в начало
       статьи
        видео
       ссылки



СЕРЕЖА-97

Инструкция по поиску диких пляжей с теплой водой

Район поиска: Москва - Арзамас - Пустынь - р.Сережа: Пустынь, Лесуново, устье - р.Теша: устье Сережи, ж/д мост в Натальино - Муром - Вековка - Черусти - Москва

Пляжи искали:

Дещеревские Леша, Лена (участник), Олег (6), Оля (8) (Таймень-3)
Рудневы Карина, Леша (зам.рук., alex@relcom.ru), Катя (7) (КНБ + каяк)
Зверевы Ирена (зам.участника), Сережа (11), Женя (9) --""--

Поиски продолжались с 31.07 по 12.08 1997.

Итоги поисков: судя по тому, что в конце концов все вернулись в Москву, ничего особо выдающе-гося найдено не было. Но процесс понравился.

Автор А.Дещеревский,
e-mail:deshere@uipe-ras.scgis.ru

Содержание отчета:

Москва-Пустынь

Пустынь-Лесуново

Лесуново-Натальино

Дорога домой

Москва-Пустынь

Согласно "библии" любителей семейного отдыха на воде [см: Воронов Ю.Б. Сто избран-ных маршрутов на байдарке. М.: Мир, 1993. 224с.], стандартный путь на реку Сережу (Ниже-городскую) идет через станцию Сережа (поселок Чернуха). Из Москвы в Сережу добира-ются с пересадкой в Арзамасе, куда "...надо попасть до 7 утра, чтобы успеть на утренний поезд Сергач-Нижний Новгород".

Практически все ночные поезда проходят Арзамас намного раньше семи, поэтому мы поехали на поезде Москва-Сергач: помимо относительной дешевизны, он еще и самый медленный - можно хоть немного выспаться.

98-й поезд произвел на нас неизгладимое впечатление. Новенькие, с иголочки, вагоны, стерильное, из гермопакетов, белье, в вагонах чисто, вежливо... Такой плацкарт будет, по-жалуй, получше "мурманского" купе... И это при том, что пункт назначения - какая-то мелкая поселушка городского типа, о котором 98% москвичей никогда прежде не слышали и вряд ли когда-нибудь услышат.

Впрочем, по пути следования 98-й проходит куда более крупные Муром и Арзамас, причем "своих" поездов там нет. Так вот куда едет основная масса пассажиров! Нет, отве-чает проводница, наши все сергачские. (И точно, ни в Муроме, ни в Арзамасе из поезда никто не вышел). Вот такая загадка природы, по-научному именуемая странным словом "пассажиропоток"...

У Шатуры наш поезд встал. Прочно и надолго. Поговаривали, что это Ельцин нако-нец-то выполнил обещание и лег на рельсы, и теперь весь транспорт будет ждать, пока шеф не проспится. Мы радовались задержке - все не так рано вставать. Увы, приехав в Ар-замас ii в седьмом часу (вместо 5.05), мы узнали, что утренний поезд Сергач-Нижний Нов-город теперь проходит Арзамас в 5.38 утра.

К счастью, этот поезд - далеко не единственный имеющийся в Арзамасе транспорт. Поскольку утренняя электричка сторону Нижгорода тоже уже ушла, а до следующей было больше двух часов (к тому же ее частенько отменяют), мы отправились на привокзальную площадь, сплошь заставленную всевозможными легковушками. Промпредприятия стоят, зарплаты нет, народ подрабатывает извозом. Увы, назначенная цена - 250 т.р. с машины за 50 км - кусалась. Узнав, что в одно авто мы не влезем, "бригадир" посовещался с коллега-ми и предложил ехать на двух "жи-гу-лях" по 190, нет, 180 каждому.

- За 350 труб мы лучше подождем электричку, - ответил я и пошел на автостанцию, расположенную прямо в вокзале. Утром автобусы в сторону Нижнего идут каждые полча-са. На них можно доехать до Волчихинского май-дана (20 км от Арзамаса), откуда до ст.Сережа еще 15 км (до Пустыни - 30). Народу немного, проблемы сесть нет, но догово-риться с водителем о заезде в Пустынь нереально.

Дважды в день (утром - якобы около 9 часов) из Арзамаса в Пустынь ходит местный ПАЗик. Правда, идет он с другой, "нижней" автостанции, расположенной около Арзамаса i (это в 5 км от Арзамаса ii), куда можно добраться городским автобусом. Впрочем, не все ли равно, где на этот ПАЗик садиться - на "нижней" автостанции или в Волчихинском майдане - так и так одна пересадка.

Внезапно к нам опять подошел "бригадир" калымщиков. Видимо, сообразив, что 350 рублей мы платить не будем, он подобрал нам рафик. Теперь тариф - две сотни за всех (похоже, он тут на 90% определяется настроением пассажира) - нас устроил. Меньше, чем через час рафик остановился у моста дороги Пустынь-Наумовка. Перед мостом на пустын-ном шоссе мы встретили два пассажирских ПАЗика. Может, один из них был нижегород-ским? Местный рыбак сказал, что днем автобусов нет, только утром и вечером. Если бы мы поехали электричкой, был шанс просидеть полдня на ст.Сережа: летом сплав оттуда абсолютно исключен. Вообще, по рассказам, в этих местах уже три лета подряд стоит на-стоящая засуха - на огородах даже деревья без полива гибнут. Что ж, мы того и добива-лись - надоел дождливый и прохладный северо-запад, а Сережа - одна из немногих близ-ких к Москве диких лесных рек с сухим и жарким летом.

