в начало
       статьи
        видео
       ссылки



ВАЛДАЙ-99

Отчет о водном походе 1 к/с (с элементами н/к) по маршруту:
Пущино - оз.Велье - р.Либья - оз.Шлино - р.Шлина - Вышневолоцкое вдхр. - р.Цна - Тверецкий канал - р.Тверца - ст.Осеченка - Москва - Пущино

совершенном 1.05-11.05 1999 группой в составе:

1-4. Дещеревские: Лена (завхоз), Леша (рук., ремнабор), Олег (8), Оля (10)
5-8. Ивановы: Аня (7), Миша (9), Миша (рыболов), Надя (врач)

Автор А.Дещеревский,
e-mail:deshere@uipe-ras.scgis.ru

Содержание отчета

1. Характеристика района, маршрута
2. Транспорт
3. Описание маршрута
оз.Велье
р.Либья
оз.Шлино
Верхняя Шлина
Нижняя Шлина. Чего нельзя делать руководителю
Вышневолоцкое водохранилище
Валдайская венеция
р.Тверца

1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА, МАРШРУТА

Валдай! Великое множество живописных озер и рек, прекрасная природа, обилие рыбы, грибов и ягод, относительно малая населенность - неудивительно, что этот район стал "меккой" летнего семейного отдыха на воде. Благодаря развитой транспортной инфраструктуре добраться сюда из Москвы или Ленинграда можно всего за несколько часов и весьма умеренные деньги. Пожалуй, единственный недостаток Валдайской возвышенности с точки зрения туриста-водника - довольно капризная погода. Конечно, где-нибудь на Ахтубе или даже "свет-ло-струй-ной" Вороне лето теплее. Но в июле похолодания редки, северное солнце светит почти круглые сутки, так что вода и пляжи прогреваются не хуже, чем на ЧПК.

Другое дело весной. В мае на Валдай косяками едут спортивные группы, ловящие паводок на норовистых Мсте, Явони, Льняной и других крутопадающих реках, прорезающих склоны древнего горного плато. Выбирать этим ребятам не приходится: Урал далеко, в Карелии еще холодно, на Кавказе стреляют... Но стоит ли путешествовать весной по Валдаю с детьми, если в плане экспедиции нет сложных шивер или порогов, а маршрут рассчитан всего на три ходовых часа в день?

Наш ответ читайте чуть ниже. Во всяком случае, этот район не хуже многих других, где возможен весенний сплав. Действительно, Урал - далеко и реки там в основном спортивные. На северо-востоке паводок не всегда поспевает к майским праздникам, и ехать туда заметно дольше. Ну, а на более теплых южных реках паводок к маю уже кончается, не говоря уже об отсутствии леса и населенке.

Как ни крути, большую весеннюю воду в мае надо искать все-таки недалеко от Москвы. Весна к нам идет с юго-запада, и погода на Валдае примерно соответствует московской. А там уж как повезет... Например, в этом году первомайские циклоны шли точно через Москву, поэтому ночью у нас (на Валдае) было на 2-3 градуса холоднее, чем в Москве, зато днем, как правило, светило солнце. А вот у ребят, одновременно с нами путешествовавших по Протве, и днем, и ночью дождь перемежался снегом, а солнце за первые пять дней они не видели ни разу...

Теперь о маршруте.

Особенность пройденного пути в том, что он начинается около одного глобального водораздела и еще два пересекает! Первый водораздел (нами не пройденный) - между р.Явонью и Селигером. Селигер, как известно, относится к бассейну Каспийского моря. Явонь через оз.Велье раньше текла на запад, в Ильмень-озеро и Балтийское море. Водораздел представляет собой волок длиной около 8 км, из которых 3 или 4 можно проплыть по озерам и их заливам. Обилие деревень в этом месте позволяет предполагать, что в древности этой переволокой (оз.Волочко и др!) активно пользовались русские купцы.

Второй водораздел - между оз.Велье и р.Либьей. После строительства дамбы в истоке р.Явонь и сооружения канала Велье-Либья Явонь повернула на сто восемьдесят градусов и через Вышневолоцкое водохранилище и Тверцу потекла в Каспийское море. Дамба и канал, сооруженные в xvii веке, недавно были подновлены, и только укрепляющие стенки канала 300-летние дубовые сваи напоминают теперь о том, что история этой водной системы восходит к глубокой старине.

Третий, самый интересный Мстинско-Тверецкий водораздел находится в Вышнем Волочке. Здесь издавна пересекались оживленные торговые пути, утратившие свое значение лишь недавно в связи с развитием железнодорожного сообщения. В наши дни основная функция вышневолоцкого гидроузла - перераспределение речного стока в пользу Тверцы и Волги.

2. ТРАНСПОРТ

Традиционный способ заезда на Валдай - поездом до ст.Валдай, а затем местным автобусом. Удобнее всего ехать прицепными вагонами поезда Москва-Ос-таш-ков, они приходят в Валдай около 8 утра. Остальные прямые поезда - псковские и прибалтийские - приходят ночью и стоят чуть не вдвое дороже. Чтобы сэкономить, можно доехать до Бологого и затем добираться местным поездом - тем самым, к которому цепляют беспересадочные вагоны.

Несмотря на отсутствие у местного населения работы и денег, "такси" для туристской группы в Валдае найти проблематично. Поэтому для подъезда к пункту, с которым нет прямого автобусного сообщения, машину лучше поискать в Вышнем Волочке или даже в Москве. Мы ехали не из Москвы, а из Пущино, и не успели заранее взять билеты, поэтому было решено арендовать микроавтобус. Общественный транспорт (автобус, электрички и поезда и затем еще один автобус) стоил бы от 500 до 700 рублей на группу; но тогда нам пришлось бы ночевать на станции или выгружаться из поезда в 2 ночи... Поэтому 1200рублей, отданные за микроавтобус "от двери до речки", не показались чрезмерной суммой. Другой вопрос, что 10-часовое сидение в автобусе некоторым детям вышло боком, но это уже проблема грамотного питания в дороге...

