в начало
       статьи
        видео
       ссылки



Клуб "Азимут"

КОЛЬЦОВО-2000, 2001, 2002

Отчет о спелеопоходах в кольцовские каменоломни, Калужская обл., состоявшихся в ноябре 2000, 2001 и 2002г: Пущино - (Серпухов/Алексин) - Ферзиково - Кольцово - пещеры в урочище Любовец, пос. Караваинка и Поливаново - Ферзиково - Алексин - Плеханово - пл.191км (г.Тула) - пл.107км - Липицы - Пущино

Содержание отчета:

1. Характеристика пещер
2. Участники походов
3. Список общественного снаряжения (2000г.)
4. Транспорт
5. Дневник похода - 2000
6. Дневник похода - 2001
7. Дневник похода - 2002
8. По маршруту Осень-Зима (Рассказ о походе в Любовецкие каменоломни 7-9 ноября 2002 г., автор М.Смолов)
9. Финансовый отчет
10. Приложение: Результаты топосъемки (карты пещер)

Автор А.Дещеревский,
e-mail:deshere@uipe-ras.scgis.ru

1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА, ПЕЩЕР

Как известно, с древних времен и почти до наших дней Русь была по преимуществу белокаменной. Берега российских речек буквально изгрызены подземными ходами, лазами и пещерами. Это не оборонительные сооружения: в крутых известняковых обрывах наши предки ломали белый камень. С каждого промысла надо было платить налог, поэтому многие копи велись подпольно, а места добычи хранились в секрете. Это одна из причин, почему полного списка каменоломен нет ни в одном архиве. Сейчас почти все эти катакомбы давно брошены, входы взорваны или осыпались. Лишь немногие подземелья обрели новую жизнь, превратившись в подвалы, склады или места монашеского уединения. От большинства выработок на поверхности сохранились только провальные воронки, осыпи битого щебня, да характерные рвы или уступы, по которым тащили к речке добытый камень.

Калужская область - одна из немногих, где по обрывистым склонам рек до сих пор зияют черные дыры чудом уцелевших входов, за которыми начинаются таинственные средневековые лабиринты. Конечно, эти рукотворные пещеры – свидетели седой старины – не так обширны, как старицкие или веневские каменоломни, насчитывающие многие десятки километров ходов. Зато они менее посещаемы современными туристами. Возможность найти новые, еще пока не изученные и неоткартированные системы – вот одна из причин, почему мы уже третий раз проводим здесь осенние школьные каникулы.

Пещеры в урочище Любовец и пос.Караваинка – самые верхние на участке Оки от Калуги до Серпухова. Река прогрызла в этих краях глубокий, очень живописный каньон. Говорят, примерно двести тысяч лет назад огромный ледник, языки которого приползли к нам из Скандинавии, перегородил древнее русло пра-Оки. В ее долине образовалось гигантское озеро, и как-то летом подпорные воды хлынули на восток, промыв в узком перешейке между Калугой и Алексиным глубокую v-образную долину. Действительно, склоны окского оврага геологически очень молоды, а круто падающие притоки изобилуют обрывами и оползнями (один совсем свежий мы встретили по дороге) и до сих пор не приблизились к своему базису эрозии. Не зря же текущие здесь Скнижка, Вашана и Крушма относятся к числу самых спортивных весенних рек Подмосковья!

Особенность кольцовских пещер – неглубокие, прилегающие к поверхности выработки со многими входами и относительно простой топологией лабиринтов. Вероятно, так же выглядели сперва все разработки, но в других каменоломнях по мере углубления фронта добычи лишние входы бросали или закладывали, оставляя только магистральные тоннели. Здесь же все входы остались как равные. Кроме того, пласт известняка, из которого брали камень, лежит в Кольцово совсем близко к поверхности, поэтому брошенные входы не завалились, не заплыли грунтом. Отдаленность от центров цивилизации сделала здешние пещеры неинтересными для криминальных жильцов, поэтому в период борьбы с бандитизмом эти лазы даже не пытались взрывать.

Еще одна особенность кольцовских пещер – множество огромных, шириной до одного метра, естественных трещин, по которым можно отойти вбок от штрека, подняться высоко вверх или спуститься на этаж вниз. Конечно, в других каменоломнях такие трещины тоже встречаются, но в Кольцово они настолько велики и своеобразны, что запоминаются как одна из самых ярких достопримечательностей.

Лагерь можно поставить как в пещере, так и наверху. Снаружи очень красиво, открывается вид на долину Оки, песчаные пляжи и заречные перелески. Правда, из-за обилия рыбаков и туристов ощущается недостаток дров, а таскать их по скользким и крутым склонам не очень приятно. Лес около пещер лиственный, преобладают осины, березы и ольха.

В осеннюю слякотную погоду приятнее жить внутри, тем более, что подходящий грот есть недалеко от входа, а штреки довольно высокие и очень чистые. Надо отметить, что ни в пещерах, ни около входов совсем нет антропогенного мусора. Если вы когда-нибудь соберетесь в Кольцово, как впрочем и в любое другое место, то пожалуйста, уважайте тех, кто придет вслед за вами: не оставляйте где попало ненужные батарейки, бутылки, бумажки, пакеты и прочие продукты человеческой жизнедеятельности.

2. УЧАСТНИКИ ПОХОДОВ:

Поход 4-8.11.2000

Поход 3-7.11.2001

Поход 6-9.11.2002


1. Бадаев Никита (12): оргстеклорез, завхоз
2. Беломысцев Саша (12/13): оргстеклорез
3. Горячев Петя (11):
оргстеклорез, трансмешив
4. Дещеревская Оля (12):
примусолог, топосъемка
5. Дещеревский Олег (10):
примусолог, трансмешив
6. Дещеревский Леша: рук., примус, топосъемка
7. Наумченко Максим (13):
зав.лагерь, трансмешив
8. Селезнев Илья (10):
оргстеклорез, трансмешив
9. Кузнецов Дима (7):
участник
10. Кузнецова Лена:
батарейки, аптечка
11. Недобой Леша:
замрук., бензин, примус

1. Бадаев Никита (13): примусолог, владелец козы
2. Гирин Саша (11):
завковр-2
3. Горячев Петя (12):
водонос
4. Дещеревская Оля (13):
примусолог, топосъемка
5. Дещеревский Олег (11):
примусолог
6. Дещеревский Леша: рук.,

ремнабор, топосъемка
7. Дручков Андрей (9):
пом.завхоза
8. Наумченко Ксюша (11):
завхоз
9. Наумченко Максим (14):
завспал, завковр-3
10. Селезнев Илья (11):
завснар, завспал
11. Малаховская Яна
(7): геолог
12. Лацис Ваня (12): участник
13. Лацис Миша (8): участник
14. .... Андрей: геолог

1. Алябьева Алиса (12): участник
2. Березняк Андрей: водонос
3. Вечерков Денис (11):
участник
4. Горячев Петя (13):
участник
5. Дещеревская Оля (14):
завхоз, топосъемка
6. Дещеревский Олег (12):
примусолог, топосъемка
7. Дещеревский Леша: рук., ремнабор, примус, завснар
8. Лысоченко Рома (13): участник
9. Смолов Максим (Макс-ик)

: палео-спелео-топо-вод
10. Михалев Сергей (Палыч)

: начальник еды
11. Челушкин Павел (Паша)
: начальник отдела распиловки
12. Колягин Юрий (Юрс)

: фотограф
13. Есипова Татьяна:
моральное обеспечение
14. Дианкина Ольга:
обогрев душ

3. СПИСОК ОБЩЕСТВЕННОГО СНАРЯЖЕНИЯ (2000г.)