Пустынь-Лесуново

В верховьях течения не было. Вода была неподвижна, и в черной глади реки лес отражался так, что отражение леса было реальнее леса - сказочная река Сережа!

И.Зверева

Всю дорогу от станции до Пустыни нас не покидало ощущение какого-то пред-чувствия. Окончательно оно оформилось в Пошатово, когда вместо полноводной Сере-жи мы увидели неглубокий овраг с цепочкой пересыхающих луж, разделенных илистыми перешейками. В обозначенном на наших картах (Нижегородская обл., масштаб 1:500 000. М., Роскартография, 1994. Российская федерация, листы 20 и 21 - Владимирская и Ниже-городская обл., масштаб 1:200 000. М., ВТУ ГШ, 1993) правом притоке - р.Мо-дан - воды не было вовсе. Однако приехав на озеро, мы заметили под мостом довольно чувствительное течение. Откуда берется эта вода - из Ишилея или Коваксы (по мнению Ю.Б. Воронова, только после нее Сережа становится "по-настоящему проходимой для байдарки") - для нас так и осталось загадкой. Впрочем, может это просто ночной бриз за-г-нал воду из озера в устье Сережи, и утром, когда ветер стих, она перетекала обрат-но...

Байдарки мы собрали быстро, а вот с взятым взаймы каяком пришлось помучаться. Все же твердая уверенность, что раньше его уже собирали из тех же деталей, плюс на-зойливая мысль "если не мы, то кто же?", помогли нам еще до темноты решить и эту проблему.

На озерах нам больше всего запомнилась очень теплая вода. Тридцати градусов в ней, может, и не было, разве только на мелководье, но уж двадцать семь было точно. Правда, тогда мы думали, что так и надо, и даже мечтали о хорошем ливне, - пополнить запасы влаги в озере. Но настоящий дождь так и не собрался, так, покапал немного, и все. А вот водичка начала остывать.

Первый лагерь устроили в 4 км от места старта, в соснах, на высоком левобережном мысу. Судя по карте, мы ночевали на острове. Впрочем, отделяющая его от левого берега протока выглядела настолько заросшей, что слово "остров" в данном случае вряд ли уме-стно.

Главный минус нашего мыса - отсутствие хорошего пляжа: деревья стоят над самой водой, и хотя дно - песок, позагорать и даже просто погреться на солнышке у воды не-где. Еще одно приличное место проглядывалось чуть впереди, на правобережной поляне, но там уже наблюдались местные рыбаки.

Других удобных для ночевки мест на озерах нет: не вставать же под забором турбазы. И пляжей естественных не видно - берега травянистые или лесные, песок только возле турбазы, и тот, кажется, трактором на-гре-бали.

Еще на озере запомнилась насосная станция. С какой ненавистью смотрели мы на две огромные трубы, высасывающие остатки нашей речки! Но ближе к вечеру страхи рассеялись: в сужении русла наметились первые признаки течения, и шло оно не к насо-сам, а вперед из озера!

Вторую ночевку устроили на правом берегу, на поляне, недалеко от устья р.Сырой Ирзяк. Река здесь - это непрерывная цепь вытянутых озер, похожих на старицы, с кру-тыми илистыми берегами, сплошь заросшими девственным лесом или густой травой. Пару раз мы путались и заплывали в тупик: даже по 2-км карте ориентироваться почти невозможно. (У нас сложилось впечатление, что причина - не столько в характере мест-ности, сколько в халтурности карты). Нигде ни одного человека, даже тропинок нет, только редкие сенокосы со следами полузаброшеных дорог напоминают о цивилизации.

Русло часто перегорожено заколами. В сужениях - проходы, достаточные для бай-дарки, но ветки неприятно скребут днище (нужна проклейка!). Несмотря на чисто симво-лическое течение, заметное только в самых капитальных заколах, река очень глубокая: редко где весло достает дно. И около лагеря русло тоже как будто экскаватором копали: один шаг вперед, и все - уже с ручками.

Вечером устроили спорториентирование. Приготовили трассу с пятью "фо-на-ря-ми", промерили расстояния и азимуты. Вместо соревнования дети пошли по маршруту все вместе, и все равно (а может, именно поэтому) заплутали. Пришлось подсказывать и от-правлять на второй круг.

Наладив лагерь, стали купаться. Я впервые в жизни сел в каяк и начал уворачиваться от Сереги. Потом он влез на нос, а я пытался его сбросить. Когда успех был уже совсем близок, Серега ухватился за конец весла, и мы вместе ушли на дно.

По моим представлениям, обычно в такой ситуации происходит эскимосский пере-ворот и каяк возвращается на ровный киль. Поскольку все мои теоретические познания этим и ограничивались, я решил для начала научиться дышать. Судорожно шевельнув лопастью, я приподнял голову над водой и глотнул немного воздуха. Но Серега, который все еще держался за другой конец весла, при каждом гребке уходил на полтора метра вниз. А поскольку жить ему хотелось не меньше моего, и чем глубже, тем сильнее, в вес-ло он вцепился намертво и отдавать не собирался.