Нарисованные на 2-км атласе Новгородской области дороги действительно существуют, но ехать лучше не по бетонкам (после расформирования ракетных дивизионов за ними никто не следит), а по "гравию", который местами уже перерос в асфальт и по которому осуществляется сообщение деревень и колхозов с райцентрами. Мы предпочли добираться на оз.Велье не по стандартной трассе Валдай-Демянск, а по бетонке, идущей от Выползово, и сэкономили километров 30, но потеряли почти полтора часа и чуть не застряли.

Обратная дорога запомнилась фатальным невезением с электричками и массой пересадок. Во-первых, в день нашего отъезда на участке Бологое-Тверь МПС отменило все электрички, кроме первой и последней, так что уезжать пришлось в пять утра, и большинство взрослых не смогло ночью даже прилечь. Во-вторых, электричка из Бологого пришла в Тверь с опозданием минут на пятнадцать, и пересаживаться на московскую электричку пришлось второпях. Наконец, в Москве, куда мы, естественно, тоже прибыли с опозданием, оказалось, что последняя утренняя электричка на Серпухов (до которой по расписанию у нас оставалось больше часа) сегодня вместо Каланчевки отправится с Курского вокзала и к тому же на 10 минут раньше своего расписания! Но вместо того, чтобы сразу ехать на Курский, женщины повели детей в туалет (как будто нельзя было сделать это в электричке). В результате в нашем распоряжении осталась всего одна "тран-зит-ная" электричка, идущая с белорусского направления в Царицыно и теоретически успевавшая к нашей, серпуховской. Но как вы уже наверно догадались, она тоже опоздала и пришла на Курский ровно на пять минут позже, чем нужно. В конечном счете дневной перерыв в электричках нам пришлось коротать на вокзале в Подольске (благо, там есть теплый зал ожидания)... Впрочем, даже несмотря на столь неблагоприятный расклад, обратная дорога заняла в сумме всего 12 часов и 240 рублей.

В общем, если есть выбор, лучше уж терпеть неудобства переполненных выходных электричек, чем откладывать выезд на рабочий день.

3. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Мороз и солнце - день чудесный!

А.С.Пушкин

Оз.Велье

Чтобы стапелиться подальше от деревни, мы отъехали от Большого Уклейно к юго-востоку. К нашему удивлению, дорога на Симаниху оказалась не грязным проселком, а вполне проезжей трассой, местами даже посыпаной гравием.

Стапель организовали около обозначенного на карте моста. За время сборов и обеда - по нашим часам, процесс продолжался с полтретьего до пяти - мимо проплыли две группы, стартовавшие из Уклеинского озера. По дороге время от времени шлепали легковые машины и микроавтобусы. Возможно, дачники ехали в Симаниху или Вишневку, а может, это были охотники или рыбаки.

На две семьи - 8 человек - у нас было два судна: Таймень-3 и Салют-2. Чтобы разгрузить "Салют" (вчетвером там было бы тесновато), я взял всех детей в наш "Таймень", а Лену отправил на перевоспитание к Ивановым. Как ни странно, этот придуманный в качестве временной меры вариант оказался довольно удобным и очень понравился детям, в результате мы плыли так до конца маршрута.

Озеро встретило нас снегом и сильным юго-западным ветром. Волны едва не заливали байдарки, и мы с большим трудом прошли вдоль восточного берега озера к Либьинскому заливу. По пути есть пара довольно живописных стоянок. Но эти площадки открыты всем ветрам, лес там в основном лиственный, а нам в связи с непогодой хотелось найти более защищенное место. Поэтому плыли довольно долго и встали на левом берегу Либьинского залива в километре восточнее Балуево.

В ночь на второе мая выпал снег, вода в канах замерзла. Днем несколько раз выглядывало солнце, но в промежутках опять шел снег. Запланированную экскурсию на дамбу - бывший исток р.Явонь - пришлось отменить. Ближе к вечеру в одну из пауз между снежными зарядами Миша поймал первую щуку, а мы с детьми сплавали на ближайший остров. Главная достопримечательность острова - довольно уютная и очень живописная стоянка, разбитая прямо под табличкой "Стоянка запрещена!!!" В лесу - типичный ноябрь: на обледенелой траве лежит снег, на полянках - кустики мерзлой брусники...

Рядом с лагерем - здоровая куча явно не туристского мусора: одноразовая посуда, пластиковые упаковки... Как будто взвод авиапассажиров жил здесь в течение месяца. Непонятно, как этот хлам здесь оказался. По берегу к этой стоянке проехать невозможно, так что версия заблудившегося московского мусоровоза явно не проходит. Собрав разлетевшиеся по лесу пакеты, часть мусора мы сожгли, а вот на основную кучу не хватило терпения, к тому же ветер погнал едкий дым в сторону лагеря и от затеи пришлось отказаться.

3 мая погода немного улучшилась. С утра выглянуло солнце, но скоро небо опять затянула белесая пелена. Правда, дождя или снега не наблюдалось, а ночью было чуть-чуть теплее, чем накануне.

Первый переход - до истока Либьи, точнее, до канала, соединяющего оз.Велье с Либьей. Ориентирование по 2-км карте не оставляет никаких сомнений относительно положения байдарки на озере и оптимального курса. Горловина, расположенная в 2км восточнее Балуево, с воды определяется вполне однозначно. Мы шли слева от большого острова, забирая чуть правее свежепостроенных домиков, выглядывающих из-за береговых бугров, и вышли точно к началу канала.

