в начало
       статьи
        видео
       ссылки



Дом ученых Объединенного Института Ядерных Исследований
Дубненский Городской Клуб Туристов

Отчет

О водном туристском походе 4 категории сложности в межсезонье по рекам Северного Приладожья: Тохмайоки - Колоссйоки - Уксунйоки ( 30 апреля - 11 мая 2002 года)

Руководитель похода — А.П.Булах
Тренер — А.Д.Злобин

Автор отчета — А.Д.Злобин, Заслуженный путешественник России

Дубна - 2002

Отчет в формате ms word — здесь.

Содержание

1. Паспорт маршрута.
2. Перечень препятствий.
3. Сведения об участниках.
4. Информация о районе похода.
5. Задачи, решаемые в походе.
6. Лоция
7.Выводы и рекомендации.
8. Дневник.

1. Паспорт маршрута.

Выпускающая организация — Дом ученых Объединенного Института Ядерных Исследований.

Группа защитила маршрут четвертой категории сложности и выпущена на маршрут МКК Московской областной Федерации спортивного туризма, маршрутная книжка № 5 - 2002.

Маршрут: Дубна - Москва - Лодейное Поле - Питкяранта - Маткаселькя - сплав по Тохмайоки до Хелюля - переезд на р.Коллосйоки - сплав от моста у истока из Колласярви до пос. Колатсельга - переезд на р. Уксунйоки по дороге Р-21 до моста и сплав до пос. Уксун — выезд в Лодейное Поле на автомашине — поезд до Москвы и автобус до Дубны. Протяженность активной части маршрута 192 км.

Длительность похода: с 30 апреля по 11 мая 2002 года.

Средства сплава: лодка "Егерь", катамаран - двойка (К-2 ) и катамаран - четверка ( К-4 ).

Дни Даты Ночевки, стоянки План Факт Примечание
1 30.04        
2 1.05 Поезд 112 + + В Лодейное Поле прибывает в 12.00 час.
3 2.05 Маткаселькя + + Руины ГЭС, левый берег. Стапель.Солнце.
4 3.05 Водопад в трех протокахоколо 5мЛевый берег. + + Сплав до Рюттю. Переезд нар.Колласйоки. Солнце. Обнос судов.
5 4.05 Мост в истоке Колласйоки.Правый берег, у обелиска.  + + Финский памятник войне 1939 - 1940 гг. Дождь
6 5. 05 Дом. Узкоколейка. + + Дождь. Вода высокая.
7 6. 05 Каньон Водопадный. Нижеканьона, на левом берегу. + + Солнечно. Обнос рюкзаков.Выезд из Колатсельга на Уксунйоки.
8 7.05 Мост на Уксунйоки. Правыйберег. + + Солнечно. Катамараны прошли под мостом.
9 8.05 Порог Розовый Слон + + Солнечно. Левый берегперед порогом.
10 9.05 Порог Храмина ==Солнечно. Правый берег.Выход в Уксун.
11 10.05 Поезд № 111 = = Солнечно.
12 11.05       Москва. Дубна,

2. Перечень препятствий

Река, препятствияКатегория сложностиПримечания
3 5
1Тохмайоки    
      
      
      
2Коллосйоки    
      
      
3Уксунйоки    

3. Состав туристской группы

nnФамилия, имя, отчествоДата рожденияДолжность и работаТуристский ОпытОбязанности Судно
1Злобин Александр Дмитриевич4.02.1937Ведущий инженер ОИЯИКитой, Куржма, Пскем,Писта, Тавойоки, ВойницаКапитан К-4,тренер.
2Колесов Павел Евгеньевич5.07.1952Фотограф ОП ОИЯИТавойоки, Писта Войница, Охта, Кутсайоки, ПечаШтурман К-4
3Кирилюс Мария Сергеевна Студент ДУПОЧКарельский Башкаус, Кутсайоки, Ук-сунйоки, Тумча, Мста.Матрос К-4
4Заверюха Оксана  Мста, Уксунйоки, Ю.БугМатрос К-4
5Реут Эдуард Францевич12.05.1936Ведущий инженер НИИТавойоки, Писта,  Войница, Пскем, Кутсайоки, Печа,Охта, БашкаусКапитан К-2
6Гаврилов Михаил Михайлович  Тавойоки, Писта,  Войница, Пскем, Кутсайоки, Печа,Охта, БашкаусМатрос К-2
7Булах Алексей Петрович Зам. нач. отдела ОИЯИТавойоки, Писта,  Войница, Куржма, Кутсайоки, Охта, Кар.БашкаусКапитан "Егеря"
8Котова Ольга  Прут, Шлина, Сев.Шуя.Матрос "Егеря"

Замечания по туристскому опыту: Тавойоки, Писта, Войница, Куржма, Карельский Башкаус, Кутсайоки, Тумча - пороги 4-5 к.с. Шлина и Мста - 2 к.с., Прут и Северная Шуя — 3 к.с.усл.

4. Информация о районе похода.

Снятие запретов и ограничений для посещения туристами районов, ранее считавшимися приграничными, закрытыми, позволило открыть новые водные туристские маршруты в Карелии и Северном Приладожье, в частности. Благодаря совершенствованию средств сплава (КНБ, надувные лодки "Егерь" и "Скаут", рафтов, катамаранов, пластиковых каяков) и роста технического мастерства туристов реки с локальными препятствиями при уклоне до 20 м/км и расходом до 250 кубов/сек стали популярными. В Интернете на сайте Константина Бекетова появилась содержательная информация о водопадах Северного Приладожья, возникла интригующая информация о реках Тохмайоки, Колласйоки, Уксунйоки, Янисъйоки, Тулемайоки. Туристы "Интернетчики" создали оппозицию официальным МКК , и в библиотеках ведущих турклубов отчетов об этих реках не оказалось. Официальные лидеры спортивного туризма упустили новое направление спортивного туризма в Европейской части России, которое ранее классифицировали как "как двойка с элементами 6 категории сложности".

Особенность таких рек в сезонном изменении расхода. Летом он падает в 3-5 раз, а по высоте воды в каньонах — на 2,5 - 3 м. Именно поэтому эти реки интересны в межсезонье, в половодье. Угадать его наступление с точностью до

3-4 дней непросто. При холодной погоде на озерах еще не сходит лед, а по берегам лежат сугробы снега. Вода невысокая и препятствия становятся высшей категории сложности — еще открыты камни в порогах и шиверах, а стоячие валы и бочки достаточно мощные. При пике паводка на Уксунйоки, например, расход на нижних порогах достигает до 300 кубов/сек. Водопадные сливы становятся водоскатами, шиверы — мощные валы и бочки. Возникает ситуация, когда категория сложности локальных препятствий может меняться от 3 до 5 в течение недели. Представляется интересным исследование этих рек, которые в ближайшее время станут местом паломничества туристов. Первые обелиски уже появились и очень важно не только бросать вызов природе, но делать это грамотно, расчетливо, надежно.

Чемпионат России по водному туризму на реке Белой (Кавказ) собирает сильнейших водников страны. В пороге Киши-1 оверкиль происходит у 70% каякеров ( все встают на киль!), 60% у катамаранов К-2 и 40% — у К-4. На ключевых препятствиях вероятность оверкиля 50%. Безусловно, мастерство туристсов определяет многое, но замечено, что в пульсирующих валах невозможно заранее высчитать благоприятный режим. При большом стечении туристов нарабатывается статистика оверкилей катамаранов через корму, через нос и по диагонали. Интересно, что шестиместные мастодонты уходят под воду и опрокидываются там, где проходят К-2. Более того, возникают такие нагрузки, что мощная оболочка лопается. Разработчикам катамаранов несомненно это интересно. На порогах разнообразнейшие конструкции катамаранов — разные конструктивные решения силового набора, конструкции гондол, сидений, упоров, не говоря уже об индивидуальном снаряжении и средствах безопасности. Если не увлекаться болтовней о пользе спорта для физического и духовного здоровья россиян, то самое время проводить на этих реках массовые соревнования, ралли.

Мы поймали паводок и прошли три реки (Тохмайоки, Колласйоки и Уксунйоки) в период с 1 по 10 мая 2002 года. По Интернету собрали необходимую информацию ( описания рек, погода, транспортные возможности), установили связь с конкретными людьми. От официальных властей ответов на запросы не получили, установили связь с транспортниками в Питкяранте. Они обеспечили заброску 18 человек на Тохмайоки (до Маткаселькя), из Рюттю - на Коллосйоки и из Уксуна доставили 10 мая в Лодейное поле. Использовали и случайные возможности — 1 мая из Лодейного Поля ехали на автобусе ЛИАЗ до Питкяранты. Оттуда забросились на "Газели" и УАЗе с прицепом до моста через Тохмайоки в районе Маткасельки. Выезд из Уксуна в Лодейное Поле на том жеУАЗе и на поезде — в Москву.