Сообразив, что избавиться от Сереги мне все равно не удастся, я попытался расстать-ся с каяком. Рассчитанный на вдвое меньший, чем у меня, диаметр талии, он нехотя от-пустил свою добычу. К берегу мы все четверо подплыли почти одновременно, и вид у нас был одинаково выпученный. Весло едва держалось на поверхности, у каяка оторвал-ся наконечник, из носа у него и у Сереги шли пузыри, а у меня из ушей текла вода. Кари-на, все это время стоявшая на берегу, проследила, чтоб мы не затеряли инвентарь, и по-шла пересказывать происшествие Леше. Позже он признался, что без юбки у меня все равно не было шансов поставить каяк на место, и поэтому я не стал вечером топить Се-регу, который оказался не виноват.

На третий день (03.08) долго искали обозначенный на двухкилометровке мост. Ни-каких следов! Даже тропинок по берегам нет. А уж про брод и говорить смешно: через такое русло ни одна амфибия не переберется!

Как пишет Ю.Б.Воронов, "после Ст.Пустыни - озерный участок мар-шрута. Река про-ходит через небольшие, с лесистыми берегами, озера Великое, Глу-бокое, Паровое, Дол-гое. Заболоченность ... постепенно увеличивается, и, наконец, река выходит в заболочен-ные луга. Куда ни посмотришь - везде стоит лес, но к воде он не подходит, и на протя-жении 15-20 км нет тверди, на которую можно выйти из лодки. Ширина реки около 15м, заколы, водоросли, вода прозрачная..."

На самом деле все не совсем так. По нашим оценкам, лагерные неудобья тянутся не 15-20км, а все 30 или даже больше, но проблема состоит не в болотах (их-то как раз поч-ти нет), а в огромных заливных лугах, почти без леса и с тучами комаров. Возможно, весной при высокой воде эти луга напоминают болота. "Твердь", на которую можно выйти из лодки, летом есть всюду, но удобных стоянок мало: лес темноват и сыроват (чернолесье с густым подлеском), а на лугу трудно с дровами, что может стать серьезной проблемой в дождь.

Другими словами, выше Лесуново хорошие стоянки надо ценить.

Но я бы вовсе не сказал, что эти места так уж плохи.

Первое потенциальное место ночевки - выше моста Пустынь-Наумовка. От моста мы видели приятный сосновый лес на правом берегу (слева - поле), правда, близко к лесу не подходили. Ю.Б.Воронов рекомендует стоянку перед Старой Пустынью; мы на нее не обратили внимания - не понравилось соседство с домом отдыха. Наш мыс с прекрасной живописной (хотя и без пляжа) стоянкой находился между "вторым" и "тре-ть-им" озера-ми (в названиях я не уверен, по крайней мере, "первое" озеро на нашей карте - совсем не "Великое", а "Широкое").

Еще один песчано-сосновый берег есть чуть дальше, но там опять близко турбаза. После турбазы река напоминает цепь стариц; по берегам - сыроватый лиственный лес и кустарник, постепенно сменяющийся лугами. Дальше на протяжении ~20 км пути нам попались только два-три явно стояночных места. На одном из них - на опушке хорошего леса неподалеку от устья р.Сырой Изряк - мы ночевали, на другом - там, где река подхо-дит к растущим на левом берегу огромным старым березам - устроили перекус. Между березами есть удобное кострище и место для нескольких палаток. У кострища мы нашли записку, из которой следовало, что за месяц по Сереже прошло не больше 2-3 групп. Яв-но мало для такой удивительной и дикой речки!

Для Сережи в этих местах типична очень широкая "комариная" пойма; пойменный луг иссечен старыми изгородями из колючего сухого кустарника непонятного назначе-ния. До коренного леса от реки несколько сот метров.

Решили в комарах не обедать, плыть дальше, и не зря: довольно быстро за левым по-воротом показался небольшой островок, а слева от него - замечательный высокий пес-чаный бугор с соснами и пляжем. Если верить 2-км карте, этот бугор находится почти посередине между Пустынью и Лесуново, чуть ниже нарисованных на карте, но отсутст-вующих на местности сарая и моста. Верхушка бугра при ударах гудит, как колокол. И на самом верху яма, как будто уже кто-то раскапывал.

— А ведь и правда, мы здесь не первые, - сказала Ирена. - Орды шли этим путем, и не раз. Арзамас был разорен в 1366 году ханом Булат-Темиром, Муром опустел после треть-его погрома в 1293 году ордой Дюденя. В тот же год Дюдень взял и Москву. 1281г - орда под командованием Ковдыгая и Алдигая, 1285г - Ел-то-рая. С 1293 по 1351г Муром не отстраивался; c 1366 до 1578г не было и Арзамаса.

Получалось, мы шли с востока от Арзамаса к Мурому по чужим следам. Впрочем, вряд ли кочевники ходили через непролазные приречные буреломы и чащобы, когда в полста километрах севернее есть полоса степей, тянущихся вдоль Волги и Оки от Орды до самого Мурома. Так что геологическую диковинку, по всей видимости, надо все же отнести на совесть реки, намывшей песок с древней морены (куда мы прогулялись) по-верх торфянистой почвы.

А вот русские купцы по Сереже, возможно, и плавали. Не про нас ли сказано: "Сух-мень же бысть велика, и зной и жар мног, яко устрашитися и встрепетати людем, реки многа пересхоша, и езера, и болота..." [Никоновская летопись, вычитала И.З]. И плыть им было куда: выше, в междуречье Сережи и Пьяны, за торжищами дело не стояло: Крутой Майдан, Волчихинский Майдан и др.