Начало канала и особенно отделяющая его от озера коса очень живописны: зеленые бугры, молодые сосны, уходящие прямо в воду поляны... Но ставить здесь лагерь явно не стоит как из-за близости жилья, так и по причине частой посещаемости этого места автомотолюбителями. Дров на косе практически нет, а вот не всегда приятное соседство механизированных отдыхающих обеспечено.

Несколько минут движения по каналу - и вот впереди появляется обновленная несколько лет назад плотина, регулирующая подачу воды в р.Либью. Высадив детей и выгрузив на левый берег несколько рюкзаков, мы попытались вынуть из воды байдарку, чтобы спустить ее в 20 метрах ниже плотины.

— Не смейте разрушать плотину!!! Вы что, объявления не видели? Проплывать и приставать здесь нельзя! Вы портите берег, его всего год как забетонировали!!!

Дебильного вида сторож, озверелый от долгой зимовки, заставил нас отчалить и отплыть метров на сто назад. Там мы высадились на высокий правый берег, и протащив лодки метров 500, спустили их на воду. Ближе удобного подхода к воде нет - мешают древние сваи. К счастью, когда сторож отвлекся, одной из мам по плотине удалось перейти на другой берег и помочь детям - самим им трудно было бы справиться с рюкзаками. Тем временем бдительный смотритель плотины пытался загнать свою легковушку на смотровую яму, но попал колесами между направляющих и посадил авто на брюхо. И поделом гадине, думали мы, загружая лодки. Впереди нас ждал сложный 2-км участок: канал в этом месте идет в глубокой выемке, и падающие деревья здорово захламили русло. Жаль, что сторож не выполнил свою угрозу и не перекрыл шлюзы: по малой воде под большинством из этих деревьев можно проплыть, а так уровень воды точно соответствовал верхушкам старинных свай, на которых лежат рухнувшие стволы, и в паре мест нам пришлось пропиливать эти завалы.

р.Либья

Недалеко от села Сухая Ветошь канал внезапно расширяется, а его левый берег выполаживается. Возможно, именно здесь раньше текла р.Либья? Дальше препятствий на реке нет. Перед мостом в деревне Овинище - живописная куча камней, где мы устроили перекус. Сразу после моста - очередное техногенное препятствие: по дну реки проложены бетонные плиты (автомобильный брод), чуть ниже в русле торчат сваи старого моста. Быстрое течение в сочетании с мелководным сливом образуют легко проходимый порожек, но нужна некоторая осторожность, чтобы не прорвать шкуру.

Взрослые, как всегда, отплыли с некоторой задержкой. Наша "детская" байдарка после порожка притормозила, и не зря: каким-то немыслимым способом родители умудрились перевернуть свой "Салют", утопив при этом лежавший на коленях спиннинг! Оказав потерпевшим необходимую моральную помощь и выловив несколько не привязанных вовремя пакетов, мы дождались, пока мамы выжмут одежду, и отправились искать место для лагеря. Оно обнаружилось в километре ниже деревни, около сделанного из огромного бревна мостика через речку. Невысокий левобережный сосновый бугор отделен от реки 50-метровой поймой, а от коренного леса - подболоченной полянкой, так что за дровами надо ходить в сапогах. После причаливания на одежде купальщиков обнаружилась корочка льда...

4 мая встретило нас ясной прозрачной погодой, только к обеду набежали легкие облачка. Вчера солнце с трудом пробивало мглистую пелену, сегодня же оно - полновластный хозяин погоды. Ночью по-прежнему холодно, около -10, зато днем, наверно, до +10.

Перед впадением ручья Водопай Либья с полкилометра течет на север. Этот участок представляет собой один большой перекат. Наша детская байдарка, как всегда, плывет впереди, взрослые - за нами. Оглядываться некогда, но душераздирающий скрежет весел по дну, проклятия и другие крики вновь заставляют нас прервать сплав. Развернувшись, мы ловим весло и байдарочное сиденье. Снова переворот и снова на глубине полметра!

На этот раз сушка совмещается с обедом. Мы с Мишей на пустой байдарке несколько раз проплываем "сложное" место, которое на самом деле проходится абсолютно без проблем - можно даже выгрести против течения. Лена и Надя всерьез подумывают о том, чтобы идти дальше по берегу. А вот дети, наоборот, счастливы: еще бы, они "матросят" впервые в жизни, а оверкилем у нас и не пахнет!

После отплытия "балласты" вдруг стали выдавать куплет за куплетом на тему "Пусть плывут неуклюже". Автор мелодии - Крокодил Гена - наверняка позавидовал бы их плодовитости. Все произошло так быстро, что когда взрослые в очередной раз приблизились к нашей байдарке, их встретил дружный хор:

Эти брызги и ветер
Так противны на свете,
Но байдарка плывет и плывет!
Волны пляшут, как в балете,
А Олег в спасжилете
Все веслом впереди меня гребет.
Вокруг кружат акулы,
Подставляют нам скулы,
Ну а мы кулаком прямо в нос!
Если рыба плеснется,
Тетя Лена проснется,
И залает на Лену злой пес.
Дядя Миша догонит,
Но чуть раньше утонет,
Только трупы всплывают наверх.
Мы зайдем на стоянку
И съедим всю солянку
И отпразднуем этот успех.

Я намеренно не вмешивался в творческий процесс, а когда все же попытался, мои строчки оказались забыты за первым же поворотом. И поделом, - нечего лезть не в свое дело. Как говорится, новое поколение выбирает...