Планируя связки рек с переездами, надо учесть несколько обстоятельств:

  • Некоторые мосты, указанные на карте, разрушены.
  • В период распутицы вводятся ограничения на проезд тяжелых автомашин.
  • Некоторые проселочные дороги засыпаны снегом и непроходимы.

При залповом спросе на транспорт растут цены, возникает дефицит.

Предварительно установить связь с местными извозчиками всегда полезно. Мы стараемся взаимодействовать несколькими группами при переездах.

Район хранит следы боевых действий 1939 - 1940 годов и Великой Отечественной Войны. Повсеместно траншеи, огневые точки и инженерные сооружения. Трофеи собраны, но в земле есть еще боеприпасы. Представьте себе ситуацию — человек решил сжечь бумажный мусор. Огонь перекинулся на сухие листья и траву. Стал затаптывать огонь, а из под ног вылетают патроны.

Мы начали сплавляться по Коллосйоки от моста, перед железной дорогой. Здесь, на холме стоит памятник финнам. Надпись

1939 - 1940
kollaa
kestaa

У подножья памятника скромный венок, рядом маленький из ягеля и еще — из лапника. На елке ящик — лежит осколок, а была когда-то книга для посетителей. Рядом скамейка и кострище на большом камне. Очевидно, это был один из узлов обороны линии Маннергейма. Кстати барон Маннергейм был русским офицером. Он создал линию обороны Финляндии на границе с Россией. Немцы предлагали ему принять участие в обстрелах блокадного Ленинграда, но он отказался. Вот и пойми где проходит граница между любовью и ненавистью в душах людей. Пришло время примириться. Ныне финны не ропщут, что лишились 1/6 части территории. Во всех странах военные памятники и захоронения содержат в порядке, а здесь кто-то не поленился сломать гранитный столп памятника. Даже у официально почитаемого памятника русским и финнам, Креста Скорби, кто-то разбрасывает венки и цветы…

При сплаве населенные пункты встречаются редко. Проблем в общении с местным населением нет. Природа здесь замечательная. Скальные холмы спускаются к болотам, еловые леса соседствуют с сосновыми борами. Верховья Колласйоки представляют собой обширные пространства, залитые полой водой. Река растекается по лесным зарослям. Удивляет обилие бобровых хаток, поваленных ими деревьев и созданных плотин. Кажется порой, что попал в бобровый заповедник. Часто пролетают утки, но другой живности не видели. Зайцы, лоси, кабаны, да и медведи есть в этих краях. Поскольку теперь здесь ведутся интенсивные лесозаготовки и древесина вывозится в Финляндию, то животный мир мигрирует.

Местные жители используют льготы от приграничной торговли. Жизнь налаживается и люди начинают чувствовать интерес к развитию туризма. В праздничные дни транспортные проблемы решаются явочным порядком. Можно договориться с вдадельцем МАЗа или УАЗа с прицепом для перевозки катамаранов в собранном виде.

Железнодорожное сообщение, к сожалению, для туристов неудобно. Московские поезда прибывают в Лодейное Поле в полдень, а в Питкяранту местный поезд идет вечером. Приятный вокзал в Питкяранте в 18.00 закрывается — не предусмотрен дежурный по вокзалу. Кружной путь на Тохмайоки через Петрозаводск и долог и дорог. С учетом этих обстоятельств наиболее приемлем вариант заброски из Лодейного Поля автотранспортом. Нас, 18 человек, до Питкяранты доставил автобус ЛИАз.

Выезд с маршрута (из Уксы) тоже предпочтительнее автотранспортом. Местный поезд не стыкуется с поездами на Москву в Лодейном Поле. Мы почувствовали, что северяне начали движение на юг — свободных мест на поездах в Москву мало. В июне — это уже проблема!

5. Задачи, решаемые в походе.

Дубненский городской клуб туристов систематически исследует реки Карелии и Кольского полуострова с 1996 года. В нашем активе первопрохождение Тавойоки, Куржмы, верховий Печи, Унии, Войницы (здесь могут быть споры). В предстоящем году планируем пройти короткие реки Кольского полуострова, впадаюшие в Баренцово море. Прогноз таков, что они схожи с реками Северного Приладожья. Ожидаются проблемы с погодой ( район значительно севернее), с отсутствием древесной растительности и транспорта.

В майском походе опробована конструкция каркаса из составных деревянных элементов, способы вязки каркаса резиновыми кольцами ( из автомобильных камер) и лентами. Отрабатываются конструкции упоров, личное и групповое снаряжение.

В связи с подготовкой кадров для туризма в Дубненском Международном университете предстоит разработать учебно-тренировочные маршруты для студентов и тех, кто захочет пройти подготовку по программе Базового, Специализированного и Высшего уровня обучения.

Вопросы взаимодействия нескольких туристских групп с целью отработки различных методов страховки и обеспечения безопасности на новых маршрутах и в экстремальных условиях имеют прикладное значение. В этом походе были решены некоторые организационно-методические вопросы. Особое внимание уделяется подготовке туристов к участию в Чемпионате, материалов для каталога туристских маршрутов Карелии и сайта в Интернете.

6. Лоция

Методически лоцию реки удобно представить на одном листе с указанием основных препятствий, ориентиров передними, временных интервалов между препятствиями и рекомендации для прохождения по конкрентной воде. Мы используем методику составления лоции, которая обсуждалась на Всесоюзных семинарах водников

на Темнике, Оне и Снежной.

7. Выводы и рекомендации.

Дубненские туристы имели опыт весеннего сплава по рекам Карпат и Кавказа. Сплав в северных широтах по полой воде существенно отличается — погода прохладнее и капризнее, а лед на озерах может существенно усложнить маршрут.

Первого мая в заливах Ладожского озера, да и малых озерах еще держался лед. Проходы у берегов или среди ледяных полей просматривались, но при изменении ветра все это могло вызвать существенные осложнения. С учетом конкретных условий ниже приводятся выводы и рекомендации.

1. Подготовка материалов для похода велась в течение 7 месяцев. В Интернете, по личным связям с туристами и отчетам была получена общирная информация.

2. По Интернету следили за долгосрочными прогнозами погоды, сверяли их с прогнозами в газете "Известия."

3. Телефонная связь с местными жителями полезна для решения транспортных проблем и знания ситуации ( водность рек, прогноз погоды, местные проблемы).

4. Связка трех рек оказалась удачной потому, что по водности и характеру препятствий, по ситуации на озерах происходило нарастание сложности маршрута. Именно благодаря этому мы были подготовлены к прохождению нижних порогов Уксунйоки и Водопадного каньона на Коллосйоки.

5. Для перевозки катамаранов на транспорте идеальная ширина 1,8 м. Сочетание К-2 и К-4 в туристской группе обеспечивает надежность при взаимодействии судов на мощных порогах. Для обеспечения безопасности полезно иметь в группе 3 катамарана. Лодка "Егерь" для этого маршрута вполне подходит.

6. Каркасы катамаранов, собираемые из дерева, должны быть прочными, так в мощных валах и бочках не раз рассыпались хилые конструкции. Лучше иметь металлический каркас, либо деревянный набор (как это мы сделали) готовить дома. На старте могут возникнуть проблемы и с дефицитом и с лесниками.

7. Маршрут рекомендуем использовать как УТП школы специализированного уровня — богатая практика по организации взаимодействия, по ориентированию на разливах, прохождению порогов и каньонов, по организации спасработ.

8. На нижнем участке Уксунйоки можно проводить соревнования вплоть до Чемпионата России. Длинная дистанция ралли от моста до Храмины, а далее прекрасная закрутка вплоть до порога в Уксуне.

9. При объективном подходе к классификации связок рек Северного Приладожья можно сконструировать маршруты с набором препятствий 5 - 6 кс, достаточной протяженности и продолжительности для маршрутов 5 - 6 кс.

8. Дневник.

Сайт Константина Бекетова открыл целый мир возможных приключений. Если недавно проходить 5 - 6 метровые водопады на туристских судах считалось невозможным, то теперь это удается. Ныне оперативная информация о новых маршрутах в Интернете появляется раньше чем в библиотеках клубов туристов. Именно там Павел Колесов собрал отчеты о реках Северного Приладожья, а с Нового года мы стали готовиться к весеннему сплаву. Обновили спасжилеты, приобрели легкие мотошлемы вместо старых хоккейных касок, оделись в непромакабели — комплект одежды (штаны и куртка). Карты довели до километровок. Участниками заявились ветераны экспедиций по Карелии и новички. После обсуждений определились — идем три речки Тохмайоки, Колласйоки и Уксунйоки.

