в начало
       статьи
        видео
       ссылки



УЗУНКОЛ, 2001г.

Отчет о горном походе 1к/с (с элементами н/к) в районе а/л Узункол, Карачаево-Черкессия. Маршрут: а/л Узункол - пер. Доломиты Южный (1а, 3350м) - пер. Кичкинекол Малый (1а, 3180м) - а/л Узункол - пер. Беляева (1б, 3600м) - р.Джалпакол - р.Гондарай - пос. Учкулан

совершенном 16-27.07.2001 группой в составе:

1-4. Андреева Тоня (andreeva@rproject.ru, врач), Маша (12), Вова (10), Борис Павлов-Веревкин
5-7. Дещеревский Леша (deshere@uipe-ras.scgis.ru, авт. отчета), Олег (10), Оля (12)
8-10. Мордасов Борис (morpol@gazprom.ru, рук.), Жанна (9), Филипп (12)
11. Кочетова Лариса

Автор А.Дещеревский,
e-mail:deshere@uipe-ras.scgis.ru

Содержание отчета:

  • 1. Дневник похода
    • 1.1. Заброска: Пущино - Тула - Черкесск - а/л Узункол
    • 1.2. а/л Узункол - пер. Ю.Доломиты - пер. М.Кичкинекол - а/л Узункол
    • 1.3. Ледник Кичкинекол - р.Морде - пер. Беляева - р.Учкулан
    • 1.4. Впечатления от горной части
  • 2. Жизнь на море (Анапа)
  • 3. Финансы и транспорт

1. ДНЕВНИК ПОХОДА

1.1. Заброска: Пущино - Тула - Черкесск - а/л Узункол

Поход для нас начался довольно необычно. Во-первых, к электричке мы поехали не на автобусе, а на такси, причем всего за полтинник (автобусные билеты стоили бы дороже!) Таксист - Александр - сам предложил нас отвезти и сбавил цену настолько, что мы просто не могли отказаться. Вообще, с работой в Пущино трудно и днем таксисты в прямом смысле слова охотятся за пассажиров. Пока мы садились в машину, рядом буквально охмуряли потенциального клиента:

— Девушка, поедем в Серпухов на машине? Всего за двадцать пять рублей!

— Спасибо, на автобусе все равно дешевле!

— Зато мы приедем гораздо быстрее!

— А я не люблю быстро!

— Да как скажете! Хотите, поедем медленно...

Наша хитрость состояла в том, что садиться на электричку мы решили не в Серпухове, а на пл.107км. Во-первых, эта платформа ближе к Пущино, чем Серпухов, поэтому дорога и вышла дешевле. Во-вторых, она на 10км ближе к Туле, и нам меньше времени придется торчать в электричке. Но самое главное, час ожидания мы провели не в шумной толпе пассажиров на неуютном и грязном вокзале, а на поляне с дикой клубникой - в этом году около Пущино она особенно удалась.

В Туле наш поезд Москва-Нальчик (да-да, в Черкесск ходит именно он!) стоит почти полчаса. Мы без труда нашли нужный вагон, и на перроне наконец-то встретились с остальными участниками похода. Я, Боря М. и Тоня перед этим несколько раз встречались в Москве, а вот дети увидели друг друга впервые. Но кажется, все друг другу понравились.

На наши места проводник в Москве (с согласия ребят) взял каких-то ближних пассажиров, до Орла то ли Курска. Мы тоже не возражали, тем более что значительную часть "заработанных" таким образом денег проводники все равно тратят для нашего же блага. Например, по техническим причинам шланг с питьевой водой почему-то никогда не достает до последних вагонов, а чтобы на станции появился второй шланг, рабочему нужно отстегнуть тот же полтинник. И на российско-украинской таможне тщательность шмона напрямую зависит от подготовленной проводником суммы. Конечно, в основном эти деньги заранее собирают челноки, но у нас в вагоне их почти не было, а таможенники нас даже не разбудили. Интересно, во сколько сейчас проводникам обходится такая "услуга"?

Загрузившись в поезд позже, чем следовало согласно билетам (в Туле вместо Москвы), мы едва не вышли из него задолго до Черкесска. В Невинномыске черкесские вагоны отцепляют от нальчикского поезда и два часа они стоят на платформе в ожидании "кукушки" Невинномыск - Черкесск - Усть-Джегута. Как только нас отцепили, в вагон ворвались лихие местные джигиты. Сразу стало ясно, что обычные пассажиры незваным визитерам неинтересны.

— Которые здесь туристы? Так это вы хотите в Карачаево-Черкессию?!

После короткого разговора представители местной мафии предложили нам немедленно сойти с поезда. Они хотели доставить нас в Узункол прямо из Невинномыска за 2500р с группы. После того, как мы сбили цену до двух тысяч, Боря Мордасов уже был готов согласиться, но я и другой Боря его все же отговорили.

Мои соображения состояли в следующем. Во-первых, еще в Москве я прикидывал, что заброска должна обойтись нам примерно в тысячу рублей с группы, и я надеялся, что из Черкесска мы уедем дешевле. Во-вторых, вставать среди ночи и ехать лишние полста километров в автобусе было бы очень тяжело для детей, особенно для моей Оли, которую в машине сильно укачивает. Оставшись в вагоне, мы как минимум, спокойно бы выспались. В-третьих, и это пожалуй самое важное, в случае немедленной заброски в Узункол мы остались бы без официально оформленных пропусков в погранзону.

Эти разрешения выдаются в штабе Черкесского погранотряда по будням с 8 до 17 часов (обед 12-13). В штаб нужно представить заверенный печатью турклуба (или любой другой организации) список группы с указанием даты и места рождения, паспортных данных, прописки и места работы или учебы всех членов группы. Оформление пропусков бесплатное, но сама процедура может занять от одного до четырех часов.

Наши "мафиози" обещали уладить все бумажные вопросы за нас, так что к семи утра мы бы уже были в альплагере. Реально это означало, что вместо официально оформленных пропусков в погранзону у нас на руках оказалось бы неизвестно что. Разумеется, вверх через узункольскую погранзаставу нас бы пустили, но по плану похода, возвращаться мы должны были через Учкулан, и без документов у нас могли быть проблемы на спуске.

После обсуждения мы пришли к выводу, что пока нам лучше остаться в вагоне. Однако в определенной ситуации заброска через Невинномыск может оказаться удобнее, чем через Черкесск. Во-первых, через Невинномысск ходит гораздо больше поездов, и до этой станции легче купить билеты. При желании вместо скорого поезда можно ехать на пассажирском, что заметно дешевле. Во-вторых, некоторые из московско-невинномысских поездов идут только по России (нальчикский заходит на Украину), что важно для детской группы: не нужны документы на вывоз детей из России. Наконец, заброска через Невинномысск заметно быстрее по времени: поезд от Невинномысска до Черкесска идет полночи, а на машине можно доехать за час с небольшим. Местные турбазы в основном возят туристов именно через Невинномысск. Но рассчитывать на попутный транспорт все же не стоит, лучше заранее связаться с водителем и заказать отдельный автобус.

На вокзале в Черкесске нас встретили те же самые мафиози. Кажется, они монополизировали в республике все услуги по перевозке туристов. Количество машин на привокзальной площади точно соответствовало количеству прибывших туристов - конкуренция здесь никому (кроме нас) не нужна. Если условия встречающей туристов "бригады" вас не устроят, поискать другой транспорт для поездок по республике можно на площади около рынка.

Теперь цена заброски до Узункола упала до 1500 рублей, причем за эти деньги нас обещали доставить непосредственно в альплагерь, и мы согласились. Разумеется, по пути мы заедем на рынок и в штаб погранотряда - в Черкесске он расположен не очень далеко от вокзала.