Чтобы попасть в Красилово утром, решили заночевать в 2 км выше деревни Горки. Несмотря на довольно широкую пойму и отсутствие оборудованных стоянок, речка то и дело подходит к лесу, и место для лагеря найти несложно. Берега сплошь изгрызены бобровыми норами, есть и классические "хат-ки". В полста метрах от берега ветром вывернуло огромную ель, и ее корни образовали навес площадью в полторы сотки. По берегам - песок и пляжи, но купаться почему-то не хочется. Ближе к вечеру песок смерзается, а к утру все лужи и заливы со стоячей водой покрываются сантиметровой корочкой льда.

Как и в прошлый раз, для лагеря выбираем место, защищенное от ветра, но открытое на восток. Дежурные встают одновременно с солнцем - так теплее. После завтрака первые лучи растопят лед на тенте, и палатки можно будет сложить, не опасаясь за ткань.

К мосту в поселке Горки мы пришли в двенадцатом часу. Продавец красиловского магазина живет именно здесь, и в неурочное время можно подойти к нему и попросить открыть магазин. Но сегодня среда и это не обязательно: по данным местных рыбаков, магазин должен быть открыт с 12 до 14. Ассортимент в магазине довольно небедный: одного хлеба несколько разновидностей.

оз.Шлино

При слабом ветре озеро можно пересечь напрямик, придерживаясь линии на остров Большой. Его западный берег довольно высокий, в тихую погоду там можно заночевать. Мы хотели пообедать и половить рыбку на острове Судачий, но в связи с реконструкцией гидроузла уровень озера поднялся на полтора метра и этого острова больше не существует. Посему вопреки первоначальным планам от Большого острова поплыли не на ЮВ к Ком-кин-с-ко-му полуострову, а к мысу у деревни Каменка, где и пообедали.

Плотина на оз.Шлино охраняется более разумными людьми, и обноситься нам никто не мешал. Если нет желания таскать вещи на глазах у местной публики и спускать лодки в грязный затон, можно причалить в 100 метрах левее плотины, поблизости от видного с воды дорожного знака "выезд на главную дорогу", и обнестись по травке, срезав полуторакилометровую речную петлю.

Верхняя Шлина

От оз.Шлино до дер.Святково река представляет собой сплошную цепь несложных перекатов и порожков. Я пару раз вылезал на берег для просмотра, но во всех случаях проход оказывался чистым и безопасным, и дети плыли вместе со мной. А вот женщины, наученные прошлым горьким опытом, всю дорогу до Святково прошли пешком и встретили нас на мосту. С одной стороны, они, конечно, многое потеряли. Но как приятно все-таки плыть, не слушая постоянных воплей: "Остановитесь! Вернись!! Причаливай!!! Высади детей!!!! У ребенка мокрая рукавица, надо срочно переодеть ему колготки!!!!!!"

После Село-Новинок Шлина выходит в широкую заболоченную пойму. Петляя по луговине, река образует целое семейство стариц и зарастающих озер. Настоящий рай для водоплавающих птиц и охотников!

Лагерь разбили на левом берегу, в соснах. Место красивое и просторное, хотя и продуваемое. Стоянкой явно пользуются автомобилисты: из леса на мыс выходит и заканчивается дорога, в радиусе 200 метров - ни одного сухого дерева. Впрочем, хворост для ужина есть и здесь, а бревна мы принесем из леса.

Ночь выдалась тихой и морозной. Утром (6 мая) снег быстро растаял, солнце пригревает вполне по-весеннему. Перед Заречьем - еще несколько быстрин, затем река успокаивается и входит в заозеренную долину. Ветер попутный, мои матросы поставили паруса из половинок ижевского коврика и взрослые опять отстают.

На самом большом озере Глыби встретили сразу нескольких рыбаков, но клева ни у кого нет - рыбе холодно. Причалив к берегу в километре ниже лесничества, мы попытались найти какой-нибудь камень, чтобы сделать якорь, но не обнаружили ничего, кроме торфа. Пришлось плыть дальше ни с чем.

В переходе от озера ищем место для ночлега. Стоянок хватает, как оборудованных, так и просто лесных полянок. Сразу за большой излучиной на правом берегу виден высокий песчаный косогор, и детям очень хочется туда. Но высаженная на левый берег Лена настаивает, что ее сосновый холм лучше. Здесь действительно красиво и тихо, утром будет солнце, только вещи из байдарок приходится поднимать на трехметровый откос по цепочке. Благодаря относительно теплой погоде и раннему причаливанию Миша поймал еще двух щук, но потом клев прекратился.

Седьмого мая еще чуть-чуть потеплело. Найденный на берегу в 300 метрах ниже лагеря снеговик совсем перекосился, а вот футбольное поле вокруг него наоборот, подсохло и ждет игроков.

У первых домиков поселка Комсомольский высаживаем продотряд и плывем к железнодорожному мосту. На карте ветка Бологое-Осташков показана как двухпутная, но одну колею давно разобрали и только непропорционально широкая насыпь да быки старого моста свидетельствуют о былом величии этой магистрали. По плану, мы должны тут пообедать и изловить пару щук на ужин. Но - о ужас! - все снасти остались в устье Граничной, где мы имели неосторожность пристать!

Прикинув, что подняться 6 км против течения на веслах нереально, командируем Мишу на поиски пешим порядком (по берегу до устья Граничной примерно 3 км), а сами плывем вниз искать место для лагеря.

Как всегда к обеду, небо заволокли облака, и мы торопимся поставить палатки до дождя. Выгрузились на правом берегу, среди густых зарослей брусники, а дров в этом лагере при некоторой экономии хватило бы лет на десять.