В МКК Московской областной Федерации спортивного туризма оформили 4 группы под руководством А.П.Булаха, А.А.Любимцева, Р. Пиценко и К.С.Мерзлякова сотрудничающих в УТП школы базового уровня..

По газетам, ТВ и Интернету следили за погодой. Весна запаздывала — на озерах лед. Прогноз на май обнадеживал — ожидалось тепло. Особое беспокойство — транспорт. Нам предстоит 4 переезда. Это направление прорабатывал А.П.Булах. Изучили ситуацию, цены и разные обстоятельства, а приемлемого варианта не было до самого отъезда.

С судами напряженка, но всем заявленным было обеспечено место в экипаже. Есть лодка "Егерь", катамаран К-4 (один), катамараны К -2 ( пять штук).

Меню и раскладки разрабатывали в двух вариантах. Закупка и фасовка продуктов проводилась накануне отъезда. Каждый дежурный получал продукты на день своего дежурства при отъезде из Дубны.

30 апреля 2002 года. Укороченный предпраздничный день. В Москву едем на автобусе. Старт в 20-00 от подвала турклуба. Вот А.П. Булах принес из холодильника колбасу, сало и прочие продукты и загрузка окончена. Еще раз проверено наличие документов и самого необходимого. Нас провожает Света Любимцева и домочадцы Маши Кирилюс. Солнце. Тепло. Едем.

Перед Яхромой — сужение на дороге. Мы промчались с ветерком, а жаждущие попасть на сады-огороды создали на дороге 4х километровую пробку.

У Ленинградского вокзала были в 23 часа. Павел Колесов приспособил на тачку два самых тяжелых рюкзака и мы сделали волок со стороны таможни. Среди вокзальной толчеи заняли пятачок для горы рюкзаков. Выяснили, что на Каланчевке ремонт и через нее на Савеловский вокзал не попасть при возвращении в Дубну.

Туристов довольно много. Свободных билетов нет. Наш поезд №112, вагоны 2 и 3. Они в голове состава. Объявили заблаговременно и мы спокойно погрузились. Старт в 1-17 ночи. В Ладейном Поле будем в 12 часов. Стоянка 23 минут. За это время надо либо найти извозчиков на Тохмайоки, либо ехать через Петрозаводск кружным путем.

На вокзальной площади обнаружили автобус ЛИАЗ. Он готов доставить нас в Питкяранту за 3 тысячи рублей, но не далее. Решили загружаться. Стартуем в 12-30. До Питкяранты 4 часа езды с техническими остановками. Поезд в Лодейное Поле отсюда ежедневно в 18-30, автобус в Хелюля. Вокзал респектабельный. Сделал отметку маршрутных книжек и командировки. Алексей обзванивает извозчиков. Главный механик автопредприятия 342-44,

Диспетчер — Ольга. Вышли на водителя Газели — Костю 3-18-74. Старт из Питкяранты в 18-40. В 20-20 на берегу Тохмайоки, на левом берегу у разрушенной ГЭС. Ставим палатки в "шведском замке" — наиболее сухое место на гранитных руинах дома. Дрова есть. Место удобное. Выше моста расположилась большая туристская группа из МГУ. К нам пожаловали два симпатичных пограничника. Документы на бочку — список на 18 человек с указанием паспортных данных, маршрутные книжки и рекомендательное письмо от Дома ученых. Список их устроил. К нам претензий нет. После этого потолковали о жизни. Допоздна собирали катамараны все, кроме нас, дежурных.

3 мая. Солнечно. Завтрак в 9.00. К нам опять пограничники. Наше приглашение к завтраку им было приятно, но не соответствовало Уставу. Пока мы выясняли мощность туристских потоков в этих местах, под каменной стеной возлегал руководитель одной из групп МГУ и переписывал лоцию. По Интернету они ее видели, а не распечатали…

Заготовки для рамы катамарана К-4 мы приготовили в Дубне. Продолины делаем составными из палок 1,8 + 1,0 м. Наш "конструктор" состоит из 9 элементов по 1,8 м и 8 — по 1м. Сочленение элементов продолины бандажируем матерчатой изолентой, затем старым бинтом. Шнуром 5 мм вяжем узлы в 3 местах каждого сочленения узлом "питон". Поперечины к продолинам по периметру вяжем кольцами шириной 30 - 40 мм, нарезанными из автокамер. Вязки внутри рамы — резиновыми лентами. Березовые поперечины, заготовленные в Дубне, под весом рюкзаков прогибались и гондолы выворачивались наружу. Пришлось усилить раму двумя еловыми палками, зато не устанавливали диагональный элемент для повышения жесткости В процессе похода все сочленения и рама катамарана работали безупречно, а при разборке катамарана в Уксуне мы убедились в надежности сочленения продолин. Это важно, так как летом планируем пойти по рекам Кольского полуострова, в тундре. Деревянный каркас будем делать из такого, опробованного, "конструктора". Он изящен и не тяжел. В комле продолины 70 - 80 мм, поперечины — такой же толщины, чтобы не усиливать. Мы на маршруте видели рамы катамаранов, изготовленные из 150мм жердей. Это уже напоминает плот.

Мы с Пашей собираем катамаран, а Оксана и Маша кашеварят. Наш катамаран дежурит два дна подряд. Из-за этого мы задерживаем старт. Экипажи загрузились, тренируются.

15-30. Солнечно. Группы Пиценко Романа, Любимцева Саши и Мерзлякова Кости вышли. Их задача дойти до первого приличного препятствия, сделать разведку и организовать страховку. Мы подойдем и будем сотрудничать.

16-33. Старт. Течение около 2 м/сек, расход около 60 кубов/сек. Вода высокая — урема залита.

17-02. Разлив. Слева широкое зеркало воды упирается в солидное сооружение.

По берегу ходят туристы из МГУ. Это водозабор карьера. Ниже — острова. Шли левыми протоками по перекатам. Виден железнодорожный мост. Дорога идет по левому берегу, а справа залитый водой лес. Среди него хозяйничают бобры.

17-20. Разведка порога в поселке Рускеала под мостом и порожка на левом повороте у бани. Под мостом по высокой воде надо идти по струе. Справа большой улов ниже прижим у бани перед крутым левым поворотом. Здесь на правом берегу зачалились среди деревьев, так как впереди река пропиливает скальные породы, в центре скала. Здесь над водой через реку проходит железная труба, раяом с ней бревно. На катамаране под ними не пройти, а упражняться с торможением на струе и пропихиванием судна под трубой не ясно чем кончится. Сделали обнос судов (30 метров). На все это ушло полчаса.

20-00. Назревает прорыв реки через хребет. На правом повороте открывается обширная заводь у подножья холма. На его склоне деревянный дом. Под ним надо зачалиться на левом берегу для разведки. На выходе из заводи, в сужении, островок с деревьями. Под правым берегом, в протоке, крутопадающая шивера. Левая протока более мощная, но со сложным судовым ходом. Разведка по правому высокому берегу (много снега) обнаружила ниже порога залитые водой острова и бобровые запруды, непроходимые под правым берегом. Разведка по левому берегу обнаружила на мысу, в начале порога, отводной канал к некогда действующей ГЭС. Это обязывало заходить в левую протоку почти с навалом на остров и резко, по струе, проходить кульминацию порога. Суда чалились после прохождения порога ниже выхода канала на левом берегу. По высокой воде это локальное препятствие 3 категории трудности. При снижении воды на метр, при обнажении камней, оно будет более опасным.

21-30. Все семь экипажей прошли порог.

22-00. Порог на правом повороте. Пристали к правому берегу. На левом берегу под порогом стоит туристская группа. На двух катамаранах тренируются экипажи. Здесь расход около 90 кубов/сек, река сужается до 20 м. Под левым берегом, на крутом левом повороте, почти под прямым углом, мощные стоячие валы, на скальном мысу правого берега — щель около 1 м шириной с мощным напором воды. От этого мыса отходит плита. При высокой воде на ней образуются мощные косые валы. Косые валы с левого и правого берегов образуют сложные водовороты, сбойные валы и бочки. Оптимальное прохождение — идти вдоль самого левого берега и перед кульминацией сливов резко уйти под левый берег. Но этому мешает сучкастое бревно при входе у левого берега и сильный подсос потоком, формируемым в скальной щели.