Наименование

Дещеревские

Кузнецовы

Остальные

Веревки 5+15м    
Обвязки, карабины 2 компл.    
Каски 3 шт 3 шт 3 шт
Спички, гермоспички 2 2 5
Карбидка+ЗИП   1  
Фонарь налобный 2 2 4
Фонарь ручной 2 1 8
Плекс 0.5кг   1.5кг
Тросик+крючки    
Батарейки 343 (большие)   12  
Батарейки 373 (средние)   24  
Батарейки пальчиковые   12  
Свечи 16    
Лампочки в ассортименте 20 шт    
Спальник 3-местный 3-местный 5-местный (Бадаев)
Коврики ижевские: 2 3 3 (Наумченко)
Полиэтилен 2х2м   2х2м, 3шт.
Котелок  
Емкости д/воды 3х1.5л 4х1.5л
Термос     1л (Наумченко)
КЛМН 3 компл. 3 компл. 5 компл.
Примус+ЗИП Шмель Смерть тур.  
Бензин   4.5л+1.5л  
Карты, описания 1 компл.    
Фотонабор   1 компл.  
Рулетка 20м  
Пикетажки, ручки, каранд. 2 компл.    
Компасы 3 шт 1 шт  
Гитара 1 шт    
Шахматы 1 компл.    
Часы с будильником   1 шт 1 шт (Бадаев)
Аптечка 30% 30%  
Швейнабор 1 компл.    
Ремнабор 1 компл    

4. ТРАНСПОРТ

Добраться из Пущино в Кольцово не сложно, а очень сложно. Вариантов проезда много, но в любом случае на дорогу уйдет полный день, вдобавок путешественникам придется расстаться с кругленькой суммой. Несмотря на зимнюю 50%-ную льготу для школьников на междугородних автобусах, в обоих походах транспортные расходы почти сравнялись со стоимостью походной – пятидневной – раскладки...

Ключевой пункт на пути в Кольцово – станция Ферзиково линии Калуга-Алексин. Но если ехать на электричках, то из-за двух пересадок в Туле и Алексине невозможно успеть на автобус Ферзиково-Кольцово. Поэтому при заброске приходится пользоваться автобусом.

Первый раз мы поехали в Ферзиково через Серпухов. Пару часов провели на серпуховском вокзале, ожидая автобус на Калугу. Приезжать к отправлению было рискованно, так как уже в восемь (почти сразу после нашего приезда) билеты кончились, и остальные пассажиры до самого прибытия автобуса беспокоились, посадят ли их без билета, или нет. К счастью, вместо обычного ПАЗика подали "Мерседес", и все влезли. Как нам сказал водитель, их только что сняли с рейса Пущино-Москва, и если бы не кондуктор, он вряд ли нашел бы дорогу в Калугу. Видимо, в диспетчерской оперативно отреагировали на обилие пассажиров и "сманеврировали" подвижным составом. Нам это оказалось на руку: Мерседес едет быстрее ПАЗика, и мы получили несколько лишних минут для пересадки в Ферзиково.

Серпуховский автобус в Ферзиково не заходит, поэтому четыре километра от трассы до Ферзиково мы шли пешком. Шли быстро, почти бежали, и благодаря этому успели на обеденный рейс Ферзиково-Кольцово. В 2000г. он отправлялся не от автостанции, а от универмага и представлял собой раздолбанную будку, установленную на шасси от какого-то старого грузовика. Леша Недобой, посланный вперед, чтобы задержать автобус до прибытия основных сил, чуть не упустил это самодвижущееся чудо, поскольку не мог себе представить, на чем здесь возят пассажиров. Хорошо, что я почти не отстал от Леши!

В сумме дорога заняла примерно девять часов. Выехав из дома в 6.35, мы были в Кольцово в 12.30, около пещеры – в начале третьего.

В 2001г. мы решили забрасываться через Алексин. Из Пущино выехали в 11.27, и к двенадцати были в Липицах. Как я раньше не догадался, что единственный путь из Алексина в Москву проходит через липицкий мост! А с октября 2001г. здесь ходит еще и вновь назначенный рейс Серпухов – Алексин, на котором мы и уехали примерно в 12.45. Оба упомянутых рейса выполняются алексинской автоколонной, поэтому билет стоит всего двадцать рублей, а с первого ноября для школьников действует еще и 50%-ная льгота.

В серпухов-алексинском ПАЗике пассажиров было немного, зато в Алексине в другой такой же ПАЗик, идущий от автовокзала в центр города (где находится и железнодорожная станция) набилось человек семьдесят. К счастью, я влез внутрь одним из первых и занял четыре места, где все мы и разместились, причем вместе с рюкзаками. Интересно, что школьники в Алексине ездят на льготных городских автобусах (именно такой нам и попался) бесплатно, и деньги с нас взяли только за багаж. От Сузгорода до вокзала мы прошли пешком (идти примерно пол-километра) и без проблем сели на калужский дизель. В отличие от прошлого года, в Ферзиково мы оказались в начале пятого, поэтому в Кольцово ехали не на дневном, а на вечернем рейсе. Теперь он ходит от автовокзала (у ж/д станции есть остановка) и выполняется не "будкой", а обычным пассажирским ПАЗиком, только довольно старым. В пятом часу вечера мы уже загружались в пещеру, то есть по сравнению с прошлым годом время, проведенное в дороге, сократилось с восьми часов до шести.

Заброска 2002г. почти точно повторила прошлогоднюю, с единственной разницей, что от автовокзала до станции Алексин мы проехали на "арендованной" газельке: за сорок рублей сидевший за рулем Олег через весь город привез нас прямо к платформе.

Обратно мы все три раза ехали на электричках. В 2000г. мы пришли в Кольцово в начале двенадцатого – почти за час до автобуса, и после перекуса решили немного пройтись, чтобы согреться. Почти сразу нас подобрал новый грузопассажирский ГАЗ: кузов у него, как у грузовика, а в кабине за спиной у водителя еще одно широкое сиденье, как в легковушке. Рюкзаки мы покидали в кузов, а сами ввосьмером забились в кабину. Деньги за проезд водитель не взял, только пожелал счастливого пути, и в благодарность за это Никита, вылезая из кузова, отломил у новенького автомобиля плохо приваренный бампер. Пока мы сообразили, что к чему, машина уехала. Пришлось воткнуть бампер в кучу песка у дороги, в надежде, что водитель заметит и подберет его на обратном пути.

Электричку мы ждали на вокзале, где обзавелись билетами на "кукушку", а в оставшееся время ели мороженое и заглянули в местную церковь. По пути в церковь Никита продолжал сеять разрушения: на этот раз он умудрился "случайно" сломать водонапорную колонку. К счастью для нас, этого опять никто не заметил.

Пока мы ждали следующую "кукушку" в Алексине, Никита не на шутку разбушевался, с размаху сел на скамейку и проломил ее собственным задом. Мне даже стало интересно, что еще он сегодня сломает. Но сразу после инцидента со скамейкой диспетчер подал на посадку наш поезд, и разгром станции пришлось отложить до лучших времен.