Через полчаса вернулся Миша с благополучно найденным набором блесен. Интересно, что из наших постоянных спутников и Рудневы, и Ивановы всегда берут в поход больше снаряжения, чем на мой взгляд, необходимо, но если Рудневы после похода привозят излишки обратно, то Ивановы избавляются от них прямо на маршруте. Но в этот момент до конца похода было еще слишком далеко, и Миша явно погорячился, бросив все снасти разом. Действительно, любой рыбак знает, что гораздо приятнее расставаться с ними постепенно, заодно изучая расположение коряг и водорослей на дне речки.

Оля опять увела детей в лес по ягоды. Прошлогодняя брусника почти такая же вкусная, как свежая, но собирать ее труднее, так как ягоды легко мнутся и давятся. Впрочем, пару кружек они все-таки набрали.

После обеда все дети, даже 8-летняя Аня, решили играть в войну шишками. Сначала они уходили поодиночке в лес и прятали там клады с боеприпасами - шишками. Потом все ребята дружно побежали в лес и начали сражение. Играли каждый сам за себя. Чтобы выбить противника из игры, надо было попасть в него 30 шишками. И так, пока не останется один игрок-победитель. Шишки брали и из кладов, и с земли. Олин клад был спрятан в горизонтальной мышиной норе. Миша свой клад положил под мох, а рядом на виду положил несколько шишек: вот, он мой запас, кто найдет - берите! При этом настоящий клад остался бы нетронутым. В итоге в игре победила Оля, вторым был Миша, затем Аня и последний Олег.

Вечером мы попытались устроить баню. Изначально баня не планировалась, но избыток дров и холодная погода убедили нас попробовать. Увы, из-за недостатка полиэтилена вместо нормальной бани пришлось ограничиться постройкой ветрозащитной стенки. Все же жаркий костер, разведенный у самой реки, немного отгонял снежную крупу, и вскоре все дети были вымыты, а я так даже окунулся в Шлину. Только Ивановы отказались от бани, заявив, что они и так уже купались в этом походе два раза.

Нижняя Шлина. Чего нельзя делать руководителю.

8 мая оказалось едва ли не самым теплым днем за весь поход. Проплыв устье Шлинки (в связи с разливом видно его было плохо), мы миновали военный городок и остановились на перекус в полутора километрах ниже перегороженного шлагбаумом моста с КПП. Около нарисованной на карте огромной правобережной старицы в реку упирается конец взлетной полосы военного аэродрома. В будни здесь можно посмотреть на взлетающие боевые машины с расстояния в несколько десятков метров, а так мы видели самолеты только изредка и издалека.

Днем женщины подняли на своем корабле бунт. Но я об этом долгое время ничего не знал, так как на остановках сказать мне о бунте никто из них не решался. А на переходах наш флагманский Таймень-3 так быстро отрывался от безнадежно отстававшего Салюта-2, что они просто не могли до нас докричаться. Похоже, восьмилетний Олег греб гораздо сильнее, чем его мама... Но во время короткого обеда женское долготерпение наконец иссякло и бунт вышел наружу. Мне как главному вредителю туристов было указано на категорическую недопустимость следующих действий:

а) нельзя выгонять утром детей и особенно их родителей из палатки до того, как послеобеденное солнце заставит их вылезти добровольно;

б) утром нельзя вставать на воду раньше, чем через три часа после завтрака, так как за это время невозможно вымыть посуду, собрать лагерь и упаковать все в байдарки;

в) вечером нельзя приплывать на ночевку позже, чем через два часа после завтрака, а то дети проголодаются до того, как мы успеем сварить обед;

г) нельзя давать грести детям, потому что они брызгают на себя с весел;

д) нельзя морозить детей, не давая им грести;

е) нельзя плыть без остановки больше получаса, а надо почаще останавливаться хотя бы на пять минут;

ж) нельзя уплывать с пятиминутных остановок до того, как взрослые успеют согреться, переодеть детей и просушить у костра все вещи;

...

я) нельзя будить дежурных до окончания приготовления завтрака.

Весь вечер я плыл в глубокой задумчивости.

Если просыпаться после обеда и собираться не торопясь, размышлял я, то выплыть из лагеря можно будет еще до 17.00. Как показывает практика, короткий привал "по-женски" обычно занимает не более 40-50 минут. Плюс минут десять, чтоб выбрать место привала и еще час на посадку в байдарки. Итого, при извест-ном навыке руководства, каждую 30-минутную ходку можно ужать в 2-2.5 часа.

По плану, в день мы должны были плыть три часа чистого ходового времени, или 6 получасовых переходов. Умножив шесть на два, получаем 12-15 часов общего ходового времени в день. Если теперь приплюсовать 3-часовой обед и еще пару часов на всякие незапланированные неприятности вроде переворотов, обносов и походов по магазинам, то выходит, что отчалив в пять вечера, мы сможем приплыть на очередную стоянку около часа дня, то есть в самое жаркое время суток. Летом при таком графике дети смогут вдоволь накупаться и наиграться в песочке. Вот только обедать - досадная неожиданность! - неизбежно придется при луне. Впрочем, разве не я только что уговаривал женщин, что останавливаться на обед надо не позднее двенадцати или на худой конец часа?

Миновав мост шоссе на Борисовский и отплыв от него еще с пару километров, мы остановились на ночевку, опять на левом берегу. От соснового бугра к реке через чуть прикрытую водой луговину перекинуты небольшие мостки. Ночью в отдалении явственно слышен гул шоссе Москва-Петербург, до которого здесь всего три километра.

9 мая график движения составляли женщины. Узнав, что на воде нам предстоит провести три часа, они разбили маршрут на четыре перехода по 30-40 минут, предусмотрев двухчасовой обед, не очень ранний подъем и прочие радости, которых они были лишены все эти дни. По их расчетам, получалось, что сегодня мы будем обедать днем, а не ночью. Мне были выданы единственные в группе часы (Миша брал их в поход, чтобы не опаздывать на рыбалку) и лист с рассчитанным до минуты графиком движения группы.