Вместе с нами в автобус загрузились еще две или три группы, но уже без детей. В зависимости от сговорчивости и финансовых возможностей, цена для них колебалась от 150 рублей с человека и выше. Мы, видимо, тоже могли бы договориться чуть-чуть подешевле, если бы Боря с самого начала сказал, что нас всего пятеро (и дети), однако он почему-то назвал цифру "десять". Реально в переполненном автобусе мы вместе с вещами занимали не больше 6-7 мест....

В Хурзуке нас из автобуса пересадили на самосвал. Дорога от погранзаставы до альплагеря для одноприводных машин трудновата, наш переполненный ПАЗик точно бы не проехал. Все это было обговорено еще в Черкесске, но возник вопрос с процедурой оплаты. Водитель ПАЗика хотел сначала собрать деньги с нас, а затем заплатить водителю самосвала. Однако мы опасались, что когда "ПАЗик" уедет, самосвал вдруг "сломается" и потребуются дополнительные вложения.

На самом деле такое развитие событий лично мне представляется маловероятным. Скорее всего, шеф водительской мафии просто не хотел говорить, за какую смешную сумму он подрядил самосвал. Наконец было решено, что деньги водителю самосвала мы отдадим в альплагере. Интересно, что за вычетом стоимости бензина от Черкесска до Хурзука и обратно, амортизации автобуса и зарплаты водителя чистый навар "ПАЗика" за один рейс составил больше двух тысяч рублей....

Перед расставанием мы отлили из ПАЗика несколько литров бензина для примусов. Я испытал настоящий шок, когда узнал, что деньги за бензин Боря отдал дополнительно. Конечно, дело не в сумме - по сравнению с другими расходами это мелочь, но впервые в моей практике таксист, и так очень неплохо заработавший на нашей поездке, потребовал за бензин дополнительную оплату.

За время пересадки из автобуса в самосвал я прогулялся по поселку и в первом же доме купил у Хезды Хапаевой и Алимы десять пар отличных шерстяных носок. Здесь их вяжут в каждой семье. Цена за пару колеблется от десяти до пятнадцати рублей (для туристов - 15-20 рублей/пара), но главное, это настоящие носки из натуральной шерсти собственной выделки. Кстати, в Черкесске и Карачаевске летом купить теплые носки, свитер или другие изделия из шерсти можно только в базарные дни - в понедельник я не нашел там ни одного торговца соответствующего профиля. В горных кишлаках покупка может стоить дешевле, но придется потратить много времени, чтобы найти (застать дома) тех, кто вяжет подобные вещи.

Подъем к альплагерю особого впечатления не произвел - встречали мы дороги и поинтереснее. Однако я все время поглядывал в сторону реки Узункол, пытаясь оценить ее с точки зрения каякера. Перед поездкой я частенько заглядывал в ФИДО-конференцию mo.tourism, где как раз обсуждалось, какие непальские, памирские или альпийские реки самые непроходимые и крутые в мире. По общему мнению, если бы заброска туда не была столь долгой и дорогой (плюс трудности с визами для россиян), наши каякеры давно бы уже утерли нос этим западным соплякам. Так вот, думал я, зачем ездить в какую-то Индию, если под самым носом у москвичей есть такие замечательные потоки! Расход воды более чем достаточный и стабильный - раз. Падение пятьдесят, а местами до ста метров на километр - два. Наконец, элементарная, очень удобная и относительно недорогая заброска. Или я чего-то не понимаю? А может, дело не в заброске, просто пластиковым игрушкам эти речки пока что не по зубам? Кстати, по верховьям Кичкинекола, Учкулана и особенно Морде вполне можно плавать на Таймене, причем даже без фартука.

Но вернемся к нашим баранам, я имею в виду способам заброски в альплагерь. Чтобы сэкономить, можно отправиться наверх на пассажирских автобусах. Сначала придется доехать из Черкесска (или Усть-Джегуты) в Карачаевск. Оттуда другой автобус (он ходит не менее трех раз в день) везет всех в Хурзук. Чтобы попасть в Хурзук до обеда, группа должна выехать из Черкесска как можно раньше. Руководителю, который будет оформлять бумаги у пограничников, придется потом догонять группу в одиночку, на маршрутках или "вписавшись" в машину к одной из попутных тургрупп (в сезон это вполне реально).

В Хурзуке или Учкулане группе все равно придется нанять машину, что может стоить до тысячи рублей за рейс, или же идти наверх пешком, рассчитывая на случайную попутку. Как нам рассказали на заставе, в этом году в альплагерь ежедневно поднималось от 20 до 70 человек, так что найти приемлемый вариант (или хотя бы забросить вещи, если в машине не будет места для пассажиров), вполне реально. Но нужно быть в Хурзуке пораньше, чтобы не упустить идущий наверх транспорт. Например, наш самосвал отбыл из Хурзука в начале пятого.

При удачном раскладе расходы на заброску семьи из 3-4 человек в Узункол маршрутным транспортом составят от 100 до 200 рублей. Однако при этом вас ждет как минимум две пересадки, и есть риск потерять целый день, если не будет оказии на последнем участке маршрута. Мы заплатили втрое больше, зато доехали все вместе, без суеты и нервотрепки.

1.2. Первое кольцо: альплагерь Узункол - перевал Доломиты Южный - перевал Кичкинекол Малый - р.Кичкинекол (альплагерь Узункол)

Через два часа после выезда из Хурзука (почти час простояли на заставе) наш самосвал прибыл в альплагерь. Высота здесь 2050 м над уровнем моря. В домиках полно народу, кто-то живет прямо на территории в палатках. Есть буфет, в котором можно купить пиво, спиртное, часто бывают овощи, хлеб, шоколад. Ежедневно вниз за продуктами ходит машина, можно заказать что-то особенное. Цены примерно соответствуют московским, что для такого места достаточно дешево.

На противоположном берегу речки есть частная лавка, где можно купить примерно все то же самое (только вдвое дороже) или заказать готовую еду вроде шашлыка или чебуреков.

На площадке около домиков мы увидели несколько легковушек, в основном, полноприводных. Оказывается, они тоже могут сюда подняться.

Оставив в альплагере заброску (каждое место в камере хранения стоит 5р/сутки), сразу идем выше. Во-первых, вне территории альплагеря не надо платить за палатки, а во-вторых, так можно чуть сократить завтрашний переход. Да и просто жить в лесу гораздо приятнее.

На слиянии речек Морде и Кичкинекол, в одном переходе от альплагеря есть мост через Узункол и рядом удобные площадки для палаток (2090 м). Воду берем из речки - до родника идти минут пятнадцать.

Утром в получасе ходьбы от этого места мы увидели еще одно потенциально пригодное место для лагеря: прекрасная зеленая лужайка, отменный родник, хороший сосновый лес. Ночевать там было бы еще приятнее.

17.07.Сегодня первый день нашего похода. Мы дежурные, но Олег и Оля меня не будят, варят завтрак сами. Я отработаю потом, когда вместо костра придется разводить примус.

Через час каша готова, и дежурные с трудом расталкивают едоков. Мы впервые идем в поход такой компанией, и еще не притерлись друг к другу. Так, у нас обычно кашу раскладывают по мискам через пять-десять минут после подъема, и дежурный сразу может мыть кан. А остальные участники привыкли, чтобы кашу, изюм и масло им выдавали горячими по мере вылезания из палатки. Как назло, это неприятный процесс частенько затягивается, и в то время как кто-то, позавтракав, уже упаковывает вещи, другие еще нежатся в спальнике.

В первый день сборы всегда продолжаются дольше положенного. К тому же кроме обычного завтрака мы вынуждены доедать купленные накануне арбузы, дыни и прочие внераскладочные запасы. Только через полтора часа после подъема наша семья наконец готова к выходу. Но остальной народ собирается еще дольше! В отличие от Олега с Олей, и Филя с Жанной, и Вова с Машей считают, что их родители уже достаточно опытные и вполне могут собрать все рюкзаки, спальники и палатки самостоятельно. У моих детей подобных иллюзий нет, в результате мы втроем регулярно упаковывали свой лагерь быстрее всех, хотя другие родители тоже очень старались.