В Туле вокзалы московской и калужской веток расположены далеко друг от друга, и добираться с одного вокзала на другой неудобно. Поэтому мы вышли в Плеханово, недалеко от пересечения железнодорожных линий, и пешком прогулялись до пл.191 км. Идти надо вдоль путей, потом чуть-чуть подняться наверх, всего чуть больше километра. Чтобы не мерзнуть на темной и продуваемой платформе, решили на попутной электричке доехать до Тарусской, и уже там пересесть на нашу серпуховскую электричку (она идет на час позже). К несчастью, Максим забыл на скамейке связку ижевских ковриков; когда мы спохватились, выходить из электрички и возвращаться было уже поздно.

Тарусская – довольно крупная станция, с большим теплым вокзалом, странно только, что в восьмом часу вечера все магазины оказались закрыты и чтобы раздобыть бутылку питьевой воды, мне пришлось набегать по темным улочкам почти километр.

Вечерняя тульская электричка приходит в Серпухов за час до автобуса, поэтому мы решили последний раз сэкономить и сесть на него в Липицах. От пл.107 км до остановки четыре километра хорошей дороги. По правде говоря, этот часовой переход, во время которого мы доели последнюю шоколадку, кое-кому показался излишне напряженным, но если ходишь в походы, надо быть готовым и к более серьезным нагрузкам. Главное – никто не капризничал, не ныл, не жаловался, а значит, можно быть уверенным, что в следующем походе лишние несколько километров пути не станут для нас непреодолимым препятствием.

Стартовав от пещер в пол-одиннадцатого утра, домой мы вернулись только в одиннадцатом часу ночи. По пути нам пришлось сменить два автобуса и четыре электрички. Впрочем, все расписания состыкованы довольно удачно, да и вообще – для настоящих туристов это не трудности, так что если бы не забытые коврики, заключительную часть маршрута 2000г. можно было признать вполне удачной.

В 2001г. в день отъезда дежурные немного проспали, поэтому из пещеры мы вышли с опозданием и едва успели к автобусу. Вокзал в Ферзиково не работал, поэтому поезд пришлось ждать на улице, где мы по старой традиции перекусывали, ели мороженое и играли в конско-слоновий футбол.

В калужско-алексинском дизеле мы поели, пригрелись и после бурной дискуссии решили возвращаться из Алексина прошлогодним маршрутом, то есть электричками через Тулу (как вариант, могли бы успеть на автобус Алексин-Серпухов отправлением в 15.40). Электричка, отправляющаяся из Тулы в 17.50, теперь ходит не до Тарусской, а до Серпухова, поэтому на пл.107км мы были на час раньше, чем в прошлом году, и шли в Липицы не спеша, с частыми остановками и привалами. На одной из остановок я отошел в сторонку и попытался, пользуясь темнотой, незаметно подкрасться к лагерю, но Петя Горячев проявил бдительность и мои коварные планы были раскрыты.

В 2002г. обратную дорогу осложнил внезапно выпавший снег. Накануне из-за гололеда в Ферзиково отменили все автобусные рейсы, но наш автобус все-таки приехал. Дальше мы добирались обычным маршрутом, но вместо пешего перехода до Липиц поехали через Серпухов. Конечно, это дороже и не так весело, зато нам не пришлось идти по глубокому снегу в мокрых кроссовках и рваных ботинках.

Автобусы:

СЕРПУХОВ-КАЛУГА (в пути 3ч, билет 59р, до Ферзиково 40р): 9.45, обратно 13.50

СЕРПУХОВ-ТАРУСА (в пути 1ч, билет 15р, 2000г.).

Из Тарусы: 5.20л, 6.20л, 7.30, 8.30, 9.30л, 10.40, 11.40, 12.55л, 14.00л, 15.15, 16.10л, 16.55, 18.25.

Из Серпухова: 7.00, 7.45 и т.д. до 20.25, интервал 1ч.

ТАРУСА-КАЛУГА. (билет 25р, 2000г.) 5.50, 8.20, 13.15, 16.50

ФЕРЗИКОВО-КОЛЬЦОВО-ФЕРЗИКОВО. В пути 20+20мин, билет 6р. Отпр. 7.30, 11.30, 16.30.

ФЕРЗИКОВО-КАЛУГА. (2002г.) Из Ферзиково: 6.15, 7.50, 8.45, 10.20, 11.20, 13.20, 15.00, 16.00, 17.20.

Из Калуги: 8.00, 9.36, 11.06, 12.05, 13.32, 15.12, 16.47, 17.30, 18.30.

Электрички:

КАЛУГА-ФЕРЗИКОВО-АЛЕКСИН: 7.45-8.53-(9.55вых); 12.55-14.05-14.56; 17.55-19.03Ферзиково, 22.05-23.15-0.06

АЛЕКСИН-ФЕРЗИКОВО-КАЛУГА: 5.29-6.20-7.30; (9.10Ферзиково-10.30раб); (11.05-11.59-13.13вых); 15.22-16.16-17.25; 19.30Ферзиково-20.40

АЛЕКСИН – ТУЛА iii (дальше на Узловую): 5.10;15.20.

Прибытие в АЛЕКСИН из ТУЛЫ iii: 9.38; 19.12р, 21.38вых

5. ДНЕВНИК, 2000г

Суббота, 4 ноября.

Первый привал мы устроили сразу за поселком Кольцово. Короткий перекус, отдых, и – вперед, напрямик по сжатому полю. Через ручей Любовец перешли в полкилометре от Оки, едва не увязнув в свежем, только-только сошедшем оползне. Сухая, не по-осеннему теплая погода благоприятствует движению. Вот и пещеры. Бросив рюкзаки, вынимаем каски, готовим свет и подземную одежду. Какой вход ведет к "жилому" гроту? Месяц назад я уже был в Кольцово. В тот раз мы ездили вдвоем с Ломасовым Романом, – байкером, водником, программистом и инструктором турклуба г.Серпухов, и очень спешили. За двенадцать часов светлого времени мы преодолели на велосипедах двести с лишним километров от Серпухова до Кольцово и обратно, нашли пещеры и приглядели удобные входы. Но обследовать подземелья не удалось: это будет главной задачей нашей теперешней экспедиции.

Пригодный для стоянки грот обнаружился в ста метрах от входа. Коридор широкий и высокий, очень удобный. Через полтора часа по прибытии мы забросились внутрь, к шести сделали ужин, в восемь – отбой.

Воскресенье, 5 ноября.

Утром встали в восемь (о, поспали!) В девять тридцать позавтракали, потихоньку выползаем на съемку. Где-то здесь расположено целых четыре системы – Колонный зал, Центральная, Треугольник и Змеиный лаз, из которых мы надеемся отснять первые три.

Оперативная группа – все Дещеревские, Максим и Илья – начинает поверхностную съемку. От центрального выхода мы идем влево к концу полки, измеряя расстояние и азимут от одного пикета к другому, последовательно обходя все зияющие в скале отверстия. Последний вход расположен уже за мысом, со стороны ручья Любовец. Эта система называется Колонный зал. Второй выход из Колонного зала смотрит на юг, в долину Оки. Рядом с южным выходом есть огромная вертикальная щель, настоящий колодец, по нему можно подняться на пять метров вверх и вылезти наружу на самую бровку обрыва. Правда, лазать надо аккуратно: много живых камней. Поэтому мы здесь не задерживаемся, идем дальше.

Пока мы возились с Колонным залом, подтягиваются остальные участники. Центральную будем снимать параллельно двумя группами. Я, Олег, Илья и Максим начинаем от восточного входа. Кузнецовы, Оля, Никита и Петя снимают центральный проход.