Утром я впервые в этом походе упаковывал только одну лодку вместо двух. Когда все вещи были уложены и привязаны, мы с детьми сели в байдарку и точно в назначенный момент приготовились к отплытию. Не прошло и получаса, как мамы тоже вышли из леса на берег и гонка началась.

Вскоре часы бесстрастно отсчитали 30 минут, и мы вылезли на берег размяться. Поскольку по женским впечатлениям первый переход продолжался не менее двух суток, после причаливания все по несколько раз подходили ко мне и смотрели на стрелки. Но смухлевать я бы не смог при всем желании, поскольку надел часы едва ли не впервые в жизни и все равно не знал, как с ними обращаться.

Когда запланированный десятиминутный привал плавно перерос в 30-минутный, женщины объявили посадку в байдарки. Еще десять минут ушли на то, чтобы убедиться в правдивости моего хронометража. Так мы выбились из графика второй раз за этот день.

Согласно предварительной договоренности, перерасходованное время мы дол-ж-ны были компенсировать за счет обеда. К моменту причаливания из двух с лишним часов на обед осталось не более 50 минут. Я даже засомневался, стоит ли варить суп, но костер все-таки развел, и через полчаса после приплытия мы уже наворачивали остывающий хавчик из своих персональных мисок. Только Миша немного задержался, пытаясь поймать очередную щуку, но на общем времени привала это не отразилось.

Ценой невероятных усилий менее, чем через час после остановки вымытая посуда и продукты были уложена в лодки, и в 16.10 мы тронулись в путь. Согласно карте, до устья Шлины нам оставалось плыть часа полтора.

Как обычно, более дисциплинированная детская байдарка отчалила первой. Взрослые, напротив, не торопились. Словно издеваясь над нами, они отставали все дальше и дальше. Я с ужасом подумывал о том скандале, который может состояться, если мы не доплывем до водохранилища к 17.30... С учетом двух своевременно захронометрированных мной внеплановых задержек, можно было бы отспорить у них еще минут 15, но к 17.45 мы кровь из носу должны выполнить суточную норму. Иначе - если встать выше водохранилища - завтрашний день, и без того очень тяжелый, станет совсем неподъемным.

По мере приближения к критическому сроку я греб все сильнее и сильнее. Наконец, слева за узкой полоской леса мелькнул плес Вышневолоцкого водохранилища. Река здесь делает огромную двухкилометровую петлю, и если причалить с одной стороны косы, а утром уплыть с противоположной, можно сэкономить минут двадцать гребли.

Прогулявшись по берегу, я нашел место замечательным не только с тактической, но и с эстетической точки зрения. Уютное кострище под небольшой елкой и великолепные полянки вокруг, вода с двух сторон... Оля сразу присмотрела площадку для кострового конкурса. Чуть впереди на косе обнаружилась утиная кладка. Яйца уже остыли - утку явно спугнули не мы - а в паре метров от гнезда валялась еще и половинка разорванного ужа.

Взрослые опаздывали уже на двадцать минут относительно расписания. Я решил ждать их до шести, а затем ставить лагерь. Какой смысл грести дальше, если время клонится к вечеру, и есть риск капитально влететь в населенку?

Ровно в шесть я позвал детей на берег и мы начали разгрузку байдарки.

Не прошло и минуты, как к нам подплыли родители. Вопреки ожиданиям, вместо того, чтобы спросить время, женщины сразу предложили плыть дальше. Видимо, их возмущение от того, что "дети" выбрали место ночевки самостоятельно, оказалось сильнее, чем желание во чтобы то ни стало сократить дневной переход. Но тут уже упе-рся я. Во-первых, мне очень не хотелось вновь грузить только что выброшенное из байдарки имущество обратно в лодку. Во-вторых, завтра нам надо будет проснуться с рассветом, а значит сегодня кончить все лагерные дела до темноты. Если же сейчас загрузиться и поплыть, то встанем мы не раньше семи, а может и позже. То есть ставить палатки и ужинать опять придется наспех и в суете. В-третьих, найденное место нравилось мне чем дальше, тем больше, и со стороны "взрос-лой" байдарки было не очень-то вежливо предавать его анафеме, даже не выбравшись на берег и не глянув вокруг. В конце концов, если в группе два судна, их экипажи должны иметь равные права в выборе места ночлега?

Но очень, очень противная сторона с этим, похоже, не согласилась.

И явно обиделась.

Впервые за весь поход нас не торопило ни ЧП, ни погода. Дети устроили костровой конкурс, который завершился как раз к ужину. Миша поймал очередную щуку и утопил последние блесны. Все шло по плану, и только назойливое солнце, словно перепутав все сроки, никак не хотело уходить с неба. Ни в девять, ни в десять, ни в одиннадцать. Только в первом часу ночи оно, наконец, соизволило закатиться за горизонт. Эту странную пространственно-временную аномалию мы обсуждали весь вечер от ужина до захода солнца.

Впрочем, с точки зрения современной науки, здесь нет ничего необычного. Ведь если в быстро летящем космическом корабле время замедляется, то на неподвижном судне часы, напротив, должны идти быстрее? А мы сегодня пристали раньше обычного, и весь вечер байдарки пролежали на берегу без движения. Получается, было бы странно, если б наши часы не ускорились.

Это красивое объяснение понравилось всем, кроме Миши. Он до сих пор думает, что после оверкиля в часах заржавели и слиплись два витка пружины. Период маятника уменьшился, и часы пошли на треть быстрее обычного. Конечно, если бы Миша лучше знал теорию относительности, он бы не приставал к нам со своими глупыми идеями...