С 9.30 до 10.00 - первый переход до так называемой границы леса. На самом деле арча и низкорослые лиственные деревья, а значит и дрова, есть и выше, вплоть до самого ледника, но последний сосновый бор действительно находится именно здесь, около обозначенных на карте летовок.

10.00-13.00. От границы леса поднялись вверх, на левый (по ходу) борт долины Кичкинекола. По пути сделали остановку у водопада. Несмотря на внушительные размеры, смотрится он не очень эффектно - нет удобной панорамной точки. Тоня, известная своим пристрастием к художественной фотографии, даже не стала пытаться его запечатлеть.

Из-под водопада основная тропа серпантином уходит влево, но идущий впереди Филипп полез прямо вверх, в лоб. Год назад Филипп уже проходил этот маршрут, и ему очень хотелось быть впереди и показывать дорогу. За Филиппом увязалось еще несколько человек, в основном дети. Непроходимым это место, конечно, не назовешь, но по тропе, где прошла остальная часть группы, с рюкзаками подниматься легче. К счастью, над водопадом обе дороги встретились и к общей радости мы опять воссоединились.

13.00-15.00. Обед на уютной лужайке с ручейком между больших камней. Это первая удобная вода после водопада.

15.30-16.30. От места обеда всего полчаса хода до большой альпинистской "базы". Здесь целый палаточный городок, из которого ребята каждый день ходят на близлежащие скалы и более высокие вершины.

Мы прошли мимо палаток не останавливаясь, только поздоровались с альпинистами, с которыми накануне вместе ехали на машине.

Погода отличная, мы лезем все выше и выше. На первый взгляд, поход начался просто замечательно. Но у наших детей явно что-то не так со здоровьем. При быстром подъеме на 2500 нормальные люди начинают ощущать высоту, у них появляются тошнота, вялость и прочие признаки горной болезни. Вместо этого дети бодро бегут вперед, то есть в организме совершенно отсутствуют правильные реакции.

Из глубокой задумчивости меня вывел Боря ПВ. Оказывается, по его наблюдениям у детей признаки горной болезни могут отличаться от взрослых. Прежде всего, они проявляются в стремлении съесть побольше конфет на привале, а также нежелании нести рюкзак, ставить палатку и вообще слушаться взрослых. Поскольку все эти симптомы действительно были в наличии, я успокоился и пошел дальше. Кстати, чуть позже я сделал свой вклад в горную медицину, установив методом ретроспективного анализа, что приобретенная таким образом детская горная болезнь не только продолжается неопределенное время после похода, но и иногда начинается задолго до выезда в горы.

15.30-16.30. Заключительный взлет (все еще по отличной тропе), и мы выходим к озерам, запланированному месту ночевки. Удобных площадок для палаток не так много, поэтому к дальнему концу озера, где уже кто-то стоит, не идем, разбиваем лагерь прямо у ригеля. Высота примерно 2950 (Боря М. говорит - три тысячи ровно), то есть за ходовой день по хорошей тропе мы набрали меньше километра. Альтиметра или gps у нас нет, а по картам высоту можно определить только очень примерно. Двухкилометровка Карачаево-Черкессии, несмотря на 80-метровое сечение рельефа, в горах малопригодна (хотя ее можно использовать на подходах или как обзорную), а на орографической маршрутной схеме высота указана только у некоторых наиболее известных вершин.

В девятом часу вечера к нашему лагерю подошли тверичи, которые ночевали рядом с нами на слиянии речек и которым мы утром отдали остатки недоеденного арбуза. У них настоящее ЧП: группа растянулась на несколько километров, впереди двое или трое парней со всеми палатками, остальные бродят где-то по склону. Пришлось устроить небольшие спасработы: отнести вниз палатку и помочь поднять наверх рюкзаки тем, кто будет ночевать около нас. Детей у них в группе почти нет, но рюкзаки все равно очень приличные, к тому же из лагеря они вышли только после обеда, поэтому неудивительно, что подъем дается им с таким трудом.

18.07. Дежурные - Боря с Ларисой - встали в шесть, но завтрак готов только в полвосьмого. Барахлят примуса, в том числе и новый, купленный Борей М. специально к этому походу. У моего примуса впервые за пятнадцать лет эксплуатации травят прокладки: пламя выбивалось из-под насоса, потом сработал предохранительный клапан.

К 8.30 рюкзаки собраны только у нашей семьи. Остальные не торопятся, им явно не хочется уходить с этого места. Наконец, в 9.30 стартуем. Мы с Олегом жжем мусор, а негорючие остатки попробуем закопать на морене. Необожженные банки разлагаются довольно долго, но я прикопал пакет у языка свежей осыпи, в надежде, что он уйдет в глубину и появится на поверхности очень не скоро.

10.00 - привал у начала снежника. Час ушел на мелкий ремонт фонариков, подгонку обвязок и другого горного снаряжения. Снег уже рыхлый, лишь местами он переходит в фирн. Устраиваем импровизированную тренировку - дети учатся зарубаться. Ввиду недостаточной крутизны склона выглядит это так: я неожиданно хватаю Олега или Олю за ногу и со всей дури тащу вниз, а они должны остановить не только себя, но и меня. С ледорубом это было бы не очень сложно, но в этот поход дети взяли только лыжные палки. Особенно тяжело учеба далась Оле (она все время опиралась не на палку, а на локоть). В результате у нее промокли штаны и трусы, пришлось переодеваться.

11.30-12.30. Подготовка окончена, идем вверх. С самого начала пошли немного левее, чем нужно - тут круче, а главное, внизу есть неприятные камни. По-моему, лучше было подниматься по линии стока воды: опасности камнепада нет никакой, а в случае срыва катиться придется только по снежнику.

Наш руководитель - Боря М. - уверенно ведет группу вперед. Но у Оли, в отличие от остальных участников, вместо горных ботинок обычные сапоги со скользкой резиновой подошвой, и к тому же это наш первый выход на снег в этом походе. Местами приходится пересекать неприятные гребешки из твердого снега, которые плохо пробиваются даже ботинком. Поэтому наша семья решает связаться. Дополнительной задержки не будет - для спуска в любом случае понадобятся и веревка, и обвязки.

12.30-13.00. Перевал Южные Доломиты, 3350 м. Питье, перекус, фотосъемка... Мы привыкли употреблять шоколад после любого относительно сложного перехода, а у горников, оказывается, традиция разрешает есть шоколадки только на перевалах. Поэтому вчера во время нашего дежурства Боря М. с ужасными проклятиями отобрал у меня приготовленный на перекус и чуть было не розданный шоколад, зато теперь мы едим двойную порцию сладкого. Наверно, в горах эта традиция действительно уместна. Но что тогда прикажете делать водникам? Даже во время наших довольно нетрадиционных маршрутов с волоками из одной речки в другую за весь поход обычно встречается не больше одного перевала (пардон, водораздела). А если всю дорогу плывешь вниз по течению? Везти шоколад обратно домой? Нет уж, традиция традицией, но по-моему, лучше все-таки есть этот вкусный и питательный продукт почаще! Тем более, что в отличие от застойных времен, шоколад теперь стоит дешевле колбасы, а вдобавок еще и лучше хранится.

Сзади нас догоняют тверичи, пора освобождать панораму для следующей группы. Не перевал, а настоящий проходной двор! Хорошо еще, не надо занимать очередь! Предыдущая группа, судя по записке , была здесь на два часа раньше нас, и сняла при этом записку , оставленную накануне!

