в начало
       ссылки

Общественное объединение клуб "Азимут", г.Пущино

ВАШАНА - 2001

Велопоход 30.06-01.07.2001 по маршруту: Пущино - пл.107км - ст.Тарусская - Ждамирово - Хотманово - Су-хотино - Щепотьево - Казначеево - Березовка - Никитино - Симоново - Ненашево - Пахомово - Острецово - Дмитриевское - Агарино - Коргашино - Пущино

Участники: Дещеревский Алексей (рук., автор отчета), Олег (10), Оля (12), Панков Андрей (13)

Поездка состоялась по наводке небезызвестного разведчика древних подземелий Ю.Долотова из г.Протвино. Уже много лет он собирает сведения каменоломнях, шахтах, подвальных лабиринтах и прочих ямах, выкопанных нашими предками и потом брошенных. Множество таких пещер находится буквально в двух шагах от нашего Пущино, в нескольких часах езды не велосипеде. Не удивительно, что очередную поездку мы решили совместить с исследованием казначеевских каменоломен на р.Вашана.

Выехали из Пущино, как всегда, утром, с таким расчетом, чтобы успеть на пл.107км к десятичасовой электричке Москва-Тула. Но на первой же горке поход чуть было не кончился: у Андрея при резком торможении лопнула стальная пластина, фиксирующая тормоз на задней втулке его дорожного велосипеда. Чудом прикрутив вместо нее хомутик, припасенный на случай ремонта багажника, я взял с Андрея обещание больше не тормозить (по крайней мере, резко), и мы двинулись дальше. И не ошиблись: несмотря на кажущуюся хлипкость, хомутик выдержал весь поход и вернулся в Пущино целым и невредимым.

От ст.Тарусская за полтора часа доехали до Выпрейки, и после Юдинок остановились на первый большой привал с перекусом. К своему удивлению, увидели автобус Алексин-Юдинки: а мы думали, что автобусные остановки на этой дороге - реликт доперестроечной эпохи...

Первые километры после Заокского Андрей старался не отставать и даже иногда вырывался вперед. Но разница в классе велосипедов (Андрей ехал на дорожном, а Олег и Оля - на байках), а может, и в физической форме участников, вскоре дала о себе знать: взятый темп оказался чересчур быстрым и к моменту привала Андрей напоминал выжатый лимон и даже сомневался, что вообще сможет ехать дальше. Впрочем, чай с шоколадкой быстро вернули его к жизни.

От Хотманово мы проехали еще с километр и свернули влево по дороге, ведущей в сторону Сухотино. Основная колея довольно быстро поворачивает к поселку Новая Жизнь, перед которым мы, не заезжая в поселок, свернули влево к р.Нериска. Если верить карте, эта дорога должна идти к шоссе, на самом же деле она вскоре кончается, через лес по ней уже много лет как не ездят и не ходят. Тем не менее мы нашли не только место, где дорога выходила в пойму р.Нериска, но и следы старого брода через речку.

К нашему удивлению, воды в р.Нериска нет совсем! Вся ушла под землю - значит, грунт благоприятствует подземному стоку. Между тем, только на разведанном нами участке от брода до Щепотьево в Нериску впадает целая серия довольно мощных ручьев. Если бы вся их вода собралась вместе, перейти через такую речку было бы совсем непросто!

Сразу после переправы на Л берегу р.Нериска наткнулись на искусственные формы рельефа. Кругом выемки, небольшие отвалы щебня и отдельные камни. Вероятно, камень брали открытым способом и в довольно заметных количествах. От этого места до окраин Щепотьево около 1200м, до шоссе около 400м. Карьеры расположены в 10-20м выше уреза воды, над следами старой дороги, той самой, по которой мы ехали (здесь по ней гоняют коров). Поблизости есть овражки (я не геолог, но мне они показались довольно юными) и родники, и не всегда можно понять, что выкопал человек, а что размыла вода.

Воодушевленные находкой, мы детально исследовали Л берег Нериски на участке от шоссе до окраин Щепотьево, но больше ничего интересного не нашли. Правда, по краю поля есть пара подозрительных ям и 2-3 довольно свежих курганчика, поросших крапивой и бурьяном. Может, здесь когда-то стояли дома, а может быть, это кучи щебня, оставшиеся после обработки добытого камня. На П берегу лес, склон не очень крутой, и издали мы ничего интересного не увидели, а ближе не подходили.

После привала мы пересекли шоссе, затем широкую лесополосу и прямо через поле двинулись к Вашане. Это не лучший способ подъезда к каменоломням: правильнее было бы подняться по шоссе 1.5км в горку и затем свернуть вправо по дороге, ведущей в Приволье. Там, где эта дорога подходит к Вашане, от нее ответвляется мощеная камнем дорога, почти сразу же выводящая к главному карьеру. Сразу видно, что камень здесь работали долго и основательно, ради двух-трех телег щебня такие мостовые не делают!

