец. Конечно Паша обработает десяток пленок и отпечатает более 300 фотографиий. Алексей уже вечером устроит просмотр фильма, а я напишу дневник. Со временем впечатления стираются в памяти, и потому краткие обращения к записям имеют антикварную ценность… 9. Приложения9.1 Картографический материал.Сводная лоция с привязкой к картам подготовлена Павлом Колесовым. Основа - Атлас "Республика Карелия М 1: 200000. Она дополнялась из других источников и уточнялась на основе отчетов. Потом при фотографировании масштаб доводили до М 1: 100000. 9.2 При проработки маршрута использованы сайты в Интернете:
В Московском городском клубе туристов информации по этим рекам не было. 9.3 Телефоны "извозчиков" в Питкяранте:Республика Карелия, г. Питкяранта, ул, Рудакова, дом 9, кв. 65. Панаинти Константин Михайлович - водитель газели. Питкяранта - автотранспортное предприятие, главный механик Сергй Максимович - 342-44. Диспетчер предприятия - Ольга. 9.4 Фотографии о прохождении препятствий на маршруте в отчете и на сайте9.10 Страничка поэзии.Тебя не радует зеркальный блеск воды *** Утопают леса, отражаясь в воде, Питание в походеИдеология1. Поход в межсезонье планируется с учетом высоких энергозатрат. В конкретном случае высокие физические нагрузки при низких ночных да и дневных температурах, при интенсивном потовыделении из-за использования гидрокостюмов, а так же из-за попадания в холодную воду. Норматив питания должен быть в диапазоне 2500 - 3000 ккал. 2. Питание должно быть сбалансировано по белкам, жирам и углеводам, а так же по витаминам и микроэлементам. Классическое соотношение пригодно для такого водного похода 1 : 1 : 4. При 900 г. сухого продукта должно быть белка 150 г., жиров - 150 г., углеводов - 600 г. 3. Питательная ценность используемых продуктов такова:
По калорийности трехразовое горячее питание распределялось : Завтрак с 8,30 до 9,00 - 30%. Обед с 15.00 до 16.00 - 30% Ужин с 21.00 до 22,00 - 40% Суточное потребление на человека:
Это обеспечивало базовую калорийность около 2600 ккал. Здесь не учтена калорийность утреннего fast food, консервов в масле, масло сливочное, лук, чеснок. Идея использовать сублиматы, концентрированное калорийное питание понята нами давно, но привычка удерживает. Алексей убедил в завтрак потреблять fast food. В цейтноте это сбережет утреннее время , необходимое для приготовления завтрака, кроме этого каждый может позволить себе привычное индивидуальное питание и бутерброды. Я попробовал вместо fast fool сырую редьку. Она дает объемное питание, витамины и микроэлементы. В сочетании с бутербродами это разнообразно и полезно, и сытно. В дальнейшем есть желание избавиться от консервов - много в них воды. И все же, если не планируется пешка, есть удовольствие от привычной пищи. Вот мюсли, например, можно готовить на сухом молоке. Однако некоторые испытывают к этой еде неприятие. Для фасовки сыпучих продуктов, макарон и вермишели, для сублиматов хороши пластиковые бутылки с пробкой. Сухари и хлеб хорошо хранить в пакетах из под молока. При перевозке в поездах и автотранспорте я предпочитаю использовать под продукты коробки из-под бананов. Их удобно поместить под сиденья, в ящики, на верхние полки. Каждый схватывается двумя резиновыми кольцами, которые используются для вязки каркаса катамарана. Перед стартом после стапеля каждый экипаж получает свой набор для хранения и дежурств. Коробки могут уничтожаться или использоваться. Идеолог медицинского обеспечения в группе Павел Колесов. Он комплектует базовую аптечку, в то же время каждый участник обязаниметь индивидуальную аптечку (бинты разные, “fervex” от простуды, свои привычные лекарства). Ниже приводится аптечка, отработанная для похода по рекам Заполярья. О конструкции катамаранов. Почти за 40 лет использования катамаранов в спортивном туризме отработаны базовые конструкции на основе канонических правил: 1. Запас плавучести в 3 - 4 раза превосходит загрузку. 2. Обводы и носовая часть ориентируются на протыкание валов в бочках. 3. Пониженная "палуба" для гребцов обладает неоспоримыми достоинствами. 4. Надувные сиденья с упорами - рациональное решение. 5. Каркасы из металлических труб - неотвратимая реальность. Фирмы-производители используют современные материалы - честь им и хвала. Вера в их прочность позволяет делать гондолы однокамерными. В случае повреждения гондолы оверкиль обеспечен. Вязка резиновыми жгутами (кольцами) технологична, но требуется фиксация по диагоналям трубами или растяжками, чтобы исключить ромбовидность каркаса. Соотношение между диаметром и длиной гондол не нашло "золотого сечения"- при одном и том же водоизмещении возможны разные соотношения. Остается открытым вопрос относительно устойчивости груженого и разгруженного катамарана, так как статистика переворота через нос, корму и относительно диагонали достаточно разнообразна. Центровка загрузки гондол на легких катамаранах требует подборки "равновесного" экипажа. Жесткая фиксация хороша при прохождении препятствия, но затрудняет действия экипажа при ведении спасательных работ. Ширина каркаса 1,8 м позволяет перевозить катамараны в сборке в кузове Газели, проходить через виадуки под ж/д. Двухметровые - хуже вписываются в габаритные проходы. Весной на порогах скапливается много катамаранов и можно проводить оценку конструктивных решений, ходовые качества в порогах и на гладкой воде. Разработчикам не худо бы этим интересоваться. Новые катамараны грешат тем, что гондолы неидентичны - имеют разную под-резку по носу и корме, следовательно, асимметричное сопротивление гондол. Пластмассовые сопряжения деталей каркаса ненадежны - разрушаются. Деформация и поломка каркаса катамарана в пороге - не единичны. Мягкие ткани по швам вытягиваются и нитки становятся подверженными истиранию. Назревает потребность в сварке синтетических тканей после сшивки. Захваты для переноски на носу и корме, карманы или приспособы для фиксации чальных концов и "спассредств" не стали обязательным элементом конструкции. На повестке дня реализовать конструктивный ряд комплексного снаряжения для катамарана от чехла-кофра до бивачного снаряжения. У нас есть наработки в этом направлении. Ныне назрела потребность в соревнованиях водников-туристов в условиях Д max походного графика. Уксунbйоки весной очень для этого подходит. В таких ралли можно определять лучшие конструкторские решения фирм-разработчиков, находить лучшие решения на основе прохождения препятствий. Все идет к тому, что спортивный туризм сблизится с туристским многоборьем, станет не только любительским, но и коммерческим. Для этого должна быть подготовлены кадры, соответствующая техника, средства сплава, страхования и спасения. Не обойтись без научно-экспериментальной базы. Оригинальные идеи и конструкции должны патентоваться и охраняться законом, дорого цениться. Технические характнристики наших судов.
|
Copyright © Аркадий Копаница 2000-2002 |
|