в начало

Клуб "Азимут", г.Пущино

ДЕВЯТОВСКАЯ ПЕЩЕРА, 1999

Отчет о спелеопоходах, состоявшихся 5-7.11.99 и 28.11.99

В первом походе участвовали: Воронежский Степа (8 лет), Дещеревские Леша (рук.), Олег (9), Оля (11), Дубровский Петр (11), Кошевая Настя, Наумченко Мак-сим (12), Панков Андрей (12), Шабнов Максим (12), а также Лацис Иван (11), Ми-хаил (6) и Малаховская Яна.

Во втором походе участвовали: Бадаев Никита (11), Дещеревские Леша (рук), Олег (9), Оля (11), Дубровский Петр (11), Наумченко Ксения (9), Максим (12), Пан-ков Андрей (12), Решетилов Павел (12), Шабнов Максим (12).

Отчет написан Дещеревским Лешей при участии Оли, Никиты, Ксении и обоих Максимов.

Как известно, туристы - существа нежные, теплолюбивые и привередливые. Они страшно не любят всякие трудности, опасности и прочие неудобства. Поэтому сразу после наступления зимних холодов мы забросили велосипеды и байдарки и стали искать, где потеплее.

Менее сообразительные походники в это время отправляются на юг. Поскольку пешком туда не добраться, а на поезде ехать долго и дорого, многие идут на лыжах. Но дело это почти безнадежное. Некоторые лыжные туристы сразу путают правильное направление и неделями бродят по хибинской или уральской тундре, так и не обнаружив теплое море. Другие замерзают еще в окрестностях Пущино и уже к вечеру возвращаются домой, чтобы подсушить снаряжение и наутро вновь повторить безнадежную попытку.

Мы поступили хитрее. Как геофизик, я твердо знал, что ближе к центру земли температура повышается, поэтому решил повести всю секцию вниз. Там, под землей, где совсем нет никакой грязи (а только благородная пещерная глина), так хорошо думается о чем-то возвышенном, светлом и чистом, не при детях будь сказано! В общем, на ноябрьские праздники мы отправились в недавно откопанную Девятовскую пещеру.

Найти эту пещеру нетрудно. Для этого нужно только точно знать положение входа. Нам все ценные советы, а заодно и карту пещеры дал известный спелестолог Михаил Сохин. В отличие от схем, найденных в Сети, эту карту (съемка А.Парфенова, 1988г) явно составлял человек с компасом и рулеткой: об этом говорит совпадение азимутов и метража некоторых перемерянных нами ходов. Но вот ручки у топосъемщика явно не было: названия большинства гротов на схеме отсутствуют. Впрочем нас это не испугало, и в пятницу утром экспедиция двинулась в путь.

Для первого спелеовыезда мы были экипированы весьма средне. Запасной свет был представлен, в основном, свечками, а вместо комбезов кое-кто был укутан плащеобразной тканью, замотанной на поясе какими-то тряпками. Поэтому базовый лагерь мы поставили на поверхности, в небольшом сосновом перелеске, впрочем, достаточно спокойном и тихом. До входа в пещеру отсюда метров четыреста, до воды - шестьсот-семьсот.

После обеда под землю ушла первая группа: Воронежский Степа, Дещеревские Леша, Оля, Олег, Дубровский Петр и Панков Андрей. За три с небольшим часа мы посмотрели привходовую часть, сходили на Тихий океан, в Подольский тупик, гроты Москву и Обвальный. В 17.15, когда мы выбрались наверх, на улице уже темнело.

Наутро в пещеру отправились Дещеревский Леша, Дубровский Петр, Наумченко Максим, Панков Андрей и Шабнов Максим. За 8-часовой выход мы планировали обойти всю систему по кругу: Зубы Дракона - гроты Озерный и Здравствуй-прощай - 12-метровый лаз - Море Франца - Подвалы Мюллера, и нам это вполне удалось, хотя в Подвалы мы только заглянули, да и в других закоулках не очень-то задерживались. Но общее впечатление о системе составили, нашли и проход в непоказанную на карте систему-v, которая с этого момента стала нашей основной целью.

