Общественное объединение клуб "Азимут", г.Пущино ПОДОСИНКИ, ВЕСНА 2001Отчет о велопоходе на слет туристят и в Никитские пещеры Маршрут: Пущино - Есуково - Григорьевское - Тарасково - ст.Ступино - ст.Жилево - ст.Воскресенск - Хорлово - Воскресенск - Лопатинский - Слободище - ст.Подосинки - ст.Донино - Раменское - Софьино - Дурниха - Какузево - Константиново - Сельвачево - аэропорт Домодедово - Востряково - Никитские пещеры - Домодедово - Константиново - Александровка - р.Конопелька - ст.Гривно - пл.107км - Пущино совершенном 1-4.06.2001 группой в составе:
Автор А.Дещеревский, Содержание отчета:1. Пущино - Ступино 2. Ступино - Воскресенск 3. Воскресенск - Подосинки 4. Подосинки - Никитское 5. Никитские пещеры - Пушино 6. Транспорт и финансовый отчет 1. ПУЩИНО - СТУПИНОНакануне похода несколько дней шел дождь, а под вечер еще и передали прогноз на выходные: дождь, снег и собачий холод. Я уже подумывал отменить поездку, но дети дружно сказали: "Едем!" И мне ничего не оставалось, как упаковать велорюкзак и двинуться в путь. Выехали из Пущино в 6.55. Первую остановку (7.40-8.20) сделали в Вязищах - там у Никиты бабушка. Выпили чаю, расслабились, поговорили... А зря - возможно, именно этих двадцати минут нам потом не хватило, чтобы успеть на электричку! Переход через границу области - всегда одно из самых трудных препятствий. Все же по знакомой дороге, где по траве, по обочине, а где и пешком мы добрались до Есуково (8.20-9.20). Не без труда нашли колонку, тщательно вымыли велосипеды (9.20-10.00)... Какая наивность! Дальше до самой электрички мы надеялись проехать чуть ли не по асфальту! Раньше мы уже ездили из Есуково в Ступино-Каширу, но всегда через Иваньково. По карте видно, что это не только большой крюк, но и пара здоровенных спусков-подъемов на Беспуте и Восьме. А что если поехать напрямую, через Тарасково? Увы, обозначенная на карте дорога "с твердым покрытием" на поверку оказалась сырой и грязной насыпью. После поворота на Красино-Убережное ехать по насыпи стало совсем плохо: грязь, глина и глубокие лужи. На хватает только дорожного знака "дорога для гусеничного трактора..." Пришлось свернуть влево, к Оке. На спуске дорога сырая, но почти без грязи (10.00-10.30), а дальше началось самое интересное. По совету местных жителей, мы поехали не через деревню (где дорога "слишком виляет"), а по пойме. И конечно, сразу завязли. Лишь через полчаса ужасных мучений Оля догадалась снять переднее крыло со своего байка. Остальные ковыряли в колесах палочками и тоже отставали. В итоге в Григорьевском мы опаздывали уже на час (10.30-11.20). Здесь с удивлением обнаружили две чистые и вполне проезжие дороги: одну, идущую мимо деревенских домиков из Красино-Убережного, вторую - весело спускающееся с горки окончание непреодоленной нами насыпи. В Григорьевском впервые в жизни и столкнулся с человеком, который пожалел для нас воды! Причем не своей, а из стоящей на улице колонки! Он пытался нас оттуда прогнать, чтобы мы не тратили их деревенское h2o для мытья велосипедов. Хотя нам нужно-то было всего ведро, ну, максимум, два (11.20-11.40). Из Григорьевского в Тарасково ведет твердая дорога со следами "покрытия", хотя в пойме Беспуты все равно грязно. Ближе к Тарасково начинается асфальт. Избежать подъема в горку не удастся - вдоль Оки вообще нет проезжей дороги. Никита на дорожном велосипеде в горку ехать не может, идет пешком. Еще минут пятнадцать мы потеряли, перепутав дорогу: думали, что уже выехали на шоссе, а на самом деле свернули обратно в Тарасково. Очень уж сложная тут дорожная топология! Наконец, все ошибки исправлены, горка преодолена, впереди - мост! Увы, вместо 11.00 (по плану) время уже 12.00. А тут еще милиционер на посту ГАИ прицепился: "дорога - для автомобилей, и велосипедистам через речку можно только вплавь!" Насилу уговорили пропустить... Резкий северный ветер буквально сдувает нас с дороги. Скорость упала до 10-12 км/час, и вскоре после моста Олег вовсе отказывается ехать. А время уже полпервого! До запланированной электрички - сорок минут, и до станции еще почти 10 километров! 