Пока мы купались и варили обед, начался настоящий ливень. Выждав с час под тен-том, решили сегодня дальше не плыть. Вода после дождя заметно охладела - градусов до двадцати трех; воздух остыл еще больше.

Так лето повернуло на осень.

Следующий день (04.08) напоминал два предыдущих. Река все так же петляла по ле-сам и лугам, одна заводь сменяла другую. Берега - больше темные, лес лиственный, с гу-стым подлеском и голой, без травы, почвой. Часто река течет в овраге глубиной метра два, почти отвесные глинисто-травянистые склоны обрываются прямо в воду. Дно - там, где до него можно достать, - ил пополам с песком. В русле сплошная каша из водорос-лей. Вместо чтоб грести, отталкиваемся от них, как от киселя.

Попадаются и поляны, местами кошеные, но вокруг только ольха да осина. Дров хва-тает, но останавливаться не хочется. Ближе к вечеру на берег вернулись сосны, но пля-жей все нет. Встать можно почти везде, но вытаптывать траву и выход к воде надо само-стоятельно. Любителям оборудованных стоянок со столиками, сушилками и каркасом для бани (а также соседями) среднее течение Сережи вряд ли придется по вкусу.

Зато уже третий день мы в полном, абсолютном одиночестве... Особенно наша бай-дарка. У всех остальных на каждого гребца приходится 1-2 человека, а у меня - 4. И Лену проще утром заставить в байдарку вовремя сесть, чем гребок сделать.

Пришлось ей инструкцию сочинить, как (не) надо грести.

Из 13 пунктов.

Инструкция для матроса, как надо грести.

1. Грести вообще не надо!

2. Перед тем, как гребнуть, подумай и сосчитай до 10! Может, грести и не придется.

3. Прежде, чем опустить весло в воду, спроси у капитана, какой стороной грести сначала: правой или левой. Потом, подумав, спроси, какая сторона правая.

4. Внимательно рассмотрев и ощупав весло, разверни его справа налево. Желательно не-сколько раз.

5. Со всей силы гребут только когда байдарку несет на завал. При этом важно не столько придать лодке максимальную скорость, сколько постараться ударить капитана по голове или хотя бы забрызгать ему глаза.

...

13. Если река очень извилистая, а течения нет, гребле мешают водоросли и встречный ветер, следует вынуть весла из воды и подождать, пока плохой участок кончится.

Прочла Лена инструкцию и задумалась. Потом говорит: неправда все это! Я, мол, гребу как все, это у нас "Таймень" такой неповоротливый. Вот то ли дело - каяк: один гребец, никаких пассажиров, и через заколы, как блоха, прыгает. В общем, решила она в каяк пересесть, потренироваться, а заодно и нас проучить.

Сказано - сделано. А к нам в "Таймень" вместо нее Карина села. Так что к лагерю мы все вместе приплыли. Только каяк с Леной отстал, но несильно: мы его через каждые полчаса останавливались, поджидали.

Заночевали (ночевка 4-5.08) в 4 км севернее с.Рожок. В этом месте река неожиданно вырывается из сплошных лесов и, резко расширяясь, поворачивает к югу длинным кило-метровым плесом. На правом берегу - поляна, чуть поодаль несколько живописных со-сен, к речке спускаются ступеньки из жердочек. Народ совсем одичал и полез в воду еще не поставив палатки.

Немного поспорили, в чем лучше купаться. Кто-то предпочитал в неглиже, кто-то в чем мать родила, остальные - в костюме Адама и Евы. Все лучше, чем совсем без ничего. И только дети купались в Сереже, радовались жизни и не отвлекались на всякую ерун-ду.

Ночь выдалась ясной, холодной. Как стемнело, "Мир" видели: огромное такое, летит себе и поблескивает. Вода в реке опять немного остыла. Впрочем, пляжей по-прежнему нет. Да и с дровами на поляне трудности: хвороста-то в осиннике хватает, а вот с брев-нами (для пижонов вроде меня) - напряг.

Утром (5.08) увидели первых людей. Сначала проехал грибник на велосипеде, чуть позже - семья рыбаков на машине. Остановились поодаль, видать, ждали, пока мы место освободим. На другой конец поляны, где тоже стоянка есть, почему-то не захотели.

Судя по карте, дорога, по которой они приехали, должна дальше идти на юг к с.Рожок. Но мост на карте не нарисован. А вброд такую речку даже в засуху не пере-едешь, это уж точно. Конечно, никаких следов дороги мы не нашли. Да и зачем она тут нужна, если до Лесуново и от него до Рожка и Марфино теперь асфальт, и по нему го-раздо быстрее?

Ближе к Лесуново речка помельчала, по берегам - сосны, песок, пляжики. На высо-ком мысу в прекрасном месте устроили под жарким солнцем обед. В результате обед и купание так затянулись, что к деревне приплыли только в четвертом часу. Магазин в Ле-суново у церкви, работает он до пяти, но в 4 уже был закрыт. Ближе всего река к нему подходит в полкилометре ниже моста.

На шоссе рядом с мостом - указатель: "Мухтолово ... км". Автобус, говорят, в пять будет. Получается, доделали все-таки дорогу, не обрывается она больше (см.карту) в бо-лотах. Так что желающие могут теперь забрасываться на Сережу и через Мухтолово-Лесуново. Впрочем, верхний участок реки достаточно дик и необычен, и при наличии времени жер-т-вовать им не стоит. Хотя если придется выбирать, сибаритствующей груп-пе, возможно, больше по вкусу прийдутся Теша и Ока, так нами и не исследован-ные...