Миша Студицкий на катамаране-одиночке не удержался возле бревна под левым берегом. Его резко потянуло к щели и бросило в толчею сбойных валов.

Катамаран врезался в стояки под левым берегом и перевернулся. Катамаран страховки быстренько выловил его в подпорожье и доставил на левый берег. Наш К-4 держался при заходе возле самого дерева (прижим от бревна на правый берег), почувствовал притяжение щели, но прошел ближе к левому берегу. Огромная заводь ниже кульминации слива заканчивалась горлом в котором было два скальных острова. Во всех трех протоках водопады.

Наш катамаран, обеспечивающий дежурство, сопровождал К-1 Студицкого до скального берега заводи, где было решено заночевать. При последующем прохождении этого порога был оверкиль "Егеря". Порог можно оценить 3 - 4 категорией трудности. Ниже заводи водопады около 7м. При малой воде они "подрастут".

Миша, приняв боевое крещение, лязгал зубами. Он наскоро переоделся в сухую одежду и согрелся. Для бивака использовали узкий скальный мыс левого берега у самого водопада. Место изумительной красоты, но именно потому здесь напряженка с дровами. В 22-20 был поставлен лагерь. Мне стало не по себе, когда возле самой кухни вдруг в воду свалился Тимофей. Подал ему весло, а он как бы с неохотой за него ухватился. Оказывается, в своем фирменном гидрокостюме он под конец сплава одуревал от жары и решил освежиться.

2 мая. Туман и солнце. Неистовство водопада. Ниже — огромная заводь-улов подпорожья, мыс, на котором оборудованы обзорные площадки для автотуристов. Алексей Булах намеревался уйти как можно раньше - мы должны к 17.00 быть в Хелюля. Там нас встретят автоизвозчики и забросят на Колоссйоки.

После завтрака обнесли рюкзаки, потом и суда. В последний момент Алексей дрогнул и запросил разрешения на прохождение водопада. Мы с Костей вечером обсуждали возможность прохождения, но смирились ради общего дела.

Пусть хоть один экипаж попробует. На "Магрибе", тупоносом двухместном катамаране Алексей и Роман решили пройти по центральной протоке через слив-падун высотой около 4.5 м

Реут Э.Ф. и Студицкий М.Б. — корифеи из Московской МКК считали, что левой протокой идти невозможно из-за скалы-убийцы, разделяющей поток почти на две равные части. По высокой воде сливы лохматились мощными бочками, но мне казалось, что прохождение без оверкиля около 90%. Ребята для прохождения выбрали падун.

Вот они появились над водопадом. Рассматривали внимательно, обсуждали, потом ушли, чтобы возникнуть на катамаране. Вот идут на скорости, вот на кромке водопада. Вот падают по струе. Слегка валятся на левый борт и врезаются в пену подпорожья. Роман от удара вылетает из упоров за борт. Спасатели оказывают помощь, пир для фото и видеооператоров. Герои в азарте.

Готовы к новым подвигам. Часы показывают 12-25. Можно не торопиться.

Идем через затопленный лес. Затопленный остров с кустами решили обойти справа. Там оказался водоотводной канал и нас в него заволокло. Мы уперлись в могучую балку. Одна гондола перескочила, а вторая задержала. Ниже сушина с острыми сучьями шампурами. Вот бы нас на них и припечатало! Позорнейшая ситуация, зато поучительная. Медленно, но верно выбрались и подоспели к разведке плотины ГЭС.

12-45.Чалка у левого берега. Разведка. Обнос. Фотографирование и вперед. На плотине толпятся экскурсанты-школьники. Бивак большой туристской группы.

Еще колготятся несколько групп.

14-00. Пошли к порогу у поселка Рюттю. По пути возникали участки с мощными валами, но не требующие маневра. Шли их сходу. Порог 23, на месте бывшей ГЭС, разведали и решили проходить разными вариантами. Мне по душе проходить кульминацию по выносной струе, а Роману приятнее прошибать бочку. Конечно, надо еще и суметь выдержать желаемую линию движения. Итог такой — все суда прошли чисто при солнечной погоде. Эдик Реут перед порогом на шивере свалился с катамарана. Колено заклинилось в одном упоре и он ничего не мог сделать. Миша Гаврилов тесаком срезал упор. Эдик смог распрямиться в потоке, а потом и забраться на судно. Вот так по мелочам и нарабатываем опыт перед летним сезоном.

18-30 Мост перед Рюттю. Мы уже опоздали на встречу с водителями у моста в Хелюля. Алексей Булах и Роман Пиценко ловят попутку, чтобы встретиться с водителями.

Суда пристали к правому берегу. Решили сделать перекус и разведать препятствия на реке. От моста на быстротоке просматривались отдельные мощные бочки. Ниже моста в 700 м на правом повороте левее центра пульсирует мощный вал, под правым берегом мятая вода ( бочки с интенсивной вертикальной циркуляцией воды). На коротком участке просматривается перепад метров 5, вероятно затоплена разрушенная плотина. Идти предпочтительнее по центру, под правым берегом плохо.

19-00. Подкатила "наша" Газель. Водитель, оказывается, опоздал к назначенному сроку и решил перехватить нас на реке. Радость взаимная. Остается надежда на встречу с УАЗом . Алексей и Роман прибыли на нем в 19-15. Через полчаса рюкзаки были упакованы в Газель, туда же уложили сдутые катамараны и посадили несколько человек. Самые тяжелые рюкзаки поместили в прицеп УАЗа.

19-43. Уезжаем от моста на реку Колласйоки через Питкяранту. Здесь есть местная транспортная достопримечательность — 50 км участок асфальтированной дороги, построенной финнами. Вот уже 25 лет покрытие шоссе в прекрасном состоянии. Они умеют так делать, а у нас — ямочный ремонт. Проскочили мост через Янисйоки. На левом берегу туристы с катамаранами. Под мостом начинается мощный порог. Расход — около 180 кубов в секунду. В ближайшем магазине отоварились продуктами.

21.00. На развилке шоссе монумент Крест Скорби. Это место официальных встреч ветеранов участников Второй мировой войны. Приезжают из России, стран СНГ, Финляндии. У памятника скромные венки и простенькие, ветрозащищенные светильники. Памятник из черного материала, возможно чугун. Сделали и установили его финны. Это пятиметровой высоты крест с барельефом мужчины с одной стороны и женщины — с другой. Выступают затылки и спины. Композиционное решение нашего скульптора необычное и производит глубокое впечатление. Нет образа врага. Есть скорьбь о погибших, жертвах Молоха войны. Нет торжества победителей.

Константин Михайлович (водитель Газели) провел импровизированную экскурсию к Кресту Скорби и по окрестности бывшего узла сопротивления. УАЗ отправляется на Колласйоки, в район моста ( на карте) в районе порога Мельничный. Газель далее не может ехать — уезжает в Питкяранту. Семь человек с несколькими рюкзаками и сдутыми катамаранами остались ждать УАЗа. Расчетное время 3 часа. Солнце садилось за тучку, наползали сумерки.

Мы, всемером, ожидаючи автомашину, развели костер. Потом перекусили и запили чаем, вскипяченным в полиэтиленовой (!) бутылке. Вот уже и три часа, стало холодать, а машины нет. Поставили две палатки. Тут-то я и пожалел орюкзаке, полном теплых вещей. После песнопения пять человек забрались в маленькую палатку, а мы с Павлом Колесовым забрались в китайскую автоматическую. Тут-то и настигла нас холодная ночевка. Когда спина уловила эфемерное тепло соседа и началось сновидение, Паша задергался. В полусне я не хотел просыпаться. Потом он решительно пнул мне под ребра кулаком. Я сразу понял — приехали. Выглянул из палатки. Точно - на УАЗ. 6 часов утра.

6-30. Рюкзаки и катамараны погружены и привязаны. Едем. Как ни красивы здесь места, но бессонная ночь берет свое. Вот как мираж возникло странное скопление гранитных камней. Что это? Военное кладбище или что-то иное.

Вот гранитные глыбы смотрятся под другим ракурсом, напоминая солдатскую колонну. И тут меня осенило — это же надолбы Линии Маннергейма. В школьные годы я читал книжку "Бои на Карельском перешейке" и там о них упоминалось. Тогда я не мог представить как они выглядят, а тут — пожалуйста!

За окном река Лоймала. На левом берегу копошатся туристы — видимо только что приехали на поезде из Петрозаводска.

8-20. Приехали к мосту при истоке реки Колласйоки из озера Колласярви. Возле дороги полуразрушенный дзот, рядом бобры завалили осины, а на бугорке — россыпь наших разноцветных палаток. Дежурные разводят костер.