13.00-14.20. Спускаемся вниз по крутому, но рыхлому снегу. Солнце здесь с самого утра, и все раскисло, но внизу круто, камни и к тому же спуск не просматривается. Нужны перила. Веревка уже размотана, обвязки мы не снимали, поэтому вперед идет наша семья. Олег закрепляет наверху ледоруб и встает на страховку, а я прямо с рюкзаком качусь вниз и в 40 метрах от начала спуска фиксирую нижний конец веревки другим ледорубом. На полочке с левой стороны кулуара есть место и для людей, и для рюкзаков, а дальше можно спускаться по осыпи.

Олег и Оля спускаются следом, используя веревку в качестве наклонных перил. Спуск не очень крутой, в конце веревка маятником уходит в сторону, и мне этот метод кажется вполне безопасным, а главное, быстрым (что в горах часто не менее важно). Но у шефа другое мнение - своих детей он хочет спускать с верхней страховкой, а для этого нужно каждый раз выбирать веревку обратно. Чтобы не терять времени, я вернулся на перевал и втихаря утащил вниз пару рюкзаков. И вновь не угодил руководству! Оказывается, у них принято, чтобы свой рюкзак каждый ребенок нес сам. По-моему, лучше бы дети проявляли побольше активности утром при сборке лагеря... Вообще, довольно странно порицать такую взаимопомощь - даже во взрослых группах технически сложные участки часто проходятся налегке, а рюкзаки транспортируют отдельно...

Пока два Бориса складывали веревку, мы искали место для обеда. В 200-300 метрах от конца снежника на осыпи появляется тропа, теперь дети смогут идти быстрее. У первых полянок с зеленой травкой среди огромных камней обнаружилось защищенное от ветра место - не очень удобное, но настолько экзотичное, что на обед мы решили остановиться именно здесь. Ребята догнали нас почти сразу (я едва успел распаковать примуса), и Боря М. приступил к исполнению своих обязанностей дежурного.

Обедали с 14.20 до 16.10. Еще полтора часа (16.10-17.30) занял спуск вниз в долину р.Чунгур. Тропа местами теряется (вероятно, ее портят зимние лавины), но заплутать негде, все довольно очевидно. Только в самом конце спуска на бараньих лбах тропа сначала прижимается вправо, к ручью, вдоль которого мы спускались, а затем резко уходит влево. В этом месте нужно быть повнимательнее: без тропы здесь легко можно выскочить на труднопроходимые и даже опасные скалы.

Судя "двушке", высота днища долины р.Чунгур около 2700 м. Перед походом Боря в каком-то отчете раскопал цифру 2950, но по-моему, это явный перебор. Оборудованные площадки встречаются на каждом углу. Из-за назревающего дождя мы остановились у самого конца тропы, и не зря: пока ставили палатки, хлынул настоящий ливень. Вот где нам бы пригодились полчаса, потерянные утром...

Сразу после дождя я занялся реконструкцией ветрозащитных стенок вокруг нашей палатки. Погода удивительно тихая, и все думают, что я это делаю из солидарности с Борей М. Перед походом он отказался включить в маршрут посещение пещер под предлогом внезапно обострившейся клаустрофобии, поэтому для гармонии я тренирую в себе боязнь открытых пространств. Хорошо, когда в группе представлен весь спектр психических отклонений! Как считают ученые, это одна из главных причин, почему в походе туристам живется гораздо интереснее, чем в больничной палате, где у всех соседей один и тот же диагноз...

Когда начало темнеть, на спусковой тропе показались какие-то люди. Ба, да это же тверичи, сообразили мы и приготовились идти за чужими рюкзаками на перевал. К счастью, на этот раз они равномерно распределили палатки и продукты по всей группе, так что спасать никого не пришлось.

Долина р.Чунгур - единственная на маршруте, где почти невозможно найти дрова. Правда, на склонах есть рододендрон, но за арчой или деревьями надо идти довольно далеко, возможно, несколько километров. На всех остальных ночевках (кроме ночевок под перевалами), в принципе, можно обойтись без примуса. Правда, в этом случае вместо "Шмелей" и бензина под каждый из трех перевалов нам пришлось бы тащить по несколько килограмм дров, а главное, непонятно, что делать наверху в случае серьезного ухудшения погоды.

Вечером, когда тучи рассеялись, в проеме долины показалась какая-то снежная вершина. С этой стороны узнать ее было непросто, но Боря М. сразу сказал, что это западная вершина Эльбруса. Остальные участники позволили себе в этом усомниться, и тогда Олег взял компас и, положив азимут на карту, решил спор в пользу Эльбруса.

19.07. Утром снова были проблемы с примусами. Только что поставленные свежие прокладки в моем Шмеле уже разбухли, их опять надо менять! Хорошо, что перед походом Боря М. был в Питере и привез оттуда парочку ЗИПов.

Вообще, история с этими прокладками оставила меня в полном недоумении. После второй замены прокладок они больше не разбухали и нормально работали до конца похода. Было бы весьма интересно выяснить причину наших бед. Возможно, одну из бутылок, в которые мы заливали бензин, недостаточно хорошо отмыли от пива, и остатки этого продукта придали горючему повышенную едкость? Или просто в первые дни похода Боря М., привыкший готовить на "Огоньках", оставлял раскочегаренный "Шмель" без присмотра, в результате чего он перегревался и портил резину? Честно говоря, раньше я как-то не сталкивался с подобной проблемой. Правда, от работающего примуса я обычно не отхожу, и обычно не включаю свой "Шмель" надолго на полную мощность.

Сегодня идем на Малый Кичкинекол. Наконец-то вышли из лагеря в девять утра! Подъем занял около трех часов (9.00-12.00). Высота перевала всего 3180, то есть набор относительно небольшой. Тропа хорошо заметна, но местами она скрывается под снегом. Подъем из долины р.Чунгур вверх и набор высоты начинаются уже в полукилометре от места окончания спусковой тропы с Южных Доломитов. Во время подъема нам показалось, что примерно в 200-300м выше уровня долины возможен траверс склона хребта со стороны пер. Южные Доломиты к пер. Малый Кичкинекол. Накануне во время спуска мы видели очевидное место начала траверса (там можно поставить лагерь), от которого нужно уходить на ЮЮЗ с небольшим набором высоты. Однако полностью линия траверса не просматривается, обязательно нужна разведка. Вряд ли этот маршрут существенно легче традиционного (экономится не более 200м спуска-подъема), но наверняка интереснее и красивее.

На перевале сняли записку ростовчан от 29.06.2001. Они проходили перевал в обратном направлении, и сняли записку питерской группы, датированную шестнадцатым августа прошлого года. Удивительно, но этот перевал намного менее посещаем, чем Южные Доломиты, хотя он и ниже, и проще, и главное, по дороге к нему можно посетить уникальную, замечательно красивую поляну Крокусов!

13.00-14.00. Спуск с перевала - довольно крутой снежник с удобным выкатом. Олег и Оля не хотят упускать шанс прокатиться, вслед за нами тем же способом спускается и остальная молодежь. Только взрослые не очень довольны - после покатушек штаны у детей отсырели, как бы не пришлось переодеваться...

Снежник заканчивается небольшим цирком. Дальше идем по довольно очевидной тропе. Сверху может показаться, тропа огибает цирк по осыпи правого склона, но даже если это и так, пешеходу идти там явно не стоит: и спуск, и подъем по снежнику намного логичнее и проще.

14.00-14.30. Тропа, спускаясь, придерживается правого борта ущелья. Обогнув несколько скальных выступов, довольно быстро выходим к Поляне Крокусов. По моим оценкам, высота здесь около 2800 м, но в отчетах встречается и цифра 2600. Абсолютно ровная зеленая площадка с мелкой, как будто подстриженной травой, окружена скальным полукольцом, открывающимся на запад в долину р.Кичкинекол. С севера на поляну огромной ступенью падает живописный, холодный и очень шумный водопад. С востока и юга прямо к траве спускаются снежники - остатки лавинных выносов, а прямо под ними расположена цепочка небольших мелководных озер. Днем горное солнце прогревает талую воду до двадцати градусов и даже больше. Особенно теплая вода в ручье, вытекающем из последнего озера. Естественно, мы не упустили случая искупаться и постираться - больше дармовой горячей воды на маршруте у нас не будет.