Серега нашел какое-то бревно килограмм на двадцать и ну давай его с моста вниз ки-дать. Кинет, спустится, наверх затащит и опять кидает. А чтоб интересней было, он вниз под мост младших детей позвал. Но так и не попал: бревно, видно, кривое было.

Женщины в это время из магазина в пекарню пошли, которую мы в самом начале де-ревни проплыли. Пекарня, естественно, тоже была закрыта, но Иренка профессионально выпросила пару буханок у нескольких местных старушек. Заодно творога с молоком ку-пили. Я в это время около речки лежал, песок от солнца заслонял, чтоб он не дюже пере-гревался. А они возмущаются: думают, это я спать лег, а с утра опять подъем ни свет ни заря устрою... Зато творога от пуза дали. Спи спокойно, дорогой товарищ, до самого зав-трашнего обеда...

Лесуново-Натальино

Что видели мы? Деревень по реке мало и не льнут они к реке. Чтоб добыть молочка приходи-лось подыматься и идти, идти. Зато сверху! Сине-зеленый беспредел. Много по реке было дубов - бы-вают ли дубы больше? - дедок из деревни сказал, что вот раньше были дубы, а теперь... В ту пору по реке лес сплавляли.

И.Зверева

Первые километры ниже Лесуново правый берег сильно окультурен. Есть хорошие подъезды, чем пользуются жители Сосновского и Павлово. Мы решили отплыть до кон-ца полян и встать сразу по исчезновении следов цивилизации. Не прошло и двух киломе-тров, как справа появилась "классическая" байдарочная стоянка: песчаный обрыв, снизу омут, сверху голый, почти без подлеска, сосняк, над обрывом - столик, скамейка, ко-лышки от палаток... Но Рудневы в один голос захотели дальше - пляж их, видите ли, не устроил...

Конечно, дальше оказалось хуже, но выбирать уже не приходилось.

Встали (5-6.08) на левом берегу, на узком и длинном (вытянутом на север) полуост-рове. На западе и севере полуострова - небольшие пляжи. Соснового сухостоя нет (все спилено!), но хвороста полно. Похоже, наша петля нанесена на карту, но куда в таком случае делся мостик, нарисованный километром выше?

Утром сходили по ягоду, но нашли только черемуху (в избытке) да смородину. Ну, и костяники немного.

Характер реки поменялся. Берега все такие же дикие, но лес преимущественно сме-шанный, много сосен. На каждом повороте - песчаные отмели, правда, не очень широ-кие. В лесу густая трава, подлесок, следы низовых пожаров. Всюду какие-то гряды, про-валы, - похоже, заросшие старицы. Больших ровных площадок почти нет. В общем, ти-пичная высокая пойма.

Заночевали (6-7.08) на левом берегу, практически на целине. Место почти идеальное - ровная площадка, "степная" (не "пойменная") трава, выход из воды удобный и даже пляж довольно большой. Никаких следов присутствия человека. С трудом отыскали в траве старый костер, как минимум, прошлогодний. Лес на нашем берегу лиственный, по-этому за дровами, разнообразия ради, отправились за речку. Напилили огромных сосно-вых веток (кто их обломал - загадка), слегка тронутых низовым палом. Погрузили в лод-ку, привезли. А могли бы и так перетаскать: воды в реке меньше, чем по пояс.

Кругом - огромные старицы-озера. Места глухие, лес - чернолесье, черемуха. Все дико; троп почти нет. Мы с Леной пошли вверх по реке на стрелку залива. Скорость 2 км/час: кругом кусты да колючки, а то ивняк стеной да обрывы, и внизу - топь. Даже вдоль берега, где всегда рыбаки ошиваются, не проберешься. Иренка с детьми тоже по-гулять вздумала, на другой берег по ягоды. Всего-то за полдня кружку и набрали, да еще в животы столько же. Хотели вечером ягоды в чай кинуть, но передумали: Рудневы вме-сто чая какую-то красную смесь заварили, - кто его знает, как оно с черемухой прореаги-рует.

Река мимо нас течет на З, поворачивает на Ю. Но это не глобальный поворот, а так, излучина. Общее направление реки тут к юго-за-па-ду; если смотреть по карте, ночевали мы где-то в районе отметки уреза воды 98м, к северу от болота Пустобор. Название-то какое! Может, и ягод потому нет.

Сегодня - 7.08 - опять почти не плыли.

Места тут дикие - граница района. Встали на первом же приглянувшемся месте. Опять спим, отдыхаем, ягоды едим, а дети из песка что-то строят. Все довольны, только Иренка возмущается. Ну, не может, говорит, этот поход для мазохиста удовольствия до-ставить. Тебе-то, спрашивается, какое дело, что ты об этом мазохисте заботишься? Мол-чит, только на меня искоса поглядывает...

Встали на правом берегу, невысоком. Зверевы почему-то стоянку "Всадник без голо-вы" назвали. Еще, говорят, траву вокруг костра на ней выжигали и садок (чужой) по ры-бу ставили. А я так эту стоянку и не запомнил вовсе.

8.08. Из достопримечательностей запомнился Петров Мост: из всех мелких мостов (Лесуново не в счет) он единственный на 5-километровке показан. Подплываем - точно, стоит мост, гнилой весь, бревна вкривь и вниз перекошены, и перекат под ним с камеш-ками. Но самое интересное, что дорога поперек речки - действующая, только идет она не по мосту, а по насыпи, и в самом низком месте в нее две трубы метровые заложены. По нашей воде они только на 2/3 жидкостью заняты, так что мы на своих байдарках прямо по ним проплыли.