Быстро разгрузились. Водители выпили чайку и отрубились на пару часов.

Оказывается, ночью УАЗ не пробился по проселочной дороге к порогу Мельничный из-за снежных сугробов, которые возникли перед самой рекой. Пришлось возвращаться на асфальт и ехать к истоку реки. Здесь они оказались в 3 часа ночи.

Осмотр окрестностей убеждает в том, что здесь был мощный узел обороны: хорошо сохранились траншеи, ходы сообщения, укрытия для бронетехники и тягачей. Очевидно, во время войны здесь был поставлен финнами памятник из красного гранита. На нем надпись: "1939 - 1940 kollaa kestaa"

Потом его то ли взорвали, то ли могучей техникой буквально сломали. Мертвые сраму не имут, но живые то… Сюда приезжают финны. У памятника скромные венки. Запомнился маленький венок из ягеля. Это необыкновенно красиво! Не обошлось без банок-подсвечников.

О прошлом напоминает колючая проволока — то цепляется за обувь, то проступает через листву у катамаранов, у палаток или у костра. Павел Колесов обнаружил россыпь гильз и разных патронов. Случилось это так. Он собрал разбросанные у памятника бумажки и вознамерился их сжечь навесу. Когда пальцы стало жечь пламя, он уронил горящую бумагу. Вмиг загорелась сухая листва. Он стал затаптывать пламя. Вдруг из-под ноги вылетел патрон, еще и еще. Сбежались любопытствующие и обнаружили два десятка патронов (финских, наших, холостых и даже стреляных гильз).

Возле воды, рядом с дорогой, бобры подгрызли толстые осины, которые упадут при сильном ветре. Мне доводилось наблюдать на Селигере одновременное падение от ветра дюжины больших деревьев. Хитрецы-бобры умеют строить высокие хатки ( до 2.5 м высотой) в безлюдных местах, скрытые норы в стороне от воды там, где появляются люди. Их лакомство — ветки и кора осины. Молодой осинник они почитают за салат. На таких грядках сплошной частокол погрызок.

Лакомые ветки они заготавливают впрок, притапливают в укромных местах. Охотники утверждают, что в их меню только ветки, трава и древесина; рыбу они не едят. При сплаве по затопленной пойме Колласйоки мы видели множество хаток бобров. Местами их новенькие заграждения оказывались непроходимыми.

После завтрака в 10.00 приступили к раскачке катамаранов. В 14.00 пообедали и приступили к загрузке судов (ниже моста, низкого для прохождения). При подготовке катамаранов к сплаву Юра Афанасьев и Роман Пиценко ходили озабоченные.

— Чего это Вы такие смурные?

— Да катамаран найти не можем.

— ? … А вы его грузили в Рюттю?

— Грузили.

— Неужто мы его забыли на холодной ночевке? Потерять в пути не могли.

Посокрушались мы притворно. На физиономии Паши было столько удовольствия от розыгрыша, что не заметить это было невозможно. Чтобы не переиграть. предложили им сходить до ветру за дорогу. Когда они это восприняли как издевательство, то объяснили где катамаран. Потом это предложили считать тестом на стрессоустойчивость. Ребята вели себя разумно. Об этом припомнили, когда они кильнулись во втором сливе (при входе) Водопадного каньона и сразу же зацепились за берег.

В 13-15 стартуем. Поток пробивается между деревьями. Первые заломы и плавающие между деревьями лесины. При большом числе судов разумнее организовать взаимодействие экипажей — что-то притопить, приподнять или вытащить из воды. Перед железной дорогой открылось обширное зеркало воды. На холме по правому берегу в сосняке туристы собирали катамараны. Как они туда попали? Мы их не видели ранее. Река проходит под железной дорогой в бетонном виадуке прямоугольного сечения. Катамараны шириной 1,8 м. проходили, касаясь стен слева и справа. Все более широкое, не разгружая, перенесли через насыпь. Уместно заметить, что катамараны до 2 м. шириной помещались в кузове "Газели" горизонтально, а более широкие протискивали в кузов за счет наклона. ЭТО НАДО УЧЕСТЬ ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ И СБОРКЕ !

Перед железной дорогой на левом берегу в болото упираются надолбы.

После обширного разлива река течет через лес. Залом обнесли, бревно, закрывающее проход сдернули и уложили вдоль берега. Идущим после нас будет меньше работы. Вскоре открылось обширное зеркало воды, разделяемое грядами холмов или плавающих торфяных островов. Русло реки не прослеживается и приходится идти по мелководью. Основной ориентир трава — она наклоняется в сторону течения.

Наш К-4 так увлекся поиском струи, что едва не ушел в залив озера. Мы правильно вышли на мыс по левой руке и за ним река поворачивает влево почти под углом 90 градусов. Быстроток между толстых деревьев, маневры и бобровые хитрости. Вот еще озеро, но опять нудная мель. Видели рыбацкую лодку. Она шла перпендикулярно нашему курсу движения. После этого озера-разлива сформировалось русло. Речка в межень шириной метров 8 - 10 была раза в два шире, образуя многочисленные меандры. На крутых поворотах кроме

Прижимов на хорошей струе были еще завалы и заломчики — это вносило остроту и требовало четкой работы экипажей.

С начала сплава облака закрывшие солнце, насыщались влагой и время от времени разрешались дождем. Становилось сумрачно и неуютно

20-20. Впереди низкий мост. Моросит. Хмуро и серо. Решили встать на ночевку.

Место для палаток есть. Разведал местность. Рядом карьер, видимо брали гравий для строительства дороги. Мост деревянный, низкий и вряд ли пригодный для проезда на автомашинах, и под ним не пройти. На болоте в очередной раз пытаюсь найти прошлогоднюю клюкву — нет ее. Алексей Булах уверял, что несколько ягод встречал. А вот наши туристы на реке Сози в это время находили красные кочки. Видимо здесь более высокий подъем воды и клюква залита.

Дежурные готовят ужин, а сушимся у второго костра. Устроили бревна-сиденья из поваленных деревьев. За чаем подвели итоги. Мы идем почти по графику. Повреждений судов нет. Взаимодействие отделений обеспечивается, остается только не забывать про техническое замыкание со всей кухней. Задача назавтра — подойти под каньон Водопадный. После первого дня сплава кажется, что порогов 5 - 6 категории трудности на этой реке быть не может.

5 мая. Пасмурно. Иногда моросит. С утра все в гидроупаковке. Перегнали суда к мосту. Чалились на левом берегу перед мостом, на струе. Суда переносили через дорогу и загружали.

12.00. Стартуем. Опять разливы, блуждание по потоку среди деревьев и бобровых хаток.

13.00. Озеро. Идем на сопочку, заросшую ельником. Вправо уходит огромный разлив — нам не туда. Идем налево под правым высоким берегом. Слева остров, поросший лесом. По правому берегу прослеживается понижение — там может быть исток реки из озера. Исток реки шустро прорывается через лес. Вот и порог Мельничный. Перед ним остановились на разведку. В реке подходит дорога, но моста нет. На карте есть мост, но к нему нет дорог, а в природе все наоборот.

Мощный поток проносится над остатками плотины, образуя бочку. Это было препятствие около 2 категории трудности. Проходилось по центру.

15-35. Обед.

19-00. Порог Горн. Локальное препятствие с маслянисто-глянцевым потоком, создающим на выходе мощный стоячий вал. Прошли без особых эмоций, хотя на основном и последующих стояках кидало славно. Собрались ниже порога.

Наталье плохо — переохлаждение, надо искать место для стоянки. Среди низины нашли не очень хорошее. Наталью Павел снабдил активным антибиотиком, дали ей выпить для согрева и она повеселела, отошла. Решили идти до хорошего места.

19-20. Встаем на стоянку на левом берегу перед правым поворотом. Руины деревянного дома, ниже по реке — остатки узкоколейки. Когда-то здесь жизнь била ключом. К этому времени перестало моросить и все активно занялись обустройством бивака. Дом развалился и подарил нам несколько сухих чурбаков для костра. Натянули тент, устроили большую сушку, которую продолжили утром при ярком солнце.