Западный штрек Центральной (вход Медвежий) находится в отдалении от основного лабиринта, совсем рядом со входом в пещеру Треугольник. В нескольких местах штрек пересекают огромные вертикальные щели. Что это - тектоника, карст или просто трещины отрыва? Может быть, на этот вопрос сумеют ответить геологи, когда увидят построенную нами карту...

Пока мы снимаем трещины, вторая группа связывает две части пещеры через узкий и сырой шкурник – лаз Всеобщего удовольствия. Пожалуй, это единственное неприятное место во всей каменоломне. Закончив съемку, Олег и Оля пытаются пройти по трещине дальше на запад, но там сложная вертикальная щель. Что ж, оставим ее на потом, быть может, здесь найдется тайный проход в систему Треугольник?

Вечером, как всегда, ужинаем и ложимся спать. По случаю дня рождения Саша прихватил в поход внераскладочный тортик. Все довольны, поздравляют именинников (их у нас сразу двое), и только плановые раскладочные продукты скромно остаются лежать в углу. Не пришлось бы нам послезавтра тащить их обратно...

Отбой в девять. Только пятиместный спальник все возится и никак не утихомирится. Похоже, самым бессонным завтра светит внеочередное дежурство...

Понедельник, 6 ноября.

Сегодня идем в Караваинку. На улице – обложной дождь, наконец-то началась осень... Дежурные встали в 6.30, нас подняли в полвосьмого, а в 9.30 мы уже завернулись в полиэтилен и двинулись на разведку. Помимо пещерного снаряжения, с собой мы несем бутылку для бензина: вчера у нас взорвался примус (сработал предохранительный клапан) и пол-литра бензина выгорело зря, так что остатка может не хватить на следующие две ночевки.

Через час двадцать мы в Караваинке. В середине пути устроили двадцатиминутный привал, спрятавшись от дождя в какой-то трубе. Про пещеры местные жители рассказывают охотно, но продать пол-литра бензина не соглашаются ни в какую. Что ж, на крайний случай сготовим еду на костре, хотя в дождь это не очень приятно....

Караваинские пещеры мы нашли без труда. От села к Оке по правому борту оврага идет хорошая полевая тропа. В самом начале крутого спуска тропа пересекает известняковые выходы; под ними (правее тропы) есть полка, на которую открываются входы.

Первые два входа засыпаны, а чуть дальше есть лаз в систему, которую мы назвали Караваинка-восточная. Через несколько десятков метров полочка обрывается, но потом есть новое продолжение и еще пара входов. Под землей они соединяются, образуя систему Караваинка-западная.

Оля, Олег и Петя отправляются на съемку восточной, ближайшей к тропинке дырки, а мы всей толпой идем снимать западную. Видно, что пещеры здесь были не очень большие; разработки вряд ли уходили от берега глубже, чем на 20-30м. Сохранились они не очень хорошо. Местами проходы осели, кое-где я даже выкладываю бутовку. В целом, здесь уже, грязнее и обвальнее, чем в "наших" пещерах. Из интересного надо отметить большую вертикальную трещину (подобную той, какую мы видели в Центральной), и зал с карстовыми натеками в конце одного из ходов.

Несмотря на все трудности, через два часа съемка окончена. Оля с мальчишками отсняли около 40 метров ходов, наш результат – 150 метров. Выбравшись наверх, замыкаем цикл по поверхности, соединяя входы, и возвращаемся к самому крупному и удобному штреку, чтобы съесть перекус. Оля копирует пикетажку (и где только она ее так измазала!) на чистые листы бумаги, я ей помогаю.

В три часа отправляемся обратно. Кузнецовы, Олег, Максим, Никита и Саша пойдут в лагерь поверху и еще раз попробуют купить бензин. Я, Оля и Петя двинемся вдоль Оки и постараемся отыскать другие, пока неизвестные разработки. По рассказам караваинских старожилов, отсюда вниз по Оке тянется сплошная цепь каменоломен, а вот выше пещер нет.

Действительно, пласт известняка, в котором заложены караваинские и любовецкие пещеры, тянется вдоль берега почти непрерывно. Явные следы разработок обнаруживаются чуть ниже Тимофеевки (500м от деревни). Вдоль края обрыва – следы площадок, засыпанные входы, сверху – воронки и провалы, по склону рассыпан бутовый камень.

Вдоль берега попадаются многочисленные выходы известняка. Ближе к Оке скалы заглажены водой и льдом. Однако явных следов добычи больше не видно. Впрочем, смотрели мы не очень подробно: небо попрежнему хмурится, приходится торопиться ввиду приближающихся сумерек. Весь путь от Караваинки до Любовца вместе с разведкой занял 1.5 часа. Стоит отметить, что вдоль берега идет очень приятная "велодорожка" – прекрасное место для велопохода.

Купить бензин так и не удалось, поэтому вечером делаем большой костер, на котором не только варим, но и сушимся, греемся и устраиваем песенный вечер. Особый фурор произвела лешина песня про Белого Спелеолога; на этом фоне не смотрятся даже Высоцкий и другие "культовые" авторы... По случаю прекратившегося дождя и приятного времяпрепровождения отбой откладывается до 22.00, а ведь дежурным завтра придется вставать в четыре утра, чтобы уезжающие домой Кузнецовы не опоздали на первый автобус. Ну ничего, завтра вечером отоспимся...

Вторник, 7 ноября.

Как и планировалось, завтрак дежурные сделали в пять, а в шесть утра Леша, Лена и Дима уже собрались и двинулись домой. В Москву из Кольцово добраться проще, чем в Пущино, только ехать надо через Калугу.

Вместе с Кузнецовыми в поселок идут Олег и Никита. Они должны добыть пол-литра бензина, чтобы его больше не надо было экономить.

Наша задача на сегодня – отснять Треугольник и попробовать докричаться друг другу через щель, якобы ведущую из одной пещеры в другую. С первой задачей мы справились, а вот разведка щели окончилась неудачей. Что ж, по возвращении домой, когда мы обработаем результаты топосъемки и составим точные карты, станет понятно, правильную ли щель мы выбрали для соединения, и насколько велик перешеек, разъединяющий Треугольник и Центральную.

Вечером мы опять жгли костер, но еду варили внутри на примусе. Вместо пол-литра бензина ребята принесли полтора, и теперь непонятно, куда девать такое количество. Видимо, завтра устроим зрелище – кинем бутылку с остатками бензина в костер, когда будем жечь мусор...

6. ДНЕВНИК, 2001г

Суббота, 3 ноября.

Несмотря на поздний приезд, к пещере мы подошли засветло. После дождей дороги раскисли, поэтому шли не напрямик через поле, а по дороге мимо Воронино и дальше вдоль Оки. В Хате хана встретили калужан, совершающих пешеходный поход 1 к/с вдоль Оки. Ставим лагерь в соседнем штреке – здесь не так удобно, но места достаточно. Отбой в десять, и как всегда, кое-кто никак не может утихомириться, хотя рядом товарищи буквально падают от усталости. Опять придется раздавать замечания и внеочередные дежурства... А я-то надеялся, что за прошедший год азимутяне поумнели и можно будет обойтись без этого "детского сада"...

Воскресенье, 4 ноября.

После вчерашнего позднего отбоя спим до восьми. В одиннадцатом часу двумя группами выползли на съемку. В этот раз наша задача – проверить и уточнить составленную в прошлом походе карту пещеры, отметить положение коренных и искусственных стенок, зарисовать карстовые щели.