От моста километров на пять отошли - смотрим, справа опять поляна "клас-си-чес-кая". Снизу пляжик, сверху обрыв, сосны на самом краю стоят... На поляне столик обо-рудован и две дорожки из леса выходят, а чуть подальше землянка по всем правилам уст-роена. Ее, конечно, не туристы выкопали, скорее, рыбаки с Вачи (до нее тут 20 км), а может, лесозаготовители.

Рудневы опять хотели пообедать и дальше плыть. Но на этот раз ничего у них не вы-шло: Иренка у Петрова моста часы забыла. Она их, перед тем, как в трубу нырять, сняла и на камешке греться положила, чтоб, значит, в случае чего память осталась. Села Ирен-ка в каяк и давай против течения грести. А времени уже третий час. Пришлось сразу по-сле обеда на полянке лагерь ставить. Тут и Иренка с часами вернулась: два часа вверх шла, меньше часа - обратно. Есть, значит, в реке течение-то.

Чуть повыше нашего лагеря заводь большая, типа болота, и вода в ней градусов на пять, чем в Сереже, теплее. Пониже на другом берегу пляж просторный и белеется на нем что-то. Смотрели-смотрели, понять ничего не можем. Пришлось туда вплавь пере-бираться. Ширина реки тут метров 50, глубина метра три. Даром, что только что вся вода в двух трубочках помещалась. Переплыл, оказалось там лодка лежит настоящая, дере-вянная, на цепочке. И река возле пляжа (сто метров от лагеря) во всю свою ширину глу-биной по пояс. Такое вот у нее в продольном направлении дно неровное.

Дети в этом лагере вдоволь через речку поплавали. Впервые, кажется, на такое рас-стояние. Но тут солнце за деревья ушло, пришлось из воды вылезать и на песке греться. А попозже еще одно развлечение устроили - аэробол. Это такая игра вроде регби, но на летающей тарелке. Две команды, у каждой ворота типа футбольных, и надо сопернику в ворота эту тарелку забросить. Правил нету, единственное, что с тарелкой в руках бежать нельзя, а можно лишь перекидываться. Ну, и еще взрослым на чужую половину поля не заходить и по лицу ногами не бить. Особенно интересно при сильном ветре играть, или когда тарелка от земли под неожиданным углом отскакивает и мимо вратаря к нему в во-рота закатывается.

9.08. День начался с изучения карты. Прикинув, что в таком темпе нам не то что до Мурома - до Теши не доплыть, решили взяться за ум. То есть погрести посильнее, чтобы пройти побольше. Иренка этот день так запомнила:

"Река привораживала всех по своему. Лена вскликнула:

— Гляньте, ожерелье на дне лежит!

И ведь все видели серебристое колье, а доставать веслом Лена стала - корешок. Ка-рине песочные пляжи все чудились и лысые персики. Леша Дещеревский все станцию "Мир" видел по ночам воочию, сопереживал космонавтам нашим - они боролись за вы-живаемость станции, а ему не дали довести нашу экспедицию до борьбы за выживае-мость: больше 3 часов грести - ни-ни, под дождиком поплыть не дали, до Мурома догре-сти не дали, а кормили все время до краев. Даже perccottus glehni давали есть".

Заночевали (9-10.08) на левом берегу, чуть ниже Румасово, у плотины (по карте там как раз поляна кончается). Место редкое: над речкой высоченный бугор, в нем - овраг, через овраг - бревно, и у бревна над обрывом хижина (шалаш). Дети, которые в Румасо-во за молоком не ходили, хижину эту весь вечер благоустраивали.

По бугру дорога идет Натальино-Салавирь, здесь она гравий-песчаная, но утрамбова-на хорошо. Вдоль дороги - следы малины. За рекой (ее можно перейти по плотине) - ос-тров, на нем тьма смородины. Обносить плотину не надо, справа вода промыла новое русло. Вечером мимо лагеря местные старожилы ходили. Родились здесь когда-то, потом в город уехали, в начальство выбились, а теперь специально на родину поглазеть приеха-ли. Про промоину рассказали, что вовсе не новое это русло, а самое что ни на есть ста-рое, просто когда плотину делали, его засыпать пришлось. Теперь вот вернулось все на круги свои.

10.08 выплыли рано. Речка здесь уже не такая дикая: то мостки мелькнут, то тропи-ночка к воде выйдет, а то и лодка на цепи плавает. Но людей все равно нет. Кистаново с реки не видно, а про Пустынь только свежекошеный луг напоминает. Моста, на 2-километровке обозначенного, тоже, разумеется, нет.

В Валтово остановились у моста. Ближайшие дома в полкилометре, но женщины все равно в деревню за молоком и хлебом пошли. Больше часа ходили! Я и искупаться успел, и на местных поглазел, как они рыбу неводом бередили. Они, чтобы не перетрудиться, к реке из деревни на мотоцикле приехали.

После Левино берега опять очень приятные: сосны, песочек... Правда, видно, что по берегам коровы иногда ходят. А вот и стадо с пастухами идет! И так мы на него загляде-лись, что в байдарке вдруг воды по пояс стало! Еле-еле к берегу причалили, вещи на пе-сок покидали, глядь - в дне дырка чуть не полметра. В общем, клеиться надо, заодно и пообедаем. Только вот место для обеда не посреди стада найти бы...