2. СТУПИНО - ВОСКРЕСЕНСКПосле небольшого отдыха решаем все-таки доехать до Ступино, а там будет видно. На расположенной вблизи вокзала Ступинской станции техобслуживания с нами охотно поделились отработанным машинным маслом для цепи, расспросили, откуда и куда мы едем. Прикинув, что на вечерней электричке мы вполне успеем в Воскресенск до темноты, мы переехали в Жилево и расположились на платформе. Как написал нам denis kabanov ( Увы, как это часто бывает в День защиты от детей, обновленное расписание выдерживается с большим трудом, и вместо 18.45 наша электричка отправилась лишь в 20.30. Соответственно, искать место для лагеря в Воскресенске пришлось в полной темноте. Ни о каком карьере не было и речи - в темноте ехать на велосипедах по шоссе просто опасно. Лес и дрова мы все-таки нашли, а вот воду пришлось отлить из огородного бака у кого-то на даче. Ввиду отсутствия хозяина поблагодарить его не удалось, но мы надеемся, что он не сильно на нас обиделся. 3. ВОСКРЕСЕНСК - ПОДОСИНКИУтром мы первым делом отправились на отвалы фосфоритного карьера. Огромный террикон сложен какой-то липкой массой, и каждую минуту очередной самосвал вываливает на самый верх новую порцию этой гадости. С плоской вершины открывается панорама долины Москвы-реки, Воскресенска Егорьевскаи Куровской. Вдали видны и другие отвалы, такие же гигантские. Трудно поверить, что все это происходит не в Кузбассе или Апатитах, а в какой-то полусотне верст от Москвы! Откуда же выгребли такую массу породы? Чтобы разгадать эту тайну, двинулись по следам самосвалов. Увы, через полчаса, проехав больше десяти километров, уперлись в проходную завода минеральных удобрений, где нам объяснили, что сырье здесь не копают, а возят на завод по железной дороге. В общем, карьеров мы так и не увидели, а полдня потеряли. Чтобы поменьше ехать по трассе А108, из Воскресенска выбирались тихими второстепенными улочками. На шоссе вышли через старый переезд около ст.Лопатино. Говорят, можно было проехать околицами и дальше - через завод, потом еще как-то, но мы эту дорогу не нашли. Движение не то, чтобы очень сильное (машина в 5-10 минут), но легковушки проносятся на огромной скорости и ехать на велосипеде неприятно. А вот пейзаж по бокам дороги, напротив, радует. Елки, сосны, песчаные дюны (это как раз и есть засыпанные карьеры). Только комаров многовато, но в начале июня так всегда. После пересечения с егорьевским шоссе движение усиливается. Обочины по-прежнему почти нет. Даже в субботу на велосипеде ездить здесь некомфортно. Около ст.Нерская, не глянув на карту, поднялись на мост и только тут заметили, что дороги налево нет. Пришлось спускаться и ехать еще два километра до поворота на Подосинки. Удивительно, но и по дороге Подосинки-Куровская машины едут целыми кавалькадами! Причем это не случайные легковушки, а сплошь свадебные кортежи! Оказывается, родник около впадающего в р.Нерскую ручья недавно был освящен православной церковью, и вода в нем считается святой. Вот за этой-то водицей сюда и едут. С бутылками, канистрами, флягами... У родника - целая очередь. В паузах между "промышленными" водозаготовителями мы с трудом набрали пару бутылок на ужин, и около пяти часов, наконец, прибыли к месту слета. О происходивших на слете событиях лучше почитать в рассказе Жени (см. www.progressor.ru/jane). Мы приехали только к концу первого дня, а наутро уже смылись... 