в начало
       статьи
        видео
       ссылки



Несколько замечаний по поводу подъема по Варзуге от Паны до волока на Стрельну

Этот текст лучше читать с ОзиЭксплорером перед глазами. Координаты даны в датуме WGS84.

Расстояние, пройденное нами вверх по Варзуге от места ее слияния с Паной составило 100 км.

Вот несколько замечаний, которые могут оказаться пролезными для тех, кто впервые собирается пройтись по этому же маршруту.

Основные 4 фактора, усложняющие подъем по Варзуге, на которые надо обратить внимание при подготовке к подъему:

  • 1. Характер русла (количество, длина перекатов и шивер)
  • 2. Характер берегов (заболоченность, уклон, заросли ивы)
  • 3. Наличие мест для стоянок (заболоченность, уклон, кустарник)
  • 4. Возможен сильный встречный ветер, особенно когда он складывается с встречным течением.

В связи с указанными факторами я бы разделил этот отрезок на 5 участков.

1.От Паны до Юзии

Участок от Паны до впадения Юзии идется достаточно легко, можно сказать, комфортно, если идти пешком.

Река широкая, но скорость течения выше среднего. Вначале мы пытались идти по воде, но скоро бросили это дело и пошли пешком, благо берег тут ровный и чистый, примерно как тут:

Большие заросли ивняка встречаются здесь еще относительно редко, их протяженность невелика (от единичных кустов до пары-тройки десятков метров сплошных зарослей), так, что, при необходимости, такие места достаточно просто можно проскочить по воде, на веслах (сл. фото).

Время от времени приходится переходить с правого берега на левый и наоборот в зависимости от обстановки, но в общем, поскольку идется пешком, то это самый простой участок подъема.

С местами для стоянки особых проблем нет.

С встречным ветром тоже проблем нет - поскольку участок проходится пешком.

Напротив точки N66 56.536' E036 04.376' на южном берегу то ли база рыбнадзора, то ли рыболовная - к нам подкатили на моторке (мы шли противоположным берегом), увидели, что мы спортсмены, а не браконьеры, пожелали удачи и уехали. Отношение доброжелательное.

2.Участок после впадения Юзии

Варзуга становится заметно уже и быстрее. Как назло, возрастает количество ивняка. Из-за него проводка судов становится очень проблематичной, местами невозможной. Все чаще приходится садиться в лодку и работать веслами. На некоторые перекаты приходится запрыгивать с разгона - других путей нет, что отнимает много сил. Этот участок длится примерно до точки N66 55.279' E036 30.020'.

Тут могут быть проблемы с местом для стоянки - мы не сразу могли их найти. На обед приходилось становиться в очень сыром месте.

Проблем с встречным ветром тоже особых нет т. к. и лес вокруг - прикрывает от ветра и, кроме того, многие участки все еще проходятся в пешем режиме.

Тем кто собирается сюда - смотрите под ноги: мы нашли тут банку "Невского" - спасибо группе, которая шла тут за пару дней перед нами. Возможно и вам повезет.

3. От N66 55.279' E036 30.020' до N66 52.707' E036 53.473'

На этом участке Варзуга дает немного передохнуть: она становится шире, медленнее, начинаются плесы. До точки примерно N66 52.707', E036 53.473' - достаточно комфортное движение по воде, на веслах.

Местность более открытая для ветров, но поскольку направление движения - восток и юго-восток, то ветер, который в основном северо-восточный, нас тут не особо донимал.

Начались проблемы с выбором места ночевки. Искали долго - вокруг то ивняк, то болота. Встали на ночь тут: N66 55.476' E036 36.126'.

Далее подходящих мест для стоянки до самого Падуна мы не видели совсем, кроме одного-единственного: N66 54.760' E036 50.187' - суперстоянка, прямо-таки оазис среди болот из твердой сухой ровной земли в окружении нескольких сосен. Всем, кто пойдет по этому маршруту, рекомендую использовать именно эту точку как место ночевки перед последним броском к Падуну (до которого отсюда около 14 км.). Мы об этом местечке не знали, поэтому распланировали места стоянок несколько неоптимально из-за чего переход к Падуну у нас длился более 12 часов. А тут мы только пообедали.

4. От N66 52.707' E036 53.473' и до Падуна

Начиная примерно от N66 52.707' E036 53.473' и до самого Падуна начинается самый неприятный участок всего маршрута. Несколько километров узкой, быстрой с многочисленными перекатами реки берега которой сплошняком заросли ивняком через который не продраться. Ивняк тут такой, что его ветви местами на 2-3 метра отходят от берега преграждая путь по воде.

Здесь, кроме того, нет пригодных мест для стоянки, так что иного пути нет - тут надо упорно лопатить до самого Падуна, что мы и делали.

Тактика тут только такая: рывок на веслах против течения метров на 20-30, затем остановка, 20 секунд на восстановление дыхания - опять рывок и так далее. Во время этих микроостановок никакой возможности на берег выйти нет - передышку можно сделать только сидя в лодке, крепко держась за ветви ивняка, чтобы течением не унесло обратно. Естественно, перекаты здесь преодолеваются лишь с разгона. После каждого - опять же передышка в улове или держась за кусты.