Положили на дырку коврик ижевский, придавили гермомешками. Что воды не боит-ся - на дно кинули, что боится - повыше. Самое дорогое Рудневым в байдарку сложили. Дальше пешком пошли, байдарку на веревочке ведем. Хорошо, речка здесь не глубже, чем по колено, а то по берегу пройти трудно: то старица, то болотце, а то просто заросли ивняковые.

В полкилометре от стада нашли на левом берегу чудесный пляж. Солнце прямо в не-го жарит - резина вмиг сохнет. Пока Рудневы обед варили, мы байдарку просушили, за-шкурили и зашивать начали. Потом мы есть пошли, а Леша Руднев дырку зашивал. К концу обеда заклеились, всего на привал часа три потратили. Только с купанием трудно-сти начались: мелко уж очень. Впрочем, под бревнами (а они тут на каждом повороте) течение такие ямы вымывает, что иногда с ручками.

Последний лагерь (10-11.08) устроили в устье Сережи. А зря, чуть повыше пре-красные места были. Здесь куда как хуже: на левом берегу, где мы встали, - коровье пастбище, голо. Справа - густарник, старицы, сыро. На самой стрелке - редкие дубы, по-лулуг. Дрова - кривые дубовые бревна типа "попробуй распили". За Тешей (вода в ней показалась на градус теплее) есть сосны, но пляж сильно коровий.

Было бы чуть пораньше, мы бы по Теше вверх попробовали пройти, до приличного пляжа. Впрочем, в такое время купаться все равно уже холодно. А так - встали на Сере-же, на левом берегу, чуть выше устья. Внизу пляжик неплохой, но купаться мелко, и солнце ушло уже. Еще на этой стоянке рыбак нам встретился дикий. Говорит, дня три как из дома ушел, теперь по речке обратно поднимается. Кормится тем, что поймает, а вот с деликатесами типа тушенки - напряг. В общем, выменяли у него ротана на уху и хлеба с луком, благо у нас маршрут кончается, а продукты остались. Мы-то сами за весь поход так и не поймали ничего (Лена говорит, удочку надо было брать).

Уха вкуснющая вышла, странно только, что съесть не смогли. Видимо, опять синд-ром Рудневых! Всего дважды я с ними плавал - а уже заразился.

Попросту говоря, синдром Рудневых - это когда в походе чего-то в избытке. Причем дело тут не столько в Карине (хорошего человека должно быть много), сколько в Леше. А именно, раньше, собираясь в поход, мы всегда старались брать снарягу по минимуму. Но вот появились Рудневы и - как результат - на Зилиме впервые в нашей практике каж-дая из пяти байдарок везла свои костровые. На Сереже дублировались уже три номина-ции: 2 топора+пила (на двух мужиков), лишний комплект карт и совершенно ненужное весло (которое, впрочем, удалось, разобрав, засунуть в каяк)…

Правда, насчет топоров и пилы Леша не согласился. Ну как один топор сломается, а второй утонет? А таганок-то без пилы не растопишь! Под него надо дрова аккуратные класть, ровные, без изъянов. Не дай бог гнилье какое ненароком попадется.

Я, впрочем, один раз попробовал по-своему. Накидал хворосту, сучьев, спичку кинул, сижу, чай кипячу. Тут Леша Руднев идет. Увидел, аж сел. Выбрось, говорит, из костра эту гадость немедленно! От нее ни огня, ни дыма настоящего нет, еда полдня варится и дрова все время подкладывать надо. А правильнее, говорит, так: напилил, наколол, раз-ложил, ушел. Через полчаса искупался, вернулся, и как раз к ужину.

Стал я этот свой ивняк-сосняк неправильный из-под таганка вытаскивать. А он уже разгорелся, рукой не возьмешь, а палкой - того гляди котелки опрокинешь. Мучился я так, мучился, Леша с Серегой уже пилу наладили, ветку подходящую обихаживают, а у меня так ничего и не вышло. Тут каша закипела - пришлось крупу всыпать, молоко-изюм заложить, а костер все не гаснет и не гаснет! Того гляди чай закипит, а Леша с Се-регой ветку свою только в одном месте перепилили. Прямо хоть водой сучья эти прокля-тые заливай!

Снял я кашу, настаиваться отложил. Заварили мы чай, поужинали. После еды Леша с Серегой ветку в два счета перепилили и на мелкие полешки покололи. Костер к тому времени прогрел наконец, и место под таганком для правильных дров освободилось. Жаль только - подкладывать их вроде и незачем уже. Но меня за торопливость все равно почти не ругали: оказывается, брусочки эти свежепоколотые вполне к утреннему дежур-ству пригодиться могут.

А вообще-то Руднев насчет таганка правильно говорит. Я сам тоже люблю так костер делать, чтоб котелки повесить и на час на речку уйти, а потом сразу к накрытому столу с кашей вернуться. Важно только, перед тем, как купаться, кого-нибудь к костру дежурить позвать...

В последний день осталось нам 5 километров по Теше подняться. Она здесь очень на Сережу перед устьем похожа, только шире раза в три да поглубже чуть. Дно песчаное, течение приличное очень. На Т-3 с двумя гребцами от силы километра три в час получа-ется. Чтоб труд сэкономить, мы поближе к берегу держались, на том и попались: зато-ченный кол опять в нашей байдарке дырку сделал. Как и в прошлый раз, заткнули ее ижиком и погребли дальше.