Ночевали мы недалеко от края поляны, у начала спусковой тропы. А зря - за водопадом, под скальной стенкой есть очень уютные, защищенные от ветра стоянки. Там гораздо тише, да и купальное озеро не в пример ближе.

20.07. Вышли в 9.10. Через одну ходку тропа раздваивается: основная, правая ветвь спускается вниз к кошу и водопаду, от которого мы начинали подъем на Южные Доломиты, а наша, левая, выходит на большую поляну (высота, по моим оценкам, 2500-2600м) и там теряется. Пересекать поляну лучше не по руслу ручья, в которое превращаются остатки тропы, а прямо по траве, выбирая участки, где она пониже. Здесь уже есть арча - можно набрать дрова для костра.

В дальнем от нас, запад-юго-западном краю поляны коровьи тропинки вновь собираются в одну мощную спусковую тропу. Она круто падает вниз по наиболее логичному гребню, только в самом конце нужно не пропустить место, где тропа переходит на правый берег лощины. В русле ручья (по которому, видимо, многие спускаются) много живых камней, в том числе и весьма приличных размеров.

Вместе с привалами спуск занял два с половиной часа. В долине (2250 м) нашли очень приятное место: ровные травяные площадки среди огромных камней, рядом есть чистый ручей. В самый большой камень вбит крюк, к нему очень удобно привязывать тент. Лес лиственный, но есть и арча, а на склоне - отдельные сосны, так что дров хватает.

Пока дежурные варят обед, мы с Борей М. идем в альплагерь за заброской (12.10-15.00). У остальных - полудневка, а вечером, по плану похода, мы идем на ледник. Однако когда мы с Борей вернулись, в лагере уже стояли палатки (вдруг дождь?), все расслабились и уходить неохота. К тому же идти наверх поздновато: пока пообедаем, соберемся, дойдем, а ведь на леднике надо еще найти место и обустроить место для лагеря... Придется отложить выход на завтра.

1.3. Ледник Кичкинекол - р.Морде - пер. Беляева - р.Джалпакол - р.Учкулан

21.07. Из лагеря вышли в девять. В течение первой часовой ходки, за время которой мы подошли к языку ледника, пришлось пересечь множество ручейков, ручьев, и речушек, на которые разбивается текущая сверху р.Таллычай. Все они не очень большие, так что ноги у нас остались сухими.

Основная тропа от нашего лагеря идет не на ледник, а поднимается влево на край трога и уходит вверх по р.Таллычай в сторону одноименного перевала. Наверху тоже есть брод через реку, но он довольно многоводный. Снизу нам показалось, что по верхней бровке трога можно удобно подойти к леднику и выйти на лед, минуя неприятный подъем по живой оконечной морене. Но вполне возможно, что это лишь иллюзия.

Экскурсия к языку ледника (10.00-10.30) оказалась не очень интересной. Ледникового грота нет, вода вырывается из-подо льда плоским, широким и не очень глубоким потоком. Дети едва не полезли на язык ледника, забыв о нависающих сверху булыжниках, кирпичах и чемоданах. В период активного таяния все это добро легко может скатиться и придавить незадачливых экскурсантов.

10.30-11.00. Ходка получилась не длинной, но очень напряженной. Морена совсем молодая, все камни живые, в том числе и очень большие. Тропа едва заметна, бдительность нельзя терять ни на секунду.

Поднявшись повыше (примерно до 2500-2600 м), мы легко пересекли ледник и потом долго разравнивали площадки для палаток, выкладывая на лед мелкие камни, чтобы не спать в луже. Дети так увлеклись, что ставить лагерь и обедать мы кончили только к трем часам дня. Как всегда, я выложил вокруг нашей палатки двухметровую каменную стенку. Но по закону бутерброда, сильный ветер опять не поднялся. В результате мне вновь не удалось посмотреть, как уверенные в своей несдуваемости жители многооттяжечных "пауков", пренебрегающие подобными мерами предосторожности, побегут ночью прятаться от дождя и бури под нашу родную советскую крышу.

Вечером устроили экскурсию по пологой части ледника, обогнув ее по периметру. Горы вокруг крутые, и солнце заходит довольно рано, поэтому долго гулять не стали, к шести уже были в лагере. Непонятно, за что перевалу Двойняшки присвоена категория 3Б: отсюда подъем на него кажется довольно простым. А со стороны Грузии, говорят, к любому из этих перевалов можно подъехать на лошади по зеленой травке.

А вот нависающие над нами горы оставляют манящее впечатление. Не очень понятно, есть ли вообще простой путь подъема на Далар, Замок, Трапецию или те же Двойняшки. Тем привлекательнее выглядят эти вершины...

22.07. Как обычно, лагерь собрали в девять. В течение двух часов занимались на леднике: дети ходили по льду в кошках, рубили ступени, крутили ледобуры, самостоятельно вешали и преодолевали горизонтальные и "вертикальные" перила. Боюсь только, что из-за спешки тренировка получилась не слишком сложной и поэтому недостаточно интересной.

11.00-11.20. Распихиваем по рюкзакам использованное на тренировке снаряжение, идем вниз. В 13.00 мы у слияния р.Кичкинекол и Морде. Здесь длинный (пятичасовой!) обед, забираем и делим остатки заброски. Как обычно, я цепляю себе оба примуса и бензин (наглость - второе счастье!), взамен отдаю ребятам продукты. Благодаря этой хитрости мой рюкзак всегда собран раньше других, и я опять успеваю искупаться, пока остальные перекладывают вещи.

Вес прибавился довольно заметно. Кроме еды на пять дней, свежекупленных овощей и горного снаряжения, народ тащит с собой тяжеленные фонари с большими круглыми батарейками, килограммовые детские книжки в суперобложках и даже баночное пиво (последняя банка через все перевалы дошла с нами до Учкулана). Для меня, привыкшего экономить в горах каждый грамм, такая расточительность непонятна. Но нет худа без добра: несмотря на то, что в нашей семье не хватает одного взрослого, мы полностью несем все положенное общественное снаряжение, при этом рюкзак у меня не тяжелее, чем у любого из двух Борисов.

Наконец, обед завершен, продукты уложены, можно идти. За час (18.00-19.00) проходим 2 км вверх по р.Морде и вскоре после мостика (дорога переходит на орографически правый берег) ставим лагерь на сосновой лужайке (2200 м). Это последнее удобное место в долине р.Морде перед подъемом на пер. Беляева. Здесь есть не только лесная поляна с дровами, но и родник. Дети нашли на лужайке кучу грибов, пришлось после ужина их изжарить. Правда, пейзаж портит куча мусора на соседнем кострище. Утром мы обложили ее дровами и попытались сжечь, хотя бы частично.

23.07. Первый переход - от лагеря до коша (9.00-9.30). Местами тропа идет по большим камням, даже непонятно, как здесь ходят коровы. На моховых камнях - густой ковер из неспелой черники, брусники и какой-то черной ягоды. Только сегодня Лариса сказала, что эта ягода съедобна, и оказывается, она даже знает ее название - шикша! Жаль, мы не догадались спросить об этом вчера, а сегодня уже нет времени, чтобы вдоволь наесться...

С владельцами коша Боря знаком уже несколько лет. Три года назад, во время первого похода в эти края Боря ночевал здесь за речкой, и ночью собаки утащили у него все продукты. С тех пор Боря в каждом походе старается пройти мимо этого коша, но ночует поодаль. Хозяева коша с удовольствием вспоминают ту позапрошлогоднюю историю (возможно, у них еще осталась часть унесенных собаками припасов), а еще они угостили нас горным айраном.