В совсем уже узких местах, все же приходилось выбираться на берег и тащить байдарку сквозь кустарник по нескольку десятков метров - хотя это оказывалось не легче чем по воде.

Пару раз пришлось продираться сквозь ивняк прямо по дну реки пешком, по грудь в воде - одной рукой таща за собой байдарку а другой держась за кусты, иначе течение норовило сбить с ног.

Последние 3 км перед Падуном мы шли часа четыре - настолько медленно и тяжело идется этот кусок. Всего в этот день мы шли более 12 часов (с короткой остановкой на обед). К Падуну подошли в начале первого ночи.

Важно, чтобы на этом участке все вещи были хорошо привязаны к лодке и ничего не торчало - в цепких кустах ивы все можно вмиг растерять.

5.Участок после Падуна.

Над Падуном хороший сосновый лес и оборудованная стоянка. Тут можно делать дневку с баней.

После Падуна. Вначале четыре или пять длинных и быстрых перекатов. По воде нет никаких шансов на них запрыгнуть. Мы тащили лодки по кустам ивы. Занятие не из приятных.

Километра через два все кончилось, река успокоилась и следующие километров 10 мы спокойно шли на веслах. Лес кончился, начались болота.

Неожиданно среди болот наткнулись на сухое ровное местечко, еще один оазис с несколькими соснами, его координаты: N66 50.557' E037 14.778'. Здесь есть места для палаток, но т. к. мы отошли от Падуна всего 12 км. то решено было идти дальше, а тут мы только перекусили. Группы с слабой физической подготовкой, или с проблемными тихоходными судами вполне могут здесь остаться на ночь, иначе дневной перегон получается слишком длинным. В этот день от Падуна до места волока на Стрельну мы прошли 29 км на что затратили 12 часов. Больше мест для остановок на этом участке нет совсем - береговая линия хоть и очерчена резко, но она состоит из травы, типа камыша, который торчит прямо из воды (см. фото).

Хуже всего то, что километров за 15 от Падуна река сужается и ускоряется. Кроме того местность открытая и нам неповезло вдвойне: задул сильный встречный ветер - приходилось бороться и с течением и с ветром одновременно. Скорость нашего движения резко упала до 0,5 - 1 км/час (по gps). Иногда, при порывах ветра лодку сдувало назад и приходилось потрудиться, чтобы хоть как-то двигаться вперед. А еще нужно быть готовым к тому, что ветер этот может быть очень холодным: в этот день температура воздуха была всего 4 градуса (а это конец июля).

В связи с сказанным рекомендую заранее набить карманы шоколадом и рафинадом - расход энергии на этом участке очень большой и ее лучше пытаться восстанавливать на ходу, т. к. остановиться негде.

Особенно сложными для нас оказались последние 6 км - от места, где Варзуга сворачивает на север (примерно от N66 49.569' E037 24.477') до места планируемого волока: N66 52.996' E037 25.065'. Волок на Стрельну из этого места составил чуть больше километра длиной до точки N66 52.878' E037 27.111'.

Замечание: На самом деле тем, кто пойдет том же маршрутом, рекомендую для начала проверить место волока в районе точки поворота Варзуги на север (N66 49.569' E037 24.477'). Это для того чтобы не делать лишние 6 км на север. Мы проверить не додумались, но есть вероятность того, что обозначенное на карте болото в районе означенной точки представляет собой достаточно сухое морошечное поле, как, например, на этой фотографии (место около нашего волока, которое на карте также обозначено как болото).

Если это так, то не придется лопатить лишние километры.

Это все по Варзуге.

Про Стрельну

На Стрельне сложностей никаких нет. Разве что можно обратить внимание на два момента:

1. В нижнем течении Стрельна становится широкой и крайне мелкой, до 10 см глубиной. В этих местах надо внимательно смотреть за струей и аккуратнее выбирать траекторию. Также полезно приспустить днищевые баллоны. В таком случае, если лодка садится на мель - надо ложиться в ней во весь рост - вес перераспределяется, профиль днища меняется и лодка соскальзывает с мели. Таким образом мне удалось пройти мелкую часть Стрельны почти не вылезая из лодки (вылезти пришлось не более пяти раз). На каркасных судах там пришлось бы гораздо сложнее. Местные рассказывают, что якобы в прошлых, засушливых годах туристы даже бросали свои суда и шли до поселка Стрельна пешком - уж незнаю насколько можно доверять таким рассказам.

2. В тех местах много живности: мы видели разных гусей, журавлей, белохвостых орлов всяких мастей и размеров. Повсеместно встречаются олени, по-одиночки и парами. Повстречался нам и медведь. И не только нам, но и группе Булаха/Злобина, которые шли через неделю после нас примерно в тех же местах. А это значит, что неплохо бы соблюдать какие-то меры предосторожности: побольше шуметь, всячески стараться, чтобы он заметил человека как можно раньше и не встречаться с ним на узкой дорожке - тогда он спокойно уходит. Продукты вокруг палаток не разбрасывать. Медведи на Кольском хоть и мелкие, но лучше не дразнить зверя.

В общем все.



Copyright © Аркадий Копаница 2000-2002 

счетчик посетителей сайта contadores sexcams videochat
Экстремальный портал VVV.RU
Hosted by uCoz