Наконец мост ж/д показался. За мостом по карте уже село, поэтому разбираться ре-шили ниже моста. От станции подальше (2,2 км вместо полутора), зато народу меньше. Леса никакого, один ивняк, а вот пляж хороший.

Веревку для сушки одним концом к кустам привязали. А с другой стороны - голое поле, ни деревца. Правда, бугорок есть: если там из весел треногу соорудить, к ней вере-вочку приладить, как раз сушилка получится. Только вещи развесили - глядь вдоль реки мотоцикл едет, и веревка наша у него точно на уровне шеи получается. Пришлось ветку взять, веревку поднять. Мотоциклисту этот трюк так понравился, что он потом еще раз с друзьями специально приехал, чтобы под нашей веревочкой на полном газу прокатиться. А вообще-то метрах в 100 параллельно этой другая дорога идет, не хуже.

Солнце до обеда вовсю жарило, а нам только того и надо: байдарки сушить сподруч-нее. После обеда на небе дымка пошла, явно дело к дождю. Но мы к тому времени уже все высушили, зашили, заклеили и на станцию собрались.

В целом Сережу можно охарактеризовать, как речку наоборот. От истока к устью глубина реки монотонно уменьшается с 1-3м до 20-40см. В низовьях, несмотря на обилие песка, трудно найти место, чтобы искупаться. Редкие ямы глубиной метр-полтора, прав-да, попадаются, но больше одного человека там не поместится. То есть плавать можно только по очереди, точно выдерживая направление и скорость против течения: чуть мед-леннее или быстрее - и брюхо сразу шуршит по песку, а то и коряге. Не хотелось бы в таком месте пропороться, тем более, что резину для заплаток мы брали только на бай-дарки.

Одновременно с обмелением реки по мере приближения к низовьям увеличивается количество песка по берегам и в русле, все больше становится пляжей. Ширина реки рас-тет медленно, а вот скорость течения, вначале почти нулевая, к концу маршрута местами достигает 4-5 км/час.

Дорога домой

С недавних пор на станции Родяково (Натальино) поезда останавливаться перестали, и уехать отсюда можно только электричкой. На дату похода электрички на Муром от-правлялись в 5.52м, 6.33в, 10.32а, 14.25а, 18.35м и 22.30а (а - идущие из Арзамаса, м - из Мухтолово, в - из Венца). В обратную сторону: 5.14а, 8.24а, 12.43а, 14.23м, 17.02в, 20.34м. Мы уехали в 18.35, и еще успели до темноты поглядеть на Оку. А вот в Арзамасе нас ждало разочарование: самый дешевый билет до Мос-квы стоит " 100 тыс. (в Арзамас мы доехали за 50), и за ним еще нужно отстоять длиннющую очередь, а все поезда - про-ходящие.

Чуть поколебавшись - ждать ли ночных поездов за 100 тыс, или ехать электричкой, выбрали второй вариант. Тем более, что в двух вечерних поездах мест не было. Элект-рички на Вековку идут в 5.13, 7.40, 13.20, 17.10, 19.45 и 21.00, в пути 2-3 часа (утром больше). В субботу и воскресенье есть электричка во Владимир (прибытие из Владимира 12.10, отправление обратно 14.10). Раньше был и прямой поезд на Черусти, но теперь его отменили, и в Вековке надо делать пересадку. Впрочем, это не самое страшное, что мо-жет случиться в жизни.

Около 11 ночи мы были в Вековке. Местные поезда на Черусти отправляются в 3.40, 8.23, 12.01, 15.40 и 20.40. Нам выходило ехать в 3.40, то есть предстояло 4 часа провести на вокзале. Рудневых это не устроило, и уличив момент, они подцепили какой-то слу-чайный фирменный поезд (отпр. в час ночи, прибытие в Москву в шесть утра), что обо-шлось им по 70 тыс. с носа. А мы, узнав, что наша "элек-три--чка" приходит из Черустей в 23.45, подошли к проводнице 3-го вагона, и она пустила нас спать внутрь. Вроде, пуска-ют всех, у кто с детьми. Прав-да, дверь запирают и в туалет тоже не сходишь. В общем, с 12 ночи до 5 утра (время прибытия в Черусти) мы спокойно спали в своем купе.

Электричка из Черустей идет в 5.24, с той же платформы, куда приходит поезд из Ве-ковки. Кассы - в вокзале, к тому же наш поезд чуть опоздал, так что поехали без биле-тов, рассчитывая выйти где-нибудь в Куровской, чтобы выгулять детей и, купив билеты, пересесть на одну из следующих электричек. Увы, в Шатуре в хвост нашей электрички зашел контроль, и когда он добрался до нас, пришлось платить штраф. Правда, узнав, что Иренка - мать-героиня (точнее, просто многодетная, но я очень кстати перепутал) штрафов он с нас взял всего на 40 тыс (би-леты стоили бы 50). С другой стороны, "оплатив" проезд, мы просто вынуждены были ехать до самой Москвы, дети едва дотер-пели...

Ну и последнее. Если уж ехать в Москву "на перекладных", полезно иметь в виду, что во всех "электричках" от Арзамаса до Черустей есть "ле-жачие" вагоны, нужно только за-ранее узнать их номера и не спутать при посадке.





Copyright © Аркадий Копаница 2000-2002 

счетчик посетителей сайта contadores sexcams videochat
Экстремальный портал VVV.RU
Hosted by uCoz