10.00-13.30. Подъем к перевалу начинается прямо напротив коша. Мы идем по тропе по левому (орографически) берегу ручья. Как и водителю, который всегда уверен, что левая половина дороги ровнее, мне (и не только мне) порой кажется, что на другом берегу ручья тропа лучше. Но скорее всего, это иллюзия, и обе тропы равноценны.

Примерно на высоте 2600 самая крутая часть подъема кончается, и с голой и сухой стенки долины р.Морде мы попадаем в зеленую, покрытую травкой долину ручья, вдоль которого нам предстоит идти дальше. С этого места тропа слабеет, местами даже теряется (разбегается по лужайке), и похоже, что здесь нам следовало держаться правее, возможно, даже перейти ручей. Впрочем, склон не очень крутой, подниматься можно и без тропы.

Чем выше, тем дальше вперед убегает от нас Маша. Странно: рюкзак у нее не такой уж и легкий. Может, ее кто-нибудь напугал? Давно пора делать привал, и Тоня криками пытается заставить ее остановиться. Но эффект прямо противоположный: чем громче наши вопли, тем быстрее Маша карабкается вверх по склону...

Преодолев еще один взлет, попадаем в большой цирк с озером. Задняя стенка цирка сложена молодой мореной ледника Беляева. Идти еще двести метров до озера нет сил, обедать (13.30-16.00) остановились на первой же ровной площадке.

От озера (где есть оборудованные места для палаток) тропа поднимается вверх, на морену, уходя правее центра долины. Вдоль тропы сложены каменные туры. Другой возможный путь подъема - еще правее, по снежному кулуару, разделяющему морену и скально-осыпную стену цирка, но в кулуаре надо опасаться скатывающихся по осыпи камешков.

Наверху оба пути соединяются, и почти сразу в центре морены обнаруживается небольшое понижение с ручьем, где есть хорошие места для палаток. Высота больше 3 км (Боря М. говорит, 3300), но даже ночью был плюс, и ручеек не замерз.

24.07. Сегодня опять наша очередь дежурить, и это хорошо! Можно будет выйти пораньше, чтобы иметь запас времени на случай всяких неожиданностей на перевале, а при благоприятных условиях сходить оттуда на экскурсию на ближайшую горку. Кстати, в мое дежурство оба примуса работали идеально. Может, вся хитрость состоит в том, чтобы следить за ними и не очень перегревать?

Подъем начинаем около восьми утра. Если по гребню морены, отделяющему наш цирк от спуска к р.Морде, подойти к леднику вплотную, то оптимальный маршрут подъема станет вполне очевидным. Слева направо через весь ледник тянется косая снежная полка. Солнце освещает ее с самого утра, ночью был плюс, поэтому снег рыхлый, и мы идем, не связываясь. Впрочем, при неудачном падении покатиться (а не провалиться в снег) все-таки можно, поэтому там, где снизу есть скалы, я оставляю рюкзак и с ледорубом иду чуть ниже тропы, чтобы в случае чего выловить сорвавшегося ребенка до того, как он наберет скорость. Несмотря на уверенность нашего руководителя, что здесь при всем желании никто никуда не покатится, обратно к своему рюкзаку я съезжаю по снегу "глиссером".

Две короткие, не очень сложные ходки, и мы оказываемся в верхнем, полностью снежном цирке ледника Беляева. Оптимальная точка выхода на крутой и очень сыпучий перевальный гребень неочевидна, на снегу россыпь свежеопавших камней, поэтому прежде, чем вести вверх детей, устраиваем разведку. Поднявшись на гребень, я пришел к выводу, что идти лучше справа. Там есть удобная площадка для отдыха, перевальный тур и небольшой памятник.

Подъем очень камнеопасен: шкафы, плиты и чемоданы, не говоря уж о кирпичах, держатся на честном слове, и любое неосторожное движение может вызвать настоящий обвал. Спустившись вниз, я описал ситуацию и предложил поднимать женщин и детей двумя группами, по очереди. В этом случае каждая группа была бы меньше, и мы бы могли разгрузить детей, чтобы подъем стал более безопасным. Но Боря М., как всегда, против. Не детское это дело - ходить налегке! Поэтому перевал мы будем брать все вместе, одной максимально плотной группой.

В 11.00 мы наверху (3600м). Сняли записку москвичей из группы "Норд-Вест" (рук. А.А.Алексеев), прошедших перевал 7 июня вместе с собакой (!) в том же направлении, что и мы. Интересно, как они приучили не приспособленное к лазанию животное идти, не сбрасывая "живые" камни...

Сегодня у нас тройная порция шоколада - к тому, что мы должны были съесть за два наших дежурства, руководитель добавил свои штатные "перевальные" шоколадки. Погода идеальная, никто не устал, и я предложил устроить радиальный выход на г.Джалпаколбаши.

В Москве перед выездом мы с Борей М. обсуждали возможность посещения каких-то вершинок, но то обсуждение не привело ни к чему конкретному. Боря спросил, какие именно горы я имею в виду, но маршрутной информации (или времени, чтобы ее разыскать) у меня не было, и я предложил решить все на месте. Конечно, описание пары подходящих вершинок нам бы не помешало. Но если есть достаточный запас прочности, почему бы не совершить подъем в режиме первопрохождения? Наш опыт это вполне позволял: и Боря М., и Тоня неоднократно ходили в сложные горные походы, а я в свое время достаточно погулял по Памиру, и даже забрался на один из тамошних семитысячников.

Гора Джалпаколбаши показалась мне подходящей. Непосредственно с перевала идти на нее не стоит - разрушенный гребень опасен, к тому же между перевалом и вершиной есть еще одно понижение. Но можно спуститься на ледник Беляева, пересечь цирк и, обойдя бергшрунд, выйти на восточный гребень г.Джалпаколбаши. Весь маршрут идет по не слишком крутому снежнику, который сейчас легкопроходим, только на самом верху нужно будет небольшой участок пологих скал. Набор высоты умеренный, погода и самочувствие отличные... По моим оценкам, экскурсия могла бы занять не более трех часов.

К моему удивлению, уважаемая публика не поддержала эту замечательную идею. Только Олег, для которого достижение максимальной в его жизни высоты было одной из главных целей похода, рвется в бой. Пожалуй, мы могли бы пройти этот маршрут даже вдвоем (хотя устойчивой такую связку не назовешь), однако в этом случае все остальные для подстраховки должны бы были обедать и ждать нас прямо на перевале, иначе идти слишком опасно.

Увы, быстро выяснилось, что трехчасовое сидение на перевале вовсе не является тайной мечтой большинства членов группы. Если пойдет дождь или ухудшится видимость, это существенно осложнит спуск не только с вершины, но и с перевала. Конечно, на этот случай у нас есть запасной день, но все почему-то хотят провести его не под дождем среди снега и льда, а внизу, в лесу, с ягодами и теплой речкой под боком! Непонятно, зачем тогда они вообще пошли в горы?

Учитывая соображения безопасности и настроение группы, наш руководитель немного подкорректировал культурную программу, и вместо экскурсии на г.Джалпакол нам пришлось ограничиться получасовой прогулкой по гребню к микровершинке 3750, разделяющей нашу, северную, и южную седловины перевала.

12.00-13.00. Спуск с перевала Беляева несложен. Сначала тропа идет по мелкой осыпи. Я не удержался от искушения прокатиться по ней на ногах - метод быстрый, но безжалостный по отношению к собственным ботинкам. Затем по камням и снегу довольно быстро мы вышли на зеленую лужайку с множеством ручейков, где остановились обедать (13.00-15.30).

Дальше тропа маркирована турами. Слева, за рекой, стеной стоит километровый скальный отвес, с которого падают высокие, но малорасходные водопады. Спуск не труден, только в конце второго перехода тропа спускается с высокого скального уступа, и нужно преодолеть несколько метровых ступенек.

