Общественное объединение клуб "Азимут", г.Пущино ТАРУСКА - 2002Отчет о водном походе по рекам ТАРУСКА и ОКА (Калужская обл., 70км, 1 к/с) Маршрут похода: Пущино - Таруса - Лопатино - р.Таруска до устья - р.Ока до г.Пущино совершенном 11.04-14.04.2002 группой в составе:
Автор А.Дещеревский, Содержание отчета:
1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКИТаруска - одна из наиболее доступных для пущинцев паводковых речек. Заброска возможна как автомобилем (расстояние от Пущино до места начала сплава 75-80 км), так и автобусами Серпухов - Таруса , затем Таруса - Лопатино . Проехать выше Лопатино можно, договорившись в водителем лопатинского автобуса, или сделав в Лопатино пересадку на местный колхозный транспорт. Летом Таруска сильно мелеет и становится, по-видимому, менее пригодной для сплава, чем Вашана и даже Скнига. Однако весной из-за большой площади водосбора Таруска превращается в стремительный бурный поток. По расходу воды она в это время сравнима с Лопасней, но уклон русла Таруски примерно в два раза больше. Наиболее интересно среднее течение реки, от поселка Ям до Лопатино. Падение приближается к 1.5 м/км, а количество населенных пунктов минимально. Мы прошли только нижнюю часть Таруски, но и здесь нам встретилось множество каменистых перекатов (требуется осмысленный маневр!), прижимов и вполне выраженных сливов, а уклон реки был заметен, что называется, на глаз. На ночевку можно остановиться в придорожном сосновом лесу напротив Похвистнево или ниже. Последние пригодные для стоянки места имеются в районе ЛЭП Алексин-Протвино. Интересно, что по характеру русла Таруска резко отличается от текущей неподалеку Шани, на которой мы были год назад. Как нам тогда показалось, Шаня сплошь состояла из одного непрерывного быстротока, а уклон речки практически не менялся на протяжении всего маршрута. На Таруске плесы со спокойным течением чередуются с короткими каменистыми грядами, выбирающими основное падение русла. Впрочем, не исключено, что разница между речками была бы не столь заметна, если бы мы проходили их в одинаковую воду. На Шане мы застали пик паводка, а по Таруске шли спустя две недели после полного таяния снега. Воды для сплава еще хватало, но острые камни на перекатах все же оставили нам несколько дырок на шкурах. В паводок Таруска примерно соответствует первой к/с. Сложных препятствий нет, но плыть не скучно, зевать некогда. Перед истоминским (похвистневским) мостом в левой протоке есть настоящий порожек с косым сливом высотой 0.5м; еще один простой полуметровый слив имеется в самом устье (весной он может быть затоплен). Течение местами достигает 7-8км/ч; в пик паводка скорость потока наверняка выше. 2. ДНЕВНИК ПОХОДА2.1. Подготовка и заброскаЧтобы не повторять прошлогодней ошибки, на этот раз мы вместо пятницы поехали на реку в четверг. К тому же вместо тринадцатого числа было одиннадцатое. Выехали с часовым опозданием, зато по льготной цене. Автопредприятие Юг-Авто Олега Добранского, осуществляющего пассажирские перевозки по маршруту Москва-Пущино, предоставило машину для детской группы за треть или половину коммерческого тарифа. В Серпухове мы забрали присоединившихся к нам в последний момент Лешу Блинникова и Женю Кулакова. Они не знали, что машина задерживается, и изрядно поволновались. Но в конечном счете все обошлось - на реку мы приехали за три часа до наступления темноты. На первом мосту через Таруску Анатолий Михайлович - наш водитель - остановил "Газель", и мы вышли на мост. Блинников Леша, который уже неоднократно плавал здесь раньше, сразу сказал, что воды очень мало. Ну ничего, бывают речки и мельче... Стапель организовали на левом берегу в 1 км ниже Лопатино. Чтобы поставить лагерь, пришлось проехать через территорию неработающего дома отдыха. Хозяев-сторожей на месте не оказалось, поэтому ворота турбазы открыли без разрешения (но потом закрыли!). Думаю, турбазовцы на нас не обиделись: по территории мы не бегали, палатки поставили за забором, а перед отъездом еще и убрали весь мусор, раскиданный кругом рыбаками и отдыхающими. Рано утром к нам присоединились последние три члена группы: Малаховские Миша, Ваня и Яна. Чтобы быть на реке в полседьмого, они выехали из Москвы в четыре утра! Помимо трех членов экипажа, папа Миши и Вани привез на Таруску сорок килограмм антиквариата, а именно, бесценный трехместный Салют, выпущенный, судя по состоянию шкуры, задолго до последней войны с японцами. Впрочем, собрать это чудо техники удалось даже легче, чем наш клубный Салют-2, в недрах которого успело покоробиться, треснуть и сгнить уже не одно поколение деревянных деталей. Как правило, после каждого ремонта размер вновь изготовленной деревяшки случайным образом отличался от размера детали-предшественницы на несколько миллиметров. Поэтому составление лодки из этого набора огрызков алюминия, крючков, шпингалетов, палочек и тряпочек всякий раз превращается в нетривиальную творческую задачу. Но нам ли - зубастым, рукастым и головастым - бояться такой ерунды! С помощью плоскогубцев, кувалды и, как мне подсказывают с галерки, какой-то матери (вероятно, пресвятой девы Марии?) к десяти часам все лодки были собраны и экипированы. Экипажи заняли места согласно штатному расписанию, и процессия двинулась в путь! 2.2. Пятница, 12.04.