В Подвалах Мюллера всем очень понравились вертикальные щели. Еще в Пущино, изучая карту пещеры, мы выбирали наиболее звучные названия, предполагая встретить там что-нибудь интересное. И не зря. Действительно, эти обвальные гроты, спуски и подъемы совсем не похожи на обычные искусственные выработки и чем-то даже напоминают настоящие пещеры. Вот что написал Максим Ш..: "Мне понравились Подвалы. Там было очень много дырок, которые то выше, то ниже. Этим я хочу закончить Историю...." А еще Максима очень заинтересовали таблички с разными надписями и рельсы подземной железной дороги, по которой в старые времена рабочие толкали вагонетки с добытым камнем. Недавно в Девятовскую пещеру приезжала специальная экспедиция Переславского музея паровозов. Археологи взяли для музея образцы этих необычных рельсов. В самых больших штреках рельсы выглядят почти как настоящие, только в несколько раз меньше. А в маленьких и вспомогательных ходах для экономии металла рельсы были деревянные, и только сверху для укрепления к ним прибивались длинные железные пластины. Теперь деревяшки в основном сгнили, а полосы толстой, часто гнутой железной ленты тут и там украшают пол и стены пещеры. Но в некоторых местах еще можно найти целые железо-деревянные рельсы, иногда даже со шпалами.

На обратном пути я немного обогнал всех в 12-метровом шкурнике и по соседнему коридору переполз в грот, отделенный от средней части шкурника лишь тонкой скальной стенкой. Я даже слышал, о чем говорили ребята, обнаружившие мое отсутствие. Все они впервые оказались в большой пещере, но никто не запаниковал и не бросился вдогонку, рискуя сбиться с дороги и заблудиться. После короткого обсуждения было решено оставаться на месте, экономить свет и ждать моего возвращения. Потом все часто вспоминали эту проверку, только Шабнов Максим говорил, что ему 12-метровый шкурник понравился, а Никите, наоборот, нет.

А вот автобаза понравилась всем без исключения. Вот как ее описал Максим Наумченко. "На автобазе стоит семь старых грузовиков и висит табличка, что в связи с ремонтными работами стоянка личного автотранспорта запрещена. А еще там есть три маленьких снеговичка, настенные мордочки и символ пещеры. Все они сделаны из глины".

Чтобы поход был удачным, оставьте пещерному духу какой-нибудь маленький подарок: кусочек свечки, хлебные крошки или сделанное своими руками скульптурное изваяние.

Когда мы вернулись в лагерь, там обнаружились Малаховская Яна, Ваня и Миша. Мы договаривались, что они возможно приедут к нам на несколько часов и даже сходят под землю, но сколько таких разговоров кончается ничем! Конечно, мы все были очень рады, а особенно Ваня, который уже больше недели не ходил ни в какие походы и поэтому был готов лезть куда угодно, даже в пещеру.

Записавшись в журнале выходов, Яна увела на исследование грота Обвальный Олега и Олю Дещеревских, Настю Кошевую и Ивана Лациса. Но до грота они так и не дошли, посвятив все выделенное им пещерное время изучению Лифтов и Бронтозавра. Вот как описала этот вечер Оля:

"...Олег шел первым, я вторая. Сначала залезли к Лифтам, я немного поднялась вверх по шкурнику (не вертикальному) и вдруг... развилка! Не обозначенная на карте! Заглянула влево - шкурник, железный плакат "Ленинская комната". Пролезла еще метра два, сзади по-прежнему никого. Может, они уже ушли? Вылезать пришлось по-рачьи, еще два хода (один шел полого вверх, другой - шкурником вправо) обследовать не успела. А наши, оказывается, не ушли, внизу спокойно сидели. Но меня наверх больше не пустили, не поняли..

Идем дальше, я опять за Олегом. В трудных местах я от нечего делать рисовала свечкой на потолке стрелки копотью к выходу и искала кристаллы известняка. Олег прошел, не заметил ничего интересного. На потолке - уступчик сантиметров десять. Я его оглядела, а посередине - какой-то комок. Поднесла свечку - пушистый! И сразу догадалась - летучая мышь. Яна сказала: "убери свечку, они света не любят". А свою свечку поставила сбоку на выступ, чтобы хорошо было комок видно. Летучая мышь очень похожа на обыкновенную, но с боков у нее торчат крылышки (сан-ти-мет-ров пять). Она дернула ими, пошевелила усами. Так забавно! Но нам пора идти дальше...