Впереди - ровная зеленая площадка. По ее левому краю течет река, справа от лужайки морена. Местами кажется, что вода идет в гору: от основного русла отделяются ручейки, поднимаются (вверх!?) к морене и исчезают в каменной россыпи.

Перед лужайкой тропа делится на два рукава: один идет вдоль реки (летом здесь сыро), второй (основной) обходит болото по морене. Вскоре обходная тропа ненадолго возвращается к речке, а потом круто поворачивает вправо и через понижение переходит на правый борт ущелья. Кругом множество мелких тропок, срезающих изгибы основной трассы. На одном из спрямлений Филипп споткнулся и разбил ногу. Пришлось сделать небольшую остановку для ремонта коленки.

Следующий переход - самый трудный, но интересный. Морена сложена огромными, с небольшой домик, глыбами, и мы как горные козлы прыгаем с одного камня на другой. Туры идут и справа, и чуть левее - не поймешь, какая тропа основная. Довольно скоро все тропы собираются справа на травяном склоне и после короткого серпантина слева внезапно появляется мощный источник. Так вот куда уходила вода на морене!

От источника тропа круто падает вниз, в небольшое зеленое расширение, где уже пасутся коровы. В конце спуска кажется, что основная тропа опять уходит вправо на склон, но это иллюзия, просто перед самой долиной р.Джалпакол есть еще один маленький серпантинчик.

Около 19.00, через три с половиной часа после обеда, мы наконец бросаем рюкзаки и устраиваемся на отдых у р.Джалпакол (2350м). За четыре ходовых часа (считая от перевальной вершинки) из царства снега и льда мы спустились в лесную зону, сбросив при этом почти полтора километра.

Кругом пасутся коровы, рядом лежат кучки камней, каждый несколько метров в обхвате. Вот на этих больших камнях, рассказывает Боря М., мы с Филиппом в прошлом году прятались от разъяренных быков, истосковавшихся по корриде. Кстати, не поставить ли нам там сейчас лагерь?

Вдохновленные такой рекомендацией, мы дружно поднимаемся и идем дальше. Через два километра, около восьми вечера с разрешения пастухов ставим лагерь среди березок на территории коша на левом берегу р.Джалпакол (2250м). Рядом ночуют коровы и козы, но к палаткам они не подходят. На склоне есть арча, и дети даже развели из нее костер, но варить еду Боря ПВ предпочитает на примусе. И слава богу - меньше бензина придется нести утром.

25.07. По словам ходившего здесь Бори М., впереди нас ждет долгий и неприятный спуск, который мы хорошо, если пройдем за день. Странно - по карте этого не скажешь. И действительно, то ли за год Филипп и Жанна здорово подросли, то ли наоборот, уменьшился спуск, но день оказался довольно легким.

Первый переход от коша до границы леса мы проскочили за полчаса. До моста через речку еще одна короткая ходка, причем тропа уже превратилась в дорогу, кругом превосходный лес, а у реки есть замечательные поляны для дневки. Жаль, что мы не дошли сюда накануне!

Ближе к устью долины р.Джалпакол, перед тем местом, где она вываливается в ущелье р.Гондарай, дорога переходит на левый берег. В лесу много грибов, дети прямо на дороге собрали целый пакет. Вот небольшая площадка, впереди крутой серпантин. Сейчас нам предстоит свалиться с 2000 до 1700м. Однако тропа всюду отличная, сосны и елки дают тень, и идти очень легко и приятно. До р.Гондарай все спустились меньше, чем за час. Ходка получилась чуть длиннее обычного, но это последний сложный переход на нашем маршруте.

Сразу после мостика через р.Гондарай (дорога идет по левому берегу) нас остановил пограничный наряд. Документы в порядке, можно идти дальше.

Осталось выбрать место для лагеря. Машина за нами придет только послезавтра, и нам не жаль потратить лишнюю пару часов, чтобы получше устроиться на дневку. Увы, найти идеальное место так и не удалось.

Очень приятная (хотя и темноватая) стоянка под огромными елками есть в километре выше слияния р.Гондарай и Махар. Но там между стоянкой и рекой проходит дорога, по которой пограничники ходят к верхней засидке, и довольно часто ездят машины. Кроме того, поблизости нет удобного пляжа, и детям негде играть у воды. Мы остановились у елок обедать, и отправили вперед разведку. Прочесывание района, где сливаются р.Гондарай и Махар, показало, что у всех потенциальных стоянок есть какие-то недостатки. Больше всего приглянулись площадки на правом берегу р.Махар, на одной из них мы и остановились. Питьевую (не речную) воду придется носить из родника от тех самых елок.

26.07. Первая и последняя за весь маршрут дневка порадовала нас минеральными источниками, остатками земляники и только-только начавшей поспевать малиной. К источникам нужно идти по левому (орографически) берегу р.Махар, по дороге. Дорога начинается существенно ниже слияния и идет по склону. Чтобы сэкономить путь, можно подняться к дороге от заброшенного дома отдыха, расположенного на левом берегу р.Махар возле моста. Через полтора километра - развилка: влево уходит тропа к источникам. На правом берегу р.Махар дружной стайкой изливаются 4-5 источников, причем вода во всех разная. Мы пробовали разводить в минеральной воде "Зуко", и нам понравилось.

Обратно мы пошли по правому берегу р.Махар. Вдоль воды идти нельзя - сначала мешают непролазные кусты и крапива на остатках лавинных выносов (лавины сходят с противоположного берега), а чуть дальше есть непроходимый прижим. Поднявшись довольно высоко над рекой, мы обнаружили едва заметную тропу, вероятно, звериную. Лес довольно интересный, но грибов и ягод нет. Два километра до лагеря мы шли чуть меньше часа.

27.07. Заказанная нами машина пришла за полчаса до назначенного срока, поэтому остатки лагеря мы собирали в некоторой спешке. Дорога вдоль реки Учкулан (так она называется после слияния р.Гондарай и Махар) очень хорошая - почти асфальт. С подъемом к а/л Узункол ее не сравнить. Движение не сильное, но машины ходят. Пока мы стояли на дневке, мимо проехали три или четыре полноприводника (козлик и два рафика), а также трактор с тележкой. Свой микроавтобус есть в действующем доме отдыха, расположенном выше слияния на левом берегу р.Гондарай, а в детский лагерь около минеральных источников 2-3 раза в неделю поднимается ПАЗик, и накануне мы действительно его видели. Говорят (хотя поверить в это трудно), что у источников видели даже большие автобусы вроде Икарусов и Мерседесов, но далеко не всякий водитель на это отважится.

Как мне рассказали пограничники, договориться с машиной (автобусом) о поездке в Черкесск (до него чуть больше 100км) здесь стоит порядка тысячи. До Учкулана, откуда ходит автобус, можно доехать рублей за триста, а на попутке - и вовсе почти бесплатно. Наши женщины договорились о выброске с тем же водителем, который вез нас в Хурзук. Сговорились на 1500р - наверно, можно было и дешевле, но когда едешь к поезду, главное не цена, а надежность.

Первые восемь километров от заставы ущелье очень красиво, во многих местах так и хочется остановиться на дневку или хотя бы побродить по приречным малинникам. Лично я бы не отказался пройти эти восемь километров пешком. После моста через р.Учкулан на дороге появляются следы асфальта, а ущелье расширяется и то тут, то там у дороги мелькают сады, поля и отдельные строения. Отсюда до моста через Кубань, где уже ходит автобус, одиннадцать километров. Эта часть ущелья менее интересна, и если есть возможность, ее лучше проехать.

Между Карт-Джуром и Карачаевском (кажется, рядом с устьем р.Худес) на правом берегу реки есть заброшенные штольни; от основной дороги туда перекинут мост. В принципе, около шахт можно заночевать - например, чтобы не возвращаться в Черкесск вечером, а заодно осмотреть эти развалины.