До обеда работаем в Центральной, вечером пойдем в Треугольник. Ага, вот кто-то прокопал новый ход и соединил две эти пещеры! И еще одна новость: акустически соединяются между собой не Треугольник и Центральная, как нам говорил Ю.Долотов, а две трещины в Треугольнике. Теперь понятно, почему в прошлый раз мы не смогли докричаться друг до друга. На самом деле соединение надо искать в "Американских горках" – это одна из самых больших трещин в пещере.

Вечером приехали Яна с детьми и Андрей. Они поставили лагерь в освободившемся главном гроте пещеры, так называемой Хате Хана. Чтобы не мучиться в узком Ленкоступе, в гости друг к другу мы будем ходить через улицу.

Понедельник, 5 ноября.

Сегодня у нас запланирована разведка вниз по Оке. По словам М.Сохина, там примерно в пяти километрах от нас есть еще какие-то дырки.

Примусологи проспали, выход задерживается почти на два часа. Жаль, если из-за этого сорвется разведка...

Интересные и потенциально пригодные для подземных разработок места начинаются ниже кольцовского ручья. Мы не задерживаясь идем вперед, к карьеру. Эти склоны, если останется время, мы осмотрим на обратном пути.

За пристанью поля выклиниваются, к берегу подходит лиственный лес с вкраплениями еловых посадок. Отсюда и почти до карьера по берегу Оки идет проселочная дорога. Через каждые сто метров – капитальные рыбацкие стоянки. Скамейки, столики, навесы, есть даже какое-то подобие сарая...

Вот и поливановский ручей. На его правом берегу – огромные отвалы старого заброшенного карьера. По словам местных жителей, после войны здесь лет двадцать добывали щебень, а потом центр добычи переместился куда-то в Бронцы. На склонах есть выходы известняка, но мощность пластов невелика. Вряд ли здесь могут быть серьезные подземелья.

Левый берег ручья мы оставляем на следующий раз, а пока тщательно изучаем стенку карьера между Окой и ведущей в карьер дорогой. Нет, никаких признаков древних разработок незаметно. Если они и были, все съедены карьером.

После перекуса разведка продолжается по склону Оки. Вшестером мы движемся вдоль реки на разных уровнях, осматривая все подозрительные углубления. В верхней части склона хорошо выражена обширная полка. Возможно, в древности здесь добывали камень, но работа шла открытым способом.

Тут и там на поверхность выходят пласты известняка, есть что-то похожее на точильные рвы, но явных следов пещер, не говоря уж об открытых входах, не видно. Лишь в пятистах метрах от ручья, наконец, обнаруживаем искомое. На протяжении ста метров верхняя полка сплошь испещрена воронками и понорами – следами обвалов сводов древних выработок. В нескольких метрах ниже бровки склона, под скальными стенками видны явные следы входов. Всего их не меньше пяти, но пролезть без раскопок можно только в два или три.

Увы, рекогносцировка почти сразу показала, что ничего сравнимого с любовецкими пещерами здесь нет. Фронт разработок находится гораздо ближе к поверхности, а состояние сводов гораздо хуже. Каменных забутовок нет совсем. Похоже, потолок держался только на деревянных сваях. Когда они сгнили, потолочные плиты осели и образовали низкий обвальный лабиринт.

Отсняв наиболее хорошо сохранившиеся ходы, мы вылезаем из пещеры и идем дальше. В ближайших окрестностях пещер больше нет. Все, что нам удается – пройти еще пару сотен метров до поворота Оки. Здесь склон выполаживается и отходит дальше от реки. По плану, мы должны были бы еще прочесать окрестности кольцовской церкви и овраг текущего мимо нее ручья, но продолжать разведку некогда – уже темнеет. Приходится возвращаться – завтрашний день обещает быть не менее сложным и интересным.

Вторник, 6 ноября.

Главное мероприятие сегодняшнего дня – подземное ориентирование. Зря, что ли, мы составляли в прошлом году подробную схему пещеры?

Сначала – так называемая тренировка. В пещеру идут команды из двух-трех человек. В условиях, приближенных к "боевым", участники проверяют свою способность самостоятельно ориентироваться под землей, отыскивать нужные проходы, выясняют, как быстрее перебраться из одной части пещеры в другую.

После небольшого перерыва я ставлю пикеты. Как и в Силикатах, на каждом контрольном пункте будет зажженная свеча и листок для записи участников. Всего у нас будет четыре пикета. На их поиски дается двадцать минут.

Первым на старт вышел Олег. Увы, вместо двадцати минут он ходил всего пять и нашел только один пикет. Выходя на дистанцию, Олег не взял с собой карандаш. Если бы он не сошел с дистанции, у него были бы неплохие шансы на победу. Тем более, что записываться на пикете можно не только карандашом или ручкой, но и кусочком уголька, который легко получить из обугленной спички.

Всего в соревнованиях приняло участие десять ориентировщиков. Даже новички взяли по два-три пикета. А пятеро победителей – Оля, Илья, Никита, Максим и Ксюша – сумели за двадцать минут взять все поставленные пикеты, и только лучшее отношение время/возраст позволило расставить призеров в правильном порядке.

Вечером мы попытались залезть в неисследованный в прошлую поездку Змеиный Лаз. Дети просочились внутрь без проблем, а вот у меня все время застревали слишком толстые швы на одежде. Раздеться до минимума я поленился, и вместо этого попытался отколоть часть камня, мешающегося на входе. Но все, чего я добился – в пещеру проникла Яна, а у меня так и не получилось преодолеть узкий привходовой шкурник.

7. ДНЕВНИК, 2002г

Среда, 6 ноября.

Как и в прошлый раз, к пещере мы пришли в сумерках. Все гроты были свободны, и мы без проблем забазировались в Хату хана. Ужин сварили на удивление организованно и быстро. Больше половины участников уже здесь бывали, поэтому каждый "знал свой маневр". Но главное, у нас не возникло никаких проблем с примусом. В прошлом году мы брали в пещеру мой старый примус, и почти каждое приготовление пищи начиналось с его ремонта, а заканчивалось тогда, когда это было удобно примусу, а не повару. На этот раз мы взяли в поход новенький Шмель-4 Вечеркова Дениса. Впрочем, в адрес этого агрегата тоже надо сказать пару ласковых комплиментов. Заводчане-бракоделы так криво прикрутили горелку, что предохранительный клапан оказался нацелен точно на ручку регулировки мощности. Если бы мы перегрели примус, и стравливаемые клапаном пары бензина воспламенились, то погасить этот огнемет, не рискуя получить серьезные ожоги, было бы очень сложно. Поэтому нам приходилось все время готовить на пониженной мощности.

Впрочем, дежурные от этого только выигрывали, так как у них появилось дополнительное время для выполнения своих обязанностей. Дело в том, что разведение примуса – это довольно долгая процедура. Поэтому мы старались приготовить кашу, чай и техническую воду так, чтобы не выключать примус, но и не расходовать горючее понапрасну. Для непосвященного таинство приготовления пищи для большой группы на одном примусе может показаться священнодействием или шаманством, но как показывает опыт, ничего сверхъестественного здесь нет. Надо только соблюдать выработанную многими поколениями туристов оптимальную технологию, и не "тормозить" в критические моменты...