Стоит отметить, что вопреки некоторым описаниям, от станции Шлино и до устья мы не встретили ни одного обноса, а берега можно назвать заселенными лишь с очень большой натяжкой. С воды можно увидеть лишь несколько деревенских домиков в поселке Комсомольский, а также строения санатория и военной части перед Борисовским. Несмотря на выходные дни, рыбаков и отдыхающих на реке почти не было, кроме разве что небольшого участка около Борисовского. Так что и эта часть Шлины вполне пригодна для туристского сплава и отдыха на воде.

Вышневолоцкое водохранилище

Утро 10 мая выдалось солнечным и безветренным. Идеальная погода, чтобы пересекать водохранилище. Первый переход - до поселка Красномайский. Пролеты старого железнодорожного моста забиты плавником, и чтобы расчистить проход, пришлось немного поковыряться в мусоре.

Опасаясь поднимающегося ветра, поплыли вдоль берега. В 2 км от устья Шлины полюбовались на военные локаторы. Огромные механизмы самых разных конструкций вращаются прямо на берегу и чуть в отдалении.

Следующую остановку сделали у дамбы на западной окраине города. Но это еще не Цна, а ее приток. Плотина и водопропускная щель в теле плотины, а также лоток водосброса вполне впечатляют. По словам местных жителей, по этой речушке можно практически без обносов доплыть до Цны.

Дальше женщины и дети пошли пешком, а мы с Мишей погнали к Цне облегченные байдарки. На водохранилище маленький Салют идет немного быстрее Тайменя, разница в скорости на проценты. Впрочем, возможно, Миша просто гребет сильнее, но почему тогда их байда отставала на речке?

Недалеко от Цнинской плотины в воде покачиваются кораблики местного рыболовецкого хозяйства. Жаль, шедшие по берегу дети их не увидели.

На плотине устроили перекус. Миша опять вместо обноса ловил рыбу и опять неудачно. По лотку водосброса вполне можно покататься, в конце есть даже полуметровый сливчик, а большой залив позволяет легко вернуться к началу сплава. Но нам некогда - надо плыть дальше. Уже полпервого, а до обеда мы должны еще пересечь весь город.

Валдайская венеция

По сравнению с предыдущей частью похода, день выдался не просто теплым, а прямо-таки жарким. Едва спустив лодки в Цну, мы сразу встретили целую флотилию "академиков" - курсантов местной школы академической гребли. Движение в реке и каналах настолько интенсивное, что хочется поискать светофор. Что особенно приятно, все встреченные нами суда - безмоторные. Жаль только, многие дома отгорожены от реки заборами, а ведь здесь даже промзоны выглядят, как памятники старины...

А вот и регулировщик. Декоративные статуи торчат прямо из воды, на них сидят голуби и указывают путь к церкви. Жаль, вновь приходится торопиться, и мы вместо экскурсии поворачиваем направо, в Тверецкий канал. А так хочется поплавать по Цне и каналам, высадиться на острове, разглядеть церкви и центр старинного Во-лоч-ка!

Пожалуй, мы изначально ошиблись при планировании маршрута: пройти за день больше 40 километров, с двумя обносами, посмотреть город, да еще и высушить вечером байдарки можно только при идеальной организации перехода, активной гребле и благоприятной погоде. А у нас в каждом экипаже фактически один полноценный гребец! Лучше было бы ночевать не на Шлине, а прямо на водохранилище, на одном из островов: они достаточно уединенны и малопосещаемы, так что соседство с крупным городом не чувствуется. Зато утром у нас было бы лишних два часа для осмотра Вышнего Во-лоч-ка.

Другой вариант - не плыть вечером до Осеченки, а переночевать сразу на выходе из города, - так же оставлял нам достаточно времени для экскурсий и возможность полноценной сушки байдарок на следующий день. Действительно, если уж включать в водный маршрут Вышний Волочок, то надо планировать и полдня для его осмотра. Но мы уже использовали запасной день на Либье...

Наконец, для желающих можно предложить еще один вариант. Если заплыть в Твер-цу и остановиться в верховьях Тверецкого канала (места там достаточно приятные), то на следующий день можно сделать на пустых байдарках кольцевую экскурсию по маршруту: Тверецкий канал - Вышний Волочок - р.Цна - водохранилище и затем по Тверце вернуться обратно.

Кстати, если идти по водохранилищу сразу до Тверцы, можно немного выиграть во времени. Правда, этот путь чуть длиннее. Но если учитывать только стоячую воду, получается километров на пять короче, а на течение Тверца даже летом не жалуется. Кроме того, этот маршрут экономит один обнос.

Течение в Тверецком канале встречное, но оно почти не чувствуется. В отличие от настоящей Венеции, между домами и каналом есть автомобильные дорожки. Почти у каждого дома - лодка. Мост следует за мостом, причал за причалом. Дети маршируют по берегу, но им трудно успеть за байдарками, которые идут по прямому каналу со скоростью 5-6 км/ч.

У выхода из города - плотина, украшеная двумя обелисками с датой постройки: 1796г. Короткий обнос - и мы попадаем в большой и длинный залив р.Тверцы. По мере приближения к реке (от плотины до основного русла 3-4км) ширина и глубина залива явно уменьшаются. Видимо раньше, до строительства гидроузла, здесь был овраг какого-то притока Цны. Своими верховьями он вплотную подобрался к Тверце, и уже грозил перенаправить ее сток в Цну. По-научному это называется "перехват" рек. Прокопав перешеек, люди помогли сбыться коварным планам, а чтобы вода текла все-таки в Волгу, соорудили на канале плотину. Раньше здесь, наверно, был и шлюз для пропуска кораблей с грузом из Тверцы в Цну, но теперь он не сохранился. Интересно, кстати, а где располагались верховья Тверцы до сооружения Вышневолоцкого гидроузла?