1.4. Впечатления от горной части

А.Дещере: С формальной точки зрения, поход вполне получился. Все, что должно присутствовать в горном походе, у нас вроде бы было. Мы прошли все запланированные перевалы, побывали на леднике и минеральных источниках, видели Поляну Крокусов и красивые горные пейзажи, и даже пособирали немножко ягод. Однако какая-то неудовлетворенность осталась даже у детей, обычно приходящих в восторг от любой травинки или камешка, особенно если эти травинки или камешки - горные. Например, Олегу с Олей (а им было, с чем сравнивать - где они только не побывали!) прошлогодний поход на Фишт понравился намного больше.

И дело тут вовсе не в том, что раньше мы ходили со знакомой компанией, а в этот раз все познакомились только в поезде. Нет, отношения у нас вполне сложились, да и в прошлых походах компанию нам частенько составляли семьи, знакомые только заочно. Мне кажется, что у узункольского маршрута отсутствовала "изюминка", эмоциональный пик путешествия, которого ждут и к которому идут весь поход. На Фиште нашей целью была необычайно красивая вершина, почти на километр возвышающаяся над окрестными хребтами. К тому же почти каждый ходовой день содержал свою миниизюминку: скалы, пещеры, озеро, водопады, непролазную тайгу или поляны, кишащие различными зверьками, внезапный спуск к морю... Уж чего-чего, а разнообразия впечатлений там было хоть отбавляй!

Узункольский поход в этом смысле оказался пресноватым. Нельзя же считать целью похода спуск в Хурзук, из которого мы начали маршрут. Даже если бы мы сходили на г.Джалпакол, причем не вдвоем, а все вместе (ощущаете разницу?), это вряд ли спасло бы поход. Видимо, дело просто в различии районов. В Узунколе единственной достойной приманкой являются высокие и сложные горы. Если же группа не планирует серьезных восхождений, то по-моему, лучше выбрать другой район: от похода по окрестностям Узункола может остаться ощущение какой-то незавершенности или даже неполноценности.

Б.Мордасов: Маршрут, к сожалению, оказался слишком коротким, чтобы увидеть все прелести и разнообразие района. Но я туда, надеюсь, попаду теперь не скоро - надо отдохнуть от района, может быть, в Дигории или "скремниться" на Азию.

2. ЖИЗНЬ НА МОРЕ (АНАПА)

Анапа - это единственное место на побережье, куда из Черкесска ходит прямой автобус. Он отправляется около шести вечера и приходит на море рано утром. За билетами на автовокзал Боря пошел с видеокамерой, и это сразу привлекло внимание милиционеров. Сославшись на отсутствие регистрации в республике (!), они заставили нас заплатить по 30 рублей. Сумма не бог весть какая, но настроение было испорчено.

С формальной точки зрения вовсе неочевидно, что мы действительно что-то нарушили. Согласно действующим в РФ "Правилам... ", регистрации в трехдневный срок подлежат только граждане России, прибывающие куда-то на срок более десяти суток "для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства". У постоянно перемещающихся туристов такого "жилого помещения" нет и быть не может. Но когда до отхода автобуса остается пара часов, вникать в тонкости местного республиканского законодательства обычно не хочется . Тем более, что мы почти москвичи, а к москвичам в провинции отношение особое, примерно как к американцам в Ираке. Кстати, чувства эти взаимные - вспомните, например, как шмонают приезжих в московском метро. И все-таки этот наезд в Черкесске показался мне особенно обидным. Дело в том, что сразу по прибытии в Черкесск (еще по пути в горы) мы сдали в отделение милиции на ж/д вокзале заверенный список группы, и зарегистрировавший его милиционер сказал, что больше никакая регистрация не нужна. Увы, милиция везде одинакова, спорить с ней обычно себе дороже. Так, у нас в сумках уже начали искать наркотики, и не отдай мы по тридцадке, вполне возможно, действительно бы нашли.

В Анапе мы разделились. Боря, Филипп и Жанна поехали в Благовещенскую, чтобы снять там жилье в частном секторе, а мы остались на берегу с дикарями. Перед походом нам советовали остановиться между Большим и Малым Утришем. Там действительно есть палаточный лагерь, но нам он не приглянулся. Щели вблизи Архипо-Осиповки, где мы отдыхали в прошлом году, понравились больше. Плотность "населения" в Большом Утрише выше, лес хуже, а берег грязнее. Кроме того, за водой здесь приходится бегать к очень высоко расположенному роднику, тропинка к которому также загажена, а знаменитый Жемчужный водопад ничего, кроме жалости, не вызывает. Хотя из Анапы к нему ежедневно приходит катер, привозящий сюда желающих искупаться и побродить по нудистскому пляжу.

Единственное достоинство Большого Утриша - близость дельфинария и очень пристойного и недорогого магазина (до них всего 2 км). Говорят, более пустынные берега есть южнее, ближе к Малому Утришу, но там вроде бы нет питьевой воды и за ней приходится возвращаться к тому же самому роднику. Пляж в Большом Утрише галечный, а в море нам здорово докучали медузы.

Последнюю ночь перед поездом мы провели на песчаной косе севернее Анапы. От центра Анапы до самого Витязево вдоль моря тянется длиннющий Пионерский проспект. Весь берег застроен, а на пляже очень людно. За ночевку на территории санатория (в палатке!) сторожа просят до 50руб/чел/сутки.

Севернее, за санаторием "Нефтяник Оренбуржья", начинается витязевская коса. Она песчаная, покрыта кустами (можно найти тень). Место для палатки найти несложно, но здесь совершенно нет пресной воды. Вечером по дороге на косу приезжают анапцы, которым надоели переполненные городские пляжи. Первые километрдва встречаются любые машины, дальше по песку идут только полноприводники.

Ближайшая автобусная остановка - в конце Пионерского проспекта. К ней можно идти по пляжу, но лучше подняться по дороге в Витязево. Мне показалось, что на косе можно с комфортом прожить несколько дней, если в группе будет хотя бы один велосипед для поездок за водой и на рынок.

В лимане вода заметно теплее, но берег там грязный, а местами и топкий. Купаться в лимане можно не ближе 4 км от начала косы, там, где кончаются каменистые отмели и берег чистят гуляющие по лиману волны. На отмелях в начале косы очень интересно следить, как в зависимости от направления ветра вода в лимане перетекает из одного залива в другой. Течение при этом бывает довольно сильным.

3. ТРАНСПОРТ И ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ

Поезд Москва-Черкесск, плацкарт, 16.56-07.22 460р/1чел 460
Хлеб и фрукты в Черкесске около 30р/1чел 30
Автобус Черкесск – Узункол, 8.00-19.30 1500р/11чел 140
Бензин для примуса 60р/11чел 5
За хранение заброски 90р/11чел 10
Овощи и хлеб в Узунколе около 30р/1чел 30
Машина погранзастава (Учкулан) – Черкесск, 11.00-15.00 1500р/11чел 140
Посещение милиции в Черкесске 60р/2чел 30*
Автобус Черкесск-Анапа (полный билет 215р), 18.20-04.50 860р/6чел 145
Поезд Анапа-Москва, плацкарт, 8.10-19.30 410р/1чел 410
Раскладочные продукты (Дещере) 30р/чел/день 330

Расписание автобусов Анапа (ПАТП) - Большой Утриш - Сукко, действовавшее летом 2001г. Из Анапы: 5.25, 7.55, 9.15, 12.00, 14.30, 17.10, 18.25 (часть рейсов идет только до Сукко!) Отправление от м.Большой Утриш: 6.25, 13.00, 19.15. От-правление из Сукко: 6.45, 8.50, 10.05, 13.20, 15.25, 18.05, 19.35. Днем в Большой Утриш и Сукко довольно часто ходят мар-шрутки, но проезд в них вдвое дороже, чем в автобусе.




Copyright © Аркадий Копаница 2000-2002 

счетчик посетителей сайта contadores sexcams videochat
Экстремальный портал VVV.RU
Hosted by uCoz