Поскольку многим участникам освоение этой техники давалось с трудом, расскажу обо всем подробнее. Пока примусолог раскочегаривает водонагревательную гуделку, дежурные выкладывают на стол полученные у завхоза продукты, заливают в котелки воду. Пока закипает и варится каша, надо открыть консервы, приготовить бутерброды, нарезать лук и чеснок, разложить по заранее расставленным мискам изюм и масло, разделить на порции шоколад, конфеты и другие предназначенные для раздачи продукты. Как только готовую кашу снимают с огня, на примус сразу ставится чай. К моменту закипания чая надо успеть не только разложить кашу, но и ополоснуть котелок, чтобы сразу же поставить на примус техническую воду. Если не терять время попусту, то на приготовление завтрака уходит не больше часа, а еще через полчаса сытые и довольные дежурные уже могут передавать следующей смене вымытую посуду и прочие переходящие причиндалы.

Четверг, 7 ноября.

Как всегда, в первый день похода отбой был трудным. Но самое страшное началось в четвертом часу утра. Загнанный в спальники народ с трудом вытерпел пять часов тишины, но затем возня возобновилась с такой энергией, что мне пришлось объявить подъем. Невовремя активизировавшиеся Петя и Рома грозили если уж не перебудить всех, то как минимум, полностью разрушить пещеру.

К шести утра мы, позавтракав, отправились на топосъемку. К обеду последние исправления были нанесены на карту, и я переключился на подготовку главного события дня – подземного ориентирования.

К моему удивлению, почти все участники хорошо справились с конкурсом топосъемки и легко отыскали все семь хитроумно запрятанных контрольных пикетов. Первое место занял Олег, вполне реабилитировавший себя за прошлогоднюю неудачу. Вслед за ним в турнирной таблице расположились Алиса, Оля и Рома. Рискнувшие посоревноваться с молодежью Андрей и Сергей значительно отстали от победителей и поделили пятое-восьмое места с Денисом и Петей.

Пятница, 8 ноября.

Во время прошлогодней экспедиции мы не исследовали левый склон поливановского оврага и берег Оки ниже карьера. Увы, разведка не принесла неожиданных открытий. Ниже карьера берег Оки изобилует следами каменоломного промысла, однако открытых пещер мы не встретили, если не считать пары звериных нор в одном из оврагов. Попытка сходить еще ниже, к следующему большому (действующему) карьеру в устье р.Комола также окончилась неудачей: сильный дождь вынудил нас повернуть обратно, когда мы были почти у цели. Единственный позитивный результат этого выхода - обнаруженные плантации диких яблонь, плоды которых, несмотря на мороз, оказались весьма хороши на вкус.

На обратном пути я предложил запалить костер, чтобы перекусить и погреться. Прежде, чем согласиться, Андрей долго выяснял, есть ли у меня оргстекло, и можно ли без него развести огонь в такую погоду. Наивный человек! Разумеется, костер легко разгорится и без оргстекла, если полить дрова напалмом, резиновым клеем, или просто поставить среди хвороста свечку. Впрочем, несмотря на непрекращающийся дождь со снегом, применить все эти радости нам не удалось. Во-первых, потому, что у нас их все равно не было, а во-вторых, потому, что костер и так легко разгорелся с одной спички.

Пока мы грелись и сушились под большой елкой, дождь почти прекратился. Промерзшая за неделю почва не принимала влагу, и на поверхности образовалась коварная ледяная корка. По пути в лагерь мы здорово страдали от отсутствия кошек. Благо, что дорога, по которой мы шли, была пустой – мало кто из водителей рискнул отправиться в путь по такому гололеду. Впрочем, один доверху груженый "Москвич" нас все-таки обогнал. А вот другие два автомобиля, попытавшие счастья на скользкой дорожке, мы встретили на следующий день, когда проезжали на автобусе мимо места аварии.

Суббота, 9 ноября.

Пришло время отъезда. Жаль расставаться с таким приятным местом, тем более что у нас пока еще есть и бензин, и продукты. Но у многих дома остались без присмотра родители, и ребята волнуются, не случилось ли чего-нибудь с ними.

До свидания, окский каньон, любовецкий овраг, кольцовские пещеры! Мы уезжаем, но мы обязательно вернемся, чтобы еще раз пройти по разведанным нами лабиринтам, проверить нарисованные нами точные карты и устроить новую разведку – отсюда и вниз, до Алексина, Тарусы и Серпухова...

8. ПОХОД ПО МАРШРУТУ "ОСЕНЬ-ЗИМА" (Записки М.Смолова)

Несмотря на холодную погоду, раннюю электричку и плохое настроение, Палычу с Юрсом все же удалось заставить меня вылезти из-под греющего одеяла и направить свои мысли и ноги в Калужскую область. Руководствуясь майским опытом, на электричку мы прибыли за пол-часа до ее отправления и успели занять необходимое количество мест, которое уже почти иссякло к этому моменту. Три с половиной утомительных часа до Калуги мы провели в состоянии то ли сна, то ли вечного покоя. Когда же впереди показалось здание калужского вокзала, мы сразу же ломанулись к стоящей на соседнем пути "кукушке" в четыре вагона с дизелем. Поезд отправлялся в 12.55, и у нас было достаточно времени на пересадку, покупку билетов (которые, кстати, продают и в самом поезде) и прочие дела. В отличие от весенних праздников, когда ожившие после зимней спячки огородники устремляются на свои угодья, в День Согласия и Примирения пассажирский контингент составляли немногочисленные бабуси да алкоголики, свободно путешествующие по родному краю. Однако на станции Желябужская подвалило!

Надежды купить хлеб в Ферзиково потерпели полный крах: хлеб раскупили еще утром, а к двум часам дня большинство местных магазинов почему-то уже собиралось закрываться. Раздобыв в одном из ларьков пакет сухарей, отправляемся навстречу неизвестности. Поскольку до автобуса на Кольцово осталось около двух с половиной часов, мы решили попытать счастья в автостопе. Не встретив за сорок минут ни одной единицы транспорта, останавливаемся в овраге возле д. Николаевки. Промозглый встречный ветер настойчиво нагоняет мысли о костре, и я отправляюсь в ближайшие кусты в поисках хоть каких-нибудь дров. Через минуту краем уха улавливаю оживление у наших рюкзаков. Выползаю наверх и что же: Палыч застопил комфортабельные "Жигули", и наша группа занимается заполнением их объема. Забив рюкзаками багажник, помещаем Юрса, Пашу и девушек с кучей вещей назад. Я и танечкин рюкзак заняли сиденье возле водителя, а Палыч изъявил желание прогуляться до Кольцово пешком. Немного поразмыслив, на переднее сиденье пускаем Палыча, а я сдвигаюсь в середину автомобиля.

Мужик оказался воистину крутым водилой: семь человек плюс их вещи в одной легковушке не разместил бы ни один трезвый водитель. Хорошо хоть ехал он не спеша! Правда, ему постоянно не давали покоя две проблемы: где нас высаживать, и зачем мы лезем в пещеры, и если на первый вопрос я знал хотя бы приблизительный ответ, то второй оставался полной загадкой для всех.

У автобусной остановки машину разгрузили. Договорились на полтинник, но добрый Палыч умудрился спустить целую сотню, которую находчивый водитель вытянул из его рук быстрее, чем я успел раскрыть свой кошелек. С воплем: "Это на бензин!" – он опрометью бросился к ближайшему продмагу. Не знаю, что уж потом сказала ему жена, но для нашего бюджета бензин оказался золотым.