Я сходил вниз на разведку шиверы Каменистая. Метров через 500 слева распадок, залитый водой, преградил путь. Река на этом участке катилась под горку со скоростью до 4 м/сек. Белая вода, бочки и никаких камней. В распадке огромное улово, а в нем — пена, как сметана. Попытался распалить рыбаков испытать рыбацкое счастье, но они хранят стойкий пессимизм после первой неудачи. Жаль! Отметили День Печати добрым ужином и песнями — надо поднимать настроение. Назавтра штурм каньона Водопадный. Это —определяющее препятствие на реке. Очень даже может быть …

Провели обсуждение теории управления катамараном на гладкой воде. Матросы Маша и Оксана считали, что действия капитана лишают их возможности управлять судном. Тут-то и подошли к пониманию центра приложения сил, пары сил относительно диагонали и управления за счет разности скоростей движения гондол. Мы уже отрабатывали управление судном с одного штатного места одним гребцом, двумя по диагонали, двумя спереди, двумя по борту. Технические приемы: подтяг, дугообразные движения к носу и от носа катамарана, закол при заходе на вал, при выходе из бочки. Эффективность этих приемов выше, когда гребец понимает что от этого происходит с судном. Я убеждал их в том, что от обилия команд проку мало — надо соображать, соразмерять свои действия с работой экипажа и положением катамарана в потоке.

16 мая. С утра солнце, тепло. Завтрак был подан к 9.00. Народ отоспался, хорошо позавтракал и со смаком проводил генеральную сушку снаряжения. На полянках натянуты веревки, а на них чего только нет. В гидроупаковке даже при пасмурной погоде при активной работе белье мокнет от пота, а при солнце на гладкой воде — дичайший перегрев. Вполне возможен тепловой удар. Кроме влажного белья при дожде и спальники увлажняются и кое-что из одежды. Цена такой вальяжности — выход в 13 - 25. Сразу за поворотом, на шивере Каменистая изрядно кидало на стоячих валах и бочках от затопленных камней. Судовой ход прост. Миновали мощнейший улов "Узкоколейка" под левым берегом. Здесь почти под прямым углом река уходит вправо. Обширное зеркало предпорожья.. Чувствуется мощь воды перед порогом.

Зачалились на мысу правого берега перед шиверой. На елочке наши предшественники оставили майку, на макушке елочки ржавую каску. Была мысль взять ее в качестве трофея, да уж очень неудобно везти. Ведем разведку. Тропа вдоль реки заросла. Продираемся через чащобу мелколесья. На прямолинейном 700м участке реки крутое падение. Островок с гривой леса затоплен. Левая протока мельче и не интересна для прохождения. В правой мощный поток, ширина от 30 до 15 м. Урема затоплена — на струе не зачалиться. Бочки и пульсирующие валы требуют четкой лавировки. На правом крутом повороте — гладкая вода на 300м. Здесь надо чалиться на левый берег для обноса и разведки. Небольшой остров с елочками под правым берегом и больший с чернолесьем, через которое устремляется вода, под левым. Казалось, что тут-то и будет передышка после шиверы Каска. Встретил А. Булаха, возвращавшегося с разведки каньона.

— Что там ниже?

— Там такое… Много сложнее.

Прошел метров 50 и замер пораженный. Плоский пейзаж становился трехмерным. Река падает в каньон. Ну не такой, как Орха-Бом на Оке Саянской или 5 каньон на Чаткале, не Кызыл-Хем, но после второго слива из него не выбраться — скальные стены.

Каньон называется Водопадный. По описанию Светланы Холодкевич на сайте http://www/veslo.ru/other3/kolos1/html третьего мая 2000 года группа из 8 человек штурмовала его с 12 до 15 часов. Она сообщает о 4 и 3 метровых водопадах на входе в каньон.

Перед нами открылись мощнейшие водоскаты в которых по центру проносная струя прорывалась через мощный пульсирующий стоячий вал, создаваемый косыми валами бочек под левым и правым берегами. Я отказываюсь мерить высоту валов и глубину бочек — судите о том по фотографиям, относительно размеров судов и гребцов.

Ниже второго слива, метрах в 80, бесновались стояки под левым берегом (чуть ниже обелиска Веселовскому Валере и Милову Мише, погибшим 25 мая 1993 года при спасении товарища). Вода мечется между берегами и клубится, как дым сигнального костра, до самого конца каньона. Там сильный навал на приголовок острова. В левой протоке воды значительно меньше, да еще и перекрыта толстым бревном. Через 80 м правая протока упирается в скальную стенку и под прямым углом уходит влево. Справа заливчик и улов. Здесь на мысу стояли катамарны страховки при прохождении. По реке плывет взбитая в каньоне пена. В огромном улове ниже каньона она покрывает все зеркало воды. От ветра сухая пена подымается как тополиный пух.

Разведка шиверы Каска и каньона продолжалась около двух часов. Заключение таково:

1. Тропы, удобной для обноса по правому берегу нет. Движение осложняется сугробами рыхлого снега, труднопроходимого при дневной жаре.

2. В 1 и 2 сливах под правым берегом есть микроулова, в которых можно зачалиться и выйти перед каньоном..

3. Ниже никакой страховки быть не может до самого острова в конце каньона.

4. Обносить рюкзаки — по левому берегу. Там от реки уходит сеть троп. Мы разметили выбранный путь красными тряпочками (на этот случай был кусок белой и красной ткани).

5. Спуск судов после второго слива возможен у обелиска, который поставлен, видимо, недавно — носовая часть каркаса "Тайменя" на бетонном основании.

6. Направление каньона север-юг. При слепящем солнце идти в него не стоит.

17.00. После волока рюкзаков в конец каньона отобедали, обсудили ситуацию. Наметили посты страховки метателей морковок и двух катамаранов под обелиском, места фото и видеосъемки. Укомплектовали экипаж К-4: Капитан А.Злобин, рядом на корме слева Мерзляков К., правый носовой А.Булах , левый носовой — Пиценко Р.

19.00. Перегнали катамаран под правый берег. При заходе в порог сильно потянуло в левую протоку. Пришлось отгребаться, чтобы удержаться чуть левее центра первого слива ("Вдох"). При входе в суводь так тряхнуло, что Костя чуть не вылетел из упоров. Я держал катамаран на струе водоската при ширине реки около 8 м. Врезались в стоячий вал. Удар был не сильный, потом влетели на макушку стояка. Метров через 70 на правом повороте нехороший второй слив ("Выдох") с бочкой и прижимом с косым валом под левый берег и мощная бочка с косым валом — под правый. Я заправился чуть левее центра по языку гладкого проносного слива. При отработке варианта прохождения этого участка я заставил запомнить установку: "Оба слива идти левее центра". При входе в водопад соображать некогда и лучше выполнять одну единственную команду!

Очень необычные чувства испытываешь, когда выходишь на перегиб слива — падаешь в водоскат (водопад), проваливаешься в бочку и возносишься на стоячий вал. Стоп кадры стоят перед глазами до сих пор.

"Выдох" оказался более жестким и удар был куда мощнее, чем во "Вдохе". Матросы зацепились за вал. Нас вознесло на стояк и кинуло под правый берег, потом в крученые валы под левый, в слив "Обелиск". Ниже — стремительный пролет по белой воде до улова подпорожья .

Юра и Роман загорелись пройти каньон на "Магрибе" сверху. Быстренько отчалили, провалились в пучину первого слива, получив сильнейший удар при входе в бочку водоската, и вскинулись над стоячим валом. Во втором сливе они пошли правее центра. Удар в бочке быт столь силен, что корма взвилась в воздух, правый нос судна ушел под воду и К-2 перевернулся в сторону берега так, что оказался в микроулове. Ребята тотчас выскочили на берег. Роман упустил весло. Я перебросил им морковку (утяжелив ее камнем), к веревке закрепили запасное весло так, чтобы оно не касалось воды, и доставили по назначению. Катамаран пошел вниз, за ним для взаимостраховки пошли от обелиска еще два (друг за другом), потом еще три судна на взаимной страховке. Михаил Студицкий этот участок прошел на К-1, мы с Костей прошли на "Магрибе", Алексей с Олей на "Егере". Эдик с Мишей отвязали гондолы от рамы и обнесли каньон. Прохождение начали в 19, а кончили в 21-15, когда солнце ушло за облака и стало сумрачно. Паша Колесов работал с видеокамерой. Он ожидал, что кто-то сообщит ему на закрытой позиции о начале прохождения и не дождался. Поэтому самый интересный момент прохождения упустил. В таких случаях оператор должен иметь помощника, ибо главная задача руководителя — страховка и взаимодействие страхующих постов, откуда и ведется фото и видеосъемка.

Надо ли говорить, что настроение у нас было прекрасное и все чувствовали себя победителями. Каньон уникален и может быть сравним с эталонными порогами на шестерочных маршрутах, как бы не противились корифеи ЦМКК. Он сравним с порогами Китоя и Кызыл-Хемы, Чарына и Пскема, но потеснее.