Но мы еще не знали точное положение каменоломен и хотели проверить весь берег Вашаны от Казначеево. Разведка показала, что первый километр выше поселка (там речка течет по полю) абсолютно бесперспективен. Двигаясь вверх по течению, мы приблизились к лесу (он подходит к реке острым клином); на противоположном, левом берегу Вашаны показался дачный поселок. Точно в начале леса на П берегу Вашаны мы увидели хорошо сохранившийся искусственный уступ, однако без явных входов. Отсюда до окраин Казначеево примерно 1км, или чуть меньше (мы край деревни не видели, "брали" его по 2-км карте...).

Начиная с этого места, весь склон оврага р.Вашаны буквально изрыт древними разработками. Есть несколько серьезных точильников, а в 200м от первого уступа - хорошо заметная нора, расположенная в 3-5м ниже верхней бровки обрыва (по высоте). Но она ведет не в каменоломню, а в земляную камеру размером 2х2х1м. Из нее дальше идут два хода вниз, тоже земляные. Мы туда не полезли - вход в камеру узкий, я не пролез (надо подкопать), а инструмента/времени не было. Без меня дети дальше идти побоялись. Очень непонятная штука! Но явно не звериная...

Если пройти от норы еще 300м вверх по реке (при этом придется пересечь пару сухих оврагов), то прямо напротив дачного поселка начинается группа тесно расположенных точильных рвов, с явными следами недавно существовавших входов. Но сейчас все входы завалены, и чтобы пролезть внутрь, нужны раскопки. Один весьма перспективный вход заложен довольно большим (килограмм на 200) камнем, который мы, естественно, поднять не смогли.

Именно около этих входов (прямо над ними) мы поставили лагерь. Но место это не очень удобное: до родника пятнадцать минут пешком, а чтобы искупаться в Вашане, нужно не только спуститься по крутому склону, но и пересечь полосу густой крапивы на пойме. Единственный плюс этого места - идущая по краю леса старая проселочная дорога. На восток эта дорога проходит еще примерно 300-500м и кончается, огибая болотце, из которого начинается один из немногих здесь чистых ручьев. На запад дорога идет от лагеря совсем недалеко, затем поворачивает на север, выходит из леса и, едва не теряясь на поле, возвращается к шоссе Алексин - Ненашево.

Выше по течению характер берега не меняется. Если пройти от лагеря вдоль Вашаны еще 200-300м (500м от первого уступа у края леса), то дачный поселок на Л берегу кончается, в Вашану впадает ручей и за ручьем открывается обалденной красоты место, буквально чаша скально-осыпного цирка с двумя ярусами искусственных уступов. Внизу - кострище и стоянка, много тропинок ведет наверх в лес. Летом здесь всегда много солнца, - полная иллюзия, что кругом настоящие горы.

Размер цирка ~100-200м. Его естественной границей служит второй ручей, впадающий в Вашану в 150м выше первого. Там же на берегу Вашаны есть родник и место для купания. В чашу цирка ведет мощеная булыжником дорога, по которой нам и следовало сюда ехать.

Увы, изучив все скальные выходы и отвалы, мы так и не нашли того, что искали - открытого входа в древние подземелья. Хотя искали довольно тщательно: вечером я больше двух часов бродил по лесному берегу, а утром еще час провел в скальном карьере. Может, вход кто-то засыпал, или его надо было искать не сбоку, в стене, а сверху? И конечно, ни о каких рельсах (вроде, их там тоже видели) речи не было. Может, найдем в следующий раз? Я думаю, нам обязательно нужно еще туда съездить, чтобы это удивительное место увидели не только Олег, Оля и Андрей, но и другие азимутовцы...

Обратно мы поехали через Никитино. Но ребята быстро устали и предложили сократить запланированный маршрут. Поддавшись на уговоры, вместо кружного пути через Романьково-Пирогово-Ненашево я повел экспедицию прямо на Ненашево, по нарисованной на карте лесной дороге. Тем более, местные жители в Никитино говорили, что она еще не совсем заросла.

Увы, где-то мы пропустили правильную развилку, и вскоре вместо Ненашево впереди показались окраины Симоново. Чтобы не возвращаться, мы свернули на нарисованную на карте проселочную дорогу, идущую из Симоново на ВСВ. Увы, такая хорошая поначалу, в лесу она быстро сошла на нет, и от линии электропередач до шоссе мы шли едва ли не напрямик - на бывшей дороге упавших бревен и веток было больше, чем рядом среди деревьев. К тому же Андрей, которому надоела жара, сгоряча произнес "сейчас бы небольшой дождик..." и тут же накликал на нас неслабый ливень. Наконец, уже у шоссе мы обнаружили глубокий и сырой, непроходимый после дождя овраг. Обход продолжался почти километр.

По шоссе мы доехали в Ненашево, а затем в Пахомово. Чтобы не ждать переполненную электричку, поехали своим ходом через Острецово, где осмотрели знаменитую железную книгу, затем в Дмитриевское и Агарино. В Коргашино устроили последний большой привал, где опять собирали клубнику. Но конечно, перед походом я рассчитывал, что ягод будет гораздо больше. Надо было, как это и планировалось вначале, ехать не на два дня, а на три, тогда бы у нас хватило времени и на пещеры, и на ягоды.