В течение дня мы должны были пройти километров пятнадцать - расстояние скромное даже для Таруски. При благоприятном раскладе вполне могла получиться полудневка. Увы, в середине второго перехода байдарка Яны пошла ко дну: огромная дыра поделила видавшую виды шкуру на две половины. В отличие от обычных дыр, вытянутых вдоль корпуса лодки, наша имела преимущественно поперечное простирание и, как говорят геологи, несогласное залегание на контакте с проклейкой. При ремонте таких пробоин главная сложность состоит в том, что натянутая на каркас шкура разъезжается и растягивает края дырки, поэтому перед зашиванием и заклейкой приходится почти полностью разбирать лодку. А ведь для старого Салюта каждая разборка могла стать последней! К счастью, на это раз нам удалось справиться с каркасом без серьезных поломок. Но штопка, клейка и обед заняли больше трех часов, и с мечтой о полудневке пришлось расстаться. Между Похвистнево и Бояково есть несколько вполне нормальных мест для стоянки. Но поскольку в субботу утром Женя должен был уехать на работу, мы постарались подойти максимально близко к Тарусе. Последнее пригодное для лагеря место обнаружилось в 200 метрах ниже линии ЛЭП, на Л берегу Таруски. С эстетической точки зрения оно ничего особенного не представляет, но для ночевки вполне годится. 2.3. Суббота, 13.04.Утром Женя и Леша встали с рассветом, чтобы успеть в Серпухов к одиннадцати. Второй вышла наша байдарка - я хотел проводить ребят в Тарусе. Увы, спешка до добра не довела и вскоре мы тоже получили основательную пробоину в трюме. Отчерпав воду, мы заткнули дыру ковриком и помчались дальше, но ребят уже не догнали. Только помахали вслед уходящему автобусу. Ближе к обеду флотилия собралась в устье Таруски. До предполагаемого места ночевки в Бехово оставалось километров семь, и мы не очень спешили. Ниже Бехово удобных мест для стоянки на Оке практически нет, а если бы и были, дойти туда с продырявленной шкурой мне было бы непросто. А чиниться и обедать в Тарусе никому не хотелось, гораздо приятнее сделать все это на стоянке. К тому же после полудневки нам будет легче выдержать завтрашний длинный и довольно непростой тридцатикилометровый переход от места ночевки в Пущино. Заночевали мы там же, где и в позапрошлом году. Палатки поставили около ручейка чуть пониже землянок. После обеда группа под предводительством Максима отправилась на противоположный берег Оки на разведку карьера. Яна повела отряд в Поленово, а я остался караулить лагерь и чинить байдарку. Чтобы не терять время, мы не стали разбирать лодку, а ограничились чисто косметическим заделыванием дырки. Потом, в Азимуте, поставить на место капитальную заплатку будет гораздо проще, если, конечно, участники похода не попытаются свалить ремонт на соседа. Перед ужином состоялось последнее запланированное мероприятие - большой футбол! Стойки ворот сделали из обычных кольев, вместо перекладин положили байдарочные весла. Игра получилась веселой и интересной, для выявления победителя пришлось даже провести серию послематчевых пенальти. За ужином все дружно обсуждали перипетии прошедшего матча, и только неисправный фотоаппарат злобно посмеивался в своем гермомешке. Благодаря его козням ни одной фотографии из этого похода мы так и не привезли. А посмотреть было на что: ну где еще вы увидите циклопические сооружения транспортеров-смесителей на песчаном карьере, или довольную детскую физиономию, торчащую из дыры в байдарочной шкуре... 2.4. Воскресенье, 14.04.Чтобы успеть в Пущино пораньше, выйти решили в восемь утра. Яна с детьми немного подзадержались, и мы договорились, что они догонят нас в устье Протвы. Но несмотря на все наши старания плыть помедленнее, в условленном месте нам пришлось провести почти час. Наконец, на горизонте появилась отставшая байдарка. Но плыть с нами они вовсе не собирались - после длинного перехода им тоже нужен был отдых. Назначив следующую встречу в устье Нары, мы двинулись дальше. На детской байдарке возникли какие-то разногласия, и ближе к Серпухову наше флагманское судно осталось в гордом одиночестве. Впрочем, экскурсия в устье Скниги быстро исправила ситуацию. С трехчасовым опозданием мы остановились на большой перекус на пляже у устья Нары. Чтобы вернуться домой вовремя, пришлось отменить запланированную экскурсию в большой серпуховский карьер. Помахав ручкой манящей протоке, мы поднавалились на весла и через два перехода пришвартовались на пляже возле Дельфина. Поскольку грузоподъемность большинства участников похода оставляла желать лучшего, носить тюки с реки в клуб пришлось мне, а остальные в это время разбирали и упаковывали байдарки. Интересно, что уходили мы в поход на двух байдарках, а вернулись на трех. Яна, чтобы не тащить неподъемный Салют домой, решила оставить его у нас в клубе "на вечное хранение с правом использования". Вообще, жизненный путь этого судна богат неожиданными деталями: так, Яне его в свое время просто подбросили, оставив в коридоре у двери. Что ж, будем надеяться, что прогулка по Таруске не станет для этого Салюта последней... Финансовый отчетСобрано 7чел * 50р = 350р + 55р экономия на продуктах при замене О.Дещеревской А.Мухиным - итого 395р. Расходы: а/м 300р, фотопленка в Тарусе 40р, мороженое в Тарусе 15р. Остаток в сумме 50р передан в фонд секции. Участники похода БЛАГОДАРЯТ:Антона Крупенникова - в походе использовался котелок, подаренный им клубу Лешу Лациса, среди ночи доставившего Яну, Ваню и Мишу к месту старта Анатолия Михайловича - водителя а/м "Газель" (автопредприятие Юг-Авто) |
Copyright © Аркадий Копаница 2000-2002 |
|