По замерзшей дороге, посыпанной известняковой щебенкой, наш отряд отправился навстречу Оке. Карту доставать ужасно не хотелось, и это добавило несколько лишних километров и д.Воронино, после которых все-таки пришлось уточнить курс движения и пересечь поле в западном направлении. К четырем часам вечера мы, наконец, подошли к Любовецкому оврагу. Темнело довольно рано, поэтому я раздал ценные указания насчет дров и ужина, а сам отправился на противоположный склон, чтобы найти входы в каменоломни. Овраг представлял собой v-образную глубокую балку с многочисленными выходами известняков, заросшую чернолесьем. В нижней части оврага эти выходы образуют неудобные обрывы, поэтому я прошел весь склон на уровне опушки. С мыса, образованного оврагом и долиной Оки, открылся вид на подернутый дымкой грандиозный окский "каньон". Медный солнечный диск уже почти опустился в студеные воды реки. Картину осеннего безмолвия лишь иногда нарушали порывы налетающего неизвестно откуда ветерка. На мысу обнаружилась оборудованная стоянка, от которой вниз уходила натоптанная тропа. Она почти сразу привела меня к пещерам. На склоне открылся один ход, потом второй, третий. В какой же идти? Одновременно с нами в каменоломни собирался А.Дещеревский вместе с детской секцией пущинского турклуба "Азимут". Перемещаясь от одного лаза к другому, я встретился с пареньком в каске, который, очевидно, куда-то сильно спешил. Сообразив, что Леша проводит соревнования по ориентированию, я устремился за исчезающим лучиком света.

Путь до Хаты Хана, где остановилась их группа, оказался на удивление простым, однако, еще в самом начале я с непривычки умудрился слегка приложиться головой к каменному потолку. Пещера сразу же напомнила о себе!

Жизнь в подземном лагере била ключом: отдыхали пришедшие с дистанции, волновались стартующие, кто-то играл на флейте, а Леша с криком: "Готов? Пошел!" – выставлял в систему очередного добровольца. Разузнав, что для шестерых человек места под землей найдется предостаточно, я отправился назад.

В нашем лагере царила атмосфера полного раздолбайства: посередине площадки громоздилась куча гнилья, Юрс изводил спички, пытаясь зажечь кору неясного происхождения, едой даже не пахло и, как назло, темнело катастрофически быстро. Пришлось выгнать всех за дровами, а самому взяться за костер. Когда мрак сгустился, вода уже почти закипала, а Палыч насадил мясо для шашлыка, тишину оврага прорезало легкое завывание. Мелькнул огонек, и завывание раздалось вновь. Посовещавшись с внутренним голосом, прихожу к выводу, что:

а) сегодня не полнолуние;

б) у волков фонариков не бывает;

в) в крайнем случае, Оно – одно, а нас – шестеро;

Это добавило немного уверенности, и я откликнулся. Когда Оно подошло, мы увидели вовсе не долгожданного сасквача, а всего лишь Лешу, который, не выдержав долгого ожидания, сам явился в наш лагерь за новыми участниками для соревнования. Уставший после сегодняшней прогулки народ мечтал только о том, как бы поскорее пожрать и залезть в теплый спальник, и уломать на подвиг удалось только одного Палыча. Он и был отправлен с Лешей за рекордом, пикетами и свечками, которые ему предстояло попутно собрать.

Тем временем каша сварилась, и на углях подходило долгожданное мясо (экзотики ради совершенно несоленое). Прошел уже час, а Палыч не возвращался. Постепенно все разговоры переместились на его персону. Вкратце их суть сводилась к глумлению над Палычем, якобы восседающим на пьедестале посреди Хаты Хана, в то время как люди должны мерзнуть перед полным котелком горячей еды. В конце концов, голод победил, и Любовецкий овраг огласило дружное чавканье и стучание алюминиевой посуды. То, что вернулось к концу ужина, Палыча напоминало весьма отдаленно. Только по довольному лицу и знакомым выражениям в наш адрес, мы узнали своего соплеменника. Оказалось, что в поисках пикетов он прополз почти все пещеры, в том числе и пару сырых проходов, что слегка отразилось на его внешнем виде.

Накормив всех, снимаемся с точки. Путь до каменоломен был пройден не быстро, несмотря на свет многочисленных фонарей. Но вот уже позади остались спуск вниз, заброска, распаковка рюкзаков – и вся наша команда уютно располагается у дальнего конца штрека "Елена". Тут, конечно, прохладнее, чем в Хате Хана, но в целом жить можно. Весь вечер был посвящен обустройству подземного лагеря, экскурсии в грот "Отшельник" и долгим песнопениям. Утром Леша со своей командой собирался идти на известняковый карьер, но, по причине усталости и нежелания вставать в семь часов утра, даже я оставил эту затею. Все светлое время суток единогласно решили посвятить осмотру пещер и заготовке дров для вечернего костра.

Грот "Елена" – это достаточно короткий штрек, и близость выхода ощущалась по легкому ветерку, тянувшему с улицы. Другое дело – стоянка Леши: там ветер со стороны пещеры. После недолгих дискуссий Палыч и Юрс отправились на создание защитного слоя из ковриков, который сплошной стенкой перегородил почти весь проход. Ну вот, теперь все в порядке: тепло, светло и уютно, летает мышка!

Спали долго и крепко, слегка похрапывая. Лишь в начале одиннадцатого мне удалось отправить Пашу и Юрса за дровами, девушек – за водой, Палыча – за едой, а себя бросить на битву с сырой растопкой. После завтрака/обеда мы с энтузиазмом набитых желудков взялись за заготовку дубовых бревен для вечерних посиделок. Попутно были обнаружены залежи палеофауны (брахиопод, криноидей, илоедов и пр.) и опавших диких яблок, которые почему-то всем пришлись по душе. Периодический холодный дождь воздействовал на процесс строительства стоянки крайне ускоряюще, и к трем часам дня все было готово. Можно начинать осмотр каменоломен.

Проникнув в "Медвежий вход", наша колонна двинулась в направлении "Собора", куда слазили все, кроме двоих: Палычу после соревнований совершенно не хотелось передвигаться ползком, я а обнаружил в стене перед входом в грот слой черной глины с включениями крупно-кристаллического гипса. На обратном пути часть желающих прошла по кругу, воспользовавшись естественным разломом "Пекинские небоскребы", после которого нужно слегка развернуться и нырнуть под плиту вниз. Но, сильнее всего всеобщее внимание привлекли спящие летучие мыши. Неподалеку от входа, уцепившись лапками за выступы в известняке, мирно висело пять ночных красавиц. Путь до "Треугольника" все, кроме Палыча (который и здесь предпочел обойти по поверхности), преодолели через узкий и длинный лаз "Кот". На развилке "Треугольника" мы разделились и двумя группами пошли навстречу друг другу, после чего дружно встретились у трещины "Колодец Каминского", где можно вылезти на поверхность. После двух неудачных попыток я решил, что целостность одежды дороже и оставил эту идею в покое. Но, пока я возвращался к нормальному входу, Юрс и Оля все-таки совершили сей сложный маневр, тем более, что к этому моменту их внешний вид оставлял желать лучшего. Однако, первое место по бомжеватости заняла Танечка: ей удалось не только вымазаться до ушей глиной на тяжелом пути в "Собор", но и продрать свои штаны. Тем не менее, все были по-своему счастливы, Юрс даже вторично посетил "Медвежий вход" с целью съемки мышей и прочих пещерных глюков на фотопленку.