р.Тверца

Тверца встретила нас полой водой и еще более быстрым, чем в Шлине, течением. Пойма местами залита, но неясно, как плыть быстрее: по руслу или напрямик через кусты. Предвидя скорое окончание маршрута, взрослые ведут себя вызывающе: обгоняют нашу байдарку, обзывают детей "балластами". В ответ дети дружно поют "Пусть плывут неуклюже".

На прямой нам за "взрослыми", конечно, не угнаться, но по счастью речка все время виляет, и на каждом повороте мы выигрываем метр за метром. Лена попыталась применить недозволенный прием, оттолкнув веслом нашу байдарку. Но в контактной борьбе я пока что дам прочим "родителям" десять очков вперед: сказывается многолетняя стажировка у Шапокляк. Кроме того, все наши матросы уже научились "цеп-ля-ться" веслом за воду, что резко повышает управляемость, а на Ивановской байде и табанить-то толком пока не умеют.

При каждом столкновении мы стараемся выиграть не скорость, а позицию. Главная хитрость в том, чтобы остаться на течении, а противника направить в стоячую воду. После нескольких контактов и такого же количества попаданий в берег противник сменил тактику. Теперь они пытаются обогнать нас, не сближаясь. Но опыт и мастерство капитана позволяют детской лодке удерживать лидерство. Лишь через несколько километров, когда 10-летняя Оля устала, коварный враг сумел на мгновение опередить нас, но почти сразу же, не разобравшись с течением, опять попал в стоячую воду.

Сообразив, что в честной борьбе им с нами не справиться, родители применили еще один недостойный акт. Под предлогом остановиться на перекус они заманили нас к берегу, а когда мы выбрали уютное местечко и причалили, то подло подплыли и облили нас водой из весла, а потом и вовсе столкнули нашу байдарку в реку. Пришлось плыть дальше и останавливаться отдельно. К счастью, в лесу детям удалось набрать шишек, поэтому когда противник опять попробовал пойти на обгон, мы сблизились с ним до расстояния прицельного выстрела и забросали их шишками. Увы, эти ничего не понимающие в тактике военных действий бандиты нагло ловили наши шишки и кидали обратно.

Оказавшись в безвыходном положении, мы решились на крайний шаг. Перед Белым Омутом река залила широкую пойму, и мы сделали вид, что хотели срезать изгиб русла, но чуть-чуть ошиблись и сели на мель. Злорадно хохоча, взрослая байдарка кинулась на обгон по специально оставленному нами широкому и глубокому проливу. На самом деле основное русло здесь с полкилометра идет вдоль луговины, почти не виляя. Поэтому вернувшись на стремнину, мы опять легко обставили конкурентов.

Убедившись, что взять нас голыми руками не удастся, и окончательно выбившись из сил, враги остановились купить молока. Наученные предыдущим горьким опытом, мы вылезли на берег поодаль. Но вскоре эти изверги опять подплыли поближе, и, усыпив нашу бдительность разговорами о перемирии, вновь закидали нас шишками. В ответ наша байдарка применила секретное оружие - собранных во время стоянки маленьких лягушат. Расчет был на то, что эти наводящие на родителей ужас и панику боеприпасы после попадания во вражескую байдарку попрыгают в воду и враг не сможет обернуть наше оружие в обратную сторону. Увы, мороз сделал свое черное дело, в результате полностью сломить сопротивление противника нам не удалось. Вместо полной и безоговорочной капитуляции враг предложил нам выкуп в виде баранок, бутербродов и творога с молоком. Пришлось соглашаться, так как впереди уже маячил бугор, знаменующий место сборки байдарок на станции Осеченка. Впрочем, остановившись рядом с выходящей на берег асфальтированной дорогой, мы явно поторопились. Похоже, пассажирская платформа в действительности расположена не там, где она нарисована на карте, а немного южнее, так что проплыв еще с полкилометра или даже поднявшись по р.Осеченка, мы бы могли сократить пеший переход метров на триста. Впрочем, тогда нам пришлось бы ночевать рядом с поселком. Возможно, еще лучше было бы подняться до полотна железной дороги по ручью Ключи и утром пройти до ст.Терелесовская вдоль железки, либо наоборот, проплыть подальше и уезжать со станции Индустрия.

Если верить книжкам и картам, всего за 10-дневный поход мы прошли 205 км: 14 км по оз.Велье, 21 по Либье, 11 по оз.Шлино; 47 и 64 км по Шлине до и после устья Граничной; 12 по Вышневолоцкому водохранилищу, 4 по Цне, 7 по Тверецкому каналу и 25 по Тверце. За ходовой день (3-3.5 часа чистого ходового времени) мы в среднем проплывали около 25 км. Однако из-за аномально холодной погоды, провоцировавшей поздний подъем и долгие сборы, а также двух оверкилей график движения получился довольно напряженным, что вызвало неудовольствие некоторых участников похода. Кроме того, следовало бы выделить еще как минимум день на чисто рыбацкие надобности и еще один - на осмотр Вышнего Волочка.

Справедливости ради стоит отметить, что для Ивановых это был не только первый "весенний" водный поход, но и вообще первый поход при отрицательной температуре. Возможно, именно поэтому к концу маршрута у них зародилось сомнение, действительно ли я являюсь первой, главной и единственной причиной всех их (и не только их) неприятностей, или же некоторую часть вины следует переложить на погоду. Чтобы окончательно убедиться, что погода здесь все-таки ни причем, они решили провести следственный эксперимент, отправившись с нами летом на Ущу. Результаты этого эксперимента я надеюсь изложить в следующем отчете.





Copyright © Аркадий Копаница 2000-2002 

счетчик посетителей сайта contadores sexcams videochat
Экстремальный портал VVV.RU
Hosted by uCoz