Не все проходили этот каньон. Одни считали себя к этому не готовыми, другим я не разрешил. Маша так огорчилась, что готова была заплакать.

Экспедиционный способ прохождения сложных порогов позволяет обеспечить более надежную страховку несколькими судами и морковками. Когда, например, при переброске морковки через каньон она падала в воду, то ее мгновенно сносило вниз и веревка напрягалась до звона. Считаю опасным заблужением предшественников, которые пишут, что для страховки перекинули через каньон основную веревку. Это теоретический домысел. Отловить ей катамаран на мощной воде в каньоне свыше сил двух страхующих. Против струи на такой воде работать нельзя. В этом случае такой способ страховки обречен на развитие аварии — страхующих может сбросить в поток. От обелиска до острова прохождение занимает 80 -90 секунд, поэтому там, потом ниже в распадке на правом берегу и на мысу левого берега (в улове) целесообразно ставить посты страховки. Конечно, при этом страхующие не увидят прохождения. Радиосвязь была бы очень кстати. Мобильники здесь не действуют.

После похода Э.Реут посмотрел отчеты в Московском клубе туристов — там сведений о прохождении Водопадного каньона на Коллосйоки не нашел.

7 мая 2002 г. — День Радио! Солнечно. По огромнейшему улову, обозреваемому с высоты птичьего полета, величаво и торжественно скользят холмы пены. Среди них струя выписывает затейливые рисунки — это же иллюстрации к гидродинамике. При дальнейшем сплаве именно по пене отслеживали основную струю. Сегодня заканчиваем сплав по Колласйоки. Завтрак в 9.30.

12-35. Стартуем. Олеся и Маша по очереди проводят К-4 по бурным сливам. Их недоработки легко компенсирует корма. Обещанные 6 и 7 пороги восприняли как бурное место. Зато изрядный переполох вызвало прохождение правой протоки, перекрытой заглубленным в воду бревном. На крутом правом повороте (солнце в глаза) остров. Тянет в левую протоку. Метрах в 300 ниже в правой протоке желтел катамаран "Пятнышко". Мы лихо скатились по бочкам шиверы к бревну, с которого только что соскочил катамаран. Встали на бревно, приподняли нос и перебрались через препятствие. Уходить не стали, чтобы идущие за нами, заметили нас. Потом зачалились ниже препятствия. Павел ушел на мыс перед поворотом, я остался диспетчером при бревне. Предупрежденные экипажи действовали уверенно. Магрибы и Егерь прошли сходу, а красавчик Натальи пришлось протаскивать. Надо отметить, что левая протока перекрыта бревном надводным, да и не одним. Там опасно!

Обещанный лоцией нижний каньон не производил впечатления потому, что подобное мы уже прошли. Разгонная Ратминская шивера с жесткими валами выносит в прижим под высокой черной скалой. В ее основании по описанию выточен грот с куполообразным потолком. При средней воде в него затягивало байдарки и удерживало там часами. По нашей воде грот был залит. В нем застряли комли двух здоровых лесин, которые наполовину омывались потоком.

С левого берега на залитом мысу заросли кустов и выступал из воды розоватый камень. Первая партия катамаранов прошла чисто и казалось, что это заурядное препятствие. Нужно идти левее центра, перед гротом смещаться вплотную к розовому камню у кустов. По шивере можно либо лавировать между бочками, либо на них ловить кайф, что мы и делали. Вот и мыс, а уйти в лево не успеваем. Нас неотвратимо волочет на бревна. Отвожу корму, чтобы ткнуться носом катамарана, погасить удар, а уж потом прижмет к бревну и возможно удержимся наплаву. Удержались! Правый борт, отжимаясь, проталкивал катамаран со струи к берегу. Уф!

Глядь — выкатывает Магриб с Костей и Леной. Волочет их в прижим, не смотря на все усилия. Бац о бревно! Устояли. Сработка адреналина, суета. Мы затребовали от них морковку и стали оттягивать от бревна, они же проталкивались вдоль бревна. Эпизод оказался поучительным — переоценили свои возможности! В этом случае погоду делал левый носовой — нужен был мощный подтяг и подработка всего экипажа.

Вскоре вышли в озеро. Лидеры забирали вправо, а нас заинтересовало нечто, плавающее поблизости. Какой-то забор. При внимательном рассмотрении установили — это рама катамарана из толстенных жердей. Она должна бы плавать горизонтально, но почему-то торчала вертикально. Блицосмотр не разрешил эту задачу. Между тем суда пошли обратным курсом искать выход из озера. Солнце. Лепота. Пороги Колласйоки позади. Легкое расслабление. Провоцируем публику на состязательную греблю. Сначала включились азартно, а потом, как говорят англичане, потеряли к этому интерес, да и обедом сегодня еще не потчевали. Через час после обеда прошли через озеро к мосту.

18-40. Поселок Колаксельга. Солнце. Сушим катамараны и снаряжение, а потом готовимся к переезду. Алексей и Роман нанесли визит местному начальству. Обещан МАЗ, который должен скоро приехать. Пока же народ ударил по пиву — новые времена, все есть! Крутятся местные ребятишки. Занятные дети природы, как и мы, послевоенная безотцовщина. Как они рады общению с взрослыми дядями, как охотно перенимают спортивные приемы и демонстрируют свои способности, особенно волевые. Вот где исконно русский дух и характер!

23-25. Прохладно, утеплились. Прибыл МАЗ. Рюкзаки загрузили в ларь у кабины и вдоль бортов для размещения экипажей, катамараны — в середине кузова. Глухие мотошлемы хороши при подобных переездах — не продувает.

24-00. Мост через Уксунйоки. Разгружаемся на правом берегу. В темноте мерцают фонарики. Отходим ко сну во втором часу ночи после ужина.

8 мая. Солнце. Тепло. Вокруг — следы войны. Здесь был мощный узел обороны.

Мы находимся перед нижним каскадом порогов Уксунйоки, известных большими перепадами на локадьных препятствиях и значительным расходом (до 300 кубов/сек). Выше моста река протекает в заболоченном лесу, перед мостом есть проходы под левым и под правым берегами, в середине — деревья.

Аварийная чалка перед двухпролетным мостом под левым берегом, перед красным укзателем-зеброй на дороге. Просвет под мостом критичен для катамаранов. С моста выступают железки. Ниже моста остров с деревьями, через которые прорывается поток. Вот уж куда попадать не надо!

Левая протока более мощная, ниже моста в ней внушительная бочка и серия валов, легкий прижим к левому берегу и бурный слив через каменную гряду у левого берега.

Правая протока менее мощная, но имеет и сливы и валы и бочки, да еще прижим в лесные заросли острова. Ниже сбойные валы двух потоков и обширная заводь.

13-30. К-4 и К-1 спустили на воду ниже моста. Нижняя страховка. Все другие суда проходили без груза.

К этому времени с УАЗа знакомых нам извозчиков сгрузились московские туристы, подкатили питерские велосипедисты, так что образовалось пестрое общество. Фотокоры могли выбирать удобные для съемки точки. Прохождение прошло чисто как в правой так и в левой протоках. Довольные зрители стали матросами и капитанами.

13-55. Старт к Розовому Слону. По берегам затоплен лес и делянки бобров. Вскоре справа впадает полноводный приток и река с 15 метров расширилась вдвое.

16-00. Прошли порог. На скалах по правому берегу плавник.

17-22. Встали на обед на оборудованной стоянке. Солнце. Теплынь. Дрема с загаром. Эдик открыл перукарню и публично демонстрировал мощь своей бритвы. Я одолжил у него инструмент и стал счищать щетину. Это так затянулось, что чуть не остался без обеда. Зато из осколка зеркала на сосне на меня взирало белорозовое чудо-юдо.

17-00. Снялись с обеда. Перед отходом Маша уронила свои гидроштаны у берега и пока соображала как их достать они утонули. Глубина более 2 метров.

Я попытался помочь ей тралить веслом — безуспешно. Маша не сдалась и была вознаграждена за волю к победе!

Вскоре мы догнали катамараны москвичей и быстро от них ушли. Гладкая вода, гребем.

21.00. Подошли к Розовому Слону. Причалили к правому берегу. Здесь уже биваки нескольких групп. Осмотрели порог — ничего особенного. Локальные слив. Подошедшие москвичи захватывали места для стоянки. Лагерь ставить решили на левом берегу. Алексей это место знает — был год назад.