Стемнело почти моментально. Леша с детьми вернулся из похода на карьер. Из их рассказа я понял, что ничего интересного они там не обнаружили, но зато немало подмокли. Пока варился ужин, Леша сверху периодически скидывал на наши головы какие-то обледенелые колоды, которые, по его словам, предназначались для вечернего пионерского костра. Наконец все были в сборе: мы подсушили промокшие вещи, наши соседи дождались вымытых мисок и поели. Все располагало к началу праздничного концерта. Заполыхал огонек, пошла по кругу гитара, и хор довольных голосов огласил долину реки. Если бы не извергающие едкий дым лешины колоды, сложившуюся ситуацию можно было бы охарактеризовать, как мир комфорта и согласия. В двенадцатом часу оба отряда расползлись по своим пещерам.

Утро началось в весьма бодром темпе: я в течение пятнадцати минут что-то громко вещал на весь коридор, до тех пор, пока не убедился, что вокруг меня уже нет ни одной спящей души. Пока мы с Пашей варили завтрак, остальной народ активно собирал вещи. Как только Юрс и Палыч замаячили у выхода, на их место заступили мы. Если забыть о котле с сильно подгоревшей кашей, то к назначенному сроку все сборы были окончены, и вся дружная компания взяла курс на Кольцово. Несколько километров замерзшего поля, встречного ветра и постоянно порывающегося убежать вперед Палыча – и мы подползаем к остановке. Оказалось, что из-за гололедицы утренний автобус был отменен, и поэтому на дневной рейс народу подвалило не сказать чтобы мало. Естественно, влезли все, а через полчаса нас встречал ферзиковский автовокзал. Здесь пути разошлись снова: сначала отправляем Палыча в сопровождении Юрса и девушек. Они собрались ехать в Москву на калужской электричке, до которой их должен был довезти автобус. Паша уезжал автобусом до Серпухова, я же решил попытать счастья с группой Леши. И чего у нас только не было за последующие семь часов, проведенных в разнообразных транспортных средствах: песни, панки, игры, бесконечные перекусы, какой-то дебильный сотрудник охранных структур бросил в вагон петарду и прочее, и прочее, и прочее! На переходах юные туристы постоянно бегали друг за другом, падали и орали песню про китайцев. Когда тульская электричка стала подходить к платформе "107 км", в группе произошел раскол: часть ребят совершенно не хотела идти пешком до с. Липицы. После бурного голосования, на котором поклонники перемещения на автобусах явно блеснули красноречием, решаем ехать до серпуховского вокзала.

Первое, что поразило, как только мы покинули теплый вагон, были белые сугробы, насыпанные по всей платформе. Оказалось, что из-за снегопада у автоколонны даже были некоторые проблемы с сообщением с Пущино. К счастью, наш автобус прибыл вовремя, и спустя час, посвященный составлению "чудесных сотен" из номеров билетов, каблуки ботинок и сапог уже скрипели по белоснежному ковру прямо в родные квартиры.

9. ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ

Расход в каждом из трех походов:

2000г

2001г

2002г

Количество участников из Пущино: 8 10 8
Автобус Пущино–Серпухов 6.35-7.30/ Пущино–Липицы 11.27-11.55/11.56-12.15 132р 80р 64р
Автобус Серпухов–Ферзиковский поворот 9.45-11.10 / Липицы–Алексин 12.50-14.10 200р 150р 200р
Автобус в Алексине до Сузгорода 14.30-14.50/ Газель до ж/д 14.10-14.30   10р 40р
Поезд Алексин–Ферзиково 15.24-16.14   41р 52р
Автобус Ферзиково–Кольцово 12.00-12.20/16.30-16.50 50р 40р 54р
Батарейки для фонариков 276р    
Свечи, 16/40/20шт. 32р 100р 50р
Бензин для примуса, 1/3/4л 20р 30р
Фотопленка     64р
Ремнабор (лампочки, изолента и др.)     26р
Хлеб в Алексине 28р    
Мороженое в Ферзиково 24р 30р  
Вода в Кольцово    
Чипсы/колбаса, вода и хлеб в Ферзиково   52р 65р
Тульские пряники в поезде (5шт)   22р  
Газировка на ст.Тарусская 14р    
Булочки в Серпухове     80
Автобус Кольцово–Ферзиково 11.50-12.10   40р 60р
Поезд Ферзиково–Алексин 13.58-14.49 31р 43р 47р
Поезд Алексин–Плеханово 15.30-16.55 51р 75р 75р
Электричка 191км–Тарусская 17.53-19.04, Тарусская–107км 20.30-20.55 // 191км–Серпухов 17.53-19.35 61р 87р 97р
Автобус Липицы–Пущино // Серпухов–Пущино 56р 56р 136р
Итого: 932р 882р 1140р

2000г.: Собрано: 8чел х150р=1200р. Остаток 1200-932=268р. Покупка ковриков взамен утерянных: 375р, в том числе 268р – остаток от похода, 107р -Максим Наумченко

2001г.: Собрано: 10чел х100р=1000р. Остаток 1000-882=118р передан в фонд секции для покупки новой рулетки (поломана) и компаса (потерян). Также в фонд секции передано 14 неиспользованных свечек.

2002г.: Собрано: 8чел х140р=1120р. Перерасход 1140-1120=20р компенсирован из фонда секции.

10. ПРИЛОЖЕНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ТОПОСЪЕМКИ

10.1. Караваинские пещеры

Каменоломни находятся в верхней части склона оврага р.Оки в 500м к ЮЗ от с.Караваинки. От села к Оке по правому борту оврага идет хорошая полевая тропа. В самом начале крутого спуска тропа пересекает скальный уступ. Чуть ниже камней вправо уходит полка, на которую открываются все входы.

Первые два входа засыпаны, а чуть дальше есть лаз в систему Караваинка-восточная, которую мы за нестандартную топологию обозвали "Пауком". Через несколько десятков метров полочка обрывается, но потом продолжается и там есть еще пара входов. Под землей штреки соединяются, образуя систему Караваинка-западная, или "Двухходовка".

Обе пещеры небольшие, мы довольно быстро достигли линии забоя. Разработки вряд ли уходили от берега глубже, чем на 20-30м. Обе пещеры сохранились не очень хорошо: много осевших плит и завалов.

10.2. Любовецкие пещеры

Это, безусловно, самые обширные и интересные каменоломни в данном районе. Пещеры находятся в верхней части склона оврага р.Оки на западном мысу любовецкого оврага, в 2км западнее д.Воронино. Общая длина отснятых нами ходов – около 900м (Центральная -470м, Треугольник – 346м, Колонный зал и Змеиный лаз – по 46м) В 2002г. мы не смогли пролезть в Собор – проход был замыт глиной. Соответственно, гроты Горизонт, Роддом и трещина Детоприемник теперь недоступны.

10.3. Разведка левого берега Оки (участок от с.Караваинки до устья р.Комола)

Ломка камня велась в этом районе повсеместно. Помимо описанных каменоломен, следы подземной добычи встречаются в верхней части склона окского каньона в 500м к Ю от Тимофеевки и в 1.5км к В от кольцовской церкви (500м к З от старого карьера), а также в средней части склона на протяжении 1км к В от устья поливановского ручья. На протяжении всего обследованного участка имеются многочисленные выходы известняка, а также воронки и ямы, в которых камень мог добываться открытым способом. Необследованными остались перспективные с точки зрения возможности обнаружения новых пещер овраги, спускающиеся к Оке от дер.Поливаново, а также основной овраг и притоки р.Комола.




Copyright © Аркадий Копаница 2000-2002 

счетчик посетителей сайта contadores sexcams videochat
Экстремальный портал VVV.RU
Hosted by uCoz