Вечером у костра мы сидели с гитарой. Леша спел песню про то, как стрелок победил чудовище и не попросил у короля ничего, кроме портвейна, а потом оставил короля и его дочку в дураках. Максим Ш. от радости не выдержал и сказал: "Обломался король!" Все дружно рассмеялись, а потом мы с Петей и обоими Максимами долго вспоминали этот смешной случай"

Миша и Ваня за ужином так объелись, что разбрелись по палаткам и сразу заснули. Когда Яна их наконец отыскала, возвращаться к папе было уже поздно и в результате им всем пришлось ночевать вместе с нами.

Последний выход в пещеру состоялся в воскресенье. За время этого 9-часового выхода мы не только сделали топосъемку неизвестной части пещеры, поставив 120 пикетов, но и побывали еще в нескольких не посещенных в прошлые выходы закоулках. В этот выход ходили трое Дещеревских и Петя, которые уже имели опыт геодезических съемок в Пущинской пещере, а также оба Максима, которые горели желанием сходить туда, где они еще не были.

Поднявшись на поверхность около 17.00, мы быстро съели приготовленный для нас обед, упаковали рюкзаки и в начале восьмого уже ехали к дому. Так кончился наш первый выезд в Девятовскую пещеру.

Второй поход состоялся через две недели после первого. Девятовская пещера - единственная значительная по размерам старинная горная выработка в окрестностях Пущино, куда мы можем поехать на один день и при этом провести под землей около восьми часов. Мы хотели сводить в дыру новичков, которых родители побоялись отпускать на три дня, и провести разведку ходов "Клиф" и "Изврат". Теоретически пещера может иметь продолжение в этом направлении и даже соединяться с Рыбинкой - другой искусственной подземной системой, вход в которую находится в полукилометре ниже по течению Десны. Кроме того, мы хотели осмотреть один аппендикс v системы, куда мы не успели слазить в прошлый раз.

Около 10 утра мы спустились под землю, переоделись и вместе с Димой, Леной и Лешей, приехавшими к нам из Люберец, двинулись вперед, к Рокоходу. В прошлый раз я едва не застрял в Зубах у Дракона, поэтому теперь мы решили обойти Зубы через соседний перелаз, который Никита обозвал Драконовой шеей. Ему, в отличие от меня, и зубы, и шея очень понравились. Странно: другие места Никита ругал именно потому, что там было слишком узко...

С вещами и втринадцатером, двигаясь одной группой, мы работали не так эффективно, как могли бы. Тут уж не до индивидуальных занятий с картой и компасом - знай, не отставай, не задерживай задних. Но план мы выполнили: новый проход из Клифа действительно обнаружили. С радостью мы взялись за его топосъемку, но увы - вскоре лаз вывел в известную часть пещеры. Вернувшись обратно к лагерю и замкнув таким образом кольцо топосъемки, мы перекусили и двинулись в недоразведанный в прошлый поход аппендикс v системы. Узкая щель оказалась настоящим ходом, но пролезть в него смогли только дети. За перелазом они обнаружили небольшой зальчик со следами свежего обвала и двумя ходами в разные стороны.

Леша и Лена остались расширять проход в надежде воссоединиться с детьми, а я вернулся в iv систему, чтобы попытаться выйти к детям со стороны Геркулесовых столбов или хотя бы услышать из-за стенки их голоса. Увы, в районе предполагаемой встречи дорогу мне преградил монолитный известняк. Значит, найденное продолжение ведет в действительно новую часть пещеры, где еще не ступала нога современного человека! В эту щель наверняка не пролезет ни один взрослый. Неужели мы никогда больше не увидим наших детей? К счастью, кто-то из них задел непрочные камни на потолке и под грохот обвала дети выскочили обратно. Впрочем, был ли это действительно обвал, или всех испугал чей-то внезапный оклик, пусть выясняют археологи , которые в далеком будущем толпами двинутся в эту пещеру, чтобы изучать там следы нашего пребывания.

Вскоре мы вновь собрались в подземном лагере. Очередной переход по длинным подземным коридорам, где когда-то добывали камень для строительства московских домов и храмов. Вот и знаменитая автобаза! Короткое переодевание, и после непродолжительного перехода мы едем домой! Интересно, о чем сейчас думают родители? Наверно, про отмененные электрички и автобусы и припозднившихся, голодных и замерзших, но все равно очень довольных спелеологов? Или просто про предстоящую стирку?

А мы... Мы дремлем в теплом дежурном автобусе, который уже совсем скоро привезет нас обратно в Пущино...