4. ПОДОСИНКИ - НИКИТСКОЕОбратно мы ехали с ребятами из Химкинского велоклуба. Однако совместный пробег не сложился: при одинаковом дневном километраже они проходят маршрут гораздо быстрее, и соответственно больше времени отдыхают. Туристический опыт у них не очень большой - кто-то палатку впервые увидел в Подосинках, - зато велосипеды все шоссейные, снаряжение фирменное (собственность клуба), да и тренируются они перед походами еще как. А у нас у Оли температура под 38, и у Никиты рука сломана. На слете мы всем говорили, что это он неудачно упал по дороге, хотя на самом деле перелом произошел еще в Пущино накануне поездки. Но все равно рулить трудно, да и гипс мешает. Поэтому даже на шоссе мы не разгонялись быстрее 15-20кмч, а нормальные велотуристы здесь ездят от 25 до 30.... Чтобы сократить дневной переход, мы электричкой вернулись в Донино, а затем поехали в Раменское. В воскресенье движение здесь умеренное, ехать можно. В Раменском долго искали переправу через ж/д. Пока все переходили пути, я успел прикупить лекарство от простуды и пару лимонов для Оли. До софьинского парома нас проводили местные школьники-велосипедисты. Благодаря им мы не мучились на заавтомобиленных улицах, а выбрались из города дворами и околицами, по тихим, вполне велосипедным тропинкам. Как и в прошлый раз, паром перевез нас бесплатно и быстро. От Софьино до Дурнихи мы доехали без проблем, а вот на пересечении с новым рязанским шоссе сбились и не сразу нашли нужный поворот на Какузево-Жуково. Дорога - асфальт, только в середине два-три километра утрамбованной щебенки. Есть лужи, но без грязи. Обедали у пруда после дер.Константиново, слева от дороги. Место не очень приятное, зато рядом родник с чистой водой. Между Константиново и Ждановским обочины залиты толстым слоем органических удобрений с местной свинофермы, здесь лучше проезжать побыстрее. После Сельвачево химкинцы прибавили ход, чтобы прокатиться вдоль Пахры через Котляково-Новленское-Ям-Павловское-Заболотье (там красивые виды на долины Пахры и Рожайки), а мы, наоборот, ехали по бетонным плитам медленно и осторожно и ближе к Домодедово совсем потеряли ребят из вида. Привал устроили прямо под взлетно-посадочной полосой, чтобы поглазеть на взлетающие самолеты. Из аэропорта ехали по уже знакомой дороге через Востряково-Заборье-Редькино. Лагерь, где нас ждали спелеологи, стоит наверху, но с хода найти нужную тропку не удалось, поэтому мы сперва спустились к речке, а затем от входа в пещеру полезли с велосипедами вверх по крутому откосу. Вместе с нами по тому же откосу лезли и химкинцы: как ни странно, к месту встречи они подъехали еще позже нас. 5. НИКИТСКИЕ ПЕЩЕРЫ - ПУЩИНОУтром пошли в пещеру. Химкинские тоже отважно собирались лезть с нами, двое даже дошли до входа, но после первых же метров вернулись. А зря: оказавшееся для них непроходимым глинистое сужение - последнее перед журналом, дальше пещера расширяется и можно не ползти, а идти. Сначала мы сходили в старую, дальнюю от входа часть пещеры. Пятнадцать лет назад я уже бывал там, и как мне показалось, даже сумел вспомнить некоторые проходы и гроты. Потом Малышь показала нам новые, недавно раскопанные штреки. Они действительно не имеют аналогов: гигантские, высокие и широкие коридоры, где вполне можно не только ездить верхом на лошади, но и играть в футбол! Жаль, мы не прошли их до конца: пора возвращаться, обедать и ехать домой... Поскольку лагерь стоял наверху, к реке спускаться не стали, а по окраинам Домодедово выехали в Константиново и оттуда к р.Конопелька. Дорога идет зигзагами, но карта не врет и поэтому мы не плутали. От большого пруда на р.Конопелька через дачный поселок по необозначенной на карте бетонке довольно скоро попали на симферопольское шоссе, пересекли его и по окружной подольской дороге (вечером в будни здесь много машин!) вернулись на ст.Гривно. Контролеры в электричке не встретились, и с пл.107км мы спокойно добрались домой. В целом, поход оказался довольно интересным и всем понравился, несмотря на скомканные и тяжелые первые дни.
Расписание электричек (весна 2001). Жилево-Воскресенск: 10-00, 16-50, 20-55, обратно 8-00, 14-55, 18-45. В пути 1-50. Из Михнево на Непецино: 4-40, 6-13, 13-32, 17-41. |
Copyright © Аркадий Копаница 2000-2002 |
|