22.00. Я успел разведать левую протоку. Она впечатляет и перепадом и мощью и свирепой красотой завитков валов за бочками. После водоската — бочка, а за ней шлейф клубящейся воды. Динамика потока здесь сложнейшая с пространственной циркуляцией и вихрями. Мыс левого берега отсечен щелью в монолите, шириной до 1 м, и через него выжимается вода. В гранит зачеканена металлическая скоба. Интересно, для чего?

Сегодня последний ужин на воде. Открыли погреба и украсили праздничный ужин. Наконец-то распелись. Оказалось, что талантов предостаточно. Песнопение затянулось за полночь. Отметили День Победы. Поговорили душевно.

9 мая. Встал в 8-45. Кушать подано. Народ активно перемещается. И это после ночного концерта! Молодцы. Наша цель — Уксун.

11-30 Пошли. Эдик с Мишей прошли правой протокой, потом мы. Встали на страховку ниже "слоненка". Прошли Роман и Юра. Шли либо по центру, либо чуть левее. Миша Студицкий на К-1 не пробил выходную бочку и кильнулся. Его быстро выудили, а катамаран остался в бочке. После нескольких циклов обращения в бочке он встал на киль. Попытка Магриба пройти в бочку и вытолкнуть К-1 не удалась. Минут через 7 он самостоятельно вышел оттуда как ни в чем не бывало. Магриб пробился-таки в эту бочку и постоял там, как на гладкой воде.

Между тем Наталья и Света решили пройти по левой протоке. Разогнались и острыми носами К-2 прошили выходную бочку под наши ликующие вопли.

Ликование еще не улеглось, а в порог пошел уже не наш К-2. То ли скорость была мала, то ли они не закололись за вал — оверкиль и остановка в бочке.

Экипаж выбрался на катамаран, вышли в тень "Слона" — скального розового острова и зачалились.

Полные оптимизма мы двинулись к порогу Мельничному. Он обозначился каменным сооружением на правом берегу. Спешились. Здесь уже многолюдное общество днюет и катается. Вероятность прохождения оценивается фифти-фифти.

Посмотришь на такой порог и засосет под ложечкой. Не то, что страшно, а неуютно. Эти 300 кубов вздымаются и клубятся, сплетаются в стру и пучности вверх-вниз. Круто!

Указывая на шестиместный мастодонт Романов Андрей (москвич) сказал: "Вчера в центральном сливе ушли в бочке с головой и кильнулись. Оболочка разорвалась от удара в вал. Это впечатлило!

Эдик сказал: "Зачем идти в вал. Я пойду по обливным плитам…"

Ух, умник этот Эдик! Да на этой плите сотрешь гондолы до рамы. И все же идея увлекла и я решил попробовать. Нужно было на водоскате суметь уйти вправо, сместиться из потока вправо. Обнесли рюкзаки, привели спасредства в порядок. Конечно, это не каньон Водопадный, но расход раза в два больше.

Пошли, набираем скорость и нас волочет неодолимая сила на гребень входного стояка. Плиты недосягаемо далеки. Апогей взлета над кипящей бездной. Ставлю катамаран по оси потока и он уходит под воду. Тянет направо. Чувствую прижимается правый бок спасжилета. Закручивает вдоль оси катамарана. Переворот. Левая нога не выпадает из упора. Ну наконец-то. Руками перебираю по палубе судна — движусь поперек его к борту. Каской ткнулся в мягкое. Усилие и всплываю, почему-то медленно. Держусь за гондолу. Делаю вдох. Сердце на форсаже, упадок сил. Это необычно и непривычно. Рядом Павел. Он с первой попытки забирается на палубу. Я не хочу отцепляться от катамарана, чтобы зайти между гондолами. Подаю ему руку и он втаскивает меня на твердь.

Мое весло упущено. У Паши сорвало шлем. Спасатели доставили нам весло и шлем. Я выловил красный шлем Оксаны. Матросов нет. Вот теперь огляделись. Мы в огромной чаше подпорожья. Идем на веслах к правому берегу. Причалить мешают деревья. Наконец, мы на суше. Ставим катамаран на киль. Сливаем воду из гидроштанов и из резиновых сапог. Гидроупаковка оказалась весьма рациональной. Пошли к нашим рюкзакам. Наши матросы уже подсыхают. Я не стал переодеваться — подсушился на солнце. Паша замерз, его бьет дрожь. Он переоделся в сухое. Пока мы канителились шло прохождение порога. Эдик исполнил свое намерение и повторил точно тот же процесс, что и мы. Другие прошли чисто левее центра.

Около сотни туристов собрались на пороге. После каждого киля или прохождения, стартовал очередной экипаж в порядке живой очереди. Поистинне шоу лихачей и пир для видеооператоров. Свечки, киль через корму, через нос, через борт, через угол - все в большом количестве. Здесь же выставка снаряжения и блеск технической мысли. Самые разные и замечательные образцы снаряжения, демонстрация высочайшей техники и тактики взятия порогов. Это стихийный праздник водников!

Все происходящее поставило нас перед фактом — либо мы рвемся и успеваем на транспорт до Лодейного Поля, либо благоразумно переносим отъезд назавтра.

Идем к порогу Храмина. Для начала вроде бы и ничего особенного, а дошли до кульминации — там такая заворуха! Обнесли рюкзаки, а потом, не сговариваясь, и катамараны. Поставили лагерь на правом берегу, возле отводного канала ГЭС.

Инженерное сооружение весьма достойное, из гранитных, огромных блоков, скрепленных бетоном. То, что не взорвали будет стоять еще долго.

Увиденное наводит на размышление о разумности использовании энергии малых рек. Дешевый энергоноситель, длительный срок использования оборудования, короткие линии электропередачи. Самое дорогое — плотина и оборудование. Зато полная независимость от Чубайса!

Разбили лагерь, учинили ужин. На левом берегу появились 4 человека, полных решимости страховать и фотографировать полет каякера. Постепенно порыв испарился, благоразумие одолело и вся компания исчезла. На фуршет к нам пожаловали соседи-пешеходы. Они явно хотели обратить Сашу Любимцева в свою веру. Оксана планировала назавтра быть в Питере (встреча однокашников), а Маше надо успеть на экзамен. Обе грустят. Напоили их, накормили и сопроводили в Уксун. Это, пожалуй, около 10 км хода через снежные сугробы и по грязи. На развилке дорог их оставили — поедут автостопом. Толпа пошла в Уксун — надо договориться с извозчиками для выезда в Лодейное Поле. Невероятно, но здесь встретили водителей "нашего УАЗа" и все решилось лучшим образом. Назавтра они подъедут к бане, то есть к месту, где кончается сплав. Надо заметить, что ниже бани есть весьма достойный порог, да еще с заломали, но его, обычно, не проходят.

На обратном пути наших матросов уже не было. Они, как стало ясно потом, удачно решили проблему выезда в этот праздничный день. Обратное шествие было довольно экзотическим, так как было темным-темно, различались либо грязь, либо снег, а обширные лужи были устрашающими. Надо было еще и не проскочить мимо нашего лагеря. Во втором часу ночи мы отошли ко сну.

10 мая. Жизнь нашей экспедиции шла "по понятию". Все знали планы, цели и задачу, наши возможности. Самой большой ценностью почиталось спокойствие в коллективе. Это позволило обходиться без вздрючивания и накачек, столь любимых иными организаторами. Сегодня завтрак в 8-45, выход в 9-45. Эдик с утра ушел в Уксун пешком — там встретил нас на скале у бани.

Мы шли на взаимной страховке. И все же Юра и Роман прошли Храмину левее центра, когда суда собрались в подпорожье. Ниже, на протяжении 2 км, мощнейший Тягун — порог с жесткими стоячими валами и бурным течением. Под ними угадывались камни, обнажаемые в межень. Вот тогда здесь придется поработать, чтобы чисто пройти этот крутопадающий участок.

На устном отчете о походе в МКК меня пытали: "Соответствует ли этот маршрут четверке?" Считаю что соответствует с ихзбытком, ибо на каждой реке есть не менее двух препятствий 4 категории трудности, по одной пятерке-шестерке.

Таких рек мы прошли три. Протяженность маршрута около 190 км, но кто точно измерит длину меандрирующих рек?

Зачем говорить о категории сложности, могут меня спросить, если никто не оформляет маршрутных документов и разрядов. Отвечу — потому, что на гребне моды сюда устремятся питерцы и москвичи, да еще на байдарках. Хорошо, если иным хватит ума вовремя останавливаться и обноситься, а ведь иным и море по колено. К рекам Северного Приладожья весной, да и в межень, надо относиться уважительно.



Copyright © Аркадий Копаница 2000-2002 

счетчик посетителей сайта contadores sexcams videochat
Экстремальный портал VVV.RU
Hosted by uCoz